Индивидуальная помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем
Физические недостатки и изъяны сказываются на учебной деятельности, настроении взаимоотношениях и в целом на процессе развития личности, ее установках, перспективах и успехах. Вот почему важна диагностика возрастных и индивидуальных особенностей, а также особенности социальной адаптации школьника. Так, вследствие дефектов зрения мышление ребенка опирается на неточные и неполные данные, что… Читать ещё >
Индивидуальная помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Физические недостатки и изъяны сказываются на учебной деятельности, настроении взаимоотношениях и в целом на процессе развития личности, ее установках, перспективах и успехах. Вот почему важна диагностика возрастных и индивидуальных особенностей, а также особенности социальной адаптации школьника. Так, вследствие дефектов зрения мышление ребенка опирается на неточные и неполные данные, что приводит к формированию искаженных понятий и представлений. Таких детей отличает: чтение или работа с предметами на отдаленном или слишком близком расстоянии от глаз; неестественные повороты головы при рассматривании предметов и чтении книг; беспокойство или раздражительность при длительной работе глаз (чтение, письмо, работа с предметами, просмотр телепередач и т. п.); слезоточение и покраснение глаз, постоянное потирание глаз руками; неправильное произношение схожих по написанию букв; жалобы на головную боль, головокружение, тошноту, «туман» перед глазами; ошибки при списывании и т. п.
Различные трудности в обучении и адаптации в социальной среде испытывают учащиеся с ослабленным слухом. Этот недуг существенно влияет на эмоциональное состояние, самочувствие и познавательные интересы, вызывая не только снижение успешности в учебе, но и различные психологические трудности. Дети часто жалуются, что не слышали вопроса, не поняли, о чем спрашивают одноклассники, часто поворачиваются больным ухом к говорящему или прикладывают к нему ладонь. Они громче говорят, следят за движением губ, жалуются на боль в ушах, головокружение и тошноту.
В последние годы увеличилось количество детей, страдающих от неполноценного питания. Они имеют недостаточный или избыточный вес, болезненный цвет лица, недоразвитие мускулатуры, сутулость, худосочность. Ребенок часто бывает вялым, устает, проявляет беспокойство, раздражительность либо гиперактивность. Неполноценное питание сказывается на уровне развития познавательных интересов, мотивации учения, самооценки. Такие дети требуют индивидуального подхода, специального режима питания, контроля со стороны учителя. Обычно диагностика таких детей показывает нарушение в семейных отношениях, что требует специальной коррекционной работы с родителями.
Проявления раздражительности, нетерпеливости, постоянные недомогания и головные боли, повышенная утомляемость наблюдаются у детей, склонных к хроническим инфекциям и заболеваниям. Такие дети испытывают ряд психологических трудностей, возникающих вследствие своего состояния.
При организации индивидуальной помощи детям, имеющим проблемы со здоровьем, следует руководствоваться отдельными важными принципами и правилами:
- • не следует делать поспешных выводов по поводу наличия у ребенка физического дефекта, такие выводы подтверждаются лишь специалистами;
- • необходимо уметь распознавать у ребенка наличие недостатка и проконсультироваться по поводу стратегии поведения в общении с ним с психологом и врачом;
- • следует применять меры для облегчения трудностей ребенка, страдающего физическим недугом, исходя из своей компетенции, образованности, из принципа «не навреди». Надо держать под контролем результаты обращения семьи ребенка за медицинской помощью и др.