Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущего педагога-психолога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены психолого-педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать профессиональную установку педагогов-психологов на психолого-педагогическую деятельность (освоение студентами профессиональных знаний и умений осуществляется в контексте осмысления ими профессиональных проблемдополненное содержание подготовки будущих педагогов-психологов, реализуемое с учетом личностных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретические основы формирования профессиональной установки педагога-нсихолога на будущую психолого-педагогическую деятельность
    • 1. 1. Профессиональное становление: сущность и основные этапы
    • 1. 2. Профессиональная установка как важнейшая составляющая процесса профессионального становления педагога-психолога
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущих педагогов-психологов
    • 1. 4. Теоретический анализ содержания подготовки педагогов-психологов, обучающихся на разных факультетах
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА II. Организация исследования по изучению особенностей формирования профессиональной установки у педагогов-психологов с различными социально-психологическими типами личности
    • 2. 1. Организация исследования и обоснование методов изучения формирования профессиональной установки у педагогов-психологов

    2.2. Сравнительный анализ сформированности психологических составляющих профессиональной установки будущих педагогов-психологов, обучающихся на факультетах с различным содержанием подготовки педагогов-психологов. 118

    2.3. Корреляционный анализ взаимосвязи психологических составляющих профессиональной установки педагога-психолога с характерологическими свойствами личности 136

    2.4. Психолого-педагогические рекомендации по дополнению содержания подготовки будущих педагогов-психологов, обучающихся на разных факультетах

    ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 158

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущего педагога-психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в России реформы не могли не затронуть сферы образования. Политические, экономические, социальные последствия принимаемых сегодня решений определяют ближайшее будущее страны, влияют на среднесрочные и долгосрочные перспективы ее развития. Педагогические проблемы выделяются в этом ряду тем, что результаты преобразования системы вузовского и послевузовского образования скажутся нескоро, но в случае ошибочного выбора пути, в отличие от других сфер жизнедеятельности, их невозможно или крайне сложно будет исправить. Заметное место среди обсуждаемых психолого-педагогических проблем занимает поиск новых подходов к подготовке в вузе будущего педагога-психолога, способствующих профессиональному и личностному росту будущего специалиста.

Становление педагога-психолога протекает на протяжении всей профессиональной деятельности. В вузе закладываются основы профессионально значимых и личностных качеств специалиста, которые в последующем обеспечивают профессиональное становление личности в процессе психолого-педагогической деятельности.

Проблема профессионального становления исследовалась О.А.Аб-дулиной, Г. М. Белокрыловой, А. А. Бодалёвым, Л. И. Божович, Ю. М. Забродиным, Э. Ф. Зеером, Е. А. Климовым, Т. В. Кудрявцевым, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренковым, Н. С. Пряжниковым, Н. Ф. Талызиной, И. Б. Терешкиной, С. Н. Чистяковой, Р. М. Шамионовым и другими учеными, пришедшими к осознанию того, что профессиональное становление есть динамический процесс преобразования личностных и профессиональных качеств, характеризующийся самоопределением, самосовершенствованием, самообразованием, самоактуализацией, самосознанием, самореализацией.

Особо следует отметить работы Г. В. Акопова, В. Я. Ляудис, Н. В. Клюевой, которые рассматривают профессиональное становление как часть саморазви4 тия личности, определяющего ее включенность в работу и удовлетворенность профессиональной деятельностью. При этом личностный результат профессионального развития не сводим к приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Он проявляется в профессиональной установке, в изменении отношения личности к будущей профессиональной деятельности, в развитии профессионального самосознания, в динамике образа Я-профессионала, в профессиональных самооценках.

Несмотря на различия в подходах к решению вопросов профессионального становления имеет место общность мнений исследователей. Она заключается в признании того, что, выбирая профессию, осваивая ее, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: изменяется отношение к будущей профессии, обогащается направленность, формируются опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества.

Одной из важнейших предпосылок профессионального становления будущих специалистов, как показывает анализ исследований, признается формирование профессиональной установки. В связи с этим представляется перспективным рассмотрение профессиональной установки педагога-психолога как основополагающей процесса профессионального становления, наполняющей смыслом профессиональную подготовку будущего специалиста и являющейся основой успешности выполняемой деятельности.

Проблема профессиональной установки — далеко не новая научная проблема. Поставленная Б. Г. Ананьевым, А. Г. Ковалевым, Н. Н. Ланге, Г. Ол-портом, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядовым, она получила дальнейшее развитие в работах А. Г. Асмолова, Г. М. Андреевой, А. А. Деркача, П. Н. Шихирева, которые обосновали, что профессиональная установка, пронизывающая все аспекты профессиональной деятельности от профессионального самосознания до действия или поступка, есть отношение личности к себе, к своей профессиональной ситуации, проявляющееся в стремлении исполнять требования профессиональной деятельности. Как разноуровневое мотивационно-смысловое об5 разование она проявляется в готовности личности воспринимать условия деятельности и действовать в них соответствующим образом.

