Менеджмент — как структура управления предприятием
Существует много разновидностей, вариантов структур управления предприятием. Предприятие, компания обычно возглавляется директором либо президентом компании. В большинстве крупных компаний есть и президент, осуществляющий стратегическое руководство, и генеральный (исполнительный) директор, занятый преимущественно оперативным управлением. Чаще всего директор имеет нескольких заместителей… Читать ещё >
Менеджмент — как структура управления предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Менеджмент — как совокупность форм управления
Предприятие, компания — первичное, основное звено экономики. Конечно, формы и методы управления, структура органов управления конкретным предприятием существенно зависят от его масштаба и профиля. Но есть и общие черты в управлении любым предприятием.
Каждое предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет определенную основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования. Отсюда следует, что в основу управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся в компании товары или услуги, знания или информация.
Для того чтобы производить любой экономический продукт, нужно, как было отмечено ранее, использовать факторы производства, экономические ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье, материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, производственными ресурсами, финансами, технологиями.
Для функционирования производства необходимо получать исходные материалы и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие службы, по-современному называемые службами логистики. Предприятие обязано выпускать продукцию определенного качества, соответствующую стандартам, принятым нормам, техническим условиям. Значит, управление предприятиями включает управление качеством выпускаемого продукта, что в свою очередь требует управления технологическими процессами.
Совокупность всех видов и форм управления предприятием, производством в зарубежной практике называют менеджментом. Администраторов, управляющих деятельностью предприятий, соответственно именуют менеджерами. Эти термины активно используют в отечественной литературе и практике. Вообще, менеджмент (англ. Management — управление) — это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, наилучшего из возможных, варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.
В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако, ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом, кадрами. Поэтому производственный менеджмент, действующий совместно с управлением персоналом, часто называют «искусством получать нужные вещи посредством управления людьми».
Существует много разновидностей, вариантов структур управления предприятием. Предприятие, компания обычно возглавляется директором либо президентом компании. В большинстве крупных компаний есть и президент, осуществляющий стратегическое руководство, и генеральный (исполнительный) директор, занятый преимущественно оперативным управлением. Чаще всего директор имеет нескольких заместителей по отдельным направлениям деятельности предприятия, скажем, по технике и технологии (главный инженер, главный технолог), по производству, по науке, по финансам, по кадрам, по материально-техническому обеспечению, по административно-хозяйственной части.
В аппарат управления, администрацию или, как принято говорить, в административно-управленческий персонал (АУП) входят работники самых разнообразных служб. Управленческие подразделения предприятия делятся обычно на производственные (управляющие производством) и функциональные, управляющие финансами, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями.
В структуре предприятия выделяют отделения, цехи, отделы, лаборатории, секторы и другие подразделения, каждое из которых имеет свои органы управления.
Линейным называют управление «по вертикали», при котором имеет место прямое подчинение нижестоящих звеньев предприятия строго определенным вышестоящим звеньям. Обычно линейная система характерна для управления производственными цехами и участками предприятия. Функциональное управление — это управление по отдельным функциям, при котором высшее звено руководит всеми или частью низовых, но только в пределах одной функции. В условиях функционального управления у одного лица, подразделения могут быть разные руководители по разным функциям.
Подобная разветвленная и сложная структура управления характерна для относительно крупных предприятий. В небольших предприятиях она проще.