Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Механизм оборота инвестиционных ресурсов с привлечением банковского капитала: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наблюдаемая в настоящее время в России концентрация банковских активов в ограниченном числе регионов не только не способствует росту кредитных вложений в реальный сектор экономики, но и даже косвенно оказывает отрицательное воздействие на этот процесс. По мере увеличения активов банков наблюдается постепенное уменьшение кредитов, предоставленных экономике, и напротив, вложения в государственные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические аспекты формирования макроэкономического механизма перетока инвестиционного капитала
    • 1. 1. Банковская структуризация: государственные и коммерческие банки
    • 1. 2. Институциональная среда банковской деятельности: надежность и прозрачность независимого коммерческого банка
    • 1. 3. Специфика региональной конкурентной среды, ее финансовая устойчивость и прозрачность
  • Глава 2. Функции региональных коммерческих банков в использовании коротких денег и кредитовании малого и среднего бизнеса
    • 2. 1. Взаимосвязь и взаимозависимость региональной экономики и региональных финансовых структур
    • 2. 2. Банковская система Республики Бурятия
    • 2. 3. Условия и факторы концентрации банковского капитала для кредитования реального сектора экономики
    • 2. 4. Формирование региональных инвестиционных программ

Механизм оборота инвестиционных ресурсов с привлечением банковского капитала: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Неотъемлемым элементом экономической системы любой страны является ее институциональная структура. Банковский сектор — один из основных элементов, образующих институциональную структуру рыночной экономики. От его эффективного функционирования решающим образом зависят перспективы социально-экономического развития любого государства.

На этапе трансформации экономической системы на банковский сектор возлагаются основные надежды по созданию мощных инвестиционных потоков, необходимых для реструктуризации экономики. Однако дестабилизация, объективно присущая переходному процессу, создает серьезные препятствия для эффективного функционирования рыночных механизмов, в том числе и в банковском секторе. Банки в нестабильной среде не способны выполнять свои макроэкономические функции, происходит отрыв финансовой сферы от производственной. В России этот отрыв отчетливо обозначился в самом начале рыночного реформирования и далее только углублялся. Наряду с высокодоходным финансовым сектором в экономике наблюдалось катастрофическое падение производства в базовых отраслях экономики, убыточность предприятий реального сектора и отсутствие долгосрочных банковских инвестиций в промышленное производство. В то время как в долгосрочной перспективе благополучие финансового сектора базируется на благополучии реального сектора экономики.

В этой связи особенно актуальной становится проблема взаимодействия банковского и реального секторов экономики, построение банковской системы, адекватной потребностям промышленного производства.

Россия в настоящее время вступает в третий этап реформ, которые главным образом касаются реформирования регионов. В данном контексте приобретает актуальность исследование взаимосвязи и взаимовлияния финансового и реального секторов на уровне регионов. Создание устойчивой сети региональных банков, специализирующихся на обслуживании мелкого и среднего бизнеса, приобретает особую важность также в силу того, что местные банки играют решающую роль в формировании местной финансовой культуры и сами становятся частью ее.

В настоящее время в российской экономической науке не существует теоретически и методических разработок, которые были бы хорошо адаптированы к экономическим особенностям отдельных регионов Российской Федерации, дающими ключ к успешному управлению экономикой субъектов федерации.

Главным образом это связано с тем, что в экономической науке отсутствует целостная теория закономерностей функционирования переходной экономики. Однако за более чем десятилетний период рыночных реформ в России отечественным учетным, на наш взгляд, удалось сформировать некоторое теоретическое ядро в данной области. На базе таких исследований представляется возможным разработка долгосрочных системных концепций и программ развития экономики и денежно-кредитной сферы, пригодных для эффективного решения практических проблем переходного периода и учитывающие как общероссийские экономические реалии, так и реалии конкретных регионов.

Актуальность теоретических разработок и высокая практическая значимость проблем взаимодействия банковского и реального секторов экономики, построения эффективного механизма оборота инвестиционных ресурсов на основе банковской системы, адекватной потребностям реструктурируемой экономики, предопределили направленность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы взаимодействия и взаимовлияния реального и финансового секторов экономики в последнее время привлекли к себе пристальное внимание экономистов всего мира.

Теоретические и практические основы банковского дела, эволюции банковской системы, интеграции банковского и промышленного капитала, роли банков в воспроизводственном процессе рассматриваются в работах многих отечественных ученых, среди которых: С. А. Андрюшин, А. В. Аникин, А. Ю. Викулин, Е. Ф. Жуков, О. И. Лаврушин, Д. С. Львов, А. Г. Мовсесян, Н. Т. Стрельцова, Г. А. Тосунян, В. М. Усоскин и другие.

Среди зарубежных ученых, чьи исследования посвящены выявлению закономерностей функционирования банковского сектора, взаимосвязи банков и реального производства, основам инвестиционной деятельности прежде всего необходимо сказать о работах А. Гана, Л.Дж. Гитмана, М. Д. Джонка, Э. Д. Долана, Дж.М. Кейнса, Л. Харриса, У. Шмидта и др.

Раскрывая сущность банка как института, автор опирался на исследования экономистов институционального направления — Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, Дж. Коммонса, У. Митчелла, Д. Норта, О. Уильямсона, Ф. Хайека и др.

Региональная специфика формирования и функционирования банковских структур исследуется в работах А. В. Аленина, А. Л. Гапоненко, А. Г. Гранберга, Лексина В. Н., P.M. Каримова, В. Г. Полянского и др.

