Пропедевтическое изучение вводных слов на основе текста как средство развития речи
Диссертация
Так, Г. И. Блинов отмечает, что «в 43−48 случаях из 100 учащиеся не обнаруживают вводных слов, нередки ошибки в квалификации членов предложения как вводных слов» (17,90). Время вносит коррективы в эти цифры. В нашем опыте из 30-ти письменных работ абитуриентов 1999 г. в Ульяновский педагогический университет имени И. Н. Ульянова не было ни одной без какой-либо ошибки при вводных словах. Ошибки… Читать ещё >
Содержание
- Введение--с
- Глава 1. Теоретические основы пропедевтического изучения вводных слов на материале текста
- 1. 1. Лингвистические основы изучения вводных слов в школе-с
- 1. 2. Психолопические основы пропедевтического изучения вводных слов на материале текста-с
- 1. 3. Вопросы изучения синтаксиса в трудах крупнейших методистов-с
- Выводы-с
- Глава 2. Вводные слова в детской речи и в школьных учебниках
- 2. 1. Вводные слова в детской речевой деятельности
- 2. 1. 1. Вводные слова в устной речи дошкольников-с
- 2. 1. 2. Вводныеова в письменных работах учащихся начальной школы (констатирующий эксперимент)
- 2. 2. Вводные слова на страницах учебников для начальной школы--с
- 2. 3. Краткий обзор представленных в школьных учебниках сведений о вводных словах и предложениях—с
- 2. 1. Вводные слова в детской речевой деятельности
- Выводы-с
- Глава 3. Экспериментальная методика пропедевтического изучения вводных слов на основе текста
- 3. 1. Предложения с вводными словами как структурные компоненты текста--с
- 3. 1. 1. Вводные слова — средство связи логических частей рассуждения-с
- 3. 1. 2. Предложения с вводными словами в начале текста-с
- 3. 1. 3. Предложения с вводными словами в конце текста-с
- 3. 2. Система упражнений при пропедевтическом изучении вводных слов-с
- 3. 3. Основноедержание уроков и краткий анализ их
- 3. 4. Анализ обучающего эксперимента
- 3. 1. Предложения с вводными словами как структурные компоненты текста--с
Список литературы
- Айдарова Л. И. Психо логические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Сборник работ / Под. ред Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. — М. Педагогика, 1977.
- Алфёров. А.Д. Очерки из жизни языка: Введение в методику родно го языка. М., 1899.
- Алфёров А.Д. Родной язык в средней школе: Опыт методики. -Изд.2-е.-М., 1912.
- Аникин А.И. Лексико-семанпгические средства связи вставных конструкций с основной частью предложения. — Учён. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, 1970,№ 332.
- Аникин А.И. Основные грамматические и семантические свойства вводных слов и словосочетаний. // РЯШ. 1956. — № 4.
- Ар ги некая И. И. Математика: Учеб. для 1 кл. трёхлет нач. шк. М.: Просвещение, 1995.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999.
- Бабаицева В.В. Лингвистические основы школьного курса I синтаксиса // РЯШ. 1973. — № 5.
- Бабаицева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. — М.: Просвещение, 1979.
- И.Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Ч. З. Синтаксис. Пунктуация. М.: Просвещение, 1987.
- Бабайцева В.В., Чесиокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5−9 кл. общеобразоват учеб заведений. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1999.
- Бархин. К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. Минск, 1938.
- Бахтин WI.M. Эстетика словесного творчества. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.
- Бепошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. — М.: Высшая школа, 1977.
- Белянкова Н.М. Связная письменная речь учащихся 3−4 классов и меры по её совершенствованию на уроках синтаксиса в 4 классе: Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1978.
- Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
- Ел омский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-Т. 1.
- Богоявленский Д.Н. Усвоение грамматических понятий / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. М.: Педагогика, 1977.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
- Бондарко A.B. Теория функциональной грамматики. Л., 1987.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ. 1996, № 1.
