Психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущего педагога-психолога
Определены психолого-педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать профессиональную установку педагогов-психологов на психолого-педагогическую деятельность (освоение студентами профессиональных знаний и умений осуществляется в контексте осмысления ими профессиональных проблемдополненное содержание подготовки будущих педагогов-психологов, реализуемое с учетом личностных… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Теоретические основы формирования профессиональной установки педагога-нсихолога на будущую психолого-педагогическую деятельность
- 1. 1. Профессиональное становление: сущность и основные этапы
- 1. 2. Профессиональная установка как важнейшая составляющая процесса профессионального становления педагога-психолога
- 1. 3. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущих педагогов-психологов
- 1. 4. Теоретический анализ содержания подготовки педагогов-психологов, обучающихся на разных факультетах
- ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 1
- ГЛАВА II. Организация исследования по изучению особенностей формирования профессиональной установки у педагогов-психологов с различными социально-психологическими типами личности
- 2. 1. Организация исследования и обоснование методов изучения формирования профессиональной установки у педагогов-психологов
2.2. Сравнительный анализ сформированности психологических составляющих профессиональной установки будущих педагогов-психологов, обучающихся на факультетах с различным содержанием подготовки педагогов-психологов. 118
2.3. Корреляционный анализ взаимосвязи психологических составляющих профессиональной установки педагога-психолога с характерологическими свойствами личности 136
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по дополнению содержания подготовки будущих педагогов-психологов, обучающихся на разных факультетах
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 158
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практическая психология. М.: Академия, 1997. — 368с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.
- Абульханова-Славская К, А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Методологические проблемы формирования и развития личности, -М: Наука, 1981.-С. 19−44.
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы лично-сти//Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 137−145
- Акопов Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя: Тез. докл. к VII съезду психологов, М, 1987.
- Акопов Г. В. Динамика профессионального сознания студентов и начинающих учителей Н Формирование и развитие профессионального сознания студен-юв: Межвузовский сборник научных трудов I Отв. ред. Г. В. Акопов. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1991. -С. 5−21.
- Акопов Г. В. Психология и образование- глобально-прикладной аспект // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. -М.: Российское психологическое общество. — Т. 2. — 1998.-С. 37−38.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 296 с.
- З.Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно психические расстройства). — М., 1976.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство. М.: Медицина, 1993. — 399 с.
- Аллен Е. И др. Консультирование и психотерапия сочетание методов, теории и практики: Перев. с анг. — Новосибирск, 1987.
- Аминов H.A., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов //Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5.
- Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. -№ 5. 1988. — С.71−77.
- Аминов H.A., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. -№ 1−2. -1992. -С. 74−83.
- Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. С. 3−15.
- Анастази Л. Психологическое тестирование- Кн, 2. М&bdquo- 1982. с. 182.21 .Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2004. -366 с.
- Арсентьев Д.Г., Зинковский Л. В., Иванова М. А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 160 с.
- Асмолов AT. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
- Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности. Автореф.дис. канд. психол. наук. -М., 1976.
- Асмолов А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 377−393.
- Асмолов А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. -№ 1. -1978. -С. 7−18.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
- Балашов М.М., Лукьянова М. И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах // Психологическая наука и образование. № 2. -1998. — С. 64−67.
- Батаев В.В. Типы социально-психологической адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1999 № 3−4 (11−12) — с. 28−30.
- Бачманова Н.В., Сафурина H.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 5. Л., 1985. С.78−86.
- Бездухов A.B. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете. Ав-тореф.дис.пед.наук. Самара, 2000.
- БелокрыловаГ.М. Профессиональное становление студентов-психологов. Автореф. дис. канд.псих.н. М., 1997.
- Берне Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -422с
- Березин Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М: Медицина, 1976.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптации человека. Л.: Наука, 1988.-268 с.
- Бибрих P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов У/ Вестник Московского университета. Сер, 14. Психология. 1987. № 2, С. 20.
- Бодалев A.A. Идентичность в мире взрослого // Мир психологии, 2004 № 2. С. 93−98.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995. — 272 с.
