Актуальность исследования. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной, культурной и политической жизни российского общества, результатом чего становится рост напряженности в межэтнических отношениях, формирование отдельных молодежных субкультур, а также самих оппозиционных групп, демонстрирующих экстремистские настроения и поведенческие практики.
Анализ концепций молодежного экстремизма позволил выделить обозначившиеся в последние годы основные противоречия:
— между ценностями молодежных субкультур, культивируемых студенческой молодежью, и системой ценностей, пропагандируемых системой образования России;
— назревшей необходимостью системного анализа в решении молодежных проблем и отсутствием целостного подхода к подготовке молодых людей к дальнейшей жизни;
— требованиями, предъявляемыми социумом к учащейся молодежи, и фактическими психологическими характеристиками представителей студенческой молодежи;
— существованием молодежной маргинальности и отсутствием в программах учебных курсов дисциплин образовательных учреждений России материалов, позволяющих студентам узнать о существовании данного психосоциального конструкта, провести самодиагностику, осознать его последствия для себя и окружающих.
Устранение указанных противоречий будет способствовать преодолению кризиса в молодежной среде и минимизации фактора молодежного группового экстремизма.
Анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет»: основная масса таких тяжких преступлений на политической почве (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм) совершается лицами до 25 лет1.
В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи включают предпосылки: социальное неравенствонеустойчивое положениеотсутствие уверенности в завтрашнем дне, стабильности, гарантийжелание самоутвердиться в мире взрослыхсоциально-политический инфантилизминдивидуализмэгоцентризмнедостаточный профессиональный и жизненный опыт и, как следствие, сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.
По мнению ряда исследователей2 экстремистский тип личности порождает экстремистское мышление. Определение глубинных причин, лежащих в основе молодежного экстремизма, требует применения целостного подхода к пониманию его сущности, обобщающего имеющиеся теоретические разработки.
Состояние разработанности проблемы исследований. Значительный вклад в становление предметного поля феномена молодежного группового экстремизма внесла теория психоанализа (3. Фрейд), а также исследования, проведенные в русле: а) теории молодежного экстремизма (В. И. Красиков, Д. И. Аминов, Р. Э. Оганян, Дж. Белл, Б. Дженкинс, Ч. Добсон, У. Лакер, Р. Пейн, JI. Шмидт) — б) изучения проблемы молодежной дезадаптации, социальных и психолого-педагогических причин возникновения отклонений в поведении подростков и молодежи (Б. Н. Алмазов, А. JL Гройсман, Р. А. Дабагян, Э. Г. Костяшкин, Г. П. Медведев и др.);
1 Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.: Политиздат, 1982. — С. 118.
2 Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм / под науч. ред.
Р. А. Адельханяна. — М.: Триада ЛТД, 2005. — 194 е.- Красиков В. И.
Экстремизм: паттерны и формы. — М.: Водолей, 2009. — 496 с. 5 в) изучения психогенных особенностей формирования личности, выступающих причиной или следствием экстремистского поведения (И. А. Двойменный, А. И. Долгова, К. Н. Поливанова, И. И. Щиголев, П. М. Якобсон) — г) изучения проблемы развития и становления личности в воспитании обучающихся (В. В. Абраменкова, Т. А. Берсенева, Т. И. Власова,.
A. А. Макареня, В. В. Медушевский, В. М. Меньшиков, И. В. Метлик, Т. И. Петракова, Л. Л. Шевченко, Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене) — д) рассмотрения проблемы развития и становления личности в профессиональном образовании (Л. М. Аболин, В. А. Беляева, Л. В. Вершинина, Л. А. Волович, В. Г. Воронцова, Н. А. Коваль,.
B. Ш. Масленникова, Е. С. Романова) — е) концепции феномена маргинальности (Г. Зиммель, Р. Парк, М. Вебер, Э. Стоунквист, А. Антоновский, Р. Глас, М. Гофдон, Р. Херик, Е. Хугэс, А. И. Атоян, В. В. Каганский, Н. О. Навджавонов, Е. Н. Стариков, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов).
