Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Ошибки невнимания. 
Общая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Джеймс Ризон (J. Reason, 1979, 1982, 1990) предложил классификацию ошибок, которые связаны с нарушением внимания. Безошибочное действие включает в себя, во-первых, реализацию адекватной ситуации программы действия, во-вторых, направленность выполняемой программы на верный объект и, в-третьих, своевременность выполнения каждого из элементов программы. В модели Ризона все возможные ошибки… Читать ещё >

Ошибки невнимания. Общая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Антонимом понятия «внимание» выступает «рассеянность». Можно говорить о четырех качественно различных видах рассеянности.

  • 1. " Ученическая" рассеянность переживается как состояние «пустой головы». Низкая концентрация внимания сопровождается в этом случае стремительным переключением внимания с одного предмета на другой.
  • 2. «Поэтическая» рассеянность присуща людям, переполненным разнородными идеями. «Роение» мыслей приводит к тому, что внимание, достигающее высоких степеней концентрации в каждый отдельный момент времени, быстро перескакивает с одного объекта на другой и создает противоположный эффект. Подобное явление называют «скачкой идей» .
  • 3. " Профессорская" рассеянность — говоря о ней, имеют в виду максимальную концентрацию на значимом объекте (обычно теме научных изысканий) в ущерб адекватному переключению внимания и реагированию на внешние бытовые обстоятельства.
  • 4. Старческая рассеянность наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. Здесь плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью. Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное время, но все же не может эффективно осуществить действие с ним.

Джеймс Ризон (J. Reason, 1979, 1982, 1990) предложил классификацию ошибок, которые связаны с нарушением внимания. Безошибочное действие включает в себя, во-первых, реализацию адекватной ситуации программы действия, во-вторых, направленность выполняемой программы на верный объект и, в-третьих, своевременность выполнения каждого из элементов программы. В модели Ризона все возможные ошибки невнимания разделяются по признаку того, в каком компоненте безошибочного действия произошел сбой. Соответственно ошибки первого рода могут заключаться:

  • а) в невыполнении действия (вы хотели купить хлеб по дороге домой, по так и пе купили);
  • б) в забывании выполненного действия (пример такой ошибки блестяще описан в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в сцене, когда Апиа ждет ответа Вронского на свое письмо: «Она посмотрела на часы. Прошло двенадцать минут… Но что, если он не приедет? Нет, этого не может быть. Да, да, причесалась ли я или нет? Она ощупала голову рукой. „Да, я причесана, но когда, решительно не помню“. Она даже не верила своей руке и подошла к трюмо, чтоб увидеть, причесана ли она в самом деле или нет? Она была причесана и не могла вспомнить, когда она это сделала…»);
  • в) в сбое в вызове нужной программы (вы хотите включить прибор, но не помните на какую кнопку нужно нажать);
  • г) в неверном адресате действия (вместо мобильного телефона подносите к уху пульт от телевизора);
  • д) в перекресте (вы собираетесь приготовить яичницу, но разбиваете яйцо в ведро и бросаете на сковороду скорлупу);
  • е) в пропуске элемента программы (наливаете масло на конфорку плиты, забыв поставить сковороду);
  • ж) в неверном ветвлении программы (заходите в магазин за хлебом и покупаете DVD).

При ошибках второго рода действие направляется на неверный объект, что проявляется в перепутывании: а) внешне похожих предметов (вместо зубной пасты выдавливаете на щетку крем для бритья); б) функционально схожих предметов (сохраняете информацию на внешний носитель, когда нужно на жесткий диск); в) пространственно близких предметов (вместо микроволновой печи кладете продукты в холодильник).

Наконец, ошибки времени (ошибки третьего рода) могут состоять: а) в сбое начала действия (не поздравили друга с днем рождения); б) в продолжении действия после того, как оно фактически уже завершено (продолжаете смотреть на экран телевизора, хотя он уже выключен); в) в прекращении действия до его завершения (начали солить суп, отвлеклись и забыли досолить); г) в повторе элемента действия (повторно набираете номер одного и того же человека); д) в отсутствии возобновления действия после отвлечения внимания.

Значимость проблематики внимания в повседневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с особенностями его внимания. Человек может быть как наблюдательным, собранным, усидчивым, внимательным, усердным, целеустремленным, так и рассеянным, халатным, разболтанным, ветреным, легкомысленным, непредусмотрительным. Философ Ю. А. Шрейдер в работе «Лекции по этике» определяет ключевое для личности понятие «совесть» через понятие внимания: «Совесть требует от нас быть внимательными к людям и ситуациям. Совесть — это обостренная внимательность, позволяющая усмотреть в этически безразличной, на первый взгляд, ситуации необходимость моральной оценки» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой