Место и роль главы государства в системе власти
Институт главы государства есть во всех современных странах. Глава государства обычно рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти, осуществляемой либо им единолично, либо совместно с правительством, и верховным представителем государства во внутриполитической жизни и в сфере международных отношений. Понятие «глава государства» включено в конституции… Читать ещё >
Место и роль главы государства в системе власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Институт главы государства есть во всех современных странах. Глава государства обычно рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти, осуществляемой либо им единолично, либо совместно с правительством, и верховным представителем государства во внутриполитической жизни и в сфере международных отношений. Понятие «глава государства» включено в конституции социалистических стран, однако в этом случае речь идет не столько об институте главы государства как таковом, сколько об органах государственной власти, выполнявших функции главы государства.
Конституционно-правовой институт главы государства в современных странах обычно складывается из норм, которые определяют место и роль главы государства в государственном механизме и его взаимоотношения с другими органами государства, устанавливают порядок замещения поста главы государства, предусматривают возможную ответственность главы государства за государственную измену и нарушение конституции, закрепляют полномочия главы государства. Включенные в конституции, они детализируются текущим законодательством.
Реальное место и роль главы государства в осуществлении государственной власти зависят от формы правления, характера политического (государственного) режима, соотношения сил в стране в гот или иной период времени, а порой и от личных качеств лица, занимающего данный пост. Глава государства может находиться вне государственной власти, быть включенным в исполнительную власть (возглавлять ее) или законодательную и даже судебную ветви власти.
Глава государства чаще всего осуществляет единоличное управление, но встречается и институт коллегиального главы государства. Функции главы государства редко выполняются коллегиальным органом (например, регентский совет, выполняющий функции монарха до достижения наследником престола возраста совершеннолетия). Как правило, полномочия главы государства разделены между коллегиальным органом и его председателем (например, Йемен (1990)). В ст. 5 Конституции Боснии и Герцеговины 1995 г. предусмотрено формирование президентского совета (президиума) из трех членов — боснийца, хорвата (избираемого прямым голосованием граждан мусульманской (хорватскобоснийской) федерации) и серба (избираемого прямым голосованием граждан Республики Сербской).
Особый механизм исполнительной власти функционирует в Швейцарии, где полномочия правительства и главы государства осуществляются коллегиальным органом — Федеральным советом, избираемым парламентом. В состав совета входят семь членов, один из которых ежегодно выдвигается на пост президента (председателя Федерального совета). Последний осуществляет сугубо представительские функции и не имеет никаких прерогатив. По Конституции КНР 1982 г. полномочия главы государства осуществляются Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и председателем республики, избираемым ВСНП, каждый из которых имеет собственные полномочия и прерогативы. Так, Постоянный комитет осуществляет прерогативы главы государства, а председатель КНР оформляет их своими актами.
В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства юридически занимает первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. В большинстве конституций мира главой государства выступает либо выборный президент (в республиках), либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).