Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

География путей сообщения в Российском государстве в XIV-XVII веках

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Крупнейшим узлом сообщений уже к XVI веку стала Москва, к которой сходились 9 радиальных дорог, зафиксированных в специальных «Поверстных книгах» в порядке нумерации: на Ярославль и далее на Вологду — Устюг — Холмогоры — Архангельск; на Владимир — Нижний Новгород, затем вдоль берега Волги на Астрахань; на Коломну — Рязань; на Серпухов — Тулу — Курск в выходом на старые татарские сак-мы и шляхи… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Торговые пути
  • 2. Водно-транспортное сообщение
  • 3. География сухопутных путей сообщения
  • Заключение
  • Список использованной литературы

География путей сообщения в Российском государстве в XIV-XVII веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для создания прямого пути из центральных районов России к Черному морю было решено соединить приток р. Волги — р. Оку и Дон по трассе р. Ока — р. Упа — р. Шать — канал на водоразделе — оз. Ивановское — р.

Дон. Петр I лично выезжал на трассу будущего канала, обследовал озеро Ивановское и водораздельный участок. Для технического руководства строительством были приглашены из Голландии 5 мастеров во главе с Броуром. В течение 1702−1707 гг. были выполнены следующие работы: очищено и углублено озеро Ивановское, выкопан канал на водоразделе глубиной 1,5 м и шириной 25 м, построены 24 каменных шлюза на реках Упа, Шать, Дон.

Впоследствии число шлюзов было увеличено до 33. Первые суда прошли по каналу в 1707 г. Пропуск судов осуществлялся в паводок, а в межень воды на водораздельном участке канала было недостаточно: сказалось неумение голландских мастеров квалифицированно выполнить водохозяйственные расчеты на водоразделе. С 1709 г.

работы по улучшению судоходных условий на канале были приостановлены, а с переходом крепости Азов в 1711 г. к Турции ― прекращены. В дальнейшем водный путь не восстанавливался.

Таким образом, к концу XVII ― началу XVIII вв. в России не было водных путей с судоходными сооружениями, и перевозка грузов по-прежнему осуществлялась с использованием волоков.

3.География сухопутных путей сообщения Самая густая сеть сухопутных путей сообщения сложилась в центральных районах. Эта сеть была очень устойчивой и сохранялась после XVII века. О возрастающей их роли свидетельствует деятельность специально созданного Ямского приказа.

Крупнейшим узлом сообщений уже к XVI веку стала Москва, к которой сходились 9 радиальных дорог, зафиксированных в специальных «Поверстных книгах» в порядке нумерации: на Ярославль и далее на Вологду — Устюг — Холмогоры — Архангельск; на Владимир — Нижний Новгород, затем вдоль берега Волги на Астрахань; на Коломну — Рязань; на Серпухов — Тулу — Курск в выходом на старые татарские сак-мы и шляхи, ведущие в Крым; на Калугу далее до Киева; на Волоколамск (волоцкая дорога) — Ржев; на Можайск — Вязьму — Смоленск; на Тверь — Новгород; на Дмитров — Кашин — Бежецк к Устюжне. Эти магистральные направления имели ответвления, создававшие переходы с одной дороги на другую. Так, между Москвой и Ярославлем было три узла: Троице-Сергиев монастырь, Переяславль и Ростов. К Троице сходилось 7 дорог, ведущих на Дмитров, Кашин, Углич, Александрову слободу, Владимир, Москву, Переяславль; 6 дорог сходилось к Переяславлю; 5 — к Ростову. Аналогичная картина наблюдается и на дорожных узлах других магистралей. Сочетание сухопутных дорог с водными, многие из которых использовались и как зимние, создавало устойчивые связи между отдельными областями. По мере удаления от центра число дорог сокращается, но некоторые из них приобретают большее значение. К их числу относились путь из Новгорода на север через Ладогу, Олонец-Наданы — Пон-озеро — Кемь; дорога от Ладоги к Онежскому озеру и далее к Белому морю; дорога от Устюжны и далее к Макарьевской ярмарке через Вологду — Солигалич — Чухлому; две дороги от Архангельска (одна на восток — на Кевроль и Мезень, а вторая на запад к Онеге и далее вдоль побережья на Кандалакшу).

Ряд дорог сложился в Поморье, в Вятском и Пермском краях. Они как бы сопутствовали водным магистралям. Большая так называемая Посольская дорога в Поволжье связывала Москву с Астраханью и шла вдоль Волги, от неё от Саратова шло ответвление на Пензу, а от Казани дороги вели на Арек и Царевокакшайск.