Свой вклад в исследование проблемы формирования профессиональной установки студентов внесли Н. А. Аминова, Т. К. Казанцева, Т. В. Кудрявцев, М. В. Коврова, В. Е. Клочко, А. К. Маркова, М. В. Молоканова, Э. С. Чугунова, В. Ю. Шегурова и др. Особо следует отметить Г. В. Акопова, Т. П. Варфоломееву, А. В. Горбачеву, Ю. Н. Корепанову, О. Ю. Шевченко, которые обосновали место профессиональной установки в структуре психологических характеристик личности и раскрыли ее психологические составляющие.

При всей несомненной теоретической и практической значимости проведенных исследований по проблеме формирования профессиональной установки будущего специалиста следует отметить, что вопросы изучения профессиональной установки педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность не были предметом специального исследования. Среди многих проблем, возникающих при изучении профессиональной установки педагога-психолога, необходимо исследовать такие, которые связаны с выявлением ее психологических составляющихс обоснованием содержания подготовки обучающихсяс определением психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной установки будущего педагога-психолога.

Очевидным становится противоречие между потребностью общества в педагоге-психологе, обладающем позитивным отношением к своей профессиональной деятельности, способном реализовывать себя в профессиональной деятельности, понимать и решать проблемы людей, и недостаточной представленностью в психологической науке теоретических предпосылок формирования профессиональной установки педагога-психолога как позитивного отношения к овладению профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для специалиста.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема опреде6 ления психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной установки педагога-психолога. В практическом плане — проблема выявления сформированности психологических составляющих профессиональной установки будущих педагогов-психологов, обучающихся на факультетах с различным содержанием подготовки.

Объект исследования — профессиональная установка педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования профессиональной установки будущего педагога-психолога.

Цель исследования — теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной установки будущего педагога-психолога.

Задачи исследования:

1) Конкретизировать научное представление о содержании понятия «профессиональное становление».

2) Раскрыть содержание понятия «профессиональная установка педагога-психолога на психолого-педагогическую деятельность» и обосновать ее психологические составляющие.

3) Определить результативность экспериментальной работы по формированию психологических составляющих профессиональной установки педагога-психолога на разных факультетах.

4) Выявить зависимость формирования профессиональной установки педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность от характерологических свойств его личности.

5) Предложить дополнения к содержанию подготовки студентов, обучающихся на разных факультетах.

Гипотеза исследования.

Поскольку профессиональная установка педагога-психолога есть отношение к психолого-педагогической деятельности, развитие и обогащение которого происходит в процессе профессионального становления, а психологи7 ческими составляющими профессиональной установки являются профессионально важные и личностные качества, умение прогнозировать свою будущую профессию (анализировать возможности использования практических умений и навыков в профессиональной деятельности), эмоциональное принятие своей профессиональной деятельности, формирование профессиональной установки в процессе обучения в университете будет успешным, если: обоснование психологических составляющих профессиональной установки позволит уточнить значимые для ее формирования возможности содержания подготовки будущих педагогов-психологоввыявление различий в содержании подготовки обучающихся на разных факультетах станет основой для его (содержания) дополнений в аспекте формирования профессиональной установкиорганизация процесса обучения обеспечит развитие мотивации на овладение знаниями, умениями, навыками и становление положительного отношения к профессиональной деятельностипроцесс освоения студентами профессиональных знаний и умений будет сочетаться с осмыслением и анализом профессиональных проблем, взятых в неоднозначности и противоречивостибудут учтены личностные особенности будущих педагогов-психологов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: конкретизировано научное представление о содержании понятия «профессиональное становление» (профессиональное становление — это поэтапный и динамичный процесс, обусловливающий изменение личностных и профессиональных качеств, содействующий овладению профессиональными знаниями и умениями и формированию позитивного отношения к профессии, проявляющегося в профессиональной установке) — раскрыто содержание понятия «профессиональная установка педагогапсихолога на психолого-педагогическую деятельность» (профессиональная установка есть отношение к психолого-педагогической деятельности, разви8 тие и обогащение которого происходит в процессе профессиональной подготовки. Психологические составляющие профессиональной установки: профессионально важные и личностные качества, умение прогнозировать свою будущую профессию (анализировать возможности использования практических умений и навыков в профессиональной деятельности) и эмоциональное принятие своей профессиональной деятельности);

— определены психолого-педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать профессиональную установку педагогов-психологов на психолого-педагогическую деятельность (освоение студентами профессиональных знаний и умений осуществляется в контексте осмысления ими профессиональных проблемдополненное содержание подготовки будущих педагогов-психологов, реализуемое с учетом личностных особенностей, способствует развитию мотивации на овладение знаниями, умениями, навыками и положительного отношения к профессиональной деятельности, обеспечивает изменение эмоционального отношения к будущей психолого-педагогической деятельности и развитие умения прогнозировать своют11рафрши4ш)5 дополнить содержание подготовки педагогов-психологов, обучающихся на разных факультетах (содержание подготовки студентов, раскрываемое в особом методологическом ракурсе — сквозь призму категории «профессиональное становление», обусловлено психологическими составляющими профессиональной установки педагога-психолога. Содержание подготовки студентов факультета психологии дополнено дисциплинами по выбору «Арт-терапия в работе педагога-психолога», «Сказкотерапия в работе педагога-психолога», «Драмотерапия в работе педагога-психолога», «Клиент-центрированное консультирование в работе педагога-психолога», которые будут способствовать изменению эмоционального отношения к будущей психолого-педагогической деятельности. Содержание подготовки студентов факультета начального образования дополнено дисциплинами «Тренинги формирования навыков целеполагания», «Бихевиоральный подход в работе педагога-психолога», «НЛП в работе педагога-психолога», «Рефлексия в профес9 сиональной деятельности», «Проектирование образовательной среды», «Мониторинг образования», которые будут способствовать становлению умения прогнозировать будущую психолого-педагогическую деятельность и развитию профессионально важных качеств специалиста);

— выявлена зависимость профессиональной установки педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность от характерологических свойств его личности (у гармоничного, интровертивного и инфантильного социально-психологических типов личности наблюдается развитие всех психологических составляющих профессиональной установкиу сен-зитивного, конформного, доминирующего и тревожного социально-педагогических типов личности развивается только способность к формированию профессиональной установки в отношении овладения профессионально важными качествами).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к решению проблем профессионального становления будущих педагогов-психологов, расширить научные представления о содержании понятия «профессиональная установка педагога-психолога на психолого-педагогическую деятельность», обосновать психологические составляющие профессиональной установкиони выявляют различия в содержании подготовки студентов, обучающихся на разных факультетах, позволяют определить новые подходы к обучению студентов, базирующиеся на концепции профессионального развития личности и развития профессионально важных качеств.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование процесса подготовки педагогов-психологов в аспекте формирования профессиональной установки специалиста на психолого-педагогическую деятельностьпозволяет дополнить программное содержание подготовки студентов, обучающихся на разных факультетах, сделать более результативным формирование профессиональной установки педагогапсихолога на будущую психолого-педагогическую деятельность.

Методологической основой исследования являются философские, педагогические, психологические концепции, раскрывающие психологические особенности личности и деятельности педагога-психолога, развития личности педагога-психолога в профессиональной деятельности, подготовки педагогов-психологов, становления и развития их профессионализма.

Источниками исследования являются: теории установочных явлений, разработанные в трудах отечественных и зарубежных авторов (И.Айзенк, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Д. Кац, Д. Майерс, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт, М. Рокич, А. Л. Свенцицкий, Л. Терстоун, Д. Н. Узнадзе, М. Фишбейн, Л. Фестингер, В. А. Ядов и др.) — идеи психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, разработке которых посвящены исследования Н. М. Борытко, Т. П. Демидовой, И. В. Дубровиной, В. А. Ельцовой, С. Н. Ефремовой, И. А. Зимней, М. С. Кагана, Н. Б. Крыловой, В. М. Миниярова, В. А. Петровского, Н. Г. Сергеева, В. В. Серикова, И. С. Якиманской.

Существенное значение в концептуальном плане имеют: теоретические подходы к рассмотрению профессионального становления, в том числе профессионального становления будущих педагогов-психологов, разрабатываемые О. А. Абдуллиной, Г. В. Акоповым, Л.И.Бело-зеровой, Г. М. Белокрыловой, К.А.Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, Е. М. Борисовой, Е. И. Головаха, А. Е. Голомшток, Э. Ф. Зеер, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Е. А. Климовым, Т. В. Кудрявцевой, Н. С. Пряжниковым, Ю. П. Поваренковым, Е. С. Романовой, В.Д.Шадриковым) — теории, определяющие логику личностно-профессионального развития специалиста, в частности — положения о закономерностях формирования профессионализма (К.А.Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, С.К.Бон-дырева, А. А. Деркач, Н. Б. Кузьмина, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Ю.П.По-варенков, А. А. Реан, Е. Е. Сапогова, Д. И. Фельдштейн, А. Р. Фонарев и др.) — исследования влияния профессионально важных качеств на профессиональную деятельность вообще на профессиональную деятельность педагоп га-психолога в частности (Н.А.Аминов, Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Т. К. Казанцева, А. Г. Ковалев, М. В. Молоканов, Ю. Н. Олейник, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — труды исследователей, изучающих психологические особенности личности и деятельности педагога-психолога, развитие его личности в профессиональной деятельности, особенности подготовки педагогов-психологов и становления их профессионализма (А.Г.Асмолов, Г. В. Акопов, М. М. Балашов, М. И. Лукьянова, А. А. Марголис, В. С. Мерлин, В. В. Рубцов и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ педагогической и психологической, литературыэкспериментальные методы (модификация метода самооценки Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн, незаконченные предложения, сочинение студептов-психологов, тест В.М.Миниярова) — мате-матико-статистические методы (количественный анализ с использованием методов математической статистики (для выявления различий в выборках использовались и-критерий Манна-Уитни и подсчет корреляции с помощью ранговой корреляции Спирмена) и качественный анализ результатов исследования).