- Бодалев A.A. О предмете акмеологии //Психологический журнал. № 5. -1993.-С. 73−79.
- Бодалев A.A. Психология общения / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж, 1996.-256 с.
- Бодалев A.A., Деркач A.A., Климов Е. А., Семенов И. Н., Суслов Е. А., Яблоком Е. А. Программа курса: общая и прикладная акмеология (для слушателей и аспирантов). — М., 1994.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: РАО, 1994.- 109 с.
- Бусыгина А.Л. Профессор профессия. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.276.
- Василюк Ф.Е. Психологическое образование: психотехническая парадигма/ Развивающая психология—основа гуманизации образования./ Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции 19−21 марта 1998. —М., 1998.
- Вачков И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: Учеб.пос./ Под. Ред. И. Б. Гриншпуна. М.- Воронеж, — 2002. -464с.f
- Вишнякова СМ. Профессиональное образование // Словарь. —М., 1999.
- Выготский J1.C. Психология развития человека. М.: Смысл, 2003 — 136с.
- Гаврилов В.Е. Модульный подход к психологической классификации профессий // Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии: Сборник научных трудов. JI. 1986. С. 95−103.
- Гаврилов В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. JL, 1988. -162 с.
- Гессен, Основы педагоги. Введение в прикладную философию, М.: школа-Пресс, 1995. —С. 318—319.
- Деркач A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
- Деркач A.A., Федоренко С. А. Моделирование профессионального становления выпускника вуза // Развивающаяся психология—основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М.: Российское психологическое общество, 1998. Т. 2. С. 81−82.
- Дерманова И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов: Дис. канд. психол. наук, -JL, 1990. 209 с.
- Джавахишвили Е.В. Возрастные особенности личности студентов и фор166мирование педагогической установки- Авторсф. дис. канд. психол. наук. -Тбилиси, 1988.
- Дмитриева М.В. К вопросу о рефлексивной способности студентов-психологов // Профессиональное образование психолога- интеграция теории и практики Коллективная монографий / Под ред. Н. И. Вьюновой, К, М. Гайдар,
- B.Л. Штроо. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. С. 262−265.
- Дроздов СВ. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: Дис,. канд. психол. наук. — М. 2000.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. — 189 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -356с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. Изд. 2-е, испр. М, — Флинта, 2003. -336 с.
- Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. М, 1998.
- Исаева H.A. Психологические условия введения студентов первого курса в профессию: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1995.
- Казанцева Т.А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. -№ 6. -2002.-С. 51−59.
- Казначеева Н.Б. Я-образ и образ профессионального психолога в сознании студентов: Автореф. Дисс.канд.псих.наук. СПб., 2006
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. -М: МГУ, 1995.-224с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 400с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Мысль, 1973. — 341 с.
- Квинн В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
- Кисляков М.Н. Учебно-профессиональные установки курсантов (на примере Самарского филиала Саратовского юридического института МВД РФ) // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. -Ярославль, 2000.Т. 2.-С. 23−33.
- Климась Д.Г. Роль эмоциональной рефляции в адаптации к группе сверстников у детей в норме и патологии // Вестник Московского университета. Психология- 2005 № 1. С. 78−79.
- Коврова М.В. Профессиональная установка как фактор социальнопсихологического стимулирования педагогической активности личности сту168дента педагогического вуза//Психология и практика. Ярославль, 1998. — С.109.110.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967—383 с.
- Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков //Вопросы психологии. № 2. 1997,-С, 122−130.
- Кондратьева Л. Л., Укке Ю. В., Колесова А. К. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием. М.: НИИВШ, 1977- - 51 с. / ^ ^
- Кораблина Е.П. Психология подготовки и профессиональной деятельности психолога-консультанта: Автореф. Дисс. док.псих.наук. — СПб., 2005
- Корепанова Ю.Н., Акцентуации характера и учебно-профессиональные установки курсантов юридического института МВД России. Автореферат к.псх.н. Самара, 2007 г
- Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э.Кречмер. Пер. с нем. М., 1995. —ззбс.' ••':'¦- ', •.:.
