Лексико-стилистическая подготовка учащихся YII-х классов к изложениям разных типов
Диссертация
Методологической основой исследования служили труды классиков марксизма-ленинизма о языке и мышлении, о роли языка в обществе, из которых следует, что язык, возникающий «лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (К.Маркс, Ф. Энгельс, 2, с, 29), социален по своей сущности, и его основная функция состоит в том, чтобы быть «важнейшим средством человеческого… Читать ещё >
Содержание
- 1. Задачи, проблемы и методы исследования
- ГЛАВА I. Вопросы лексико-стилистической подготовки учащихся к изложениям в методи-®- ческой литературе
- 1. Содержание лексико-стилистической 12 подготовки
- 2. Способы лексико-стилистической под- 23 готовки
- 3. Организационные формы лексико-стшшс- 31 тической подготовки
- 4. Особенности лексико-стилистической 40 ^ подготовки к изложениям разных типов
- Методические
- выводы
- ГЛАВА II. Уровень сформированное^ умения учащихся передавать особенности исходного текста
- 1. Цели, задачи, организация констатирую- 54 щего эксперимента
- 2. Анализ содержания изложений разных 59 типов
- 3. Анализ употребления учащимися из о бра- 70 зительно-выразительных средств Методические
- выводы
- ГЛАВА III. Лексико-стилистическая подготовка уча- 85 щихся к изложениям разных типов ® I. Цели, задачи и исходные положения опытного обучения
- 2. Программа опытного обучения и ее 95 научные основы
- 3. Опытное обучение
- 4. Анализ содержания изложений разных 145 типов
- 5. Анализ употребления учащимся изобра- 151 зительно-выразительных средств Методические
- выводы
Список литературы
- Произведения классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС и Советского правительства
- Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Изд. 2-ое, т. 2, с, 3−230.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., изд. 2-ое, т. 3, М., 1955, с. 7−544.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли, собр. соч., т. 18, с. 7−384.
- Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25, с. 255−320.
- Ленин В.И. Философские тетради. М.: Госполитиздат, 1947.- 469 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984, — III с. П1. Книги и статьи
- Абакумов С.И., Афанасьев П. О. Как вести работу по развитию речи в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1933. -40 с.
- Адамович Е.А. Пересказ прочитанного. В кн.: Начальная школа. Ч. I. — Н.- Л., 1948, — с. 389−403.
- Акишина A.A. Структура целого текста. Вып. I. -М.: Б.и., 1979. — 89 с.
- Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. М.: Сотрудник школ, 1911. 555 с.
- Афанасьев П.О. Методика родного языка в трудовой школе. 3-е изд. — Л.: Госиздат, 1924. — 247 с.
- Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе. М.: Учпедгиз, 1944. — 279 с.
- Афанасьев И.О., Кореневский Е. М., Шапошников 1.Н. Сборник статей для изложения: Пособие для учителей начальной школы. 7-е изд. — М.: Учпедгиз, 1955. — 184 с.
- Бабайцева В.Б., Чеснокова Л. Д., Еремеева А. П. Линг-вометодические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Под ред. В.В.Ба-байцевой. М., 1980. — 79 с. — В надзаг.: М-во просвещения РСФСР. НИИ школ.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бабосин Г. А. Урок о бучащего изложения. Рус. яз. в школе, 1958, № 3, с. 39−42.
- Баранов М.Т. Лексическая подготовка к изложениям. -Докл. / АПН РСФСР, 1960, № 3, с. 21−24.
- Баранов М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся. -йвз. / АПН РСФСР, 1962, вып. 124, с. 5−130.
- Баранов М.Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А. Обучающие изложения в У1 классе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 120 с.
- Баранов М.Т. Анализ содержания и лексики сочинений учащихся У-УП классов. Изв. / АШ РСФСР, 1964, вып. 132, с. 47−123.
- Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихсяхв 1У-УП1 классах" В кн.: Основы методики русского языка в 1У-УШ классах. — М., 1978, с. 269−283.
- Баринова Е.А. Сжатое и выборочное изложения. Рус. яз. в школе, 1967, № 2, с. 29−32.
- Баринова Е.А. Изложение как средство перехода к сочинениям. Рус. яз. в школе, 1968, $ 3, с. 30−34.
- Баринова Е.А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. М.: Просвещение, 1974. — 367 с.
- Бархин К.Б. Живое слово в образцах и заданиях: Рабочая книга по развитию речи. Ч. I. М.- Л.: Госиздат, 1929, — 143 с.
- Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. М.: Рабпрос, 1930. — 320 с.
- Бархин К.Б., Истрина E.G. Методика русского языка в средней школе. М.: Учпедгиз, 1934. — 263 с.
- Бардухаров С.Г., Максимов Л, Ю., Четко Л. А. 0 методических и теоретических принципах нового учебного пособия «Русский язык» для УП-УШ классов. Рус. яз. в школе, 1973, № 3, с. 19−26.
- Басистов П.Е. Хрестоматия для употребления при преподавании русского языка. Изд. 14-е, испр. Курс 2. М., 1894. — 330 с.
- Белицкая С.П. Изложения в У-УШ классах: Пособие для учителя. М.- Л.: Просвещение, 1965. — 222 с.
- Бойцова А.Ф. Важные компоненты учебных комплексов. Рус. яз. в нац. школе, 1984, № 2, с. 20−24.
- Блок A.A. Собрание соч. в 6-ти т. / Александр Блок- Под общ. ред. М. А. Дудина и др. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ие. Изд. выходит с 1980 г. т. 5, 662 с. — 1982 г.
- Елонский П.П. Избр. психол. произв. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Борисова-Елкина А.И., Иванова В. В., Шлаков Н. В. Сборник статей для изложений. М.: Учпедгиз, 1958. — 112 с.
- Бунаков Н.Ф. Живое слово. Учебная книга для начальной школы. В 2-х ч. Посвящается памяти Пушкина и Ушин-ского. Ч. I и 2. СПб, I ч. 1903. 208 с.
- Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: изд. АПН РОФСР, 1953. 412 с.
- Бунаков А. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. М., Карчагин, 1914. — 154 с.
- Бунеева Е.В. Система словарно-стилистических упражнений. В кн.: Практическая направленность русского языка. — М., 1983, с. 152−157.
- Буровцева Т.В. Содержание лексической подготовки к сочинению. В кн.: Работа по развитию речи на занятиях по русскому языку. М., 1980, с. 138−144.
- Буслаев Ф.И. 0 преподавании отечественного языка. -Л.: Учпедгиз, 1941. 248 с.
- Васильева А.Н. Художественная речь. М.: Рус. яз., 1983. — 256 с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., 1916″ -591 с.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Виноградов В.В. Русский язык: (Граммат. учение о слове). М.- Л.: Учпедгиз, 1947. — 704 с.
- Виноградов B.B. Язык художественного произведения.-Вопросы языкознания, 1954, № 5, с. 3−26.
- Виноградов В.В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963, — 255 с.
- Виноградов В.В. О художественной речи Пушкина. -Рус. яз. в школе, 1967, $ 3, с. 25−30.
- Винокур Г. О. Понятие поэтического языка. «Доклады и сообщения филологического ф-та МГУ», вып. 3, 1947, с. 3−7.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку (1У-УШ классы): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
- Власьева Л.Ф. Работа над изложением с языковым разбором текста в У классе. Рус. яз. в школе, 1974, № 3, с. 51−54.
- Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. Изд. 6-е. — СПб., 1905. 422 с.
- Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В. З. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 63 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
- Гаврилов И. Письменные упражнения. Руководство к ведению ученических сочинений в средних учебных заведениях. -СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1884. 295 с.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст». Вопросы языкознания, 1974, № 6, с. 68−77.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 138 с.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. -3-е изд. М.: Просвещение, 1965. — 408 с.
- Гиганова З.П. Приемы обучения учащихся устной и письменной передаче содержания прочитанного. Курган: КОИУУ, 1944. — 10 с.
- Гиматова Е.П. Изложение по тексту учебника в IУ классе. Рус. яз. в школе, 1972, Л 4, с. 55−60.
- Гинзбург Е.Л., Пестова В. А., Степанов В. Г. Операции сжатия как средство форсированной реконструкции текста. В кн.: Теория речевой деятельности. — М., 1968, с. I0I-I04.
- Годулянова К.Е. Словарная работа на уроках грамматики. В сб.: Опыт работы по развитию речи (У-УП классы)/ Под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1962, с. 6−15.
- Голубков В.В. Письменные работы в младших классах средней школы. «Вестник воспитания», 1912, № 5, с. 95−139.
- Голубков В.В. Пособие для ведения устных и письменных сочинений. Вып. I. Изложения и пере дежи рассказов. -Москва-Кострома, 1913. 100 с.
- Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников: метод, рекомендации. М.: МПШ им. В. И. Ленина, 1982. — 89 с.
- Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М.: изд. и тип. изд-ва АПН РСФСР, 1949. — 172 с.
- Гугукина Е.А. Обучакщие изложения. В кн.: Из опыта работы учителей русского языка, — М., 1953, с. 132−144.
- Давид Э.М., Чижова Т. И. Лексико-стилистическая работа при проведении изложения повествовательного характера с элементами описания, В кн.: Развитие устной и письменной речи. — Л., 1976, с. 107-И9.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. — 220 с.
- Данилов В.В. Методика русского языка. 2-е изд., перераб. — Пг., Киев, 1917. — 204 с.
- Дегтяревская H.H. Система работы по изложению в У-У1 классах. Рус. яз. в школе, 1957, № I, с. 59−72.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 303 с.
- Дмитревская И.В. Обучение сочинениям в средней школе и структурная сложность текстов. Учен. зап. / Иванов. Гос. пед. ин-т, 1967, т. 49, с. I74-ISS.
- Добромыслов В.А. К вопросу о языке рабочего подростка / Под ред. А.Пешковского. М.: ОНТИ, 1932. — 72 с.
- Добромыслов В.А. Подготовка к изложениям и сочинениям. Рус. яз. в школе, 1939, М 5−6, е. 104−112.
- Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. М.-Л.: Детгиз, 1946. — 256 с.
- Добромыслов В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся (У-УП классы). Рус. яз. в школе, 1958, № 3, с. 23−29.
- Еремеева А.П. Проблема разработки единой лингвоме-тодической концепции развития речи учащихся. В кн.: Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. ст. / Под ред. А. П. Еремеевой. — М.: Просвещение, 1980, с. 8−15.
- Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М.: изд. МГУ, 1957. — 448 с.
- Ефимов И.С. Принцип филологичности и филологический анализ слова художественного текста. Рус. яз. в школе, 1982, № 2, с. 56−59.
- Железняков А. Обучающие изложения. Рус. яз. в школе, 1956, 16, с. 66−70.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся Ш-УП классов. Изв. / АПН РСФСР, 1956, вып. 78, с. 141−250.
- Жинкин Н.И. Психологические основы речи. В кн.: В защиту живого слова. — М., 1966, с. 5−25.
- Закожурникова М.Л. Обучение изложению и сочинению вначальной школе. 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1953. — 80 с.
- Зальдинер М.А. Обучающее изложение в старших классах. Рус. яз. в нац. школе, 1957, & 3, с. 59−62.
- Изложения и сочинения в У-УП классах: (Из опыта работы учителей школ г. Саратова) Сб. статей. Саратов: ГИУУ, 1957. — 79 с.
- Изложения в У-УШ классах: (Тексты и методические указания)/ И. И. Кулибаба и др. М.: Учпедгиз, 1963. — 280 с.
- Иконников С.Н. Функционально-стилистический аспект при изучении русского языка. Рус. яз. в школе, 1974, $ I, с. 19−23.
- Ильенко С.Г. Актуальные проблемы развития речи. В кн.: Лингвистические основы школьной программы «Развитие речи». — Л., 1979, с. 6−18.
- Илюшин A.A. Лингвокомпозиция некрасовских «Размышлений у парадного подъезда». Рус. яз. в школе, 1971, I 6, с. 9−13.
- Исследования по развитию связной речи учащихся /Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1974. — 168 с.
- Калинин Ф.А. Сжатое изложение как форма мыслительной деятельности учащихся: Ученые записки Гомельского пед. ин-та. Вып. П. Минск: Учпедгиз БССР, 1956, с. 43−65.
