Методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда
Данная методика разработана для изучения self-identities (т.е. множественных самокатегоризаций или самоидентичностей). Данный тест также часто используется в составе батареи методик, направленных на изучение этнической идентичности. Существуют различные версии данной методики.
Классический вариант. Испытуемому предлагается 20 раз ответить в письменной форме на вопрос «Кто я?». На выполнение теста дается 12 мин. Обработка ответов по методике «Кто я?» включает в себя количественный и качественный анализ полученных данных. Испытуемому дается лист бумаги, содержащий следующую инструкцию: «Ниже на странице Вы видите 20 пронумерованных линеек. Пожалуйста, напишите на каждой из них ответ на простой вопрос „Кто я?“. Напишите просто 20 различных ответов на этот вопрос. Отвечайте так, как будто отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят Вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено».
Далее результаты испытуемых обрабатываются при помощи техники контент-анализа. При этом обращается внимание на самокатегоризации, связанные с этнической принадлежностью испытуемого: национальность, этнокультурные характеристики, субкультурные характеристики (например: казак, помор, сибиряк), этнолингвистические, религиозные и т. п. Часто при обработке в качестве отдельной переменной выделяют ранг (место), на котором упомянута этничность (национальность) респондента среди 20 самохарактеристик. Если она не представлена ни разу — это тоже ценная информация для исследователя, которая в зависимости от ситуации может быть интерпретирована либо как низкая значимость этнической принадлежности либо, наоборот, вытеснение, сокрытие этой категории вследствие очень большой важности ее для респондента.
Сокращенный вариант. В составе больших методик в ходе полевых исследований часто используется сокращенный вариант теста с краткой инструкцией.
Ответьте 6 раз на вопрос «Кто я?».
Способ обработки аналогичен классическому варианту. Разумеется, сокращенный вариант дает нам меньше информации об идентичности респондента, в том числе и этнической.