Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Консультирование — это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителем или их группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских… Читать ещё >

Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖАНИЕ Введение.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследованию психолого-педагогических условий создания благоприятной образовательной среды в образовательном учреждении.

1.1Понятие «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе.

1.2 Психолого-педагогические условия создания безопасной благоприятной среды в образовательном учреждении ГЛАВА 2. Значение деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной образовательной среды в образовательном учреждении.

2.1 Виды деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной образовательной среды.

2.2 Создание благоприятного психологического климата в классе.

Заключение

Список литературы Приложение «Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного психологического климата в классе.

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в современном обществе достаточно радикальные социальные, политические и экономические перемены затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности. В таких условиях вопрос безопасности человека встает на первое место как в государственной политике, так и в системе образования.

Поэтому в современной психолого-педагогической практике становится очевидным, что учащиеся, находясь в стремительно изменяющихся условиях внешней среды (в том числе образовательной), нуждаются в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых происходит жизнедеятельность.

Образовательная среда — это неотъемлемая часть социального мира человека. Поэтому образовательные учреждения являются важными объектами обеспечения безопасности. В связи с этим, одной из важнейших целей психологической службы образования является обеспечениесохранения и укрепления психического здоровья и психологического комфорта учащихся. Создание благоприятного психологического климата, а главное, безопасной образовательной среды — главная задача деятельности педагога-психолога.

Остро перед обществом встает необходимость моделирования и воплощения в реальность образовательной среды, где личность обучаемого будет востребована, где она сможет свободно функционировать, где все участники среды будут способны чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохранять и укреплять психическое здоровье. Психически здоровой личность может быть лишь в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды и ее очевидная зависимость от деятельности педагога-психолога.

Особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогической поддержки в аспекте защищенности ребенка от деструктивного психологического воздействия различных факторов в реальной практике учебного процесса.

Безопасная образовательная среда, атмосфера психологического комфорта должна быть одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, так как в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия расходуется не на тревогу и борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит и физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность, разрушающую здоровье детей.

Вопросами моделирования и проектирования безопасной образовательной среды занимались Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Г. М. Андреева, И. В. Дубровина Л.Ф. Бурлачук, Е. И. Исаев, Е. А. Климов, Б. Краус, В. А. Левин, М. В. Осорина, А.А. И. А. Баева, Г. А. Мкртычан, В. И. Панов и др.

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью определения психологических параметров образовательной среды школы, их оценки с точки зрения обеспечения полноценного психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса; механизмов проектирования психологической безопасности среды, обеспечивающей позитивное развитие ее субъектов.

Актуальность определяется и практическими задачами, связанными с разработкой технологий психологического сопровождения участников образовательного процесса, способствующих созданию психологической безопасности среды школы и обеспечивающих их психическое здоровье.

Гипотеза исследования: различные виды деятельности педагога-психолога по созданию психолого-педагогических условий способны создать и обеспечить благоприятную и безопасную образовательную среду для обучения современного школьника.

Цель исследования: изучение различных видов деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды.

Задачи:

1) уточнить понятие «безопасная образовательная среда», «благоприятная среда»;

2) рассмотреть различные виды деятельности педагога-психолога, обеспечивающие создание благоприятной образовательной среды обучения;

3) выявить психолого-педагогические условия по созданию благоприятной, безопасной образовательной среды в условиях школы;

3) разработать рекомендации для педагогов по созданию благоприятного психологического климата в классе.

Объектом исследования является безопасная образовательная среда в условиях школы Предмет исследования — деятельность педагога-психолога по созданию психолого-педагогических условий обеспечивающих безопасную образовательную среду для обучения современного школьника.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследованию психолого-педагогических условий создания благоприятной образовательной среды в образовательном учреждении.

1.1 Понятие «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе Как показывает анализ литературы, понятие «образовательная среда» в педагогической лексике появилось относительно недавно. В педагогических исследованиях наряду с термином «образовательная среда» параллельно используются такие понятия, как «среда образовательного учреждения», «обучающая среда», «школьная среда», «внутришкольная среда», «образовательное пространство» (Ю.С. Мануйлов, И. Я. Лернер, Л. Л. Редько, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.).

На протяжении последних десятилетий понятие «образовательная среда» и производные от него разрабатываются педагогами, психологам, учеными, как в нашей стране, так и за рубежом.

Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности. Проблеме изучения образовательной среды всовременной психолого-педагогической науки посвящено достаточно много исследований.

В.Б. Калинин дает определение образовательной среды как среды, в центре внимания которой находится личность обучающегося, среды для построения собственного «Я», способностей самоактуализации, личностному росту. Она обеспечивает создание условий, способствующих самореализации обучающегося, становлению их самосознания, развитию у обучающихся единой картины мира, стремлению к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей.

В.А. Козырев, И. К. Шалаева, А. А. Веряева под образовательной средой понимают функционирование конкретного учреждения образования, как системы социальных условий, организуемых руководством образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов.

А.В. Хуторской раскрывает понятие «образовательная среда» в контексте личностно — ориентированного образования как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности. Внутренним же содержанием образования, атрибутом образовывающейся личности является преломление внешних условий через опыт ребенка как результат его деятельности.

Наиболее теоретически проработанным в отечественной педагогике представляется подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой — выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса — предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека — в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [9.].

Ясвин В.А. понимает под образовательной средой (или средой образования) систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В данном определении образовательной среды и ее структуры акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности учащегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, как считает Ясвин В. А. три базовых компонента:

пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей;

социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими);

психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

В соответствии с этими компонентами строится проектирование и моделирование (конкретизация для данного класса, школы) образовательной среды как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития учащихся.

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

В широком смысле слова образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести мировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобальные информационные сети и др.; к региональному уровню (страны, крупные регионы) — образовательную политику, культуру (в том числе, педагогическую), образ жизни в соответствии с этническими и социальными нормами, ценностями, обычаями и традициями, средства массовой информации и др.; к локальному уровнюобразовательное учреждение (его микрокультуру и психологический микроклимат), ближайшее окружение человека, семью [10,с.5].

В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное ближайшее окружение индивида. Именно взаимодействие с этим окружением может оказывать наиболее сильное влияние на становление личности ребенка. По сути дела, образовательная среда также и создается индивидом, поскольку каждый ребенок развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов в познании. И поскольку всякое знание личностно, то образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое — личностное пространство познания и развития.

Образовательная среда задается через:

образовательное пространство и типологию образовательных ресурсов;

совокупность образовательных деятельностей — основных и дополнительных;

систему взаимосвязей и отношений между образовательными деятельностями. Она характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсный потенциал образования) и структурированностью ресурсов в границах заданного пространства образования.

Образовательная среда — это специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. При этом образовательная среда позволяет:

— учащимся — самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;

— педагогам — создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте;

— родителям — участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг;

— организаторам и управленцам — принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных процессов и условий.

В свою очередь, взаимодействие субъектов образования и образовательной среды предполагает соответствие интересов развития личности тому или иному типу образовательной среды.

С.В. Тарасов выделяет следующие основания для типологазации образовательной среды:

— по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная — кооперативная, гуманистическая — технократическая и т. д.);

— по уровню системной организации (образовательная среда общества, учреждения, коллективов, групп и т. д.);

— по способу организации (гуманитарная, развивающая, адаптивная);

— по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная-инновационная, национальная — универсальная и т. д.);

— по степени творческой активности (творческая — регламентированная);

— по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая — замкнутая).

Проанализировав представленные понятия, можно утверждать, что исследователи определяют образовательную среду как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.

Исходя из этого образовательная среда есть многомерное социально-педагогическое явление, оказывающее непосредственное влияние на развитие и саморазвитие личности, ее ценностных ориентаций, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах их освоения, потребления и распространения.

1.2 Психолого-педагогические условия создания безопасной благоприятной среды в образовательном учреждении Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном (И.А. Баева, 2002, Г. В. Грачев, 2003, А. А. Деркач, и др).

В современной психологии внимание к феномену «безопасности» связывается с развитием новой отрасли знания — психологии здоровья.

В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Э. Эриксона и др. показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.

Школа — это образовательное учреждение (организация), где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех участников образовательной среды. Поэтому, применительно к образовательной среде, обеспечение ее психологической безопасности может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях.

Участники образовательной среды школы и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:

1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие — это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения.

Следствие: ученик отрицает ценности и нормы школы, стремится ее «покинуть».

3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды.

Следствие:

— эмоциональный дискомфорт;

— нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;

— неуважительное отношение к себе;

— потеря личного достоинства;

— нежелание обращаться за помощью,.

— игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его учеников и взрослых;

— невнимательность к просьбам и предложениям.

4.Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.

Следствие — неэффективность психологического сопровождения учащегося; угроза психическому здоровью.

5.Эмоциональное выгорание педагогов среднего профессионального образовательного учреждения.

Следствие — профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как учеников, так и педагогов.

Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются:

— эмоциональный дискомфорт;

— нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;

— неуважительное отношение к себе;

— потеря личного достоинства;

— нежелание обращаться за помощью,.

— игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его учеников и взрослых;

— невнимательность к просьбам и предложениям.

Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.

Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:

— активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития учащегося в течение учебного дня в школе;

— эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

— повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.

Психологически безопасная образовательная среда — результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):

— гуманистической образовательной системы образовательного учреждения;

— единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей образовательное учреждение среде;

— включенности личности учащегося в образовательный процесс в субъектной позиции;

— наличия значимых для ученика сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.

Схема 1.

Структурная модель психологически-безопасной образовательной среды [1].

Модель психологически безопасной образовательной среды учебного заведения включает:

1. защищенность от психологического насилия;

2. референтную значимость окружения;

3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении[3].

Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде:

— принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

— принцип психологической защиты личности;

— принцип помощи в формировании социально-психологической умелости.

Таким образом, психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования — умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими.

ГЛАВА 2. Значение деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной образовательной среды в образовательном учреждении.

2.1 Виды деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной образовательной среды Благоприятная образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, безопасного и комфортного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия, повышения духа взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, этики и толерантности отношений, развития информационной субкультуры. Источником этого климата является внешняя образовательная среда, однако его развитие и улучшение осуществляется, прежде всего, под воздействием самого образования и, следовательно, внутренней образовательной среды, общей и локальной.

Роль и место образовательной среды определяется с позиции эффективности, результативности и качества образования и, следовательно, эффективности и качества их взаимного воздействия на принципах прямой и обратной связи. С этих же позиций оценивается ее состояние и развитие.

Педагог-психолог играет очень большую роль в формировании благоприятной образовательной среды. Общей целью деятельности специалиста является осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.

Основными задачами деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении можно считать следующие:

1. Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;

2. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;

3. Формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

4. Развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;

5. Повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса;

6. Содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.

Педагог-психолог в своей практике руководствуется рядом принципов, которые способствуют решению профессиональных задач в соответствии с этическими нормами, сохранению доверия между педагогом-психологом и клиентом, защите законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие, укреплению авторитета психологической службы образования среди воспитанников, обучающихся, родителей и педагогической общественности. Среди всех принципов работы педагога-психолога необходимо выделить следующие:

· Принцип конфиденциальности.

· Принцип компетентности.

· Принцип ответственности.

· Принцип этической и юридической правомочности.

· Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

· Принцип благополучия клиента.

· Принцип профессиональной кооперации.

· Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования[2].

Основными видами деятельности педагога-психолога, направленными на создание благоприятной образовательной среды, являются коррекционно-развивающая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая.

Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление». Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или консультации. Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении (например, навыка установления контакта с собеседником или умения по бесконфликтному взаимодействию), в учебе (умения по поиску необходимой информации), для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.

Консультирование — это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителем или их группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских коллективах; повышение уровня педагогического мастерства учителей; развитие способностей, черт характера, возможностей самоопределения, самоидентичности и личностного развития ребенка; оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии; нормализация отношений в семье и др. По данным И. В. Дубровиной, чаще всего педагог-психолог консультирует: администрацию школ, учителей, родителей (по проблемам обучения и воспитания); учащихся (по проблемам обучения, общения и развития отдельных способностей и особенностей личности); группы учащихся и отдельные классы (по проблемам самовоспитания, профориентации, культуры умственного труда).

В консультации выделяют несколько этапов:

1. Установление контакта с консультируемым (и). Как правило, консультации затрагивают важные проблемы, и от того, насколько человек откровенен в их описании, будет зависеть результат работы педагога-психолога.

2. Определение запроса и постановка проблемы. Запрос — это обращение к педагогу-психологу, которое поступает от человека, пришедшего на консультацию. Он не всегда сформулирован в психологических терминах, поэтому специалист уточняет суть запроса и переводит его в термины психологические, т. е. ставит проблему.

3. Диагностика. После постановки проблемы проводится изучение того, на каком уровне у человека развиты те или иные качества или каковы его особенности, относительно которых сформулирована проблема. Для диагностики используются специальные методы: наблюдение, тесты, опросники, результаты беседы.

4. Совместная работа по решению проблемы, которая проводится с помощью специальных консультативных методов и приемов.

В консультировании ученик (или взрослый) рассматривается как равный партнер. Он имеет абсолютно равные права в процессе принятия решения. Задача педагога-психолога — помочь другому человеку увидеть свои потенциальные возможности, чему способствует уважение к консультируемому.

Преподавательская и культурно-просветительская деятельность. Преподавательская и просветительская деятельность является неотъемлемой частью работы педагога-психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, родителей и педагогов, организация конференций и выставок литературы и др). Кроме этого, просвещение — составная часть коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.

Многие авторы отмечают, что учителя обладают недостаточными знаниями по психологии и не умеют использовать их в работе. Это же можно сказать и о родителях.

Психологическое просвещение — самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Смысл просвещения состоит в знакомстве педагогов с различными отраслями психологии — педагогической, социальной, возрастной, а учащихся — с основами самовоспитания; популяризации и разъяснении результатов новейших психологических исследований; формировании потребности в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.

Воспитательная деятельность. Главная цель воспитания — передача новым поколениям общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека, цель которого — формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов. Воспитанию и, особенно, самовоспитанию учащихся способствует корреционно-развивающая работа, проводимая педагогами-психологами. В ходе ее происходит отработка соответствующих знаний, умений и навыков, тренировка форм поведения, осознанное принятие норм и принципов поведения в обществе. Коррекционно-развивающая работа помогает детям осваивать социальные роли и связи, существующие между людьми в обществе, основы самопознания и самоопределения.

Педагог-психолог, как и любой взрослый человек, может воспитывать учеников собственным поведением. Дети любят копировать, а затем и сознательно воспроизводить поведение, манеру общения, систему ценностей людей, которые им нравятся или с которыми они часто сталкиваются в жизни. Педагог-психолог может стать таким образцом для подражания. Он сможет воспитать у детей понятия о нормах и правилах, действующих в современном обществе, если в работе и жизни будет следовать определенным принципам воспитания: гуманистической ориентации, социальной адекватности (соответствия условий и требований воспитания условиям современного общества); интеграции и дифференциации совместной деятельности педагога-психолога и учащихся; создания эвристической среды воспитания.

Управленческая деятельность. Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т. е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив — главные признаки наличия управления в группе людей (коллективе школы или класса). Основная цель этой деятельности — обеспечение гармонии в развитии коллектива и школы в целом.

Управляя группой детей или учителей, педагог-психолог выполняет несколько функций: планирование, организацию, руководство, мотивацию или стимулирование, контроль. Все перечисленные функции важны в общении педагога-психолога с учащимися и учителями, но особо следует остановиться на функции мотивации. Доказано, что положительная мотивация значительно повышает успеваемость ребенка, он с большей охотой ходит в школу, быстрее понимает и запоминает учебный материал, активнее его использует. Среди стимулов, влияющих на хорошую работу, выделяют материальные и моральные. В арсенале учителя нет материальных стимулов, в исключительных случаях такую возможность могут создать родители, материально поощряющие получение определенных оценок. К моральным стимулам относятся поощрение и порицание. Кроме того, в качестве мотивирующего фактора можно использовать предоставление ученику такого задания, которое будет интересно выполнять, которое позволит ему общаться с одноклассниками, окажется по силам и даст возможность развиваться (получать новые знания и формировать новые умения), позволит проявить самостоятельность, творчество или стать на какой-то момент лидером в классе.

Таким образом, педагог-психолог является очень важным звеном в создании благоприятной образовательной среды.

2.2 Создание благоприятного психологического климата в классе Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.

Важнейшим условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата. Одним из первых раскрыл содержание этого понятия В. М. Шепель. Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятие социально-психологического климата, по мнению В. М. Шепеля, входят:

Социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Характеристики благоприятного психологического климата в классе:

В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между учениками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Исследователи указывают, что преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм., инициативность, работоспособность, свобода «я» .