Исследование феномена молодежного группового экстремизма с точки зрения психологических причин и механизмов его проявления представляется актуальным, но практически не разработанным направлением в теории и практике психологии.
Проблема заключается в выявлении психологических механизмов молодежного студенческого экстремизма, детерминант его возникновения и становления, а также в проектировании научно обоснованного методического комплекса по нейтрализации существующего явления в образовательной среде.
Объект исследования: феномен молодежного экстремизма в студенческой среде.
Предмет исследования: маргинальная личность как предпосылка формирования студенческого экстремизма.
Цель исследования: разработать и апробировать Программу превенции группового экстремизма путем коррекции маргинальности студентов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Разработка концептуальной модели формирования феномена молодежного группового экстремизмаописание механизма его возникновения.
2. Анализ практических возможностей использования социально-психологической теории маргинальное&tradeи молодежного группового экстремизма в педагогической психологии.
3. Теоретическое обоснование конструкта молодежной маргинальности как детерминанты молодежного экстремизма и эмпирическое выявление ее в студенческой среде.
4. Эмпирическая проверка эффективности разработанной психолого-педагогической программы коррекции маргинальности, предрасполагающей студентов к групповому экстремизму. Формулирование перспективы дальнейших исследований молодежной маргинальности как детерминанты группового экстремизма.
Гипотеза исследования:
1. Специфика группового экстремизма представителей студенческой молодежи детерминирована различной степенью социальной дезадаптации маргинальных личностей и их индивидуально-психологическими особенностями.
2. Реализация комплексной психолого-педагогической коррекционной программы маргинальности студентов создает базу для профилактики молодежного группового экстремизма.
Теоретико-методологическим основанием построения авторской исследовательской программы явились теоретические научные труды и концепции: теория психоанализа 3. Фрейдатеории молодежного экстремизма (В. И. Красиков, Д. И. Аминов, Р. Э. Оганян, Ч. Добсон, У. Лакер) — психологическая теория развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория социализации личности (Л. М. Аболин, В. Г. Бочарова, Р. Г. Гурова,.
A. В. Мудрик и др.) — общенаучные и отдельные теории и концепции, касающиеся структуры личности (Б. С. Братусь, Е. С. Романова), проблем человеческих отношений (В. Н. Мясищев), развития личности (Б. Г. Ананьев, JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский), ценностных ориентаций (С. А. Анисимов, И. С. Кон) — теории состояний личности (А. В. Петровский, 1977, А. О. Прохоров, 1996) — результаты анализа преодоления критических ситуаций в контексте исследований Ф. Е. Василюка (1984, 1995, 1997) — междисциплинарная концепция молодежных культур Е. J1. Омельченко, которая предлагает анализировать разнообразные феномены современных молодежных повседневных практик с точки зрения различий в их жизненно-стилевых стратегиях, а также традиционные концепции молодежных субкультур Ю. А. Зубок, С. И. Левиковой, В. И. Чупрова и др.
В своей работе диссертант опирался на труды отечественных и зарубежных ученых, имеющие принципиальное значение для понимания сущности и содержания процесса самодетерминации и его стадий (Э. Диси, Р. Райан, В. Neyrinck, W. Lens). В частности, в диссертации использованы исследования экспектации и самодетерминации в подростковом и юношеском возрасте (О. В. Кариной, М. А. Киселевой, Н. Е. Шустовой) — работы, определяющие сущность и механизмы социальной дезадаптации, реадаптации, асоциализации и ресоциализации подростков и молодежи (Г. А. Аванесов, Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, и др.) — исследования, определяющие социальные и психолого-педагогические причины возникновения отклонений в поведении подростков и молодежи (Б. Н. Алмазов, А. Л. Гройсман, Р. А. Дабагян, и др.) — предупреждающие отклонения в поведении подростков и молодежи (Е. И. Антипова,.
B. Н. Гуров, И. В. Козубовская, Э. Г. Костяшкин и др.) — исследования правовых аспектов проблемы молодежного экстремизма (Б. Н. Алмазов, А. И. Долгова, В. Д. Ермаков, Г. М. Миньковский и др.). Кроме того, теоретическая база исследования включает методологические положения о социально-психологической адаптации молодежи (Т. Парсонс, Р. Мертон,.