Работа выполнялась на базе Самарского государственного педагогического университета, на психологическом факультете и факультете начального образования. В эксперименте участвовало 374 студента, обучающихся по специальности 31 000 — Педагогика и психология.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2001—2002 гг.). Проведён анализ научной литературы, передового теоретического и практического опыта, исследований, тематически близких к нашему, что позволило определить тему, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать его гипотезу и задачи, подобрать методы исследования.

Второй этап (2002—2005 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетав.

12 шейся с анализом научных положений о профессиональном становлении педагогов-психологов, проверялась и уточнялась гипотеза исследования. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа по выявлению специфики формирования профессиональной установки педагога-психолога на факультете психологии и факультете начального образования и по выявлению зависимости профессиональной установки педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность от характерологических свойств его личности.

Третий этап (2005—2007 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для обоснования психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование психологических составляющих профессиональной установки, установления динамики формирования профессиональной установки педагогов-психологов в условиях обучения в вузе. Эмпирические данные, полученные в результате сравнительного анализа данных эксперимента, были подвергнуты математико-статистическому анализу. Результаты исследовательской работы позволили наметить пути оптимизации профессионального становления педагогов-психологов в вузе, разработать рекомендации по дополнению содержания подготовки будущих педагогов-психологов. Проводилось оформление результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметурепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражения в статьях, материалах конференций, опубликованных автором. Они обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях (СПб., 2003; Инза-Самара, 2004, 2006; Самара,.

2007). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогиче.

13 ской деятельности в Самарском государственном педагогическом университете.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует противоречие между запросами практики образования в педагогах-психологах, обладающих позитивной установкой на будущую профессиональную деятельность, и содержанием подготовки будущих педагогов-психологов. В результате недостаточной проработанности содержания подготовки педагога-психолога в вузе, игнорирования мотива выбора профессии не развиваются базовые качества профессионала, не формируется профессиональная установка, что приводит в практической деятельности к внутрилич-ностным конфликтам и профессиональным кризисам. Одним из способов разрешения данного противоречия является целенаправленное формирование психологических составляющих профессиональной установки: профессионально важных и личностных качеств, умения прогнозировать свою будущую профессию (анализировать возможности использования практических умений и навыков в профессиональной деятельности), эмоционального принятия своей профессиональной деятельности.

2. Формирование профессиональной установки педагогов-психологов на будущую психолого-педагогическую деятельность не может быть успешным без обновления, дополнения и варьирования курсов, входящих в учебный план. Изменение содержания подготовки студентов к практике должно вестись с учетом специфики учебных планов разных факультетов и с учетом личностных особенностей студентов, что обеспечит сознательность выбора студентами направления будущей специализации в профессиональной деятельности.

3. Стратегия деятельности преподавателя по формированию профессиональной установки должна базироваться на такой организации обучения студентов, при которой: 1) освоение студентами знаний сочетается с осмыслением и анализом реальных и профессиональных проблем- 2) развитие психологических составляющих профессиональной установки через их наполнение.

14 психологическим содержанием осуществляется в процессе индивидуальных бесед, выполнения комплекса упражнений, тренингов, заданий в период педагогической практики, а рефлексивный анализ достигнутых результатов становится основой для определения целей собственной деятельности по овладению содержанием деятельности педагога-психолога- 3) осознанные студентами в период педагогической практики профессиональные трудности осмысливаются на основе теоретического и психологического знания. При этом рефлексия собственного опыта психолого-педагогической деятельности, осуществляемая студентами в составе психологического знания, не ограничивается рамками содержания подготовки, а является основой для профессионального становления будущего педагога-психолога.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Таким образом, анализируя сформированность профессиональной установки педагогов — психологов в разных условиях на разных этапах обучения можно сделать следующие выводы:

1. В результате экспериментальной работы было установлено, что различное содержание подготовки педагогов-психологов на факультете психологии и факультете начального образования оказывает влияние на формирование психологических составляющих профессиональной установки, а именно, выявлены различия в сформированное&tradeпрофессиональной установки по составляющей «профессионально важные и личностные качества». Педагоги-психологи факультета начального образования выделяют эмоциональную устойчивость как профессионально важное качество, педагоги-психологи факультета психологии выделяют интеллект и рефлексию как профессионально важные качества педагога-психолога. По психологическим составляющим профессиональной установки «эмоциональное принятие своей профессиональной деятельности» и «умение прогнозировать свою профессиональную деятельность» выявлена разная динамика их формирования у студентов 1−5 курсов факультета психологии и начального образования. Третий год обучения является наиболее важным для формирования эмоционального принятия своей профессиональной деятельности. На 4−5 курсах происходит осознание целеполагания и средств профессиональной деятельности, что позволяет формировать «умение прогнозировать свою профессиональную деятельность».