- Кудрявцев Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.-С. 51−59.
- Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессио• • • ''нального становления // Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А М. Сухаревой. М., 1988, С 1−13.. -
- Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893. -
- Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: модель и диагностика.- Белгород, 2002. — 200 с —
- Леонгард К. Акцентированные личности / К.Леонгард. М-, 1989.
- Леонтьев Д.А. Виктор Франкл. В борьбе за смысл / В сб. <<Франкл В. .Человек в поисках смысла" М.- Изд-во МГУ, 1990. с. 302−324.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М&bdquo- 1959.
- Леонтьев A.A. Деятельность и общение //Вопросы философии. 1979, № 1 ,-С. 70−135.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М., 1979.
- Лисовский В.Т. Современный студент // Социальная психология личности. -Л., 1974.-С. 125−139.
- Ляудис ВЯ. Психологическое образование в России: новые ориентиры и цели // Вопросы психологии. № 5. — 1998. — С. 148−154.
- Майерс Д. Поведение и установки // Социальная психология: Хрестоматия/Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003. С.393−415.
- МаликоваВ.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика: Монография, — Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2003.
- Марголис A.A. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. М.: Московский городской психолого-педагогический университет. -№ 2.-2003.-С.5−10.
- Маркова А.К. Модель специалиста основа подготовки психолога для сферы социальной работы // Развивающаяся психология—основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 134−135.
- Маркова А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии. № 4.- 1977.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. —М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.-308 с.
- Маркова Л.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. -190с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб, 1999.
- Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. -№ 2. -1998.-С. 79−96.
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова -СПб.: Питер, 2002. С. 95−105.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Воронеж, 1995. — 356 с.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. -М.:АПК РСФСР, 1956. 184 с.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 137 с.
- Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. -Тбилиси, 1987.
- Налчаджан A.A. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М. 1985.
- Новиков A.M. Профессиональное образование в России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.
- Обозов H.H., Копеина Н. С. Психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы в вузе // Психологическое обеспечении учебно-воспитательного процесса в вузе. Л., 1985. С. 21−78.
- Общая психология /Под ред. А. В. Петровского, Изд. 3-е— М., 1936.
- Овчинникова Г. Т. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 2001 -211 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. М, 1952 г. в 6 т.171
- Пакулина C.B. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 2004. -25 с.
- Петровский A.B., Ярошевский МТ. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 1998. 512 с
- Пономаренко Т.И. Установка как фактор формирования стратегии поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Новосибирск, 1998.
- Психология индивидуальных различий / Тексты. М., 1982. — 320с.
- Поваренков Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии. Под редакцией В. В. Козлова. Ярославль, 2000. С. 195 — 218.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Системогене-тический подход // Проблемы общей и организационной психологии / Под ред.проф. A.B. Карпова-Ярославль, 1999. С. 97−118.
- Подготовка практических психологов для системы образования в Самарской области: Методические разработки для руководителей, методистов высшей школы, органов образования. Самара: СГПИ, 1993. — 72 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Институт прикладной психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 256с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебн. пособие. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 352с.
- Рабочая книга практическая психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности/Науч.ред. А. А. Деркач. М.: Красная площадь, 1996
- Разорила J1.M. Соотношение мотивации и представлений студентов университета о будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис.,., канд. психол. наук, — М., 2000.
- Рахматуллина Ф.М. Мотивы учебной деятельности в мотивационной сфере личности // Прикладная психология в высшей школе. Казань. 1979.
- Рейнвальд, И.Н. Психология личности /И.Н.Рейнвальд. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов.- 1987. — 196с.
- Родина О.Н. Профессиональная позиция студентов и выпускников-психологов // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 196−197.
- Родина О.Н., Прудков П. Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов // Вестник Московского университета. № 3. — 2001.
- Родина О.Н., Прудков П. Н. Предпосылки успеха в труде психолога. // Вестник Московского университета. № 4. — 2000. С. 55−65.
- Ромм М.В. Адаптация личности в социуме- теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. — 275 с.
