Классификации.
Специальная психология и специальная педагогика.
Психокоррекция нарушений развития
Олигофрения с нарушением пространственного восприятия. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с локальным поражением в теменно-затылочной области левого полушария. Нарушение пространственного восприятия затрудняет процесс овладения представлением о числе. Проблематично даже освоение простейших счетных операций. Необходимо отличать умственную отсталость… Читать ещё >
Классификации. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наиболее широко в настоящее время используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость определяется, в том числе, по степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития — IQ (1994): легкая умственная отсталость — IQ = 40—69; умеренная умственная отсталость — 35—49; тяжелая умственная отсталость — 20—34; глубокая умственная отсталость — ниже 20.
Нормой считается показатель IQ = 71 и выше. Существуют также классификации умственной отсталости Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнера, В. В. Ковалева.
Классификация клинических форм олигофрении (по М. С. Певзнеру)
- 1. Основная форма. Характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры больших полушарий головного мозга при сохранности подкорковых структур. Деятельность анализаторов, эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, речь не имеют грубых нарушений. Однако характерно недоразвитие всей познавательной деятельности: часто не осознают поставленной перед ними задачи, заменяя ее решение другими видами деятельности; не понимают основного смысла сюжетной картинки; не могут установить систему связей в серии последовательных картинок. Основными симптомами являются низкий уровень абстрактного мышления, инертность и тугоподвижность мышления.
- 2. Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Дети с данным диагнозом отличаются высоким порогом возбудимости, расторможенностью, резко сниженной работоспособностью или заторможенностью и вялостью. Причина подобных состояний кроется в нарушении равновесия между нервными процессами. Трудности в школьном обучении связаны с плохой фиксацией на задании.
- 3. Олигофрения, в сочетании с нарушенной речью. Характерно сочетание диффузного поражения всей коры с более глубоким поражением в области речевых зон левого полушария. Выражена апраксия губ и языка; впоследствии страдает и сенсорная сторона речи. Вследствие нарушения фонематического восприятия не различают фонемы, не могут выделить отдельные звуки из плавной речи. Нарушение звукобуквенного анализа приводит к затруднению в овладении грамотой.
- 4. Олигофрения с нарушением пространственного восприятия. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с локальным поражением в теменно-затылочной области левого полушария. Нарушение пространственного восприятия затрудняет процесс овладения представлением о числе. Проблематично даже освоение простейших счетных операций.
- 5. Олигофрения с недоразвитием личности в целом. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей. Моторика грубо нарушена: движения неуклюжи, плохо автоматизированы, резко изменена походка (апраксия ходьбы). Дети не могут выполнять движения по инструкции. При значительно нарушенной регулирующей функции речи сохранены ее моторная и сенсорная стороны. Свойственна подражательность речи взрослых, которая выражается в форме резонерства. Поведение некритично. Ситуации оцениваются неадекватно. Резко изменена вся система потребностей и мотивов. Имеются патологические наклонности.
- 6. Сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения. Дети отличаются грубыми, патологическими влечениями. Не умеют регулировать и соотносить свое поведение с общепринятыми морально-этическими нормами. Диффузное поражение коры головного мозга сочетается у них с наличием подкорковых очагов, что подтверждает ЭЭГ.
Отмечены также и более резкие формы олигофрении, например, олигофрения при врожденном сифилисе.
Необходимо отличать умственную отсталость от неуспеваемости, которая не обусловлена нарушением познавательной деятельности. Причинами неуспеха ребенка в учебной деятельности могут быть:
- 1) высокий уровень астенизации вследствие хронического заболевания или длительной болезни;
- 2) неблагоприятные социальные условия (например, дисгармоничные отношения в семье, низкий уровень дохода родителей, стрессовая ситуация в семье);
- 3) неподготовленность к школе, которая может выражаться в несформированности навыков деятельности и/или мотивации к учебе.