Контракт как правовая форма обеспечения качества
Правовое обеспечение качества продукции и услуг базируется на соблюдении конкретного права.
Контракт (договор) — это соглашение двух сторон, которое обеспечивает установление, изменение или прекращение прав и обязательств, это правовая форма обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуги. Он позволяет учесть особенности взаимоотношений сторон, согласовать их интересы, а также обеспечить юридические гарантии для участников.
За несоблюдение контрактных обязательств в законодательных актах в большинстве стран предприятие — ответчик возмещает потерпевшей стороне все причиненные нарушением убытки, как имущественные, так и утраченную выгоду, которую можно было бы получить, если бы обязательства предприятия — производителя были выполнены.
Согласно стандартам ISO 9000 предусмотрена контрактная работа в следующих направлениях:
- · выбор контрагентов, заключение контракта и определение в нем требований относительно качества продукции/услуги и системы качества;
- · принятие выполнения контракта и проверка заказчиком качества продукции/услуги и системы качества;
- · выявление несоответствий продукции/услуги согласно результатам входящего контроля, предъявление претензий (рекламаций) и исков;
- · ответственность за нарушение договора о качестве продукции/услуги;
При предоставлении некачественной услуги потребитель имеет право требовать:
- · аннулирования действия контракта;
- · снижение цены;
- · устранение выявленных несоответствий качества;
- · замена некачественной продукции/услуги.
Директивами стран Европейского союза (ЕС) установлено, что экспортеры, которые поставляют продукцию или предоставляют услуги на рынки ЕС, могут быть привлечены к ответственности за ненадлежащие обеспечение качества продукции/услуги.
В Украине защита потребителей от некачественной продукции/услуги регламентируется Законом «О защите прав потребителей», другими законодательными актами и постановлениями Кабинета Министров Украины.