Показатели оборота розничной торговли и их экономическая характеристика
Оборот розничной торговли — стоимость товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Он отражает фактическую выручку торгующих организаций от продажи товаров населению, включая товары частично или полностью оплаченные органами социальной защиты. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т. п.) и индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.
Все показатели оборота розничной торговли взаимосвязаны между собой. В свою очередь они влияют на показатели использования ресурсов и на финансовый результат предпринимательской деятельности. Основными показателями розничной торговли являются: товарные запасы, доход, рентабельность.
Товарные запасы — это масса товаров, которые находятся на торговом предприятии для обеспечения беспрерывного процесса продаж.
Доход — это приток денежных средств и материальных ценностей, полученных в результате определенной деятельности государством, юридическим или физическим лицом.
Рентабельность продаж — показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль.
Продажа товаров может возрасти как за счёт ускорения оборачиваемости капитала, так и за счёт чрезмерного увеличения поступления товаров.
Оборот розничной торговли характеризуется основными показателями, которые находятся между собой в определённой балансовой взаимосвязи и упрощенно могут быть выражены формулой:
П+О1=Р+О2,.
Где П — поступление за определенный период;
О1 — запасы на начало периода;
О2 — запасы на конец периода;
Р — реализация за определенный период.
Главным показателем оборота розничной торговли является реализация товаров, отражающая конечную стадию товарооборота.
Оборот розничной торговли связан с планом развития промышленности и сельского хозяйства, транспорта, с балансом денежных доходов и расходов населения, с государственным бюджетом, кассовым и кредитным планом Госбанка, с планом бытового обслуживания населения и др.