- Валгимз Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. — М.: Высшая школа, 1989.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1983.
- Величко Л.И. Работа над текстом при изучении вводных слов // РЯШ. 1980. — № 6.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г. А. Золотова. ~ 3-е изд., испр. -М.: Высш. шк., 1986.
- Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1973.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах / Т.2. М.: Педагогика, 1982.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.
- Гальперин П.% Психолопия мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
- Гаранина В.В. Особенности синтаксиса устной монологической речи учащихся второго класса / Русская разговорная речь: Сборник научных трудов. — Изд-во Саратовского университета, 1970.
- Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка. М.- Л. Изд-во АПН РСФСР, 1949.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Изд-во Саратовского университета, 1981.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка / Г воздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Глебова Е.Ф. Системный подход к процессу обучения синтаксису в средней школе. М., 1982.
- Голуб И.Б., Роэенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ.1997.
- Грабчикова Е.С. Обучение младших школьников синтаксическим нормам русского языка: Диссертация на соискание учёной степени кандидата пед. наук. М., 1983.
- Граник Г. Г., Концевая Л. А. Изучение читательской позиции школьников И Вопросы психологии. 1994. — № 5.
- Граник Г. Г., Концевая Л .А., Бондаренко С. М., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации / Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995.
- Григорян Л.Т. Исследование причин пунктуационных ошибок учащихся / Вопросы методики преподавания русского языка. -М., 1965.
- Григорян Л.Т. О зависимости качества речевого оформления сочинений от уровня пунктуационной грамотности учащихся / Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку:
- Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. В.И.КапиносгТ, А Костяева. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (Логико-психологические основы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972.
- Донская Т.К. Динамические тексты на уроках русского языка и развития речи // РЯШ. -1994. № 3.
- Донская Т.К. Русская национальная школа: Проблемы и решения. -Спб.: Изд-во «Сударыня», 1998.
- Дудников А.В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. М., 1963.
- Ерастов Н.П. Развитие лингвистического мышления школьников (проблема и метод) / Проблемы мышления. Ярославль, 1968.
- Естествознание: Учеб. для 1 кл. трёхлет. нач. шк. / Авт. сост. Н. Я. Дмитриева, И. В. Товпинец. — М.: Просвещение, 1995.
- Естествознание: Учеб .-хрестоматия для 2 кл. трёхлет. нач. шк. / Авт.-сост. Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец. М.: Просвещение, 1996.
- Ефимова Н.Ф. Изучение русского языка в 5 классе. М.: Просвещеие, 1964.
- Жимкин Н.И. Механизмы речи. М&bdquo- 1958.
- Жимкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // РЯШ. 1985. -№ 1.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи / В защиту живого слова / Состав. Коровина В.Я. М. Просвещение, 1966.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1ЭТЭ.
- Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. — М., 1964.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
- Зол ото в, а ГА. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // РЯШ. 1988. — № 5.62. Зол ото ва ПА. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М.: Наука, 1973.
- Зуева C.B. Пропедевтическое изучение обращения в 1 классе // Начальная школа. — 1956. — N29.
- Иванкина Н.К. Детские письма в системе уроков русского языка в начальных классах: Автореферат кандидатской диссертации. М., 1996.
- Ильенко С.Г. Функционирование предложения в тексте (Текстообразующие потенции и контекстуальные реализации) / Функционирование синтаксических категорий в тексте. — Л.: ЛГПИ, 1981.
- Ипполитова H .А Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение // РЯШ. 1999. — № 1.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1998.
- Исследования по развитию связной речи учащихся / Сборник статей / Под ред. ТА.Ладыженской. М.: Педагогика, 1974.
- Капииое В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // РЯШ. — 1978. № 4.
- Капинос В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кп. М.: Просвещение, 1991.
- Кацнельсон Д.С. Типология языка и речевое мышление. — П.: Наука, 1972.
- Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ ~ ДАНА, 1999.
- Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории сложного синтаксического целого: Автореферат кандидатской диссертации. М., 1995.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1.
- Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Кпобуков, П.А.Лекант- Под ред. П. А. Леканга. -М.: Высш. шк., 1991.
- Купало ва А. Ю. Виды работ по синтаксису в оценке учащихся // РЯШ. 1976. — № 6.
- Купа лова А.Ю. О преемственности в изучении синтаксических понятий. Начальная школа. — 1972. — № 5.
- Купзловз А.Ю. Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи / Методика развития речи на урокахрусского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1991.
- Купал о ва А. Ю. Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) // РЯШ. 1988. — № 4.
- Купало ва А. Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5−6- характер классов. — М.: Флинта, Наука, 1996.
- Купа лова А. Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка // РЯШ. -1999. -№ 1.
- Ладыженская Т.Д. Анализ устной речи учащихся 5−7 классов / Вып. 125. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Ладыженская Т.А. О культуре устного ответа / Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. 2-еизд., перераб. — М.: Просвещение, 1986.
- Ладыженская Т.Д. Определение уровня развития связной речи учащихся / Исследования по развитию связной речи учащихся / Сборник статей / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1974.
- Ладыженская Т.Д. Система работы по развитию связной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1975.
- Ладыженская Т.А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. ~М.: Просвещение, 1965.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. 5 кл.: Кн. для учителя. 3-е изд., с измен. — М.: Флинта: Наука, 1999.
- Лекант П.А. Основные принципы нового учебника. Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». — 2000. — № 41.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. 1.2. М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации / 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986.
- Ломизов А.Ф. Обучение пунктуации в средней школе / Под ред. Текучева А. В. -М.: Педагогика, 1975.
- Ломизов А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М.: Просвещение, 1975.
- Ломте в Т. П. Язык и речь (Ломтев Т. П. Общее и русское языкознание: Избранные работы. М.: Наука, 1976.
- Лосева А.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980.
- Лурия АР. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. — М.: Просвещение, 1985.
- Львов М.Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М., 1977.
- Львов М.Р. Основы развития речи младших школьников // Начальная школа. 1981. — № 7.
- Львов М.Р. Письменные сочинения учащихся 3 и 4 классов: Автореферат кандидатской диссертации. М., 1964.
- ЮЗ.Львов М. Р. Речь учащихся средней ижолы. Статья 3. Синтаксис //
- РЯШ. — 1982. N96. 104. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: 1997.
- Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. — М., 1978. -Вып.1.
- Львова СМ. Уроки словесности. 5−9 кл. М.: Дрофа, 1996.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Максимов Л.Ю. Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка // РЯШ. 1994. — № 4.
- Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Речь и культура общения. 1 класс. — Пенза, 1995.
- Мали Л .Д., Арямова O.G., Климова С. А., Пескова Н. С. Речь и культура общения. 2 класс. — Пенза, 1994.
- Мали Л .Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Речь и культура общения. 3 класс. — Пенза, 1993.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974.
- Мельча ков Л.Ф., Скатки н М. Н. Природоведение: Учеб. для 3,5 кл. сред. шк. 8-е изд. — М.: Просвещение, 1992.
- Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1980.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. -М.: Флинта: Наука, 1999.
- Мещеряков В.Н., Пронина A.A. Лингвистический анализ текста: материалы курса для студентов — заочников филологических и журналистских отделений. Часть I. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999.
- Мовшович Н.И., Шмелёва Т. В. Русский язык: через активную грамматику — к речи. — Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». ~ 1997. № 5.
- Моро М.И., Бантова М. А. Математика: Учеб. для 2 кл. трёхлет. нач. шк. -21-е изд. М.: Просвещение, 1995.
- Мурзин Л.Н. Связный текст и грамматическая система языка / Текст в процессе преподавания иностранного языка. — Пермь, 1979.
- Мучник Б.С. Человек и текст. Основы культуры письменной речи. М.: Книга, 1985.
- Нечаева Н.В., Рога нова З.Н. Русский язык: Учеб. для 5 кл. Часть 1.-Самара: Корпорация «Фёдоров», 1998.