Н. Смелзер, В. Т. Лисовский, Ф. Б. Березин, В. В. Гриценко, А. Г. Здравомыслов, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев) и социально-психологической адаптированности (А. Г. Здравомыслов, А. А. Налчаджян, В. А. Петровский, Л. С. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.).
Предлагаемая в диссертационном исследовании концептуальная модель молодежного группового экстремизма базируется: на европейской модели теории маргинальное&trade- (М. Вебер, Б. Манчини, К. Маркс, А. Фарж) — американской модели (А. Антоновски, Т. Веблен, Д. Головенски, Р. Парк, Э. Стоунквист и др.) — российских научных исследованиях, посвященных проблеме маргинальное&trade- (А. И. Атоян, В. В. Каганский, Н. О. Навджавонов, Е. Н. Стариков, В. А. Шапинский и др.).
Методы исследования: теоретический анализ общепсихологической, социально-психологической, социологической, юридической, культурологической, педагогической литературы по исследуемой проблемеэмпирические методы, включающие в себя методики, направленные на изучение личностных характеристик студентов: «Тест социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда- «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона- «Диагностика внутреннего конфликта» (методика диагностики уровня соотношения «ценности» и «доступности» (УСЦД) в различных жизненных сферах) Е. Б. Фанталовойметодику измерения ригидности Д. И. Левитова- «Самоактуализационный тест» Э. Шострома. Методики, направленные на изучение мотивов учебной деятельности, настроений и интересов студенческой молодежи: методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина) — анкета для студентов, направленная на изучение интересов и настроений студенческой молодежи, а также отношения к проблеме экстремизма (О. А. Корнилова, Е. В. Петрушкина). Методики, ориентированные на выявление направленности личности и ее психических состояний: методика «Определение направленности личности» (Б. Басс), «Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности» (В. А. Лосенков) — тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний».
Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием процедур факторного, корреляционного анализа с помощью программы SPSS.
Выбор методов исследования обусловлен требованием наиболее полного решения поставленных в диссертационном исследовании задач. С этой целью использовался комплекс взаимодействующих методов, адекватных предмету исследования: метод теоретического и сравнительно-методологического анализаэмпирические методы (психодиагностический: опрос, тестирование, анкетирование и экспериментальный: констатирующий эксперимент), типологическое моделирование, интерпретация, сопоставление, обобщение полученных в рамках эмпирического исследования данныхметоды математической статистики (одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, метод Манна-Уигни, критерий у}, ср*, корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ полученных да! шых). *.
База экспериментального исследования состоит из результатов эмпирических исследований автора с выявлением психологических особенностей представителей маргинальной молодежи, проявляющей экстремистские настроения на основе выборки студенческой молодежи (общий объем выборочной совокупности — 3454 чел.):
— студенты НОУ ВПО «Самарский институт — высшая школа приватизации и предпринимательства»;
— студенты Самарского филиала ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»;
— студенты ГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»;
— студенты ГБОУ СПО «Самарский механико-технологический техникум»;
— старшеклассники общеобразовательных учреждений г. о. Самара;
— представители молодежи, работающей на предприятиях, в организациях и учреждениях г. о. Самара.
Этапы исследования. Использованный комплекс методов обоснован тремя этапами эмпирического исследования:
— на первом этапе (2003 — 2004 гг.) была проанализирована психолого-педагогическая, социально-психологическая, психодиагностическая литература, систематизированы существующие подходы и теории, определены исходные позиции и уточнены концептуальные положения исследования, сформулированы гипотезы и понятийный аппарат;
— на втором этапе (2004 — 2007 гг.) проводилась разработка программы эмпирического исследованияконкретизация и апробация методики исследования маргинальное&tradeи изучения феномена молодежного экстремизмаподготовлен и проведен констатирующий эксперимент по исследованию динамики показателей маргинальной личности из числа студенческой молодежи;
— на третьем этапе (2007 — 2011 гг.) организовано и реализовано эмпирическое исследование феномена молодежного экстремизмапроведен формирующий эксперимент по исследованию динамики показателей маргинальной личности на основе Программы профилактики молодежного группового экстремизма посредством коррекции маргинальное&tradeличности;
— осуществлены количественная и качественная обработка, систематизация и анализ полученных данных, сформулированы основные обобщения и выводы, описаны ход и результаты исследования в публикациях, тексте автореферата диссертации.
