В последние годы в системе дошкольного физкультурного образования все настойчивее ведется поиск таких организационно-методических подходов, которые наряду с обеспечением необходимых условий для интенсивной учебно-познавательной деятельности способствовали бы активизации двигательной активности дошкольников и укреплению их физического, психического и социального здоровья.
Вопросы активизации двигательного режима детей дошкольного возраста с помощью средств туризма привлекали и привлекают внимание ученых и практиков. Но, как показало изучение практического опыта, простейшие формы туризма (экскурсия, прогулка, прогулка-поход) используются в условиях детского сада в основном как отдельные сезонные мероприятия для решения оздоровительных задач. Двигательная деятельность с туристской направленностью не заняла еще должного места в системе физического воспитания дошкольников. Вероятно, это связано с тем, что не разработана конкретная методика применения доступных форм туризма, позволяющая педагогам более активно использовать ее в работе с детьми. Итак, педагогическая целесообразность предложенной программы и се содержательная сторона объясняются следующими причинами:
- • необходимостью ликвидировать слабые стороны физической подготовленности дошкольников, составляющей основу здоровья ребенка;
- • требованием начальной школы повысить уровень самообслуживания и самостоятельности выпускников детского сада;
- • требованием времени повысить уровень нравственной составляющей при формировании личности ребенка, учитывая сенситивность дошкольного возраста.
Кроме того, наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка, выделяются более частные проблемы, такие как:
- • слабая материально-техническая база;
- • скудное финансирование;
- • проблема организации мест физкультурных занятий.
Все это заставляет обходиться весьма ограниченным минимумом, имеющимся в дошкольных учреждениях. Именно эти недостатки в реально существующих условиях можно компенсировать максимальным использованием участка детского сада и прилегающей к нему территории с «бесплатными» природными и социальными объектами.
При разработке программы изучался и творчески осмыслялся опыт талантливых педагогов, рекомендации ученых, стоящих у истоков организации туристско-краеведческой деятельности дошкольников (А. А. Останец, Н. И. Бочарова, Ф. Г. Багаутдинова, Л. Е. Куприна, Ю. Н. Мамонова и другие), учитывались возрастные особенности детей, их возможности, а также программные требования дошкольных учреждений.