Несмотря на это необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной экономической литературе недостаточно полно освещены многие вопросы формирования макроэкономических инвестиционных ресурсов в условиях транзитивной экономики, проблемы долгосрочного банковского кредитования в период нестабильности, роль банковских структур в процессах регионализации.

Цель диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является изучение роли и значении банковских структур в формировании мощных инвестиционных потоков для структурной перестройки экономики России и отдельных ее регионов, разработке научно-практических рекомендаций по адекватности банковской системы потребностям промышленного производства. Поставленная цель предполагает решение ряда следующих взаимосвязанных задач.

Основные задачи исследования.

— раскрыть сущность банка с расширенных позиций, включая все современные направления экономической мысли;

— с новых позиций разработать основы реформирования банковского сектора транзитивной экономикипроанализировать необходимость регионализации управления инвестиционной активностью;

— классифицировать региональные банковские системы по трем признакам: уровню деловой активности в регионе, степени открытости для инорегиональных банков и преобладающему типу банковвыявить наиболее существенные факторы, сдерживающие долгосрочное инвестиционное кредитование промышленных предприятий банками;

— проанализировать действенность применяемых мер воздействия федеральных и региональных властей на инвестиционную активность.

Предмет исследования — институциональные преобразования кредитных отношений в транзитивной экономике.

Объект исследования — роль банковской системы в инвестиционном процессе в переходной экономике.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. В процессе исследования использовались теоретические разработки и фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых в области институционального анализа, банковского дела, кредита. Использовались работы экономистов, философов, историков, социологов.

В диссертации проанализировано и критически осмыслено зарубежное и отечественное федеральное и региональное банковское и инвестиционное законодательство.

В исследовании использованы статистические материалы Госкомстата РФ и Республики Бурятия (РБ), Мирового банка, Центрального Банка РФ, Национального Банка РБ.

Методику исследования составляют методы единства исторического и логического, научной абстракции, сравнительного анализа и экономико-статистический метод. Также в диссертации применены методы группировки и моделирования цифрового материала, графического отображения.

Научная новизна исследования. Наиболее существенные результаты, полученные автором и содержащие элементы научной новизны, заключаются в следующем:

— впервые сущность банка раскрывается с позиции институционального анализа, банк рассматривается как институт в самом широком толковании этого термина;

— разработана авторская концепция трансформации банковской системы транзитивной экономики на новом этапе рыночного реформирования, основным положением которой выступает необходимость учета собственного кредитного опыта в увязке с современными экономическими тенденциями, это предполагает постепенное преобразование кредитных отношений из общественно-государственных в частныеобоснована необходимость регионализации управления инвестиционными процессами, основной рычаг которого составляет региональная банковская система;

— проведена типологизация банковских систем субъектов РФ по нескольким критериям, это позволило учесть региональную специфику конкретных регионов при осуществлении единой денежно-кредитной политикипредложены новые методы воздействия на активизацию инвестиционных процессов, такие как: создание рынка «имиджевого» капитала, формирование устойчивых стереотипов «инвестиционного» поведения субъектов хозяйствования.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в ходе исследования закономерности и тенденции функционирования банковских структур транзитивной экономики, сделанные в диссертации теоретические выводы, разработанные практические рекомендации могут быть использованы при разработке федеральной и региональной денежно-кредитной и инвестиционной политики.

Внедрение разработанных автором подходов к реформированию банковского сектора будут способствовать ускорению выхода экономики России из кризиса.

Теоретические и практические выводы также могут быть использованы в процессе преподавания таких учебных курсов, как «Экономическая теория», «Деньги, кредит, банки», «Макроэкономика», «Региональная экономика».

Апробация исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на научно-практических конференциях, семинарах и заседаниях кафедры. По теме диссертации автором опубликовано 5 работ общим объемом 8,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 149 наименований. Основной текст изложен на 130 страницах и имеет 7 таблиц, 1 рисунок и 5 приложений.

Заключение

.

Данное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов.

1. Банк представляет собой прежде всего результат эволюционного развития экономических отношений. Банки возникли практически одновременно с разделением труда и появлением товарных денег. Они эволюционируют параллельно с развитием товарно-денежных отношений. Это важнейшая исходная посылка к тому, чтобы рассматривать банк не только как организацию (храм, торговый дом, коммерческий банк как предприятие), и не только как отношения, закрепленные формальным правом, но и как целостное экономическое явление, включающее в себя обширный пласт человеческих взаимоотношений, которые постепенно развиваясь, приняли в силу объективных причин современный вид.

Поэтому банк представляет собой не только, и даже не столько некую предпринимательскую единицу с определенным набором операций, и не только инфраструктурное учреждение, несущее важные макроэкономические функции, но и институт в самом широком понимании этого термина, как его толкуют исследователи различных школ — от «старых» институционалистов до современных неоинституционалистов.

В связи с этим на этапе трансформации экономики, при построении или реформировании банковской системы той или иной страны становится важным учитывать собственный опыт кредитных отношений в тесной увязке с современными тенденциями развития морового хозяйства.

2. Историю становления кредитных институтов на Руси свидетельствует о подавляющем доминировании периодов прямого государственного регулирования деятельности банков. С начала XIII века (именно в этот период получили наибольшее развитие первые банки на Руси) на базе монастырей и церквей торговых центров — Новгорода и Пскова — существовали торговые дома, которые накопили значительный капитал и осуществляли прием вкладов, выдавали ссуды, развивали залоговые отношения. Русь переняла основные положения византийского государственного права, и соответствующую организацию денежно-кредитной системы, основным элементом которой была государственная монополия на денежные операции.