Достоверность и надежность результатов подтверждаются теоретико-методологической проработанностью проблемыиспользованием взаимодополняющих методов исследования, соответствующих цели и задачамприменением апробированных методикрепрезентативностью выборкиколичественным и качественным анализом полученных эмпирических данных с использованием статистических процедур.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
— маргинальность обоснована как детерминанта молодежного экстремизма, выявлены ее социально-психологические показатели;
— системно описаны теоретические основы изучения взаимосвязанных социально-психологических явлений: молодежная маргинальность и феномен молодежного группового экстремизма;
— разработана концептуальная модель молодежного экстремизма в вузе и ссузе, которая может служить основанием государственной программы предупреждения дезадаптивности студентов в России;
— определен психологический механизм феномена молодежного экстремизма.
Научная новизна.
1. Разработана методология исследования молодежной маргинальное&tradeи молодежного группового экстремизма в условиях образовательной среды.
2. Выделены составляющие маргинальное&tradeкак обобщенного конструкта, предрасполагающего к молодежному групповому экстремизму. высокая дезадаптивность, непринятие других, ощущение одиночества, переживание эмоционального дискомфорта и внутреннего конфликта, эскапизм.
3. Установлен обобщенный критерий устойчивой маргинальности студентов — их низкая социально-психологическая адаптация.
Получены новые научные результаты:
1. Выявлена динамика маргинальности иногородних студентов в процессе их обучения и интеграции в новую социальную среду.
2. Выявлены и описаны личностные особенности студентов с устойчивыми показателями маргинальностиустановлена статистическая взаимосвязь между ведущим учебным мотивом, уровнем социально-психологической дезадаптации и проявлением экстремистских настроений студентов-маргиналов.
3. Построена концептуальная модель феномена молодежного экстремизма, включающая в себя индивидуально-психологические особенности субъекта, влияние микросреды, мезосреды и макросреды, позволяющая определить психологический механизм и условия возникновения экстремистских проявлений.
4. Выявлены личностные характеристики студентов, проявляющих экстремистские настроения и поведенческие практики.
Практическая значимость.
1. Разработана и апробирована Программа превенции группового экстремизма посредством коррекции маргинальное&tradeстудентов, позволяющая целенаправленно влиять на студенческую молодежь, адаптироваться ей в непривычном социуме, корректировать базовые характеристики маргинальной личности и противостоять экстремистской идеологии.
2. Материалы исследования расширяют современные ь курсы психологии, лежащие в основе профессионально-психологической подготовки студентов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Проявления маргинальное&tradeв молодежной среде в разных ее формах и видах детерминированы системой внешних и внутренних условий процесса социализации молодых людей, кризиса идентичности и социальных идентификаций. Внешние факторы обусловлены на макроуровне спецификой процесса общественной реформации, радикального обновления общественных ценностей и норм, на мезоуровне — особенностями адаптации/дезадаптации молодых людей в образовательном пространстве вуза, на микроуровне — эмоциональным благополучием/неблагополучием в социальном микроокружении. Внутренние факторы отражают содержательные аспекты индивидуального кризиса идентичности и самоидентификации. Транзиторный характер личностного становления молодых людей, их социального статуса повышает риск проявлений маргинальное&tradeв молодежной среде.
2. Маргинальность в молодежной среде проявляется в двух формах: как временное явление и как устойчивая характеристика личности. Маргинальность как временное явление обусловлено резкой сменой социокультурной ситуации развития молодых людей (смена местожительства, новый социальный статус) и отражает сложности процесса адаптации в новой социальной среде и образовательном пространстве вуза.
Формирование у молодых людей маргинальное&tradeкак устойчивой характеристики личности обусловлено своеобразной качественно системой их отношения к миру, себе, людям, в основе которого доминируют неприятие, отвержение, отчуждение и враждебность, а также факторами десоциализации значимых сфер жизнедеятельности, что в совокупности определяет экстремистскую активизацию личности, формирование ее экстремистской направленности.
