Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Институты, стимулирующие выбор знания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если те или иные религиозные течения хотят сохраниться, то они должны все больше учитывать пожелания своих адептов. Они должны утверждать себя, действуя на свободном рынке систем знаний и ценностей. Люди, которые «покупают» ту или иную веру, становятся группой потребителей. Как считает Т. Лукмап, религия не должна трактоваться узко, как поведение по отправлению церковных обрядов, она латентно… Читать ещё >

Институты, стимулирующие выбор знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе существуют два института, которые играют главную роль в осуществлении этого перехода от возможности выбора к принудительности выбора — это рыночная экономика и демократия.

Оба эти института основываются на конгломерате индивидуальных актов выбора, и сами они способствуют непрерывному осуществлению выбора и отбора.

Потеря того, что принималось в качестве само собой разумеющегося со всеми социальными и психологическими последствиями этого, наиболее рельефно проявилась, как того и следовало ожидать, в сфере религии. Современный плюрализм подорвал монополию знания, которой пользовались религиозные институты. Принадлежность к тому или иному религиозному направлению в настоящее время есть скорее не нечто само собой разумеющееся, а результат сознательного выбора. Даже те, кто решает следовать вероисповеданию своих родителей, тем самым делают свой выбор: ведь они могли бы в конце концов сменить свою религию.

Религия — социальный институт, основанный на верованиях; социальные практики и ритуалы, усиливающие верования; сообщество людей, разделяющих эти верования.

Плюрализм знания ведет к развитию гражданской религии.

Гражданская религия — верования, практики, символы, считающиеся обществом священными.

Как считает Т. Лукмап, религия не должна трактоваться узко, как поведение по отправлению церковных обрядов, она латентно, невидимо создает значения. Невидимая религия объективируется в культуре и знании, воспроизводя тем самым жизненные практики1.

Кроме того, плюрализм знания предполагает возможность оставить церковь вообще.

Церковь — «моральная община» религиозно ориентированных людей.

Если те или иные религиозные течения хотят сохраниться, то они должны все больше учитывать пожелания своих адептов. Они должны утверждать себя, действуя на свободном рынке систем знаний и ценностей. Люди, которые «покупают» ту или иную веру, становятся группой потребителей.

В современном обществе имеется ряд специализированных институтов для производства и передачи специфических систем знаний. Существуют старые институты (наиболее важные из них — это церкви), которые продолжают культивировать установленные ими толкования действительности и предлагать их в условиях конкуренции, характерной для плюрализма. Институты, возникшие позднее, вынуждены начинать с нуля, но их преимущество в том, что, не будучи скованными какой-либо собственной традицией, они могут заимствовать различные знания из разных культур и эпох.

Что касается производства систем знания, то институты, им занимающиеся, имеют определенный набор возможностей для выбора. Тем не менее, что касается стратегии, которую они выбирают для распространения в обществе своих взглядов, они ограничены в основном двумя возможностями. С одной стороны, они могут выйти на рынок, где должны выживать в конкурентной борьбе со старыми и новыми поставщиками знаний. С другой стороны, они могут попытаться использовать в своих целях государство. Производители знания могут занять монопольное положение с помощью принятия соответствующих законов или создать положение, когда только прошедшие аттестацию специалисты могут работать.

Таким образом, современный плюрализм является основным структурным условием распространения субъективной дезориентации. Он характеризуется тенденцией к дестабилизации систем знаний и ценностей. Тем не менее для современных обществ в «нормальных» условиях не характерно сколько-нибудь драматичное распространение субъективной дезориентации. Институты, производящие знания, предоставляют людям жизненно важные ориентации даже тогда, когда общество в целом более не поддерживает единую для всех систему знаний и ценностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой