Государственное регулирование рынка труда
В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда до конца 1970;х гг. служили воззрения сторонников активной государственной политики (неокейнсианцев и неоинституционалистов). С 1980—1990;х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников неоклассического направления, прежде всего школы экономики предложения… Читать ещё >
Государственное регулирование рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Из-за многообразия особенностей, а также в силу социальной важности рынка рабочей силы он нуждается в государственном регулировании. Можно выделить четыре ключевых направления государственного регулирование рынка труда:
- • стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;
- • подготовка и переподготовка рабочей силы;
- • содействие найму рабочей силы;
- • социальное страхование безработицы (в основном выделение средств на пособия безработным).
Концептуальные основы госрегулирования рынка труда
В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда до конца 1970;х гг. служили воззрения сторонников активной государственной политики (неокейнсианцев и неоинституционалистов). С 1980—1990;х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников неоклассического направления, прежде всего школы экономики предложения, выступающих за ограничение государственного вмешательства в экономику. В дальнейшем, с начала XXI в., в зависимости от находящихся у власти партий, использовались как неокейнсианские, так и монетаристские рецепты регулирования.
Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой служит зависимость между безработицей и инфляцией. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис. 13.5). Эта зависимость была рассчитана английским экономистом Олбаном Филлипсом (1914−1975) на основе данных по Англии, охватывающих период с 1861 по 1958 г. Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром росте цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.
Существует модифицированный вариант кривой Филлипса, основывающийся на разработанной нобелевскими лауреатами Эдмундом Фелпсом (р. 1933) и Милтоном Фридменом (1912−2006) теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории естественный уровень безработицы достигается в ситуации, когда силы, вызывающие повышение и понижение уровня инфляции и заработной платы, уравновешивают друг друга и в результате их динамика стабильна. При такой трактовке кривая Филлипса имеет отрицательный наклон только в краткосрочном периоде. В длительном периоде, при естественном уровне безработицы с устойчивыми темпами инфляции, эта кривая занимает вертикальное положение (рис. 13.6).
Рис. 13.5. Кривая Филлипса:
I — среднегодовой темп прироста цен; LUE — уровень безработицы; W — годовой прирост заработной платы.
Рис. 13.6. Модифицированная кривая Филлипса:
Lue — уровень безработицы; Iр — среднегодовой темп прироста цен Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное — в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.