2. При помощи статистического анализа в ходе экспериментального исследования была выявлена взаимосвязь между психологическими составляющими профессиональной установки педагога-психолога и социально-педагогическим типом личности. У гармоничного, интровертивного и инфантильного социально-психологических типов личности формируются все психологические составляющие профессиональной установки. У сензитивного, конформного, доминирующего и тревожного социально-психологических типов личности развивается только одна психологическая составляющая профессиональной установки — «профессионально важные и личностные качества».

3 .Полученные результаты изучения влияния содержания подготовки на разных факультетах на формирование психологических составляющих профессиональной установки позволяют сделать ряд рекомендаций:

— содержание подготовки студентов факультета психологии необходимо дополнить дисциплинами по выбору: «Арт-терапия в работе педагога-психолога», «Сказкотерапия в работе педагога-психолога», «Драмотерапия в работе педагога-психолога», «Клиент-центрированное консультирование в работе педагога-психолога», которые помогут увеличить эмоциональное принятие будущей психолого-педагогической деятельности;

— содержание подготовки студентов факультета начального образования необходимо дополнить дисциплинами по выбору: «Тренинги формирования навыков целеполагания», «Бихевиоральный подход в работе педагога-психолога», «НЛП в работе педагога-психолога», «Рефлексия в профессиональной деятельности», «Проектирование образовательной среды», «Мониторинг образования», которые помогут становлению умения прогнозировать будущую психолого-педагогическую деятельность и развитию профессионально важных качеств специалиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение и систематизация результатов проведённого теоретико-экспериментального исследования формирования профессиональной установки приводит к основным выводам:

1. В ходе проведенного исследования конкретизировано научное представление о содержании понятия «профессиональное становление», под которым понимается поэтапный и динамичный процесс, неразрывно связанный с решением проблемы формирования профессиональной установки педагога-психолога на будущую психолого-педагогическую деятельность. Профессиональная установка—это отношение к психолого-педагогической деятельности, развитие и обогащение которого происходит в процессе профессиональной подготовки. Такое понимание профессиональной установки определило выделение ее психологических составляющих: профессионально важные и личностные качества, умение прогнозировать свою будущую профессию (способность анализировать возможности использования практических умений и навыков в профессиональной деятельности) и эмоциональное принятие профессиональной деятельности.

2. В результате экспериментальной работы было установлено, что различное содержание подготовки педагогов-психологов на факультете психологии и факультете начального образования оказывает влияние на формирование психологических составляющих профессиональной установки, а именно, выявлены различия в сформированности профессиональной установки по составляющей «профессионально важные и личностные качества». Педагоги-психологи факультета начального образования выделяют эмоциональную устойчивость как профессионально важное качество, педагоги-психологи факультета психологии выделяют интеллект и рефлексию как профессионально важные качества педагога-психолога. По психологическим составляющим профессиональной установки «эмоциональное принятие своей профессиональной деятельности» и «умение прогнозировать свою профессиональную деятельность» выявлена разная динамика их формирования у студентов 1—5.

159 курсов факультета психологии и начального образования. Третий год обучения является наиболее важным для формирования эмоционального принятия своей профессиональной деятельности. На 4−5 курсах происходит осознание целеполагания и средств профессиональной деятельности, что позволяет формировать «умение прогнозировать свою профессиональную деятельность».

3. При помощи статистического анализа в ходе экспериментального исследования была выявлена взаимосвязь между психологическими составляющими профессиональной установки педагога-психолога и социально-психологическим типом личности. У гармоничного, интровертивного и инфантильного социально-психологических типов личности формируются все психологические составляющие профессиональной установки. У сензитивно-го, конформного, доминирующего и тревожного социально-психологических типов личности развивается только одна психологическая составляющая профессиональной установки — «профессионально важные и личностные качества».

4. На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне, обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование психологических составляющих профессиональной установки: освоение студентами профессиональных знаний и умений осуществляется в контексте осмысления ими профессиональных проблемдополненное содержание подготовки будущих педагогов-психологов, реализуемое с учетом личностных особенностей, способствует развитию мотивации на овладение знаниями, умениями, навыками и положительного отношения к профессиональной деятельности, обеспечивает изменение эмоционального отношения к будущей психолого-педагогической деятельности и развитие умения прогнозировать профессию.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу. Цель диссертационного исследования достигнута.

Выполненное нами исследование проблемы формирования профессиональной установки педагога-психолога на будущую психолого.

