Отказ от новодемократической революции
То, что партия из «воюющей» превратилась в «правящую», не сказалось на методах и стиле руководства. В ней сохранились армейские «приказные» взаимоотношения «верхов» и «низов», внутрипартийная жизнь не была демократизирована. Все важнейшие решения принимались узким кругом лиц, все сильнее возрастала роль самого Мао Цзэдуна. Культ его личности насаждался все сильнее. Талантливые идеологи… Читать ещё >
Отказ от новодемократической революции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Руководство Коммунистической партии Китая в начале 1952 года объявило о начале массовой кампании против «Трех зол». Она выискивала все случаи коррупции, расточительства и бюрократизма среди деятелей государственного аппарата.
В результате прошедших проверок выяснилось, что до 80% служащих государственного аппарата оказались под разрушительным влиянием буржуазии. Были проведены чистки и государственного, и партийного аппаратов. В результате этого 4,5% служащих оказались репрессированы. Некоторых даже подвергли смертной казни. Там же В ходе таких проверок также выяснилось, что три четверти частных предпринимателей систематически уклонялись от уплаты налогов, спекулировали, производили заведомо некачественный товар, воровали сырье и многое другое. С виновных взыскивали недоимки. Многие предприятия, вследствие невозможности выплаты долга, становились государственно-частными.
Борьба с буржуазией плохо сказалась на простом народе. Прошли массовые сокращения производства, уменьшился товарооборот, значительно выросла безработица, на некоторые товары обозначился дефицит.
Правительство вновь оказалось перед необходимостью принятия срочных действий. Среди руководства КПК обозначились две противоборствующие стороны. Одни придерживались необходимости рыночного пути развития и прихода к социализму. В этом они видели «новую демократию» и эффективный метод модернизации Китая. Другие же были радикальными утопистами, которые мечтали о немедленном переходе к социализму. По их мнению, «новая демократия» уже исчерпала себя, и теперь следует ориентироваться на модель социально-экономического развития Советского Союза. Мао Цзэдун относился ко второй категории. Он увидел все минусы, которые принесла его «новодемократическая революция». Там же Народное хозяйство было уже восстановлено, аграрная реформа успешно осуществлена, частное предпринимательство активизировано. Новодемократическая революция, предложенная Мао Цзэдуном, сыграла свою роль в становлении социально-экономического развития страны, позволила спасти народ от последствий гражданской войны.
Руководство КПК оказалось перед необходимостью выработать модель дальнейшего развития Китайской Народной Республики. Чтобы выявить идеологические разногласия среди членов правительства, а также чтобы сформировать новые концепции развития страны, было решено провести Всекитайское финансово-экономическое совещание. Оно состоялось летом 1953 года.
Формально на совещании должны были обсуждать и осуждать новую систему налогообложения, которую предложил министр финансов Бо Ибо. Его система налогообложения должна была поставить все формы собственности в равные условия. Государственный совет одобрял предложение министра финансов, но это решение не было согласовано с Мао Цзэдуном.
На данном совещании Мао Цзэдун собирался преподнести сторонникам «новой демократии» свой подход к дальнейшей модернизации Китая. В своем выступлении он обрушился на тех деятелей КПК, которые стремятся к «прочному установлению новодемократического общественного порядка». «Есть и такие, — говорил Мао Цзэдун, — которые после победы демократической революции топчутся на одном месте. Они не понимают, что характер революции изменился, и вместо социалистических преобразований продолжают заниматься своей „новой демократией“. А это порождает правоуклонистские ошибки». Там же На данном совещании Мао Цзэдун впервые отказался от концепции «новой демократии» и предложил перейти к социалистической революции.
Все присутствующие на совещании отвергли концепцию «новой демократии» как уже изжившую себя и согласились на реализацию нового курса, направленного на развитие социалистической революции в Китае.
Идейно-политическая победа, которую одержал Мао Цзэдун, стала причиной принципиальных перемен в социально-экономической политике страны. И первое, чего она коснулась — была аграрная сфера.