Пути сообщение в Сибирь шли в своем подавляющем большинстве по рекам. Громадные бассейны Оби, Лены, Енисея и других рек создавали благоприятные условия для их транспортного освоения. Это определяло и пути продвижения русского населения в Сибирь. Наиболее древним путем в Сибирь был так называемый морской промышленный путь, официально существовавший до 1620 года. Начинаясь от Устюга Великого, он шел по Северной Двине в Белое море, затем побережьем на восток до полуострова Ямал и, пересекая его реками и волоками, выходил в Обскую губу, отсюда открывался путь в Обь или на восток — в Тазовскую губу и реку Таз.

Печорский «Черезкаменный путь» (до 1704 года) позволял переходить из Двины по ряду водных систем в Печору, затем, перевалив через Уральские горы, можно было попасть на Обь.

Кроме этих путей, существовали и другие, более южные. Они стали приобретать государственное значение с конца XVI века. Это Чердынско-Лозывинский путь (официальный с 1590 года) и Верхотурский (официальный с 1598 года) и др.

В XVII веке выделяются две основные магистрали: северная дорога (Обская и Тазовская губа — Таз — Турухан — Енисей — Нижняя Тунгуска — Чона — Вилюй — Лена) и более удобная южная (с Оби на Кемь, пересекая Енисей в Верхнюю Тунгуску (Ангара), и через Илим в верховья Лены).

В районе Байкала и Забайкалья возникло несколько путей, позволявших сравнительно быстро доходить до юго-восточных границ России в Сибири.

Заключение

В XIV—XVII вв.еках большое распространение три вида путей сообщения — сухопутным, речным и морским. Водный способ передвижения был преобладающим в следствии отсутствия хороших дорог. С ростом территории Российского государства, присоединение Поволжья, Приуралья, Западной Сибири роль транспортных путей повышается. Для сообщения разных районов о опасности, о неурожаях, о мятежах нужны были пути, которые могли бы обеспечить быструю и эффективную связь. Московские власти особо позаботились созданием Ямского приказа и ямской гоньбы. Уже в XVI веке она функционировала в Рязани и Смоленске. Время Ивана III сохранило подорожную грамоту, выданную Юрию Греку и Кулке Оксеньтьеву, посланному «в немцы». Там князь установил на всем пути от Москвы к Твери, от Твери к Торжку и от Торжка к Новгороду давать послам «по две подводы до подвод от яму до яму по сей моей грамоте».

В еще одной грамоте Ивана III (1481 год) впервые упоминается должность ямского пристава распорядителя почтовых сообщений. Между ямами было около 30−50 верст. Содержание дорог обеспечивалось крестьянами. По решению старост два выбранных от общины в каком-либо районе должны были выходить на расчистку дорог, ремонт мостов и обновление гатей через заболоченные участки дороги. В правление Ивана IV (1555 год) был образован единый орган управления дорожного дела — ямская изба. Уже в начале XVI века появились первые описания больших российских дорог — «Русский дорожник», «Пермский» и «Югорский» дорожники. К концу XVI века появились и «изгонные книги» с описанием мелких областных дорог.

1.Зимин А. А. Состав русских городов XVI в. М., 1955.

2. Думный В. В. История предпринимательства в России. Вып. 1. М., 1995.

3. Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. М., 1988.

4. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV — XVI вв. Подгот. Л. В. Черепнин. М.; Л. 1950.

5. История предпринимательства в России. Книга первая. М., 2000.

6. Россия XV — XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.

7. Чечулин Н. Д. Города Московского государства в XVI веке. М., 1952.

8. Кашин В. Н. Торговля и торговый капитал в Московском государстве. Л., 1925.

9.Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб., 1906.

10.Baker A. R. H. Geography and History: Bridging the Divide. Cambridge, 2003.

11.Яцунский В. К. Историческая география: история ее возникновения и развития в XIV—XVIII вв.еках. М., 1955.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Состав русских городов XVI в. М., 1955.
  2. В.В. История предпринимательства в России. Вып. 1. М., 1995.
  3. Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. М., 1988.
  4. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV — XVI вв. Подгот. Л. В. Черепнин. М.; Л. 1950.
  5. История предпринимательства в России. Книга первая. М., 2000.
  6. Россия XV — XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.
  7. Н.Д. Города Московского государства в XVI веке. М., 1952.
  8. В.Н. Торговля и торговый капитал в Московском государстве. Л., 1925.
  9. Дж. О государстве Русском. СПб., 1906.
  10. Baker A. R. H. Geography and History: Bridging the Divide. Cambridge, 2003.
  11. В. К. Историческая география: история ее возникновения и развития в XIV—XVIII вв.еках. М., 1955.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