160 педагогическую деятельность вносит определенный вклад в педагогическую психологию. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, изучение механизмов, обеспечивающих преодоление внутриличностных конфликтов, влияющих на формирование позитивной установки педагогов-психологов на будущую психолого-педагогическую деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. М.: Академия, 1997. — 368с.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.
  3. Абульханова-Славская К, А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  4. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Методологические проблемы формирования и развития личности, -М: Наука, 1981.-С. 19−44.
  5. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы лично-сти//Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 137−145
  6. Г. В. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания // Психология учителя: Тез. докл. к VII съезду психологов, М, 1987.
  7. Г. В. Динамика профессионального сознания студентов и начинающих учителей Н Формирование и развитие профессионального сознания студен-юв: Межвузовский сборник научных трудов I Отв. ред. Г. В. Акопов. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1991. -С. 5−21.
  8. Г. В. Психология и образование- глобально-прикладной аспект // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. -М.: Российское психологическое общество. — Т. 2. — 1998.-С. 37−38.
  9. Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 296 с.
  10. З.Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно психические расстройства). — М., 1976.
  11. Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство. М.: Медицина, 1993. — 399 с.
  12. Е. И др. Консультирование и психотерапия сочетание методов, теории и практики: Перев. с анг. — Новосибирск, 1987.
  13. H.A., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов //Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5.
  14. H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. -№ 5. 1988. — С.71−77.
  15. H.A., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. -№ 1−2. -1992. -С. 74−83.
  16. .Г. К психофизиологии студенческого возраста//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. С. 3−15.
  17. Л. Психологическое тестирование- Кн, 2. М&bdquo- 1982. с. 182.21 .Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2004. -366 с.
  18. Д.Г., Зинковский Л. В., Иванова М. А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 160 с.
  19. AT. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
  20. А.Г. О месте установки в структуре деятельности. Автореф.дис. канд. психол. наук. -М., 1976.
  21. А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 377−393.
  22. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. -№ 1. -1978. -С. 7−18.
  23. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  24. М.М., Лукьянова М. И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах // Психологическая наука и образование. № 2. -1998. — С. 64−67.
  25. В.В. Типы социально-психологической адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1999 № 3−4 (11−12) — с. 28−30.
  26. Н.В., Сафурина H.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 5. Л., 1985. С.78−86.
  27. A.B. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете. Ав-тореф.дис.пед.наук. Самара, 2000.
  28. БелокрыловаГ.М. Профессиональное становление студентов-психологов. Автореф. дис. канд.псих.н. М., 1997.
  29. Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -422с
  30. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М: Медицина, 1976.
  31. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптации человека. Л.: Наука, 1988.-268 с.
  32. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов У/ Вестник Московского университета. Сер, 14. Психология. 1987. № 2, С. 20.
  33. A.A. Идентичность в мире взрослого // Мир психологии, 2004 № 2. С. 93−98.
  34. A.A. Личность и общение. М., 1995. — 272 с.
  35. A.A. О предмете акмеологии //Психологический журнал. № 5. -1993.-С. 73−79.
  36. A.A. Психология общения / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж, 1996.-256 с.
  37. A.A., Деркач A.A., Климов Е. А., Семенов И. Н., Суслов Е. А., Яблоком Е. А. Программа курса: общая и прикладная акмеология (для слушателей и аспирантов). — М., 1994.
  38. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: РАО, 1994.- 109 с.
  39. А.Л. Профессор профессия. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.276.
  40. Ф.Е. Психологическое образование: психотехническая парадигма/ Развивающая психология—основа гуманизации образования./ Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции 19−21 марта 1998. —М., 1998.
  41. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: Учеб.пос./ Под. Ред. И. Б. Гриншпуна. М.- Воронеж, — 2002. -464с.f
  42. СМ. Профессиональное образование // Словарь. —М., 1999.
  43. Выготский J1.C. Психология развития человека. М.: Смысл, 2003 — 136с.
  44. В.Е. Модульный подход к психологической классификации профессий // Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии: Сборник научных трудов. JI. 1986. С. 95−103.
  45. В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. JL, 1988. -162 с.
  46. Гессен, Основы педагоги. Введение в прикладную философию, М.: школа-Пресс, 1995. —С. 318—319.
  47. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  48. A.A., Федоренко С. А. Моделирование профессионального становления выпускника вуза // Развивающаяся психология—основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М.: Российское психологическое общество, 1998. Т. 2. С. 81−82.
  49. И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов: Дис. канд. психол. наук, -JL, 1990. 209 с.
  50. Е.В. Возрастные особенности личности студентов и фор166мирование педагогической установки- Авторсф. дис. канд. психол. наук. -Тбилиси, 1988.
  51. М.В. К вопросу о рефлексивной способности студентов-психологов // Профессиональное образование психолога- интеграция теории и практики Коллективная монографий / Под ред. Н. И. Вьюновой, К, М. Гайдар,
  52. B.Л. Штроо. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. С. 262−265.
  53. СВ. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: Дис,. канд. психол. наук. — М. 2000.
