Инструменты анализа конфликта в организации
Какие базовые потребности лежат в основе конфликта (безопасность, самоуважение, материально-финансовые ресурсы, права, земля и т. п.)? Описание всех сфер конфликта в виде перечня принадлежит Ж.-П. Ледераху. В него входят следующие компоненты: В перечень, разработанный X. Миалл и др., входят три группы факторов: фон, конфликтующие стороны и контекст. Что каждая из сторон предлагает, чтобы… Читать ещё >
Инструменты анализа конфликта в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для практического разрешения конфликтов полезна системная точка зрения, предполагающая внимательное изучение причин конфликта на всех уровнях этого процесса: индивидуально-психологическом, групповом, межгрупповом, организационном. По сути, это означает проведение комплексной диагностики конфликта или конфликтологической экспертизы.
С системных позиций в конфликте имеет смысл выделить следующие компоненты:
- • участники (оппоненты) с их несовпадающими целями;
- • посредник (может отсутствовать);
- • объект (предмет) конфликта;
- • предконфликтная ситуация;
- • инцидент;
- • конфликтные действия оппонентов;
- • фаза конфликта;
- • меры по разрешению конфликта;
- • завершение конфликта.
Возникает вопрос о необходимости и достаточности каждого из указанных компонентов. Так, участники — это необходимый компонент, а посредники присутствует далеко не всегда. Предконфликтную ситуацию можно выделить всегда, даже если она кратковременна. Считается, что конфликт — это предконфликтная ситуация плюс инцидент. Предконфликтная ситуация может существовать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент не может произойти без предконфликтной ситуации.
Конфликтологическая экспертиза — совокупность методов и приемов анализа конкретных случаев конфликта. Выделяются два основных метода ее проведения: картографирование конфликта и его мониторинг (треккинг) (Аклаев А. Р., 2005). Первый опирается на синхронный (т.е. в данный момент) анализ конфликта. Предполагает составление карты конфликта и максимально подробное выявление всех компонентов его структуры и действующих факторов динамики, которые необходимо учитывать при поиске путей и способов управления конфликтом и его урегулирования. Картографирование ставит задачу не разрешить конфликт, а представить в упорядоченном виде все элементы, которые должны стать частью последующего решения. Кроме выявления действующих факторов необходимо также прогнозирование на их основе сценариев развития конфликта и вариантов его урегулирования.
Смысл картографирования состоит в репрезентации слагаемых конфликта, таких как определение основной проблемы, разделяющей непосредственных участников конфликта, а также тех, кто причастен к конфликту, выявление интересов и опасений сторон. Может быть представлена либо в виде таблицы-перечня, либо графически. В 1969 г. И. Гальтунг предложил модель треугольника конфликта с вершинами: противоречие, или объективная конфликтная ситуация, установка и поведение.
Модель конфликта, получившая название треугольник конфликта Ж.-П. Ледераха, включает следующие группы акцентов в виде вопросов, на которые должен ответить конфликтолог.
Люди. Кто эти индивиды и группы, непосредственно вовлеченные в конфликт?
На кого повлияет исход конфликта и кто, в свою очередь, может повлиять на его исход?
Процессы. Из-за каких проблем разгорелся конфликт?
Существует ли исторический прецедент взаимодействия сторон?
В каком процессе взаимодействия была бы готова участвовать каждая сторона?
Какие дополнительные проблемы или вопросы возникли по мере развития конфликта?
Какой степени достигла поляризация между сторонами?
Проблемы. Каковы основные интересы, потребности и ценности каждой стороны?
Что каждая из сторон предлагает, чтобы их реализовать или чего добивается в процессе из реализации?
Насколько несовместимы интересы, потребности и ценности сторон?
Какие базовые потребности лежат в основе конфликта (безопасность, самоуважение, материально-финансовые ресурсы, права, земля и т. п.)?
Каковы минимальные результаты, которые могут удовлетворить каждую из сторон?
Каковы основные сферы согласия и несогласия?
Какие ресурсы имеются, чтобы справиться с конфликтом (ресурсы самих сторон, другие)?
Какой стадии достиг конфликт, созрел ли он для урегулирования?
Описание всех сфер конфликта в виде перечня принадлежит Ж.-П. Ледераху. В него входят следующие компоненты:
- • действующие лица;
- • спорные вопросы;
- • факторы, лежащие в основе поведения;
- • масштаб конфликта;
- • предыдущие попытки улаживания конфликта;
- • фаза и интенсивность;
- • баланс власти;
- • возможности и ресурсы;
- • состояние отношений между сторонами.
В перечень, разработанный X. Миалл и др., входят три группы факторов: фон, конфликтующие стороны и контекст.
Мониторинг представляет собой не синхронный, а диахронный метод динамического отслеживания изменений в компонентах конфликтной структуры и особенностей действия факторов конфликта во времени. Это составление его динамической карты и постоянное ее обновление такими данными, как интересы и возможности третьих сторон повлиять на динамику конфликта, изменения внутри конфликтующих сторон и между ними (включая внутриэлитную борьбу, меняющиеся перспективы достижения успеха, возможные способы переформулирования групповых целей и поиска альтернативных путей разрешения споров) предполагаемые шаги в направлении трансформации конфликта, возникающие в связи с этим возможности и соответственно ограничения, а также способы их использования или преодоления.