В тесном диалектическом взаимодействии и единстве с физиологическими процессами речи, как материальной основы, развиваются и психические процессы — формирование содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Возрастные анатомо-физиологические особенности ребенка определяют психическое своеобразие речи.
Ослабленное понимание или полное непонимание содержания слова ведет к плохому анализу фонематического состава слова и, следовательно, к плохому произношению его. Наблюдается недостаточное связывание, сопоставление звуковых рядов в созвучных словах (например, замок, сапог, комок, домок), что тормозит звуковой анализ слова и тем самым уточнение его звуков.
Ребенок раннего возраста не осознает необходимости точно воспроизводить слышимую речь, вслушиваться в нее, поэтому часто искажает ее, пропускает, заменяет или переставляет слова и звукосочетания. Но в средней, особенно в старшей группе у детей уже начинает развиваться критическое отношение к звуковой стороне речи: они замечают ошибки произношения у себя и у товарищей, пытаются преодолеть их.
Такое постепенно развивающееся активное, сознательное, творческое включение детей в процесс овладения речью очень помогает воспитателю в логопедической работе.
У некоторых детей в возрасте 2,5−5 лет наблюдается стремление задержаться на детском этапе развития, в результате чего появляется капризная, манерная, сюсюкающая, лепетная или нарочито искусственная речь с исковерканными словами. При недостаточном внимании со стороны окружающих подобная манера может надолго задержать нормальный ход развития речи.