Появление первых банков современного типа на Руси относится к середине XVIII века. В 1754 году при решающем участии государства были организованы Дворянский, Купеческий и Коммерческий банки. До середины девятнадцатого века кредитно-банковская система России имела централизованное государственное устройство.

Далее мы наблюдаем волнообразную тенденцию, когда периоды государственной монополии в банковском деле сменяются периодами либерализации.

С 60-х годов XIX века в России проявилась тенденция коммерциализации банковского дела. В период с 1864 по 1871 годы были учреждены 31 акционерный коммерческий банк и 11 акционерных земельных банков. Начало двадцатого века характеризовалось массовым ростом самых разных кредитных учреждений.

Затем мы наблюдаем откат либеральных реформ. После революции 1917 года произошло огосударствление банковской системы.

Позже, в период НЭПа, вновь наблюдается либерализация банковской деятельности. Однако этот период продлился недолго и через несколько лет вновь произошла национализация банков.

В конце 80-х годов двадцатого века происходит беспрецедентное по масштабам реформирование российской экономики из административно-плановой в рыночную, что потребовало либерализации многих сфер экономических отношений, в том числе и в банковском секторе.

Как видим, история развития банковской системы России свидетельствует о ее институциональном своеобразии. Из краткого исторического обзора, приведенного выше, видно, что Россия имеет очень небольшой опыт функционирования частных кредитных отношений, и наоборот, — богатый опыт деятельности государственно-общественных кредитных организаций. Следует ли этого, что необходимо полностью обратиться к собственным традициям в области построения кредитных отношений и придать им общественный характер, воссоздать банковскую систему, основанную на государственных банках? Следующий пункт выводов дает ответ на этот вопрос.

3. Условия хозяйствования не являются постоянными, они значительно изменяются не только в пространстве, но и во времени, особенно в последние десятилетия в связи с ускорением научно-технического развития. Изменение условий требует и изменения стереотипов поведения, вырабатываются новые традиции, образ мыслей, миропонимание («институты» в широком толковании этого термина). Здесь следует задаться вопросом: какие институты, какой опыт, какие традиции и обычаи считать «несущими конструкциями» в здании новых социально-экономических отношений, а какие — пережитками старого, тормозящими дальнейшее развитие и от которых необходимо как можно скорее избавляться?

Экономическая наука на сегодняшнем этапе бессильна решить проблему отбора «правильных» институтов. По мнению диссертанта, здесь только сама жизнь может и должна произвести отбор. Поэтому революционные преобразования в данном случае неуместны, так как они ведут к значительным социальным потерям, вызывают сопротивление основной массы населения, и в результате через некоторое время это часто приводит к тому, что система вновь «откатывается» к прежним позициям.

В данном аспекте реформирование российской банковской системы необходимо проводить постепенно, эволюционным способом. Нужно во главу угла поставить задачу формирования у населения традиций вложения средств в банковские вклады на долгосрочной основе, традиции и привычки инвестиций в ценные бумаги, задачу распространения, если так можно сказать, нового инвестиционного образа мыслей. Для этого необходимо повышать доверие к российским банкам. И не только путем принятия законов, гарантирующих возврат средств (эта мера основана больше на доверии к государству, а не к банку), а главным образом путем создания механизмов, делающих коммерчески невыгодным обман вкладчиков.

Навязывание дальнейшей либерализации в сфере банковского дела будет означать ломку старых «стереотипов поведения», «образа мыслей» и воспитание новых. Это может потребовать длительного времени и огромных социальных потерь. Процесс «подгона» российской экономики, имеющей весьма своеобразную специфику, под американскую или западноевропейскую, можно сравнить с попыткой уложить экономику России в «прокрустово ложе» абстрактных теоретических схем, разработанных на основании эмпирического опыта развитых западных государств.

4. По нашему мнению, в соответствии с собственным кредитным опытом России на сегодняшнем этапе реформирования не надо бояться государственного участия в банковском секторе, напротив оно даже необходимо. Однако данное участие не должно препятствовать развитию частных кредитных отношений, которые сейчас уже эффективно действуют в некоторых ограниченных областях (в основном в нише краткосрочного кредитования). Эти новые для России кредитные отношения, основанные на частном интересе, необходимо постепенно развивать и поддерживать, но на сегодняшнем этапе нельзя полностью на них полагаться. В постепенном развитии, поддержке и формировании опыта частных кредитных отношений в России и состоит задача федерального и регионального правительства.

5. Сегодня в любой стране осознана острая необходимость регулирующего воздействия государства на процессы социально-экономического развития. Как показывает мировой опыт, даже в условиях развитой рыночной экономики масштабная реконструкция хозяйства отстающих регионов не может проводиться только с помощью рыночных механизмов, а требует обязательного участия государства. В странах с развитой рыночной экономикой почти все сферы государственного воздействия имеют региональную привязку.

По мнению автора, государственная структурная и производственная политика в РФ должна реализовываться через программы развития субъектов РФ.

6. Региональный аспект в управлении экономикой и ее отдельными секторами, в том числе банковским сектором, вызывается рядом общих предпосылок. Во-первых, это объективная тенденция регионализации в экономических и социальных процессах, наблюдающаяся во многих странах мира последние десятилетия. Во-вторых, актуальность для Российской Федерации этого аспекта вызывается самим принципом государственного устройства — федерация. В-третьих, сильные территориальные диспропорции в уровне социально-экономического развития регионов, их специфика.

К одной из острейших региональных проблем современной России относятся последствия пространственной организации хозяйства, осуществляющейся в период господства административно-плановых принципов хозяйствования. Сложившаяся в тот период пространственная структура национальной экономики характеризовалась такими свойствами, как: чрезмерная концентрация многих производств (в том числе существование предприятий-монополистов) — узкая специализация ряда регионовбольшие расстояния между производителями и потребителямисуществование большого количества городов, в которых вся экономическая деятельность базируется на функционировании одного градообразующего предприятиясращивание социальной структуры поселений с производственными предприятиями, многочисленные зоны экологического бедствия.

Сильное воздействие на пространственную организацию оказывали: преобладание экстенсивного пути развития через расширение эксплуатации природных ресурсов и движение в новые сырьевые районы, их неэффективное использование, создание городов и целых мезорегионов с преобладанием предприятий ВПК, «остаточный принцип» выделения материальных и финансовых ресурсов на развитие коммуникационной и социальной инфраструктуры.

На начало 1990;х годов сложилась сильно неравномерная территориальная структура национальной экономики. Однако с началом рыночного реформирования дифференциация регионов по уровню развития и условиям жизни не только не сгладилась, но еще более усилилась. Экономический кризис охватил все регионы Российской Федерации. Кризисные явления в разных регионах приняли существенные региональные особенности. Это, по мнению автора, скажется на неравномерности выхода различных регионов из кризисной ситуации.

Особую важность в этих процессах приобретает изучение степени участия банков в удовлетворении потребностей экономического и социального развития территорий. Рычаги экономического регулирования в области создания эффективно действующей региональной банковской системы способны существенным образом повлиять на темпы развития отдельных территорий и способствуют выравниванию различных субъектов РФ по уровню развития и в конечном итоге ускоряют выход России из затяжного кризиса.

7. Показатели региональной банковской активности и концентрации банковского капитала во многом определяют перспективы развития тех или иных регионов, создавая предпосылки для привлечения инвестиций, выхода из экономического кризиса и, в конечном счете, повышения уровня жизни населения.

Одной из наиболее ярких особенностей становления рыночной банковской системы России с момента начала ее бурного количественного роста и до настоящего времени является неравномерность размещения банков и их филиалов по территории страны.

Размещение банковских капиталов и активов также имеют территориальную неравномерность. Территориальные различия в распределении банковского капитала являются еще более резкими, чем в размещении коммерческих банков.

Как показал анализ, чем более зрелой становится российская банковская система, тем больше активы банков концентрируются на территории ограниченного числа регионов: в наиболее развитых финансовых центрахМоскве и Санкт-Петербурге, в ресурсодобывающих регионах — Башкортостан, Татарстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, в крупнейших промышленных центрах с диверсифицированной экономикойЕкатеринбурге и Нижнем Новгороде — третьем и четвертом по величине городах России.

С одной стороны — это положительная тенденция. Концентрация банковских активов необходима, так как даже самые крупные российские банки по международным меркам попадают в разряд мелких или средних. Недостаток средств не позволяет нашим банкам расширять кредитование реального сектора экономики с целью его реструктуризации, поскольку данная деятельность требует огромных кредитных ресурсов при широкой диверсификации вложений. В этих условиях концентрация банковских активов повысит ресурсные возможности банков и, вероятно, должна способствовать направлению банковских ресурсов в реконструкцию российской промышленности. Но с другой стороны, концентрация капитала в нескольких наиболее развитых регионах не желательна для остальных субъектов РФ, так как ослабляет возможности региональной банковской системы по кредитованию местных промышленных предприятий. Это увеличивает региональные диспропорции и в конечном итоге затягивает выход российской экономики из кризиса.

Наблюдаемая в настоящее время в России концентрация банковских активов в ограниченном числе регионов не только не способствует росту кредитных вложений в реальный сектор экономики, но и даже косвенно оказывает отрицательное воздействие на этот процесс. По мере увеличения активов банков наблюдается постепенное уменьшение кредитов, предоставленных экономике, и напротив, вложения в государственные ценные бумаги и ликвидные активы на корсчетах в Центральном банке и коммерческих банках растут. Так же увеличение капитала банков не приводит к повышению диверсификации рисков, так как расширение деятельности в результате увеличения капитала достигается не путем расширения числа клиентов-заемщиков, а путем увеличение суммы кредитов все тем же клиентам. В такой ситуации банкротство или превращение региональных банков в филиалы крупных банков федерального значения снижает возможности региональной банковской системы по расширению кредитования промышленности регионов.

В силу этого, при принятии мер по активизации инвестиционной деятельности региональным властям, по мнению автора, не следует полностью полагаться на филиалы крупных банков федерального значения, как на более ресурсоемкие. Как показал анализ, такие банки по структуре активов и по диверсификации риска практически не отличаются от средних региональных банков. Для экономики региона доминирование филиалов крупных федеральных банков означает снижение возможностей по кредитованию местных промышленных предприятий.

8. Важными характеристиками среды, в которой действуют банки, являются уровень инфляции и рентабельность производства предприятий-заемщиков. Как показал анализ, данные показатели значительно колеблются в региональном разрезе, причем разброс значений огромен, если учитывать, что речь идет о регионах одной страны, действующих в едином экономическом пространстве.

Очевидно, что переток средств частных вкладчиков из «чулка» в банк и далее «по цепочке», переток банковских ресурсов в промышленность, возможен только при жестком соблюдении условия: ставка по банковским кредитам должна быть ниже уровня рентабельности производства и одновременно выше уровня инфляции.