- Калужских И.Я. Сопоставление композиционной схемыи плана текста при работе над изложением. Рус. яз. в школе, 1977, № 3, с. 63−66.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности. Рус. яз. в школе, 1978, № 4, с. 58−66.
- Капинос В.И. 0 критериях оценки речи и об ошибках грамматических и речевых. В кн.: Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. — М., 1978, с. 64−75.
- Карнеева М. Изложение обучающего характера в 1−1У классах. Великие Луки, 1953. — 15 с. — В надзаг.: Велико-лук. обл. ин-т усовершенствования учителей.
- Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 375 с.
- Квятковский Е.В. Первоначальное ознакомление учащихся вечерней школы с художественными текстами. й.: изд. АПН РСФСР, 1957. — 66 с.
- Киреев В.Л. Обучавшие изложения в 1У-УШ классах мордовской школы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. — 120 с.
- Китаев H.H. Критерий оценки ученических сочинений.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961т- 147 с.
- Клингберг Лотар. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — 256 с. — Пер. изд.: ГДР, 1982.
- Кодухов В.й. Лингвистические основы развития речи.- В кн.: Лингвистические основы аспекта школьной программы ' «Развитие речи». Л., 1979, с. 18−27.
- Кожина М.Н. 0 специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966.212 с.
- Ковалевская Е.Г. Слово в языке ж речи. В кн.: Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи». — Л., 1379, с. 28−54.
- Колосов П.И. Словарно-стилистические упражнения. -М.: Просвещение, 1964. 220 с.
- Коляденко Г. С., Сенкевич М. П. Развитие речи с элементами стилистики. Л.: Просвещение, 1981. — 264 с.
- Кочинева O.K. 0 языковых средствах вьфажения сравнений, метафор, эпитетов. Рус. яз. в школе, 1972, № 4, с. 85−88.
- Кузьмин Ф.Ф. Сборник статей для изложений. М.: Учпедгиз, 1954. — 255 с.
- Куликова И.С. Эстетическое значение слова и контекст. В кн.: Лингвистические основы аспекта жольной программы «Развитие речи». — Л., 1979, с. 73−78.
- Купина H.A. Структурно-смысловой анализ художественного произведения. Свердловск: Уральск, гос. унив., 1981. — 92 с.
- Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся: (0 подготовке учащихся У-УШ классов к устным и письменным сочинениям). М.: Учпедгиз, I960. — 75 с.
- Ладыженская Т.А., Баранов М. Т. Особенности языкаученических изложении. М.: Просвещение, 1965. — 167 с.
- Ладыженская Т.А. Связная речь. В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. — М., 1980, с. 187 233.
- Ладыженская Т.А. Система упражнений по развитию связной речи. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. М., 1981, с. 43−47.
- Ларин Б.А. 0 разновидностях художественной речи (Семантические этюды). В кн.: Русская речь. Сб. ст. / Под ред. Л. В. Щербы. Издание фонет. инст. практического изучения языков. — Hr., 1923, с. 57−35.
- Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худож. лит., 1974. — 285 с.
- Лебедев В.А. Формирование речевых умений учащихся в процессе обучения письменным изложениям. Владимир, 1983. — 33 с.
- Леонова H.A. К постановке изучения основ курса «Лингвистический анализ художественного текста». Рус. яз. в школе, 1980, № I, с. 99−104.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 306 с.
- Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Межвузов, сб. научн. тр. / Ред-кол.: докт. фил. наук, проф. В. В. Степанова (отв. ред.), к.п.н., доценты Т. И. Чижова и О. В. Канарская. — Л., 1982. -125 с.
- Липаев A.A., Попова A.A. Сборник статей для изложений на русском языке в У-УП классах нерусских школ. М.:1. Учпедгиз, 1959. 200 с.
- Лосева Л.М. Слово и контекст. Рус. яз. в школе, 1974, № I, с. 89−96.
- Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя. М.: Просвещение. — 1980. — 94 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. -М.: Искусство, 1970. 384 с.
- Львов М.Р. Речь учащихся средней школы. Рус. яз. в школе, 1981, № 6, с. 38−44.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся. Рус. яз. в школе, 1985, № 4, с. 42−47.
- Мальцева К.В. Методика проведения обучающих изложений в У-УШ классах национальной школы. Рус. яз. в нац. школе, 1958, № I, с. 38−45.
- Мальцева К.В. Письменные работы на русском языке в национальной школе. М.: Учпедгиз, 1961. — 248 с.
- Мамушин В.Е. Анализ слов качественной оценки в письменной речи пятиклассников. Изв. / АПН РСФСР, 1962, вып. 124, с. I3I-I83.
- Марат Ф.С. Обучение сжатому изложению в 17 классе.- Рус. яз. в школе, 1971, № 2, с. 35−42.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
- Мейлах Б.С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — 249 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. Й. Капинос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
- Миллер Ц.Г., Розентретер Е. А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием. М.: Просвещение, 1982.- 207 с.
- Митрофанова Г. П. Изложение как средство развития мышления и речи учащихся. Учен. зап. / Ленинг. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1963, т. 242, с. 211−223.
- Молодцова С.Н. Стилистический разбор. В кн.: Виды разбора на уроках русского языка / Под ред. В.В.Бабайце-вой. — М., 1978, с. I5I-I59.
- Морозова И.Д. Опыт работы над выборочным изложением в У классе. Рус. яз. в школе, 1977, № 2, с. 50−53.
- Морозова И.Д. Работа над изложением в УП классе.
- Рус. яз. в школе, 1979, 12, с. 20−22.
- Мышление и речь.(Сборник статей)/ Под ред. Н. И. Жинкина и Ф. Н. Шемякина. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. — 272 с.
- Т.В.Напольнова. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — III с.
- Напольнова Т.В. Некоторые вопросы проблемного обучения русскому языку. В кн.: Основы методики русского языка в 1У-УШ классах. — М., 1978, с. 21−29.
- Нечаева O.A. Функционально-смысловые типы речи:
- Описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурят, кн. из-во, 1974. — 261 с.
- Новиков Л.А. 0 некоторых вопросах лингвистического изучения художественного текста. Рус. яз. в школе, 1980,4, с. 57−63.
- Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Рус. яз. в школе, 1984, № 6, с. II2-II7.
- Обучение русскому языку в 1У классе: Метод, указ. к учебнику. Пособие для учителей / Сост. Т. А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1981. 223 с.
- Обучающее изложение в У классе / H.H.Алгазина, М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская. М.: йзд-во АПН РСФСР, 1962. — 168 с.
- Обучавшие изложения в УП-УШ классах / М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская, Т. В. Напольнова. М.: Просвещение, 1964. — 240 с.
- Оксамытный П. Работа над изложением в У классе. -Рус. яз. в школе, 1968, В 3, с. 44−46.
- Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
- Пахнова Т.М. Лексический разбор текста. В кн.: Виды разбора на уроках русского языка / Под ред. В.В.Бабай-цевой. — М., 1978, с. 45−51.
- Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.- Л.: ГИЗ, 1930. — 176 с.
- Пленкин H.A. Изложение с языковым разбором текста.- 2-е изд. М.: Просвещение, 1978. — 190 с.
- Пленкин H.A. Изложения и сочинения. В кн.: Основы методики русского языка в 1У-УШ классах. — М., 1978, с. 315−338.
- Подшивалов П.Ф., Стракевич М. М. Сборник текстов дош изложений (1У-УШ классы). М.: Просвещение, 1974. -222 с.
- Позерн-Пестова A.C. К методике обучения изложению, — Рус. яз. в школе, 1959, № 6, с. 50−52.
- Поливанов Л.И. Русский и церковно-славянский язык.- В кн.: Учебно-воспитательная библиотека. М., 1878, т. 2, гл. 3, с. 1−203.
- Потебня A.A. Из записок по теории словесности. -Харьков, 1905. 652 с.
- Практическая направленность в преподавании русского языка. Межвузовск. сб. науч. тр. М.: Изд. НИИ школ, 1983. — 184 с.
- Примерная программа по русскому языку. Пг., 1919″
- Программы единой трудовой школы: (1-УП гг. обучения). M., 1921. — 360 с.
- Программа восьмилетней и средней школы: На 197 374 уч.год. Рус. яз. / М-во просвещения РСФСР. М.: Просвещение, 1973. — 24 с.