- Нечаева O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / Под ред. проф. Л. М. Орлова. -Бурятское книжное издательство. Улан-Удэ, 1974.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. 3-е изд., испр. и доп. — М. Дрофа, 1999.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. 8-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999.
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка: Из опыта учителя. — М.: Просвещение, 1966.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. пособию «Родная речь. 5−7 классы»: 5 кп. — М.: Дрофа, 1999. 144 с. — (Библиотека учителя. Русский язык).
- Никитина Е.И. Уроки русского языка: 4 кл. (Из опыта работы). Книга для учителя / 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России. — 1999.
- Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисиной М. И. М., 1985.
- Овеянико-Кулыковский Д.Н., Сакупин П. Н. Практический курс синтаксиса для 3−4 классов среднеучебных заведений. Изд. 2-е. Спб., 1913.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.- Российский фонд культуры. М.: Азъ Ltd., 1992.
- Олешков М.Ю. Проблема преемственности в обучении синтаксису между начальным и средним звеном общеобразовательной школы: Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1990.
- О проблемах и перспективах начального образования Российской Федерации. Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 11.12.96. № 3/2 // Начальная школа. 1997. — № 4.
- Орлова А.М. Усвоение синтаксических понятий учащимися. — М. Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Основы методики русского в 4−8 классах / Под ред. Текучева A.B. и др.: 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1983.
- Отбор синтаксических понятий для изучения в общеобразовательной школе / Сборник статей / под ред. Шаталовой В. М. М, 1975.
- Панов Б.Т. Работа по стилистике при изучении синтаксиса. — М.: Просвещение, 1967.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. 2000. — № 4.
- Петрова E.H. Грамматика в средней школе. М.- J1.1936.
- Пешковский A.M. Грамматика в новой школе / В кн.: Пешковский А. М. Избранные труды. М., 1959.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. Изд.7-ое. Гос. Учебно-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР.-М. 1956.
- Плёнки и H.A. Система работы по развитию связной речи учащихся / Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. М.: Просвещение, 1982.
- Плёнкин H.A. Уроки развития речи: 5−9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1996.
- Полякова A.B. Русский язык: 1 кл. М.: Просвещение, 1999.
- Полякова A.B. Русский язык: 2 кл. М.: Просвещение, 1999.
- Полякова A.B. Русский язык: 3 кл. / 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994.
- Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / Сб. статей из опыта работы: Пособие для учителей / Сост. Матвеева АН. М.: Просвещение, 1982.
- Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М.: Просвещение, 1998.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3). М.: Просвещение, 1996.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). — М.: Просвещение, 1996.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3) по системе Занкова Л. В. — М.: Просвещение, 1996.
- Пронина Е.П. Структурно-семантический принцип и его реализация в школьном преподавании русского (родного) языка: Докторская диссертация. Москва, 1991.
- Пузиков Ю.К. Пропедевтическое изучение вводных слов на уроках развития речи в IV- VI классах // РЯШ. 1983. — № 1.
- Пузиков Ю.К. Ситуативные упражнения при работе над вводными словами // РЯШ. 1987. — № 4.
- Пузиков Ю.К. Сравнение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении вводных слов // РЯШ. 1986. — № 1.
- Работа по развитию речи при изучении вводных слов и вводных предложений (Методические рекомендации). — Л., 1980.
- Развитие речи: Школьная риторика: 5 кп.: Учеб. пособие для общеобразоват.учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2/ Т. А. Ладыженская, Г. В. Вершинина, В. Ю. Выборнова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Дрофа, 1996.
- Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979.
- Речевое развитие младших школьников. Сборник статей. Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970.
- Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. — М., 1982.
- Родари Джанни. Грамматика фантазии- Сказки по телефону / Пер. с итал. Алма-Ата: Мектеп, 1982.
- Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 3, ч. 1 /Сост. М. В. Голованова и др. — М.: Просвещение, 1994.
- Романовская З.И. Живое слово: Учеб. по чтению для 1 кл. трёхпет. нач. шк. — М.: Просвещение, 1995.
- Романовская З.И. Живое слово. 2 кл.: Проб, учеб.: В 2ч. — М.1. -М.: Просвещение, 1992.
- Романовская З.И. Живое слово. 3 кл. Проб, учеб.: В 2 ч. 4.1. -М.: Просвещение, 1993.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Русский язык. Программа для четырёхлетней начальной школы (Система начального обучения Л.В.Занкова). М: Дом педагогики, 1999.
- Русский язык: Теория. Практика. Речь: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / П. АЛекант, В. В. Леденёва, Т. В. Маркелова и др. Под ред. П .А.Леканта. М.: Дрофа, 2000.
- Русский язык: Теория. Практика: Речь. 5 класс: / Под ред. проф. ПАЛеканта. ~ М.: Дрофа, 1999.
- Русский язык: Учебник для 2 кл. трехпет. нач. шк. / Закожурникова М. Л., Рождественский Н С. и др. / 20-е изд. — М.: Просвещение, 1993.
- Русский язык: Учеб. для 3 кл. трёхпет. нач. шк. / М. П. Закожурникова, ВАКустарёва, Н. С. Рождественский. 16-е изд., перераб. -М. Просвещение, 1987.
- Русский язык: Учебник для 6 класса. Часть II. Под ред. С. И. Львовой. — М.: Рекорд, 1997.
- Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю Н.Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия- Дрофа, 1998.
- Сидоренков В.А. Преемственность как лингвометодическая категория / Преемственность и перспективность в развитии речи школьников. Л., 1983.
- Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. Учеб пособие для студентов пед. ин-тов лоспец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1979.
- Смирнов АА Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
- Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, ЕАБрызгунова, Е. А. Земская и др. / Под ред. ВАБелошапковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1989.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое). М.: Высшая ожола, 1973.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1977.
- Срезневский И.И. Русское слово: Избранные труды / Сост. НАКондрашов. М., 1986.
- Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. — М., 1954.
- Текучёв А.В. Методика преподавания русского языка. М., 1980.
- Текучёв А. В- Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. — М.: Просвещение, 1982.
- Текучёв А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. М.: Педагогика, 1980.
- Учебник для 5−9 классов. Проспект. Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». — 2000. — № 41.
- Ушаков Д.Н. Русское правописание. М., 1911.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.- Л. 1949. — Т.5.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М: Просвещение, 1973.
- Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз, 1961.
- Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / Под ред. академика В. В. Виноградова. Изд-во АПН РСФСР. М., 1962.
- Фирсов Г. П. Изучение синтаксиса простого предложения. Роль наблюдений над интонацией. Изд-во АПН РСФСР. М., 1957.
- Фортунатов Ф.Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе // Русский филологический вестник. 1905. — № 2.
- Характеристика связной речи детей 6−7 лет / Под ред. ТА. Ладыженской. — М., 1979.
- Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения рус. яз. в общеобразоват. учреждениях: Пособие для учителя / Авт -сост. М.РЛьвов. — М.: Просвещение, 1996.
- Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной. — М.: Русский язык, 1977.
- Чернышев В.И. Живой язык в первоначальном преподавании / Избранные труды в 2-х т./Сост, А М. Иорданский, В. Г. Костомаров, И. Ф. Протченко. Т.2. Язык и стиль писателей. Диалектология. Правописание и методика преподавания. Personalia. М. Просвещение, 1970.
- Четко Л.А. Изучение слов, грамматически не связанных с предложением. М., 1960.
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык: Часть 1. М.: Дрофа, 1996.
- Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) И РЯШ. 1993. — № 2.
- Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. — М.: Просвещение, 1966.
- Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Изд. 2-ое. Гос. учебно-пед.изд-во Наркомпросса РСФСР. Л., 1941.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Изд-во «Наука». Л.1974.
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.