Черкесская княжна.
Женские образы романа "Герой нашего времени"
Печорин увлекается девушкой и выкрадывает её из родительского дома с помощью её брата Азамата. Сначала Бэла дичится Печорина, отказывается на него смотреть, принимать подарки. Печорин говорил: «Сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит её к мысли, что она моя, потому что… Читать ещё >
Черкесская княжна. Женские образы романа "Герой нашего времени" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
женский образ печорин роман Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата. Именем Бэлы названа первая повесть романа. О Бэле рассказывает простодушный Максим Максимыч, но его восприятие постоянно корректируется словами Печорина, приводимыми в рассказе. У Бэлы сильный, цельный характер, в котором есть твердость, гордость, постоянство, природная простота чувств, непосредственность любви, женственность, живое стремление к свободе, внутренне достоинство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Красавица Бэла умела петь, плясать и вышивать золотом.
Первый раз Печорин увидел Бэлу на свадьбе её старшей сестры. Он был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (2, стр.16).
Печорин увлекается девушкой и выкрадывает её из родительского дома с помощью её брата Азамата. Сначала Бэла дичится Печорина, отказывается на него смотреть, принимать подарки. Печорин говорил: «Сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит её к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня» (2, стр.25). Её долгое молчание, равнодушие к подаркам и гордость еще более подчеркивают глубину и силу ее любви. Но как все жители гор, Бэла очень ценит свободу. «Я твоя пленница, — говорила она, — твоя раба» (2, стр. 26). Она хочет понять, действительно ли Печорин её любит. Но он не оставляет своих попыток приручить гордую черкешенку, и она наконец сдается. В ней пробуждается любовь и, как цельная натура, Бэла отдается ей со всей силой страсти. Она призналась Максиму Максимычу, «что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что не один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления» (2, стр. 28). Бэла — одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви и отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе.
Их счастье длилось примерно четыре месяца. Вначале Печорин хорошо относится к Бэле. Но затем он вновь начал скучать. Печорин стал пропадать по несколько дней на охоте. Бэла надоела ему. Сначала она не жаловалась и страдала молча. Затем «его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели» (2, стр. 37). Бэла гордо заявляла: «А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!» (2, стр. 35). Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. Печорин объяснил Максиму Максимычу что для него «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой» (2, стр. 38).
Ситуация осложняется появлением третьего лица — горца Казбича, — также испытывающего влечение к героине. Пока Печорин и Максим Максимыч были на охоте, Казбич крадет Бэлу. Когда они настигают Казбича, он втыкает в девушку кинжал. Будучи до конца стойкой и верной обычаям своего народа, Бэла отказалась перед смертью принять православное крещение. Девушка решает умереть в той вере, в которой жили её родители. Перед смертью Печорин «стал на колени возле кровати, приподнял её голову с подушки и прижал свои губы к её холодеющим губам: она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…» (2, стр. 43).
Удивительно цельная, зрелая, стойкая натура шестнадцатилетней девушки, трагически погибшей, вызывает сочувствие и симпатию у читателей. «И с каким бесконечным искусством обрисован грациозный образ пленительной черкешенки! Она говорит и действует так мало, а вы живо видите её перед глазами во всей определенности живого существа, читаете в её сердце, проникаете все изгибы его…» (3, стр. 52).
Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства.