Тест Векслера – WAIS
Второй субтест — «Общая понятливость» — оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, а также представление о социальных нормах и требованиях. Испытуемым предлагается в ответе сформулировать возможный выход из описанной ситуации. Общее число ситуаций в субтесте — 14. Оценка точности ответа — от 0 до 2 баллов. Седьмой субтест — «Недостающие детали» — предназначен для… Читать ещё >
Тест Векслера – WAIS (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первая версия теста создана Д. Векслером в 1939 г., усовершенствована в 1955 г. Последняя редакция теста WAIS-R, предназначенная для оценки общих интеллектуальных способностей людей в довольно широком возрастном диапазоне от 16 до 64 лет, опубликована в 1981 г. Вариант методики для детей в возрасте от 6 до 16 лет — WISC — разработан в 1949 г., последняя его редакция — в 1974 г. (WISC-R).
Д. Векслер, опираясь на теорию Л. Терстоуна о многофакторности и иерархичности интеллектуальных способностей, выявляет и оценивает генеральный фактор (но Ч. Спирмену), а также вербальный и невербальный интеллект. Данная методика при индивидуальном тестировании помогает измерить не только уровень интеллекта, по и степень и характер умственной неполноценности испытуемых, т. е. может использоваться в клинических целях.
Структура методики. Тест включает 12 субтестов, расположенных по возрастанию сложности в двух специфических шкалах, с помощью которых оценивается вербальный и невербальный интеллект[1].
Вербальная шкала включает шесть групп заданий.
Первый субтест — «Общая осведомленность» — исследует запас относительно простых сведений и знаний испытуемых. Включает 30 вопросов из различных житейских и научных областей. Верный ответ оценивается в 1 балл.
Второй субтест — «Общая понятливость» — оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, а также представление о социальных нормах и требованиях. Испытуемым предлагается в ответе сформулировать возможный выход из описанной ситуации. Общее число ситуаций в субтесте — 14. Оценка точности ответа — от 0 до 2 баллов.
Третий субтест — «Арифметическое задание» — предназначено для оценки концентрации внимания и легкости оперирования числами. Оценка дается не только за верное решение арифметических задач, но и за время выполнения задания.
Четвертый субтест — «Сходство понятий» — оценивает способность субъекта к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию и сравнению. Испытуемые определяют характеристики общности между парами понятий. Результаты оцениваются в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального или концептуального, от 0 до 2 баллов.
Пятый субтест — «Словарный запас» — направлен на исследование вербального опыта, т. е. понимания и умения определить содержание понятий. Испытуемым предлагается объяснить значение 40 слов. Стимулъный материал разбит на три группы. Первые 10 слов — это слова повседневного употребления, следующие 20 обладают средней степенью сложности. Третью группу составляют слова высокого уровня сложности. Оценка варьирует от 0 до 2.
Шестой субтест — «Повторение цифр» — выявляет уровень кратковременной, оперативной памяти и внимания. Испытуемый должен запомнить и воспроизвести от трех до девяти цифр в прямом и обратном порядке.
Невербальная шкала тоже состоит из шести групп заданий (субтестов).
Седьмой субтест — «Недостающие детали» — предназначен для диагностики внимания, перцептивных способностей и образной памяти. Он содержит 20 изображений предметов, у которых отсутствуют какие-либо фрагменты. Испытуемым необходимо назвать их. Время регламентировано 20 мин. За верный ответ присваивается 1 балл.
Восьмой субтест — «Последовательные картинки» — играют роль диагностического инструмента в оценке способности человека к логической организации из деталей целостного образа, пониманию ситуации и прогнозированию событий. Испытуемые, располагая 11 сюжетных картинок в определенной последовательности, составляют логически выстроенный рассказ. Оценивается верность суждений и время работы.
Девятый субтест — «Кубики Косса» — направлен на изучение наглядно-действенного мышления, сенсорно-моторной координации человека и аналитико-синтетических способностей и пространственного воображения. Испытуемым дается задание: из кубиков с окрашенными по-разному гранями сложить определенный в образце орнамент. Оценка зависит от точности выполнения задания и от времени, затраченного на него.
Десятый субтест — «Складывание фигур» — диагностирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление субъекта, а также его умение соотнести части и целое.
Одиннадцатый субтест — «Кодирование» — предназначен для оценки концентрации, переключения и распределение внимания. Испытуемым дастся задание, в котором десять цифр (от 0 до 9) закодированы определенными символами. Необходимо проставить соответствующие символы под цифровым рядом.
Двенадцатый субтест — «Лабиринты» — дает возможность оценить наглядно-образное мышление и уровень умений по решению перцептивных задач. Испытуемым необходимо найти оптимальный выход из изображенного лабиринта.
- [1] Здесь приведена редакция 1955 г.