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

При неблагоприятном климате ученик испытывает: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Для изучения социально-психологического климата в классе и выделения мишеней психокоррекционного воздействия в случае неблагоприятного психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические диагностические приемы, направленные на:

определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;

коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

изучение индивидуальных особенностей школьников;

выявление степени развития коммуникативных навыков;

определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками.

После выявления причин неблагоприятного психологического климата в классе, педагог-психолог приступает к коррекционным воздействиям, которые могут быть направлены как на конкретного ученика, так и на группу учащихся, а также на родителей. Кроме того, педагог-психолог должен проводить занятия для педагогов, повышающие их психологическую грамотность и направленные на разъяснение основных психологических принципов работы с учениками.

Наиболее эффективными способами поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

так как, социально-психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

если есть свободное время — привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т. п.

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение Итак, благоприятный психологический климат в коллективе — это совокупность психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе, которые благоприятно воздействуют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих в коллективе проблем. Показатели благоприятного психологического климата соответствуют личностно-ориентированному подходу, который мы рассматриваем как важнейшую особенность деятельности педагога-психолога в этом направлении работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема создания безопасной и благоприятной образовательной среды является одной из актуальнейших проблем современной психолого-педагогической практики.

В нашей работе мы рассмотрели такое понятие как благоприятная и безопасная образовательная среда. Теоретический анализ этой проблемы показал, что психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

В своей работе нами были выявлены психолого-педагогические условия создания благоприятной, безопасной образовательной среды в условиях школы, к которым можно отнести активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития учащегосяв течение учебного дня в школе; эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить различные виды деятельности педагога-психолога, обеспечивающие создание благоприятной образовательной среды обучения, к которым можно отнести коррекционно-развивающую, воспитательную, культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Нами были разработаны рекомендации для педагогов по созданию благоприятного психологического климата в классе:

1. Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.

2. Доброжелательное отношение ко всем. Отсутствие подчеркивания разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником.

3. Учет индивидуальных особенностей школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

4.Умение выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения, а также сохранение «секретов». Доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

6. Уважение к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

7. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

8. Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям.

Таким образом, проведенная нами работа позволила добиться цели исследования, решить поставленные задачи, а также доказать гипотезу о том, что различные виды деятельности педагога-психолога по созданию психолого-педагогических условий способны создать и обеспечить благоприятную и безопасную образовательную среду для обучения современного школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Дисс. докт. психол. наук. — СПб., 2002. — 386 с Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: МГППУ, 2006. — 96 с. 2.

Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс. докт. псих.наук. — М., 2000. — 360 с Дорожевец А. Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога, 1998, № 4. — с. 3−17.

Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга /И.В.Дубровин. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.

Иванов, Д. А. Образовательная или развивающая среда/ Д. И. Зеер // Библиотека журнала «Директор школы». — 2007. — № 6.-С.48−49.

Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004 — 592 с.

Симановский А. Э. Педагогическая психология. Основные проблемы. Учебное пособие / А. Э. Симановский. — М., МПСИ, 2008 — 304 с.

Слободчиков, В. И. Образовательная среда.-М., 1997.-181с.

Тарасов, С. В. Школьник в современной образовательной среде.-СПб.: «Образование-культура», 2000.-72с.

Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика.-М.:Академия, 2008.-256с Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. — М., 1997, с. 11−15.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

«Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе».

1. Игра-тест «Альпинист». В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист — это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) — Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров — 10 километров! Теперь представьте, что пик — это вершина горы — это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются… Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов — это твои одноклассники… (от 1 до 10), подумайте и ответьте» .

Рис. 1.

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6−7 баллов.

2. Игра-проект «Символика моего класса» «Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.).

Попробуем?! С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты?(Флаг — триколор, герб — двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем — Россию!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз — краткое изречение, выражающее суть нашего объединения — класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие — они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап «Объединение»: Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 — быстрота объединения в группу и 2 — вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников — это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

название класса;

девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

символ класса.

Главное условие — проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались).

3. Упражнение «Создание правил и законов нашего класса» .Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования — записать на листе ватмана и поставить подписи.

4. Создание «Дневника класса» .

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место — ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников — рассказать им о правилах класса, показать «Дневник» и т. д.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. «Атомы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже «на вылет» .

3. «Гусеница» - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову. психологический образовательный класс.

4. «Подъемный кран». Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т. п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой