Филогенез заботы о потомстве
Термин «детство» применяется в основном для онтогенеза человека (где он также не является однозначным) и не встречается в текстах по биологии и зоопсихологии, в которых принятыми для обозначения ранних онтогенетических периодов считаются термины «ранний постнатальный период», «ювенильный», а для некоторых видов существуют специальные названия (например, сеголетки и переярки для волков и т. п… Читать ещё >
Филогенез заботы о потомстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Материнская потребностно-мотивационная сфера является составной частью репродуктивной сферы. Для ее характеристики приведем краткий анализ филогенеза онтогенеза и заботы о потомстве.
Термин «детство» применяется в основном для онтогенеза человека (где он также не является однозначным) и не встречается в текстах по биологии и зоопсихологии, в которых принятыми для обозначения ранних онтогенетических периодов считаются термины «ранний постнатальный период», «ювенильный», а для некоторых видов существуют специальные названия (например, сеголетки и переярки для волков и т. п.). Сходными с названиями, употребляемыми для человеческого онтогенеза, являются названия периодов развития у приматов, в основном у антропоидов (младенческий, подростковый и т. п.). В данном случае нет необходимости сопоставлять используемую терминологию. Речь идет о преобразовании логики того периода онтогенетического развития, который предшествует самостоятельной жизни особи. У животных в отличие от человека эта граница совпадает с половым созреванием. Особь, готовая физиологически к выполнению репродуктивной функции, самостоятельно может удовлетворять все свои индивидуальные потребности, а для видов, осуществляющих заботу о потомстве, — и потребности детенышей.
В психологии человека и в обыденном языке детством называют период онтогенеза, который отличается качественно не только по месту индивида в семье и обществе, но главным образом по особенностям психического развития. С этой точки зрения и есть смысл проанализировать филогенез онтогенеза и заботы о потомстве так как именно этот аспект и является основным для характеристики материнских функций Для наглядности проведенного сопоставления филогенеза онтогенеза и филогенеза заботы о потомстве представим их соотношение в виде таблицы.
Филогенез онтогенеза и заботы о потомстве.
Забота о потомстве. | Онтогенез. | Стадия развития психики. |
1. Родители находят условия среды, необходимые для развития яйцеклеток и потомства, не вступая в контакт с потомством. | 1. Субъект самостоятелен с рождения, структура деятельности, мотивационно-потребностная сфера и мотивационные механизмы взрослого типа. | Сенсорная. Перцептивная. |
2. Родительские особи осуществляют специальную деятельность по подготовке и поддержанию условий для развития яйцеклеток и потомства без взаимодействия с потомством как самостоятельными особями. | 2. Структура деятельности мотивационнопотребностная сфера и мотивационные механизмы взрослого типа, освоение видотипичного опыта самостоятельное, в организованных родительскими особями условиях. | Перцептивная. |
Забота о потомстве. | Онтогенез. | Стадия развития психики. |
3. Родители осуществляют свои функции в процессе взаимодействия с детенышами как самостоятельными особями (коммуникативный процесс). Поведение родителей зависит от поведения детенышей. Родители частично участвуют в удовлетворении потребностей детенышей. | 3. Содержание мотивационно-потребностной сферы частично отличается от взрослой по объектам деятельности. Структура деятельности и мотивационные механизмы взрослого типа, освоение видотипичного опыта происходит в организованных родителями условиях. | Высший уровень перцептивной, низший уровень интеллектуальной. |
4. Родители удовлетворяют некоторые потребности детеныша в непосредственном взаимодействии с ним, создают условия для развития у детеныша взрослых форм структуры деятельности, мотивационных механизмов и освоения видотипичного опыта. | 4. Структура деятельности, мотивационнопотребностная сфера и мотивационные механизмы отличны от взрослых и формируются в онтогенезе в игре и в условиях, обеспечиваемых или специально организуемых родителями. | Интеллектуальная. |
| 5. Удовлетворение потребностей, развитие взрослых структур деятельности, мотивационно-потребностной сферы, мотивационных механизмов, освоение видотипичных средств отражения происходит в процессе совместной деятельности со взрослым. | Высший уровень интеллектуальной стадии. Сознание. |
Забота о потомстве. | Онтогенез. | Стадия развития психики. |
5.4. Осознанная или культурно обусловленная деятельность родителей по удовлетворению потребностей потомства, освоению опыта, развитию структуры деятельности, мотивационно-потребностной сферы и мотивационных механизмов. |
Рассмотрим приведенную схему более подробно.