3. Приобщение молодых людей с устойчивыми признаками маргинальное&tradeк молодежной субкультуре агрессивного типа способствует формированию таких экстремистских настроений, как неприязненное и агрессивное отношение к мигрантам и людям другой национальности, формирует представления о собственном превосходстве, активизирует проявления различных форм агрессивного и насильственного поведения.
4. Предупреждение экстремизма в студенческой среде дает эффект при реализации комплексной психолого-педагогической программы, направленной на профилактику и коррекцию маргинальное&tradeв молодежной среде и создание в вузе развивающей социокультурной среды.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные научные положения, результаты и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, методические рекомендации соискателя обсуждались:
— на международных конференциях: «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, октябрь 2005 г.) — «Наследие Зигмунда Фрейда и современность» (Москва, ноябрь 2006 г.) — «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, апрель 2011 г.) — «Педагогика и психология на современном этапе» (Ставрополь, июнь 2011 г) — «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», Новосибирск, декабрь 2011 г.);
— всероссийских научно-практических конференциях: «Инновационная деятельность образовательного учреждения» (Самара, апрель 2000 г.) — «Городская культура как социокультурное пространство развития личности» (Самара, апрель 2001 г.) — «Российское образование на рубеже веков» (Самара, апрель 2002 г.) — «Учебный, воспитательный и научный процессы в вузе» (Самара, апрель 2010 г.) — «Социально-гуманитарные технологии * личностного развития» (Санкт-Петербург — Самара, март 2011 г.).
Результаты исследования вошли в отчеты по научно-исследовательским проектам, реализованным автором по проблемам молодежного группового экстремизма, а именно: индивидуальный и коллективный гранты НОУ ВПО «Самарский институт — высшая школа * приватизации и предпринимательства» (2011 г.).
Результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс при подготовке методических рекомендаций и чтении курсов учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Педагогическая психология», «Конфликтология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология семьи», «Педагогика высшей школы», «Психология педагогической деятельности» для подготовки специалистов по специальностям: «Психология», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит" — аспирантов по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» в НОУ ВПО «Самарский институт — высшая школа приватизации и предпринимательства», Самарском филиале ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Самарском институте НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия». Курсы: «Психологические особенности современной молодежной среды» и «Программа профилактики молодежной дезадаптации и молодежного группового экстремизма» внедрены в практику работы Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Результаты, выводы и рекомендации исследования отражены в монографиях «Подросток в семье и обществе», «Психологический аспект феноменов маргинальное&tradeи экстремизма в условиях образовательной среды», а также в 34 научных статьях, общим объемом 40,5 п.л.
Выводы.
Предложенные диссертантом методические рекомендации по проектированию программ предупреждения и коррекции экстремистских настроений и практик в студенческой среде позволили разработать Программу превенции группового экстремизма путем коррекции маргинальное&tradeличности студентов. Основной целью Программы было обеспечение и организация психологической деятельности, направленной на реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований у студентов (устранение факторов риска), на воссоздание гармоничных отношений личности обучаемого со средой. Средствами достижения цели были создание и соблюдение условий для предупреждения молодежной маргинальное&trade-, а также условий полноценного психосоциального развития студента-маргинала. Стратегии коррекции определялись базовыми ' '184 психологическими теориями и концепциями: теорией деятельности.
A. Н. Леонтьеваконцепцией человекознания Б. Г. Ананьеваиерархической моделью структуры личности Б. С. Братусятеорией психологии отношений.
B. Н. Мясищеватеорией самодетерминации Э. Диси, Р. Райан (в разработке О. В. Кариной и др.).
Реализация всех блоков авторской Программы (первичной, вторичной и третичной профилактики) позволила осуществить коррекцию психологических характеристик студентов-маргиналов, что способствовало предотвращению причин формирования молодежного экстремизма в студенческой среде. Эффективность Программы превенции группового экстремизма путем коррекции маргинальное&tradeличности студентов подтверждена результатами формирующего эксперимента и экспертной оценки.