Для разных регионов степень сложности этой задачи значительно варьируется, соответственно будут востребованы и различные методы ее решенияи, в силу этого, в разных регионах необходимо применять разные по содержанию и степени жесткости меры воздействия, что отразится на региональной денежно-кредитной политике.

9. Как показал анализ, региональные банковские системы значительно отличаются друг от друга по многим основным показателям. Проведенная классификация по нескольким признакам позволила провести типологизацию банковских структур субъектов РФ и выявить наиболее уязвимые места и «точки роста» в конкретных регионах.

Региональную банковскую систему Республики Бурятия с этих позиций можно охарактеризовать следующим образом. Она функционирует в условиях низкой деловой активности, и как следствие недостаточно насыщенна банковским капиталом, активами и самостоятельными региональными банками. По степени открытости банковскую систему республики нельзя однозначно назвать ни открытой, ни закрытой. Вероятнее всего она является смешанной системой. Так, несмотря на значительное число филиалов инорегиональных банков, решающую роль в обслуживании денежных потоков внутри региона играют все же местные банки. Филиалы московских банков ориентированы в основном на работу с горнодобывающими предприятиями или на обслуживание филиалов федеральных организаций. Однако они все активнее захватывают рыночные ниши и в настоящее время идет активный процесс передела клиентской базы.

В банковской системе Бурятии, согласно принятой выше классификации, доминируют «кредитные» и «розничные» банки. Это можно было бы назвать положительным фактором, если бы удалось реализовать его преимущества. Но в силу недостаточности капитала и активов региональной банковской системы их положительные эффекты весьма незначительны.

Банковский сектор Республики Бурятия, в результате двух банковских кризисов 1995 и 1998 гг. избавился от «балласта» неэффективных и виртуальных (слабо связанных с реальным производством) банков и приобрел более оптимальную структуру. В последние два года наблюдается динамичное развитие банковской системы республики по всем основным показателям. Однако это развитие слабо коррелирует с динамикой долгосрочных инвестиций. По прежнему не удается направить частный капитал в промышленный сектор экономики региона.

10. Промышленный сектор Республики Бурятия по всем важнейшим характеристикам находится на уровне значительно ниже среднероссийского. Естественные каналы перелива средств рядовых вкладчиков через банки в инвестиционные кредиты предприятиям на переоснащение основных фондов заблокированы высокой инфляцией и низкой рентабельностью производства, высокой долей убыточных предприятий в регионе. И если в некоторых регионах сегодня уже созданы все предпосылки для перераспределения капитала по данным каналам, то Бурятия, в силу объективных причин, еще долго не сможет войти в число таких регионов.

Поэтому региональным властям необходимо разработать долгосрочную концептуальную политику по активизации инвестиционного кредитования, которая должна включать в себя не только косвенные регуляторы, но и прямые рычаги воздействия, не нарушая при этом тех областей, где рыночные механизмы уже эффективно действуют.

11. Имея в арсенале реальные рычаги воздействия региональным властям Бурятии следовало бы более полно использовать их потенциал. Как показал анализ, на сегодняшний день в республике используются только две меры инвестиционной политики: развитие законодательства, регулирующего инвестиционный процесспредоставление инвесторам в пределах полномочий регионов льгот и стимулов финансового и нефинансового характера.

На наш взгляд, следовало бы так же сосредоточиться на создании организационных структур по содействию инвестициямсоздании рынка имиджевого капитала (придание такому активу как «репутация» реальной рыночной ценности) — формировании устойчивых стереотипов «инвестиционного» поведения субъектов хозяйствования, основанных на взаимном доверии инвестора и заемщика, делающих коммерчески невыгодным оппортунистическое поведение, участии региональных властей в инвестиционном процессе через госзаказыболее активном взаимодействии с бизнесом в деле построения инфраструктуры управляемой рыночной экономики, стимулировании создания союзов и объединений предпринимателей, проведении диалога с этими структурами. Правительству республики необходимо иметь четкую долгосрочную программу действий по формированию соответствующей институциональной среды, где банк выступает как один из основных институтов в самом широком толковании этого термина.

Данные меры позволят повысить роль банковской системы как механизма оборота инвестиционных ресурсов, будут укреплять взаимодействие финансового и реального секторов экономики отдельных регионов и Федерации в целом и в конечном итоге будут способствовать выходу экономики России из кризиса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 2.12.90. № 395−1 (вред, от 19.06.01).
  2. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99. № 40-ФЗ (в ред. от 3.07.01).
  3. Федеральный Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23.06.99. № 117-ФЗ.
  4. Федеральный Закон «О реструктуризации кредитных организаций» от 8.07.99. № 144-ФЗ (в ред. от 3.07.01).
  5. Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 2.12.90. № 394−1 (в ред. от 19.06.01.).
  6. Указ Президента РФ «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1.04.96. № 440.
  7. Указ Президента РФ «О защите сбережений граждан РФ» от 28.03.93.
  8. Конституция Республики Бурятия
  9. Закон РБ «О бюджетной системе Республики Бурятия» от 18.10.00. № 501-II (в ред. от 8.05.01).
  10. Закон РБ «О налоговом стимулировании организаций, осуществляющих производственную деятельность в Республике Бурятия, до полной окупаемости вложенных средств» от 6.03.98. № 671−1.
  11. Закон РБ «О республиканском бюджете на 2000 год.» От 24.01.00 № 329-И (в ред. от 13.03.00).
  12. Закон РБ «О республиканском бюджете на 2001 год» от 10.01.01. № 594-II (в ред. от 8.05.01).
  13. Закон РБ «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций» от 20.06.96. № 327−1 (в ред. от 7.03.01.).
  14. Закон РБ «Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия» от 6.03.98 № 669−1.
  15. Постановление Правительства РБ «О взаимодействии Правительства и коммерческих банков в стабилизации экономики и укреплении банковской системы Республики Бурятия» от 27.05.96. № 171.
  16. Постановление Правительства РБ «О концепции государственной политики РБ в области страхования» от 10.10.00. № 357.
  17. Постановление Правительства РБ «О концепции налоговой политики РБ на среднесрочную перспективу 1999−2001 гг.» от 3.08.98. № 266.
  18. Постановление Правительства РБ «О концепции развития рынка ценных бумаг в РБ» от 15.06.99. № 213.
  19. Постановление Правительства РБ «О концепции республиканской денежно-кредитной политики» от 10.09.99. № 325.
  20. Постановление Правительства РБ «О порядке предоставления бюджетных кредитов из республиканского бюджета» от 29.06.01. № 236.21 .Постановление Правительства РБ «О порядке предоставления организациям субсидий на развитие производства» от 22.05.01. № 186.
  21. Постановление Правительства РБ «О программе ипотечного жилищного кредитования» от 21.02.01. № 68.
  22. Постановление Правительства РБ «О программе социально-экономического развития РБ на 2001 г.» от 8.02.01. № 52.
  23. Постановление Правительства РБ «О работе с коммерческими банками» от 20.04.98. № 128.
  24. Постановление Правительства РБ «О разработке целевой программы перехода к экологически устойчивому развитию Республики Бурятия на 2001 -2010 гг» от 10.08.00. № 284.
  25. Постановление Правительства РБ «Об инвестиционной программе РБ на 2001 год» от 8.02.01. № 51.
  26. Постановление Правительства РБ «Об итогах социально-экономического развития РБ за 2000 год» от 16.03.01. № 87.
  27. Постановление Правительства РФ «О создании всероссийского банка развития регионов» от 7.09.95. № 905.
  28. Указ Президента РБ «О концепции бюджетной политики РБ на 1999−2001 гг.» от 15.12.98. № 280.
  29. Письмо ЦБ РФ «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций» от 27.07.00. № 139-Т.
  30. В.К., Хомкалов Г. В., Цыренова Е. Д. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. -128 с.
  31. Э. Федеральные округа новация в территориальном статусе России // Федерализм. — 2000. — № 4. — С. 169−182.
  32. В.В. Банковский сектор региона и его экономическая безопасность // Деньги и кредит. 2000. — № 10. — С. 18−23.
  33. С.Б., Антипова О. Н., Ушаков В. А. Банк Франции: тенденции развития сети территориальных учреждений // Банковское дело. 2000. — № 8. — С. 12−15.
  34. С.Б., Антипова О. Н., Ушаков В. А. Сеть территориальных учреждений Банка Франции на современном этапе // Деньги и кредит. -2000. -№ 10.-С.40−47.
  35. С.Ю. Механизмы регулирования региональных экономических интересов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 39 с.
  36. С.А. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития. М.: Изд-во «ИЭ РАН», 1998. — 321 с.
  37. А.В. Защита банковских вкладчиков: Российские проблемы в свете мирового опыта. М.: Изд-во «Дело», 1997. — 143 с.
  38. В.М. Инвестиции источник экономического и социального динамизма. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. — 198 с.• 40. Банковский бюллетень / Национальный банк Республики Бурятия. 2000 г.- выпуск 12 (69).
  39. Банковский бюллетень Национального банка РБ / 2001. Выпуск 6 (75).
  40. Банковское дело: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред.
  41. B.И.Колесникова, Л. П. Кроливецкой. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998. — 464 с.
  42. Баско В Н., Каракай Н. В. Некоторые аспекты кредитования региональной экономики // Деньги и кредит. 2000. — № 8. — С. 16−17.
  43. С.А. Кредитная система и денежно-кредитное регулирование экономики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. — 116 с.
  44. Г. Н. Коммерческие банки в условиях реформирования рынка,-Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. 142 с.
  45. О.М. Коммерческие банки России: формирование условий устойчивого развития. М.: Финстатинформ, 1998. — 197 с.
  46. А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных (муниципальных) банков // Деньги и кредит. 2001. — № 1.1. C.27−32.
  47. И.Л. Развитие системы центрального банка в Германии // Деньги и кредит. 2000. — № ц. — С. 49−58.
  48. Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития / Под ред. Л. В. Потапова, К. Ш. Шагжиева, А. А. Варламова. М.: Изд-во «Круглый год», 2000.-512 с.
  49. В.И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России / Под ред. М. Х. Лапидуса. М.. Изд-во «Финансы и статистика», 1996. — 159 с.
  50. Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционня политика в регионе. М.: Изд-во «Наука», 1994.
  51. Быкова Н И. Роль банковской системы региона в развитии инвестиционной активности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 159 с.• 53. Быкова НИ. Управление рисками при финансировании предприятий.
  52. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 131 с.
  53. Бюллетень банковской статистики / Национальный Банк республики Бурятия. 2001 г. — Выпуск 6 (75).
  54. Т. Теория праздного класса. М.: 1984.
  55. .П., Ульяшин В. Ю. О системе оценки финансового потенциала регионов // Федеративные отношения. 1999. — № 12. — С. 23−30.
  56. Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: Изд-во РЭА им. Плеханова, 1998. — 438 с.
  57. А. Как запустить инвестиции // Эксперт. 2001. — № 34. — С. 50.
  58. Н.К. Об иностранных инвестициях и региональных проблемах валютного регулирования и валютного контроля в Амурской области // Деньги и кредит. 1998. — № 12. — С. 50−52.
  59. Гапоненко A. J1., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 129 с.
  60. Я. А. Банковская деятельность в России: проблемы государственного регулирования. СПб.: СПб акад. МВД России, 1997. -301 с.
  61. Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 1999. — 416 с.
  62. Гусева К Н. Долгосрочное кредитование как метод интеграции банковского и промышленного капиталов // Деньги и кредит. 2000. — № 7. — С. 16−23.
  63. К.Н. Прогнозные оценки динамики регионального инвестиционного климата России // Федерализм. 2001. — № 1. — С. 215−224.
  64. К.Н. Рынок долгосрочных кредитов: государственное воздействие на кредитные мотивации банков в регионах // Деньги и кредит. 1997. — № 7. — С.36−43.
  65. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1998. — 448 с.
  66. Дондоков З. Б-Д. Структурные сдвиги в экономике: региональный аспект / www.prof.msu.ru
  67. С.Е. Десятилетие АРБ: пройденный путь и новые задачи // Деньги и кредит. -2001. -№ 4. С. 10−14.
  68. В.В., Долгополова В. И. О банковском секторе Калужского региона // Деньги и кредит. 2000. — № 11. — С. 35−37.70.3адорожная Н. П. Актуальные вопросы кредитования предприятий банками
  69. Деньги и кредит. 2000. — № 8. — С. 18−20. 71. Зайцева Е. А., Савиных О. В., Харитонов В. В. Банковский сектор в
  70. Новосибирской области // Деньги и кредит. 1999. — № 7. — С. 37−39. 72. Зеленский Ю. Б. Задачи, проблемы и перспективы развития банков
  71. Саратовской области // Деньги и кредит. 1999. — № 10. — С. 8−10. 73. Зотов Ю. Ю. Некоторые аспекты анализа выполнения банками экономических нормативов ЦБ РФ // Банковское дело. — 2001. — № 8. — С. 11−14.
  72. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996−1997 гг. // Эксперт.1997. -№ 47. С. 18−47.
  73. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997−1998 гг. // Эксперт.1998.-№ 39.-С.18−37.
  74. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1998−1999 гг. // Экперт.1999. -№ 39. -С.20−44.
  75. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1999−2000 гг. // Эксперт.2000. -№ 41.-С.68−94.
  76. JI. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации // Федерализм. 2001 — № 1. — С. 67−90.
  77. P.M. Банковский сектор и финансовые потоки региональной экономики // Деньги и кредит. 2000. — .№ 9. — С. 11−13.
  78. P.M. Некоторые особенности развития банковского сектора Удмуртской Республики // Деньги и кредит. 1997. — № 6. — С. 39−30.
  79. А.С. Роль банков в устранении кризисных явлений в российском обществе: банковская деятельность в системе социально-экономической информации. М.: Дело, 1999. — 96 с.
  80. В.Г. Региональные банки основа банковской системы // Банковское дело. — 2000. — № 10. — С. 16−18.
  81. Г. П. Банковский сектор Архангельской области // Деньги и кредит. 1999. — № 9. — С.23−24.
  82. Куц А. Перспективы банковской деятельности в Алтайском крае // Банковское дело. 2000. — № 7. — С.26−31.
  83. И.В. Реорганизация коммерческих банков. М.: Финансы истатистика, 2000. 366 с.
  84. В.Н., Швецов, А Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  85. Д.С., Гребенников Б. А., Ерзнкян Б. А. Институциональные аспекты формирования благоприятного инвестиционного климата. М.: ЦЭМИ, 1998.-50 с.
  86. М.А. Бюджет и лимиты коммерческого кредитования субъектов Российской Федерации // Банковское дело. 1998 — № 2. — С. 2−4.
  87. М. Не надо ампутаций // Эксперт. 2001. — № 34. — С. 74−78.
  88. М. Прыжки ниже головы. // Эксперт. 2001. — № 24. — С. 62−64.
  89. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. -№ 3. — С.42−57.
  90. Л. Различия некоторых социально-экономических характеристик регионов России // Федерализм. 2001. — № 1. — С. 209−214.
  91. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. — С.6 — 17.
  92. . Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М.: 1990.
  93. В.М. отображение воспроизводственных процессов территории в денежных потоках. Екатеринбург: Изд-во УрГЛТА, 1996. — 234 с.
  94. В.М. Территория: воспроизводство, управление, рынок
  95. Методология экономического исследования). Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1995. — 127 с.
  96. В.В. Коммерческие банки России: год после кризиса (региональный аспект) // Деньги и кредит. 1999. — № 9. — С. 17−22.
  97. В.В., Селянин С. А. Конкуренция в банковской сфере. Мнение региональных банков // Банковское дело. 2000. — № 10. — С. 2−5.
