Регулярный менеджмент, управляемые бизнес-процессы и система мотивации — термины для руководителей большинства российских компаний насколько знакомые, настолько же абстрактные. Просто потому, что сегодня это пока не главное. Производство, сбыт, налоги, конкуренты — вот главные темы для шефов. А кадрами занимается милая девушка, которая умело, организует, дни рождения и размещает информацию о вакансиях в Интернете.
Прежде всего — способны всякого рода моральные стимулы в виде грамот, тостов-здравиц и недорогих сувениров заменить вашему персоналу радость от получения в преддверии праздника «довеска» к зарплате?
Сами по себе материальные стимулы куда более эффективны, чем всякого рода пионерский задор: «Согласно классической иерархии, моральные стимулы малоэффективны, если материальные потребности работника далеки от насыщения». А они, всегда «далеки».
Можно использовать комбинированный подход, поскольку признание достижений и вознаграждение сотрудников помогает им ощутить «удовлетворенность и счастье». Для повышения лояльности к компании, удержание работников больше важны стабильность оплаты и моральные стимулы. Если же цель — достижение высоких результатов, повышение производительности и рост продаж, завоевание рынка, тогда стимулировать нужно именно результативность, а не процессные показатели. И здесь более эффективны материальные стимулы.
Лучше всего работают стимулы комбинированные. Хороший руководитель понимает: только деньги, без благодарности за конкретный вклад, без публичного объявления заслуг могут показаться непонятной «подачкой» и наполовину потерять свою стимулирующую роль. Точно так же и благодарности за особый вклад в бизнес, не подкрепленные реальными деньгами, не имеют ценности.
Часто можно услышать: «Наших людей можно мотивировать только деньгами, деньги — главный мотиватор». Да, успешное применение любых форм материального стимулирования способно обеспечить определенные преимущества. Но мотивационный потенциал других составляющих эффективности — дружбы, партнерства, командной работы — часто оказывается гораздо важнее. Руководитель обязан создавать атмосферу приподнятости. Люди должны получать от труда удовольствие, и им нужно воздавать должное за их труд. Они должны больше улыбаться, чем хмуриться, чувствовать себя хорошо, в том числе и там, где работают. У них должно быть чувство, что понедельник — лучший день недели. Если вы сможете создать такой климат в компании, люди свернут для вас горы. А если у вас будут работать такие люди, то победа обеспечена.