Пусть сельское хозяйство и восстановилось после войны, оно оказалось неспособно обеспечить страну сырьем и продовольствием в необходимой ей мере. Виной тому были низкий уровень производительных сил, которые могла предоставить деревня, малоземелье, перенаселенность, слабое развитие сельской инфраструктуры, а также неразвитость рыночных отношений.
Последствия аграрной реформы только обострили кризис этого недопроизводства, так как крестьянское потребление было увеличено, в отличие от товарности сельского хозяйства. Социально-экономическая основа традиционных взаимоотношений Коммунистической партии Китая и простого крестьянства оказалась размыта. Стране требовались новые виды взаимоотношений.
Противники нововведений Мао Цзэдуна считали, что решением этой проблемы может стать российский «нэповский» опыт. Однако, сам Мао Цзэдун категорически отверг этот подход. Как отверг он и собственный, «новодемократический» путь развития страны. Сам Мао Цзэдун говорил о сложившейся ситуации следующее: «Сейчас крестьян не удовлетворяет тот союз, который мы установили с ними раньше на базе аграрной революции. Полученные в этот раз выгоды они в какой-то мере начали забывать. Теперь им нужно дать новые выгоды — социализм». Там же Лишь недавно ставшие собственниками, крестьяне превращались в собственников фиктивных, бесправных арендаторов государственной земли.
В то время, когда Коммунистическая партия Китая проводила аграрную реформу, она предлагала крестьянам вступать в различные типы коллективного труда, среди которых наиболее значимыми стали временные (сезонные), либо постоянные группы производственной взаимопомощи. Основой этих объединений стали общинные традиции трудовой взаимопомощи. Уже в 1952 году в таких группах состояло 45% крестьянских владений.
Далее правительство решило создавать производственные кооперативы. Их развитие, по мнению КПК, должно было в дальнейшем позволить решить аграрные вопросы страны. Далее, в феврале 1953 года ЦК КПК предпринимает развитие трудовой взаимопомощи и сельскохозяйственной производственной кооперации, в котором определяются социальные ориентиры политики партии в деревне.
В декабре 1953 года выходит еще одно правительственное постановление, направленное на конкретизацию путей и методов преобразования в деревне. В этом документе обозначена постепенность преобразований. Согласно постановлению, крестьяне сперва должны были объединяться в бригады трудовой взаимопомощи. Затем, когда такие бригады будут распространены во всем крестьянском сословии, следовало создавать производственные кооперативы низшего типа, так называемые «полусоциалистические». В них крестьяне оставались собственниками земли и орудий производства. Следующим этапом становились производственные кооперативы высшего типа, относящиеся уже к «социалистическим». Земля и орудия труда в этих кооперативах становятся коллективной собственностью, а доходы должны распределяться среди членов кооператива.
В деревне также активно развивалась снабженческо-сбытовая кооперация, создавались и первые кредитные кооперативы. КПК настойчиво искала путей социально-политического контроля за крестьянством, китайская деревня была на пороге радикальных перемен своей социально-экономической структуры.
В процессе политического и экономического обновления страны, руководителем и инициатором которого была Коммунистическая партия Китая, она заняла лидирующее место, став правящей партией.
То, что партия из «воюющей» превратилась в «правящую», не сказалось на методах и стиле руководства. В ней сохранились армейские «приказные» взаимоотношения «верхов» и «низов», внутрипартийная жизнь не была демократизирована. Все важнейшие решения принимались узким кругом лиц, все сильнее возрастала роль самого Мао Цзэдуна. Культ его личности насаждался все сильнее. Талантливые идеологи и пропагандисты создали версию истории китайской революции, в которой революционная деятельность и теоретическое творчество Мао Цзэдуна оказывались главным содержанием революционного процесса. В эти годы было предпринято переиздание «Избранных произведений» Мао Цзэдуна, существенно отредактированных с целью сближения «идей Мао Цзэдуна» со сталинской версией марксизма-ленинизма. Этот канонизированный текст стал основой для настойчивой и систематической индокринации членов партии, для широкой пропагандистской и агитационной работы среди населения.