Этапы развития дидактических игр
РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы
С 3—4 лет увеличивается число дидактических игр, вводятся настольно-печатные игры (лото, разрезные картинки), усложняются игровые действия и правила. Например, дети не только сбивают кегли, но и сами расставляют их. Появляется функциональное разделение на группы: одни убегают, другие догоняют. До четырех лет детям недоступно отчетливое сопоставление результатов всех участников (победителей… Читать ещё >
Этапы развития дидактических игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждый период дошкольного детства имеет особое непреходящее значение для развития данного вида игр. Раскроем этапы становления дидактических игр, выделенные Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой[1].
- 1. С 2—2,5 лет важно развивать у детей взаимоподражательные или ритмично повторяемые действия. Например, один ребенок спрыгивает со скамейки, другой начинает делать то же самое; или дети повторяют за воспитателем различные движения: хлопают в ладоши, кружатся и т. д. В этот период необходимо формировать совместные действия, выполняемые в определенной очередности. Например, один ребенок сталкивает игрушку на пол, второй — поднимает.
- 2. С 2,5—3 лет необходимо учить детей действовать осознанно по определенным, очень простым правилам, произвольно подчиняя им свое поведение (например, добежать до флажка). С этого возраста можно создавать ситуации для поочередного взаимодействия с простыми предметами (поочередное сбивание кеглей, подбрасывание мяча друг другу), а также учить действовать по команде.
- 3. С 3—4 лет увеличивается число дидактических игр, вводятся настольно-печатные игры (лото, разрезные картинки), усложняются игровые действия и правила. Например, дети не только сбивают кегли, но и сами расставляют их. Появляется функциональное разделение на группы: одни убегают, другие догоняют. До четырех лет детям недоступно отчетливое сопоставление результатов всех участников (победителей, проигравших), поэтому участие взрослого в игре обязательно. Он выступает контролирующей инстанцией: партнером, арбитром.
- 4. С 4—5 лет у детей начинает формироваться представление о выигрыше. С этого периода необходимо предлагать детям игры со всеми специфическими характеристиками: игровая задача, правила, игровые действия и пр. При этом следует формировать установку на выигрыш, состязательные отношения. Целесообразно чередовать различные виды дидактических игр (с предметами, настольно-печатные, словесные). Функции взрослого разнообразны: участник игры — равноправный партнер, разъясняющее лицо (поясняет правила, показывает значимость честной победы в игре и т. д.)
- 5. С 5—6 лет важно развивать творчество, побуждать детей к созданию новых правил, игровых действий. Для стимулирования творческой активности следует предлагать детям игровой материал, в котором отсутствует какой-нибудь существенный элемент, необходимый для разворачивания игры по привычным им правилам (например, неоформленное игровое поле для игры и т. д.); давать наборы элементов разных игр; побуждать к играм с незнакомым материалом. Позиции взрослого — участник игры (вносит свои предложения относительно правил, игровых действий, побуждает детей к разъяснению всех составляющих игры), помощник (участвует в распределение детей, помогает договориться о новых правилах), наблюдатель со стороны (анализирует способы достижения выигрыша, характер взаимоотношений и пр.).
В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь самостоятельно выбирать дидактические игры, организовывать их. Для этого необходимо:
- 1) оснащение предметной среды, наличие разнообразного игрового материала;
- 2) развитие у детей интереса к этой деятельности;
- 3) формирование умения организовывать дидактические игры;
- 4) развитие нравственно-ценной мотивации (выигрыш в честном состязании);
- 5) развитие гуманных отношений (доброжелательность, справедливость и т. д.).
- [1] См.: Михайленко II. Я., Короткова II. Л. Взаимодействия взрослого с детьмив игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 4. С. 18—21.
Заполнить форму текущей работой