- Программа восьмилетней и средней школы на 19 831 984 учеб. год. Рус. яз. / М-во просвещения РСФСР. М": Просвещение, 1983. — 47 с.
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Эксперимент исследования. Сборник статей / Под общей ред. С. Л. Рубинштейна. М.: Изд. АН СССР, I960. -168 с.
- Прудникова A.B. Внутрипредметные связи в преподавании русского языка (на материале лексики и стилистики).- Рус. яз. в школе, 1981, te 4, с. 32−37.
- Прудникова A.B. Лексика в школьном курсе русского языка. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
- Пустовойт П.Г. От слова к образу. Изд. 2-е пере-раб. Киев: «Рад. школа», 1974. — 191 с.
- Пустовойт П.Г. Слово, стиль, образ. М.: Просвещение, 1965. — 258 с.
- Развитие речи учащихся У-УШ классов (Реализация требований новой программы) / Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР В. А. Добромыслова. Изд. 2-е, испр. — М.: Учпедгиз, 1963.220 с."
- Рамзаева Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальной школе. М.: Просвещение, 1978. — 431с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Русина G.G. Использование текста-образца при подготовке к описанию помещения в У классе. Рус. яз. в школе, 1976, № 4, с. 51−54.
- Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1979. — 432 с.
- Русский язык- Учебник для 1У кл. / Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Григорян JI.T. и др. 13-е изд., пере-раб. — М.: Просвещение, 1980. — 304 с.
- Рыбникова М.А. Постановка творческих работ. -Русский язык в советской школе, 1930, № I, с. 98-Ш.
- O. Рыбникова М. А. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 611 с.
- Рыбникова М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения / Сост. И. Е. Каплан. М.: Педагогика, 1985. — 248 с.
- Сенкевич М.П. Точность словоупотребления. Типичные ошибки в словоупотреблении: Учеб.-метод, пособие для слушателей отделения повышения квалификации редакторов. М., 1963. — 17 с.
- Скопин В.П. 0 значении письменных упражнений в старших классах гимназии. Учитель, 1863, № 19, с. 914−921.
- Смирнов A.A. Психология запоминания. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 328 с.
- Смирнов С.А. Изложение. В кн.: Пед. энциклопедия. — M., 1965, т. 2, с. 171−173.
- Смирнова Н.С. Материалы и методические указания по лингвистическому анализу текстов. Омск, 1970. — 40 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
- Соколов Н.М. и Тумим Г.Г. На уроках родного языка. Обучение чтению и письму. Развитие устной и письменной речи на I и П ступенях обучения. Иг., 1917. — 400 с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. Спб., 1899. — 185 с.
- Стоуне 3. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984. — 470 с.
- Тамбовкина Т.И. Предпосылки успешной работы по развитию речи учащихся в средней школе. В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1980, с. 234−239.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., перераб, — М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
- Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. M., 1914. — 268 с.
- Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. в двух томах / Подред. А. И. Пискунова. M.: Педагогика, 1974. — I т. — 584 е., 2 т. — 438 с.
- Фадеева Т.А. Слово в поэтической речи. В кн.: Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи». — Л., 1979, с. 78−88.
- Фалина Т.М. Анализ словаря учащихся в подробном изложении. В кн.: Особенности детской речи и пути ее развития. — M., 1983, с. 94−110.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. -М.: Просвещение, 1973. 160 с.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1964. — 255 с.
- Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз, 1961. — 171 е.
- Фигуровский И.А. Изложение с языковым разбором. -В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. -М.: Просвещение, 1981, с. 47−51.
- Фиреов Г. П., Харченко И. Г. Сборник статей для изложений в У-УП классах: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1956. — 296 с.
- Харченко В.К. Образность в семантике слова. Рус. яз. в школе, 1984, № 3, с. 50−54.
- Харченко И.Г. Сборник текстов дня изложений в 1У-У1 классах. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1972. — 175 с.
- Ходякова Л.А. Приемы обогащения словаря в сочинениях учащихся. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. — M., 1981, с. 77−80.
- Худяков И.Н. Лексико-стилистические упражнения пороману А.А.Фадеева «Молодая гвардия» на уроках русского языка. Рус. яз. в школе, 1969, № 6, с. 20−24.
- Чагдуров С.III. 0 выразительности слова в художественной прозе. Улан-Удэ, 1959. — 88 с.
- Черемисина Н.В. 0 гармонии композиции художественного целого (трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери»). В кн.: Язык и композиция художественного текста. — М., 1983, с.7−33.
- Чернышев В.И. Сборник статей для устного и письменного изложения. Спб., 1904. — 165 с.
- Чижова Т.И. Принципы стилистической работы на уроках русского языка. В кн.: Развитие устной и письменной речи. — Л., 1976, с. 25−40.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста. Рус. яз. в школе, 1983, № 3, с. 53−62.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, 1984. — 270 с.
- Шаповалова Т.А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1967. — 167 с.
- Шереметевский В.П. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении: Речь, произнесенная в торжественном собрании Моск. частной гимназии 19 февр. 1886 г., М., Б. г. 115 с.
- Шмелев Д.М. Слово и образ. М.: Наука, 1964.120 с.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.
- Язык и композиция художественного текста (русский язык): Межвузовский сб. научных трудов / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. М.: МГПЙ им. В. И. Ленина, 1983. — 126 с. Ш
- Авторефераты и диссертации
- Авдеева И.В. Логико-грамматический анализ связного текста на уроках русского языка как средство развития речи учащихся дошкольных педучилищ. Автореф. дис.. канд.пед. наук. — M., 1978. — 21 с.
- Акпаралиев Д.А. Методика предупреждения лексических ошибок в изложениях и сочинениях учащихся 1У-У1 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. M., 1983. — 15 с.
- Ипполитова H.A. Методика работы по грамматической стилистике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. -22 с.
- Булохов В.Я. Обогащение письменной речи учащихся тропами (в связи с изучением имени прилагательного в У классе): Автореф. дис.. канд. пед.наук. Красноярск, 1969. -21 с.
- Буровцева Т.В. Методика лексической подготовки учащихся к сочинениям: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -M., 1981. 16 с.
- Дейкина А.Д. Методика изучения лексики в 1У-У1 классах с учетом межпредметных связей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1979. — 15 с.
- Ильюк Б. А. Подражание в письменной речи учащихся 1У-УШ классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1974. — 33 с.
- Калинина Б.В. Изложение диалогического текста в системе развития речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1982. 18 с.
- Кондрашенкова А.И. Работа над многозначными словами в 1У-У классах: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1973. — 22 с.
- Кузьмина Д.А. Абстрагирование в процессе выборочного воспроизведения текста школьниками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1961. — 17 с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1972. — 44 с.
- Линецкая Л.М. Методика обучения студентов приемам исправления ученических сочинений и изложений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 16 с.
- Марат Ф.С. Система обучения сжатому изложению в 1У классе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1974. — 16 с.
- Отинова Л.Ф. Методика работы над художественным стилем речи в 1У классе средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 18 с.
- Пассов Е.М. Коммуникативные упражнения как одно из средств создания грамматических навыков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1966. — 22 с.
- Пахнова Т.М. Реализация внутрипредметных ввязей при изучении лексики как средство совершенствования речи учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. -18 с.
- Пленкин H.A. Языковой анализ в работе над обучающим изложением: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1969. — 19 с.
- Плотникова Ю.П. Работа над эмоционально-экспрессивной лексикой в 1У-У классах на уроках русского языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 25 с.
- Павлов В.А. Лексико-семантическая работа над лингвистическими терминами в 1У-У1 классах как условие их актуализации в учебно-научной речи учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 16 с.
- Фигуровскии И.А. Структура текста произведений и обучение школьников элементам структуры письменных работ: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1967. — 43 с. 1. П Р И Л О ЖЕ НЙЕФ
- Текст для сжатого и выборочного изложения. Тексты для проверки эффективности обучения, Тексты для проведения изложений.
- Материалы для подготовки к сжатому и выборочному изложению в сочетании с грамматической темой.
- Частотность микротем в констатирующем эксперименте и опытном обучении.
- Авторские изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) в опытном обучении.
- Ученические художественные средства к основным микротемам в констатирущем эксперименте и опытном обучении.6. Ученические работы.