После проведения исследования автором сделаны следующие выводы.
Искусство общения — важнейший навык, которому стоит обучиться каждому из нас, независимо от того, где мы работаем и чем занимаемся.
Деловое общение, как в своей письменной (деловая корреспонденция и документация), так и устной (деловая речь) формах отличается высокой степенью конвенциональности, т. е. жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана (речевая этика), так и общеповеденческого (деловая этика).
Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения — одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимых качеств для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере.
Деловое общение в сфере туристических услуг невозможно без соблюдения требований и норм нравственности по отношению к работникам туристических фирм, которые в обязательном порядке должны быть реализованы в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей:
- — внимательность, вежливость;
- — выдержка, терпение, умение владеть собой;
- — хорошие манеры и культура речи, развитый вербальный аппарат;
- — способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешать их, соблюдая интересы обеих сторон.
Специалист в сфере туризма обязан быть образцом высоконравственного поведения, для него недопустимо пренебрежение нормами морали и этики ради увеличения своего престижа, профессионального уровня или благосостояния. Важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. Исключительно важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение работников трудиться совместно. Все это помогает общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.
Таким образом, если специалист в сфере социально-культурного сервиса и туризма будет обладать принципами и нормами этики, навыками делового общения, то эффективность производства организации будет повышаться, возрастет её конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Вся выше перечисленная информация может быть полезна в будущем, так как она дает возможность понять основные особенности общения, переговоров, деловой этики. Однако необходимо отметить, что представленная информация неполная и требует дальнейшего изучения.