В данной курсовой работе были изучены теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия, сущность и содержание, основные факторы, влияющие на ее развитие. Изучение позиций и возможностей организаций-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные проблемы, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
- 1. Основные цели конкурентов.
- 2. Текущие стратегии достижения этих целей
- 3. Средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии
- 4. Вероятные будущие стратегии
В условиях неустойчивости внешней среды основным фактором развития конкуренции становится повышение организационного уровня управления конкурентоспособностью предприятия торговли на базе системного подхода на всех уровнях с ориентацией на удовлетворение потребностей общества. Такой подход требует знания условий неустойчивости внешней среды, характеризующихся переплетением отношений командой рыночной и кризисной экономики. Поэтому методологической основной управления конкурентоспособностью может быть системный подход с ориентацией на маркетинг.
ИП Озерова Л. И. представляет собой предприятие, ведущее хозяйственную деятельность на территории г. Таганрога с 2007 года и занимающееся розничной продажей продовольственных товаров с уставным капиталом 32 166,4 тыс. руб. В состав предприятия входит универсам, расположенный в центре города, на пересечении улиц Фрунзе и Спартаковский, общей площадью 613,2 кв.м. с торговым залом 374 кв.м. и круглосуточным режимом работы. Ассортимент товаров ИП Озерова Л. И. насчитывает 4086 позиций. Целевой сегмент рынка универсама «ТЕМП» предприятия ИП Озерова Л. И. — часть жителей микрорайона «Центр» в радиусе 500 м от магазина.
Автором работы было проведено собственное исследование, направленное на изучение состояния конкурентоспособности предприятия.
Анализ конкурентоспособности предприятия показал, что предприятие имеет высокую конкурентоспособность среди магазинов подобного формата. Интегральный показатель конкурентоспособности составил 3,087 при максимальном показателе 4. Предприятие имеет конкурентные преимущества по параметрам «качество товара», «культура обслуживания», «условия обслуживания». По параметру ассортимент предприятие не отстает от конкурентов, но выглядит хуже.
Широта и полнота ассортимента на предприятии явно недостаточна. Коэффициент устойчивости ассортимента равен 0,9%, — это нормативное значение. Низкий коэффициент новизны говорит о плохой обновляемости товара.
Можно улучшать параметр «условия обслуживания», оптимизировать работу с персоналом.
Реклама в деятельности предприятия используется мало.
В заключение необходимо отметить, что, совершенствуя конкурентоспособность, ИП Озерова Л. И. имеет большие возможности дальнейшего развития: удобный формат магазина, удачное расположение, стремление к расширению ассортимента, а внедрение элементов маркетинга в коммерческую деятельность приведет к достижению намеченных стратегических целей и позволит стать лидером среди предприятий розничной торговли микрорайона.