Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Узость/широта категории. 
Когнитивная психология. 
Когнитивные стили

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Девочки обычно обнаруживают узкую категоризацию (своего рода концептуальный консерватизм) по методике Петтигрю сравнительно с мальчиками (Tajfel, Richardson, Everstine, 1964). Испытуемые, у которых предварительно были вызваны положительные эмоции, характеризовались тенденцией создавать и использовать более широкие категории (Isen, Daubman, 1984). Максимальная оценка по каждому заданию — 8 баллов… Читать ещё >

Узость/широта категории. Когнитивная психология. Когнитивные стили (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный когнитивный стиль в определенной мере близок по смыслу когнитивному стилю «узкий/широкий диапазон эквивалентности», хотя это далеко не тождественные стилевые проявления. Диапазон эквивалентности характеризует степень субъективной дифференциации различных объектов на основе множества понятийных категорий («большие», «имеющие неправильную форму», «красного цвета» и т. д.). Широта категории отражает степень субъективной дифференциации содержания одной-единственной категории (различные вариации значения категории «большой», степень разграничения различных оттенков красного цвета и т. д.). Таким образом, узкие категоризаторы склонны специфицировать свои впечатления и ограничивать область применения определенной категории, тогда как широкие категоризаторы, напротив, склонны подводить под одну категорию большое число подтверждающих ее примеров.

Методики диагностики узости/широты категории

  • 1. Методика «Оценка точечных наборов» (Bruner, Tajfel, 1961). Тестовый материал состоит из нескольких серий диапозитивов по 9 точечных наборов, каждый из которых включает от 20 до 28 случайно расположенных точек. Испытуемый должен за короткое время экспозиции идентифицировать эти последовательно предъявляемые наборы со стандартными наборами в 20, 21 и 22 точки. Показатель меры широты категории: число кадров, обозначенных испытуемым в качестве идентичных стандартным наборам. Их относительное увеличение характеризует широкую категоризацию, тенденция к уменьшению утвердительных ответов — узкую категоризацию.
  • 2. Методика «Подбор синонимов» (Bottenberg, 1970). Предъявляется 24 основных слова (существительные, глаголы или прилагательные) с различными синонимами. Испытуемый должен выбрать из них те, которые, по его мнению, похожи на основное слово, являются его синонимами. Показатель широты категории: общее число выбранных синонимов (чем меньше это число, тем уже предпочитаемая субъектом широта категории).
  • 3. Методика «Средние суждения». В варианте этого теста, предложенного Т. Петтигрю (Pettegrew, 1958), испытуемому предъявляются 20 заданий следующего типа: сначала ему сообщается средняя величина какого-либо объекта или явления (средний рост мужчины, средняя скорость полета птицы и т. д.), затем предлагается выбрать максимальную и минимальную возможную величину этого объекта или явления из 4-х предложенных вариантов. Каждый ответ затем оценивается определенным количеством баллов.
  • ? Например: Орнитологи установили, что средняя скорость полета птицы

составляет 27 км/час. Какова, по вашему мнению:

  • а) скорость полета самой быстрой птицы?
  • 40 км/ч 1 балл
  • 169 км/ч 4 балла
  • 118 км/ч 3 балла
  • 55 км/ч 2 балла
  • б) скорость полета самой медленной птицы?
  • 16 км/ч 2 балла
  • 3 км/ч 4 балла
  • 19 км/ч 1 балл
  • 8 км/ч 3 балла

Максимальная оценка по каждому заданию — 8 баллов. Показатель меры узости/широты категории: сумма баллов по всем заданиям (чем меньше эта сумма, тем более узкие категории склонен использовать испытуемый).

В варианте методики «Средние суждения», предложенном С. Филленбаумом (Fillenbaum, 1959), испытуемый должен указать максимальное, среднее и минимальное значение какого-либо объекта или явления (например, средний рост мужчины). Показатель широты категории: разница между предложенными испытуемым максимальным и минимальным значениями (чем она меньше, тем уже категоризация).

Девочки обычно обнаруживают узкую категоризацию (своего рода концептуальный консерватизм) по методике Петтигрю сравнительно с мальчиками (Tajfel, Richardson, Everstine, 1964). Испытуемые, у которых предварительно были вызваны положительные эмоции, характеризовались тенденцией создавать и использовать более широкие категории (Isen, Daubman, 1984).

Несмотря на то что, казалось бы, в случае таких когнитивных стилей, как диапазон эквивалентности и узость/широта категории, мы имеем относительно однородные в психологическом плане характеристики, некоторые авторы указывают или на отсутствие, или на наличие весьма слабой корреляционной связи между этими стилевыми параметрами. Это обстоятельство представляется трудно объяснимым, поскольку оба эти стиля описывают определенный аспект работы понятийного мышления, а именно акты категоризации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой