Задание 7. Проявление закона синергии
Закон пропорциональности и композиции — определяет сохранение пропорциональности между организацией как целостным системным образованием и ее элементами при любых возможных изменениях, это позволяет максимально использовать потенциал, которым эти организации располагают. Требования этого закона реализуются за счет использования таких принципов, как планирование, координация, полнота… Читать ещё >
Задание 7. Проявление закона синергии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Законы науки — это знание, формируемое людьми в понятиях, которые отражают объективные процессы, проходящие в природе и общественной жизни на микрои макро-уровнях.
Теория организации изучает общие, частные и специфические законы, которые находят свое проявление в организациях.
Общие законы — в вопросах посвященных теоретическим проблемам кибернетики, выявлена закономерная зависимость между уровнем разнообразия объекта и уровнем разнообразия субъекта управления. Существует необходимый минимум разнообразия органа управления относительно своего субъекта, не достигнув которого, он не может успешно выполнять функции. У. Р. Эшби, один из создателей кибернетической науки, называет этот предел необходимым разнообразием и формирует закон соответствия разнообразия управляющей системы, разнообразию управляемого объекта (но Эшби — регулятор).
При взаимодействии компонентов системы необходимо соблюдать объективный закон приоритета целого над частью. Это требование обусловлено самой природой целого, его возникновение и развитием.
Целое (система) и части (компоненты) едины, они не существуют друг без друга. Так, например, в конституции РФ в статье 76 (п. 5) говорится: «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам».
В организационных социальных системах действует общий закон учета системы потребностей — индивидуальных, групповых, общефирменных и общественных.
Одним из ведущих общих законов организации является закон синергии, который утверждает, что для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше.
Руководитель, зная суть этого закона, должен определить оптимальный набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Признаки достижения положительной синергии в организации — это хорошее настроение в коллективе, усиление интереса работников к повышению профессионального роста, приобретение акций своей организации, рост предложений по совершенствованию технологии и структуры управления, устойчивость организации к внутренним и внешним воздействиям.
К специфическим законам организации можно отнести: закон пропорциональности и композиции, закон информированности и упорядоченности, закон дифференциации и универсализации функций.
Закон пропорциональности и композиции — определяет сохранение пропорциональности между организацией как целостным системным образованием и ее элементами при любых возможных изменениях, это позволяет максимально использовать потенциал, которым эти организации располагают. Требования этого закона реализуются за счет использования таких принципов, как планирование, координация, полнота.
В соответствии с законом информированности и упорядоченности, чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет. Коммуникации являются каналами, с помощью которых осуществляется координация, упорядочение и регулирование деятельности работников.
Закон дифференциации и универсализации функций заключается в том, что в организационных системах действуют противоположно направленные процессы: разделение, специализация функций с одной стороны, и их интеграция, универсализация — с другой.
В системе законов организации главенствующим является закон синергии, отражающий главное организационное отношение в природе и обществе.
Высокая информированность и упорядоченность во внутренней среде организации и минимальные затраты времени руководства на коммуникацию достигается благодаря малому количеству персонала. Это позволяет быстро и качественно решать проблемы внутри коллектива, принимать решения. Информированность и упорядоченность во внешней среде достигается за счет знания конъюнктуры рынка поставщиков расходных материалов, а также потенциальных потребителей услуг.