- Нб.Ростунов А. Т., Петров В. П. Военно-профессиональная адаптация молодежи. М.-МО СССР, 1988. — 220 с
- Рубцов В.В., Марголис A.A. Стратегия развития высшего психологического образования // Психологическая наука и образование. № 2- 1998.- С. 57−63.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекция группы: теория и практика. М.: Новая школа, 1995. 386 с.
- Сергеева В.А. Роль образного опосредования в межличностном взаимодействии и его активизации у юношей и девушек с трудностями социально-психологической адаптации: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Иркутск, 2004. — 19 с.
- СолововаЕ.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный. Монография. Москва: изд-во Глосса-Пресс, 2004 г.
- Сонин В.А. Опыт исследования мотивов выбора педагогической профессии и их трансформация в процессе профессиональной подготовки учителя // Психология труда и личности учителя. Вып. 2. JL, 1977. -С. 48−61.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. Л. Тихомандрицкая. М., 1999.с. 368.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 г. — 736с.
- Талызина П.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста, -М.: Знание, 1986. С. 4−34.
- Теория установки и активные проблемы психологии / Под ред, Ш. А. Надирашвили. Тбилиси, 1990.
- Терешкина И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практических психологов на этапе обучения в вузе: Авто-реф.дис.. .канд. психол. наук. С-Петербург, 2000. — 19с.
- Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914. 112 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. —М, 1966.
- Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — С. 87−91, с. 128.
- УстюжаниноваЕ.Н. Формирование профессионально важных качеств будущего педагога-психолога в процессе заочного образования Автореф. дис. канд.псих.н. Самара, 2006.
- Ухтомский A.A. Письма // Новый мир. 1973. № 1
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации //Вопросы психологии. 1997, № 2.- С. 88−93.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В АЛяудис и др. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. -М., 1990. 264 с.
- Хаав K.P. Типологизация рабочих по удовлетворенности трудом. Канд, дисс,-Л, 1978.
- Чебышева В.В. Классификация профессий и профориентация // Вопросы психологии. -№ 4. 1971. — С. 143−148.
- Чиркова Т.И. О профессиональном осмыслении психологами своих позиций по отношению к педагогической практике // Психологическая наука и образование. № 2. — 2003. — С. 44−51.
- Чугунова Э.С. О социально-психологических установках в инженерном труде / Вестник Ленинградского университета. Л., 1971. № 1.
- Чуйкова Т.С. О профессиональной подготовке практического психолога //Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Н. И. Вьюновой, K.M. Гайдар,
- B.А.Штроо. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002.1. C.323−326.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М., 1989.-95 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. № 5. -1982. — С. 44 — 62.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. -Ярославль, 1979. -91с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996. С. 176−287.
- Шадриков В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979. С. 3−18.
- Шевченко О.Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов. Автореф. дисс. канд. псих, наук. — Самара, 2004. — 22 с.
- Шихирев П.Н. Социальная установка // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2003. с. 366.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления Автореф. дис.док.псих.наук. Москва, 2001.
- Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово, 1992. 353 с
- Щербакова H.A. Эмпатические способности студентов-психологов. — М.: Изд-во Московского Психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. с.26−27.
- Юнг, К. Психологические типы / К.Юнг. М., 1995. — 696с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89−105.
- Ядов В.А. Личность как субъект социальной активности // Активность личности в социалистическом обществе. М.: Варшава, 1974., с. 95.
- Ajzen, I. (1971). Attitudinal vs. Normative messages: An investigation of the differential effects of persuasive communications on behavior. Sociometry, 34,263−80.
- Ajzen, I. (1985). From intentions to actions: A theory of planned behavior. InJ. Kuhl and J. Beckmann (Eds), Action-control: From cognition to behavior, pp. 1139. Heidelberg: Springer.
- Ajzen leek, Fishbein Martin Belif, attitude, intetion and behavior. Reading (Mass.) etc., cop. 1975.
- Cattel R.B. Scientifiec analysis of personality. Baltimore, 1965
- Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco, 1968., p. 148−152
- Thomas W., Znaniecki F. The polish peasant in Europe and America. Boston, 1918. Vol. 1