Процессный подход. Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других — эго не единовременное действие, а серия непрерывных и взаимосвязанных действий. Эти действия сами по себе являются процессом, их называют управленческими функциями.
Системный подход. Это не набор руководств, принципов или инструкций, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система — это целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Все организации являются системами.
Ситуационный подход. Также способ мышления о проблемах и способах их решения. Этот подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей, могут значительно варьироваться. Данный подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для достижения целей.
Методы управления
Метод управления — способ воздействия управляющего объекта на управляемый объект.
В менеджменте выделяют следующие группы методов управления: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические.
К организационно-распорядительн ым методам относятся: формирование структуры управления, утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, разработка положений, должностных инструкций и т. д. Для группы данных методов характерно соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Например, утверждение должностных обязанностей педагога-психолога или издание приказа о переводе на новую должность и т. д.
Экономические методы управления предполагают использование в управлении материального стимулирования, установление экономических норм и нормативов, разработку налоговой системы и т. д.
Социально-психологические методы основаны на реализации социального механизма управления. К ним относятся: методы социального развития коллектива, формирования групп, обеспечение участия сотрудников в управлении, моральное стимулирование, создание благоприятного социально-психологического климата в организации. Например, похвала сотрудников руководителем, благодарность за проделанную работу и т. д.
Сегодня в управленческой деятельности применяются все группы методов. Однако, провозглашая демократизацию управления, его направленность на сотрудничество, построение доброжелательных отношений в организации, целесообразно в большей степени использовать социально-психологические методы управления.