  54. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. — 189 с.
  55. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -356с.
  56. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. Изд. 2-е, испр. М, — Флинта, 2003. -336 с.
  57. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. М, 1998.
  58. H.A. Психологические условия введения студентов первого курса в профессию: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1995.
  59. Т.А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. -№ 6. -2002.-С. 51−59.
  60. Н.Б. Я-образ и образ профессионального психолога в сознании студентов: Автореф. Дисс.канд.псих.наук. СПб., 2006
  61. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. -М: МГУ, 1995.-224с.
  62. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 400с.
  63. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
  64. А.Г. Психология личности. М.: Мысль, 1973. — 341 с.
  65. В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  66. М.Н. Учебно-профессиональные установки курсантов (на примере Самарского филиала Саратовского юридического института МВД РФ) // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. -Ярославль, 2000.Т. 2.-С. 23−33.
  67. Д.Г. Роль эмоциональной рефляции в адаптации к группе сверстников у детей в норме и патологии // Вестник Московского университета. Психология- 2005 № 1. С. 78−79.
  68. М.В. Профессиональная установка как фактор социальнопсихологического стимулирования педагогической активности личности сту168дента педагогического вуза//Психология и практика. Ярославль, 1998. — С.109.110.
  69. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967—383 с.
  70. И.М. Диагностика профессиональных установок подростков //Вопросы психологии. № 2. 1997,-С, 122−130.
  71. Л. Л., Укке Ю. В., Колесова А. К. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием. М.: НИИВШ, 1977- - 51 с. / ^ ^
  72. Е.П. Психология подготовки и профессиональной деятельности психолога-консультанта: Автореф. Дисс. док.псих.наук. — СПб., 2005
  73. Ю.Н., Акцентуации характера и учебно-профессиональные установки курсантов юридического института МВД России. Автореферат к.псх.н. Самара, 2007 г
  74. , Э. Строение тела и характер / Э.Кречмер. Пер. с нем. М., 1995. —ззбс.' ••':'¦- ', •.:.
  75. Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.-С. 51−59.
  76. Т.В. Исследование психологических особенностей профессио• • • ''нального становления // Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А М. Сухаревой. М., 1988, С 1−13.. -
  77. Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893. -
  78. С.А. Социально-психологическая адаптация личности: модель и диагностика.- Белгород, 2002. — 200 с —
  79. К. Акцентированные личности / К.Леонгард. М-, 1989.
  80. Д.А. Виктор Франкл. В борьбе за смысл / В сб. <<Франкл В. .Человек в поисках смысла" М.- Изд-во МГУ, 1990. с. 302−324.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. -М&bdquo- 1959.
  83. A.A. Деятельность и общение //Вопросы философии. 1979, № 1 ,-С. 70−135.
  84. A.A. Педагогическое общение. М., 1979.
  85. В.Т. Современный студент // Социальная психология личности. -Л., 1974.-С. 125−139.
  86. ВЯ. Психологическое образование в России: новые ориентиры и цели // Вопросы психологии. № 5. — 1998. — С. 148−154.
  87. Д. Поведение и установки // Социальная психология: Хрестоматия/Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003. С.393−415.
  88. МаликоваВ.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика: Монография, — Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2003.
  89. A.A. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. М.: Московский городской психолого-педагогический университет. -№ 2.-2003.-С.5−10.
  90. А.К. Модель специалиста основа подготовки психолога для сферы социальной работы // Развивающаяся психология—основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 134−135.
  91. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии. № 4.- 1977.
  92. А.К. Психология профессионализма. —М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.-308 с.
  93. Л.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. -190с.
  94. А.Г. Мотивация и личность. — СПб, 1999.
  95. М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. -№ 2. -1998.-С. 79−96.
  96. В.Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова -СПб.: Питер, 2002. С. 95−105.
  97. В.Н. Психология отношений. М.: Воронеж, 1995. — 356 с.
  98. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. -М.:АПК РСФСР, 1956. 184 с.
  99. A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 137 с.
  100. Ш. А. Установка и деятельность. -Тбилиси, 1987.
  101. A.A. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.
  102. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М. 1985.
  103. A.M. Профессиональное образование в России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.
  104. H.H., Копеина Н. С. Психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы в вузе // Психологическое обеспечении учебно-воспитательного процесса в вузе. Л., 1985. С. 21−78.
  105. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского, Изд. 3-е— М., 1936.
  106. Г. Т. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 2001 -211 с.
  107. И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. М, 1952 г. в 6 т.171
  108. C.B. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 2004. -25 с.
  109. A.B., Ярошевский МТ. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 1998. 512 с
  110. Т.И. Установка как фактор формирования стратегии поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Новосибирск, 1998.
  111. Психология индивидуальных различий / Тексты. М., 1982. — 320с.
  112. Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии. Под редакцией В. В. Козлова. Ярославль, 2000. С. 195 — 218.
  113. Ю.П. Психология становления профессионала. Системогене-тический подход // Проблемы общей и организационной психологии / Под ред.проф. A.B. Карпова-Ярославль, 1999. С. 97−118.
  114. Подготовка практических психологов для системы образования в Самарской области: Методические разработки для руководителей, методистов высшей школы, органов образования. Самара: СГПИ, 1993. — 72 с.
  115. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Институт прикладной психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 256с.
  116. Н.С. Психологический смысл труда: Учебн. пособие. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 352с.
  117. Рабочая книга практическая психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности/Науч.ред. А. А. Деркач. М.: Красная площадь, 1996
  118. Разорила J1.M. Соотношение мотивации и представлений студентов университета о будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис.,., канд. психол. наук, — М., 2000.
  119. Ф.М. Мотивы учебной деятельности в мотивационной сфере личности // Прикладная психология в высшей школе. Казань. 1979.
  120. , И.Н. Психология личности /И.Н.Рейнвальд. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов.- 1987. — 196с.
  121. О.Н. Профессиональная позиция студентов и выпускников-психологов // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 196−197.
  122. О.Н., Прудков П. Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов // Вестник Московского университета. № 3. — 2001.
  123. О.Н., Прудков П. Н. Предпосылки успеха в труде психолога. // Вестник Московского университета. № 4. — 2000. С. 55−65.
  124. М.В. Адаптация личности в социуме- теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. — 275 с.
  125. Нб.Ростунов А. Т., Петров В. П. Военно-профессиональная адаптация молодежи. М.-МО СССР, 1988. — 220 с
  126. В.В., Марголис A.A. Стратегия развития высшего психологического образования // Психологическая наука и образование. № 2- 1998.- С. 57−63.
  127. К. Групповая психотерапия. Психокоррекция группы: теория и практика. М.: Новая школа, 1995. 386 с.
  128. В.А. Роль образного опосредования в межличностном взаимодействии и его активизации у юношей и девушек с трудностями социально-психологической адаптации: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Иркутск, 2004. — 19 с.
  129. СолововаЕ.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный. Монография. Москва: изд-во Глосса-Пресс, 2004 г.
  130. В.А. Опыт исследования мотивов выбора педагогической профессии и их трансформация в процессе профессиональной подготовки учителя // Психология труда и личности учителя. Вып. 2. JL, 1977. -С. 48−61.
  131. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. Л. Тихомандрицкая. М., 1999.с. 368.
  132. , Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 г. — 736с.
  133. П.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста, -М.: Знание, 1986. С. 4−34.
  134. Теория установки и активные проблемы психологии / Под ред, Ш. А. Надирашвили. Тбилиси, 1990.
  135. И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практических психологов на этапе обучения в вузе: Авто-реф.дис.. .канд. психол. наук. С-Петербург, 2000. — 19с.
  136. Э. Учебник психологии. М., 1914. 112 с.
  137. Д.Н. Психологические исследования. —М, 1966.
  138. Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — С. 87−91, с. 128.
  139. УстюжаниноваЕ.Н. Формирование профессионально важных качеств будущего педагога-психолога в процессе заочного образования Автореф. дис. канд.псих.н. Самара, 2006.
  140. A.A. Письма // Новый мир. 1973. № 1
  141. А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации //Вопросы психологии. 1997, № 2.- С. 88−93.
  142. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В АЛяудис и др. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  143. В. Человек в поисках смысла. -М., 1990. 264 с.
  144. K.P. Типологизация рабочих по удовлетворенности трудом. Канд, дисс,-Л, 1978.
  145. В.В. Классификация профессий и профориентация // Вопросы психологии. -№ 4. 1971. — С. 143−148.
  146. Т.И. О профессиональном осмыслении психологами своих позиций по отношению к педагогической практике // Психологическая наука и образование. № 2. — 2003. — С. 44−51.
  147. Э.С. О социально-психологических установках в инженерном труде / Вестник Ленинградского университета. Л., 1971. № 1.
  148. Т.С. О профессиональной подготовке практического психолога //Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Н. И. Вьюновой, K.M. Гайдар,
  149. B.А.Штроо. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002.1. C.323−326.
  150. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М., 1989.-95 с.
  151. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  152. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. № 5. -1982. — С. 44 — 62.
  153. В.Д. Психологический анализ деятельности. -Ярославль, 1979. -91с.
  154. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996. С. 176−287.
  155. В.Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1979. С. 3−18.
  156. О.Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов. Автореф. дисс. канд. псих, наук. — Самара, 2004. — 22 с.
  157. П.Н. Социальная установка // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2003. с. 366.
  158. Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления Автореф. дис.док.псих.наук. Москва, 2001.
  159. Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово, 1992. 353 с
  160. H.A. Эмпатические способности студентов-психологов. — М.: Изд-во Московского Психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. с.26−27.
  161. Юнг, К. Психологические типы / К.Юнг. М., 1995. — 696с.
  162. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89−105.
  163. В.А. Личность как субъект социальной активности // Активность личности в социалистическом обществе. М.: Варшава, 1974., с. 95.
  164. Ajzen, I. (1971). Attitudinal vs. Normative messages: An investigation of the differential effects of persuasive communications on behavior. Sociometry, 34,263−80.
  165. Ajzen, I. (1985). From intentions to actions: A theory of planned behavior. InJ. Kuhl and J. Beckmann (Eds), Action-control: From cognition to behavior, pp. 1139. Heidelberg: Springer.
  166. Ajzen leek, Fishbein Martin Belif, attitude, intetion and behavior. Reading (Mass.) etc., cop. 1975.
  167. Cattel R.B. Scientifiec analysis of personality. Baltimore, 1965
  168. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco, 1968., p. 148−152
  169. Thomas W., Znaniecki F. The polish peasant in Europe and America. Boston, 1918. Vol. 1
Заполнить форму текущей работой