  98. Л.В. Бурятия. Саморазвитие региональной экономики. М.: Гуманитарий, 2000. — 208 с.
  99. Л.В. Региональная экономика переходного периода: Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001.- 125 с.
  100. Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Татарстан / Под ред. Н. В. Мезиной. Казань: Изд-во КФЭИ, 2000. — 100 с.
  101. Проблемы регионального развития России и Европейского Союза / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Изд-во «Экономика», 2000. — 440 с.
  102. М.М. Экономические реформы в регионе (на примере Новгородской области). М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1999.- 124 с.
  103. Регионы России. 1999 г.: Стат. Сб. / Госкомстат РФ. М.: 2000.
  104. Республика Бурятия: 75 лет. Стат. Сб. / Госкомстат РБ, Улан-Удэ: 1998. -320 с.
  105. Республика Бурятия и регионы Восточно-Сибирского района: Стат. Сб. / Госкомстат РБ, Улан-Удэ, 2000. 106 с.
  106. Российские банки. Специальное обозрение // Эксперт. 2001. — № 24. -С.76−92.
  107. Российские банки. Специальное обозрение // Эксперт. 2001. — № 34. -С. 94−114.
  108. Н.М. Банковский сектор Краснодарского края // Деньги и кредит. 1999. -№ 5. -С.31−33.
  109. Рудько-Селиванов В. В. Региональные особенности проявления банковских рисков // Деньги и кредит. 1997. — № 7. — С. 13−15.
  110. В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX XX вв. — СПб.: Изд-во «Наука», 1998. — 796 с.
  111. М.Ш. Методика анализа влияния банковской системы на региональную экономику // Деньги и кредит. 1999. — № 9. — С.30−36.
  112. В.Г., Овчинникова О. П., Поздняков М. С. Становление и перспективы развития региональных банковских систем // Деньги и кредит. 1998. -№ 5. С. 39−43.
  113. С.Н. Банковский капитал в реструктуризации экономики / Научн. ред. А. И. Добрынин. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 164 с.
  114. С.В. Банковская система: будет ли новый кризис? // Банковское дело. 2001. — № 8. — С. 7−10.
  115. В.Д. О возможных путях развития региональной банковской системы // Деньги и кредит. 1999. — № 4. — С.43−45.
  116. А. Б. О ходе реструктуризации банков в Воронежской области // Деньги и кредит. 2000. — № 3. — С. 7−9.
  117. С.В. Банковские проблемы региональный аспект // Деньги и кредит.-2000. -№ 3. — С. 9−11.
  118. С.В. К вопросу о концепции развития регионального банковского сектора // Деньги и кредит. 2000. — № 5. — С.8−13.
  119. С.В. Управление банковскими рисками региональный аспект // Деньги и кредит. — 1997. -№ 6. — С. 11 — 14.
  120. Социально-экономическое положение РБ январь-март 2001 г., Часть 1: Стат. Сб. / Госкомстат РБ, — -Улан-Удэ, 2001. 70 с.
  121. Социально-экономическое положение РБ январь-март 2001 г. Часть 2: Стат. Сб. / Госкомстат РБ, — -Улан-Удэ, 2001. 120 с.
  122. Н.Т. Финансы и банки в условиях перестройки экономики. Ч. III. Банки в переходный период. — Новосибирск: Изд-во ИЭ и ОПП СО РАН, 1999.-285 с.
  123. Т.М. О направлениях развития банковского дела в Республике Карелия // Деньги и кредит. 2001. — № 2. — С. 54−57.
  124. Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть, теория разделения властей и проблемы банковской системы. Ч. 1. 3-е изд. Перераб. и доп. — М.: Изд-во «Дело», 2000. — 221 с.
  125. М.И., Великсар, А Н. Некоторые показатели деятельности кредитных организаций Северо-Западного региона // Деньги и кредит. -2001. -№ 2. С. 57−59.
  126. А.П. О роли региональных банков в развитии экономики Республики Мордовии // Деньги и кредит. 1999. — № 12. — С. 47−49.
  127. А.И., Коршунов М. А. Банковский сектор и реальная экономика (Воронежская область) // Деньги и кредит. 2001. — № 2. — С. 43−45.
  128. О. Экономическое институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб: Лениздат, 1996. — 702 с.
  129. В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: Изд-во «Антидор», 1998. — 320 с.
  130. А. Отечественная банковская система: между прошлым и будущим // Федерализм. 2000. — № 4. — С. 151−168.
  131. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова, 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  132. Финансовый потенциал республики Бурятия / Под ред. П. Ж. Хандуева. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 146 с.
  133. Финансовый рынок и кредитно-банковская система России: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Давиденко, И. П. Леонтьевой. СПб.: Изд-во ЦОТПБСП, 2000. — 282 с.
  134. Финансовый рынок: адаптация к рыночной экономике / Под ред. В. И. Колесникова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 148 с.
  135. Чалов, А Н., Свирин С. А. Региональный фондовый рынок: состояние и перспективы развития // Деньги и кредит. 2000. — № 7. — С. 46−49.
  136. Человек и регион: материальные условия развития / Под ред. А. И. Попова, Л. А. Белоусовой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992. — 159с.
  137. В., Ивантер А. Чья стратегия удачней // Эксперт. 2001. — № 24. -С.72−75.
  138. С.В. Работа и проблемы кредитных организаций Краснодарского края на рынке ценных бумаг // Деньги и кредит. 2000. — № 7. С. 43−46.
  139. .М., Котилко ВВ., Полынев О. П., Левицкая. Е. Н. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993. — 127 с.
  140. А.А.Нешадина. Национальная электронная библиотека, 1998. -www.nns.ru
  141. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики / Под ред. В. С. Золотарева, В. Ю. Наливайского. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 1999. — 152 с.
  142. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, Изд-во «Питер Ком», 1999. — 544 с.
  143. Экономические реформы в регионах Российской Федерации и перспективы. М.: Изд-во «Института современной политики», 1998.
  144. М.И. Финансы региональных органов власти. М.: Изд-во «Деловой экспресс», 1999. — с.244−281.
Заполнить форму текущей работой