Развитие культуры в 20-х — начале 60-х г.г. ХVIII века
Е годы XVIII в. — это время рождения и развития национальной драматургии, создания общедоступного профессионального русского театра, появления отечественных актеров, распространения любительских театров, утверждения и развития классицизма в искусстве. Михаил Васильевич Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке — физической химии, сформулировал принцип… Читать ещё >
Развитие культуры в 20-х — начале 60-х г.г. ХVIII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 20-х — начале 60-х г. г. XVIII века произошел переход от массовой светской школы к системе закрытых сословных учебных заведений. Сеть духовных учебных заведений постепенно теряла всесословный характер и приобретала черты сословной замкнутости. Возникли художественные и театральные учебные заведения. Формировался слой отечественных преподавателей. К активной деятельности в области образования приобщались выходцы из купечества, мещанства, духовенства. Во всех учебных заведения введен обязательный предмет — Закон Божий.
В 1755 году был открыт Московский университет, идея его создания принадлежала М. В. Ломоносову. В университете имелось три факультета: философский, медицинский, юридический. Преподавание шло на русском и латинском языках.
В 1757 году по проекту И. И. Шувалова была учреждена «Академия трех знатнейших художеств», имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.
Научным центром страны была Академия наук. Основными направлениями ее деятельности являлись физико-математические и естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций по изучению территории страны, готовила новые научные кадры, выпускала ежегодно научный журнал и была единственным издателем научной, научно-популярной и художественной литературы.
В Академию наук были приглашены иностранные ученые, среди них Д. Эйлер, Н. и Д. Бернулли Г. Ф. Миллер и другие. Постепенно появились отечественные ученые.
Леонард Эйлер создал уникальную энциклопедию физических и философских знаний, изложенных популярно — «Письма о разных физических и философских знания, писанные к некоторой немецкой принцессе» .
Даниил Бернулли «Механика или наука о движении, изложенная аналитически» (на латинском языке). «Гидродинамика», исследование по теории движения жидкостей.
Георг Вильгельм Рихман один из основоположников науки о теплоте и электричестве, вел работы по теории жидкостей, положил начало развитию практической теплотехники.
Михаил Васильевич Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке — физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, создал фабрику цветного стекла, создал действующую модель вертолета.
Василий Никитич Татищев — «История Российская с древнейших времен», излагавшая события до 1577 г. Татищев положил начало научному изучению истории Отечества, подготовил публикации источников «Русская правда», «Судебник 1550 г.» .
Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины отлили самый большой в мире колокол — «царь-колокол» .
Географические исследования.
Даты. | Экспедиции. | Итоги экспедиций. |
1725−1732. | Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, поиск путей в Индию и Китай. | Определена протяженность Сибири с запада на восток, доказано существование пролива между Азией и Америкой. |
1733−1741. | Вторая Камчатская, или Великая Северная, экспедиция по исследованию Сибири и поиске путей к Америке и Японии. Экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова. | Закладка Петропавловска на Камчатке, открытие Алеутских и Командорских островов, северо-западного побережья Аляски. |
1738−1741. | Экспедиция М. Шпанберга к японским островам. Экспедиция С. П. Крашенинникова по Камчатке. | Открыт путь от Камчатки к Японии, описана гряда Курильских островов. Описание полуострова, быта и жизни местных племен. |
Картографические труды и итоги научных исследований. | ||
И. К. Кирилов завершил первое полное экономико-географическое описание России — «Цветущее состояние Всероссийского государства» . | ||
Соймонов Ф. И. «Описание моря Каспийского» . | ||
Издание «Атласа Всероссийской империи» . |
Общие черты развития литературы Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма.
Литература
освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность.
Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма. Формировался русский литературный язык.
Черты классицизма Классицизм — художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в.
Строгая классификация жанров: высокий — трагедии, оды, эпопеи; средний — драмы, послания, элегии, сатиры; низкий — комедии, басни, лирические песни. Смешение жанров не допускалось, ведущий жанр — трагедии. Закон трех единств (единство действия, единство места, единство времени).
Особенности русского классицизма Преобладание героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам отечественной истории. Воплощение образа нового человека — гражданина и патриота. Создание своего образа идеального монарха — Петра Великого.
Развивались разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.
Общие черты развития архитектуры Утверждение и развитие архитектурного стиля барокко. Переплетение приемов и мотивов западноевропейского барокко с традициями нарышкинского стиля и народного творчества. Тесная связь архитектуры с изобразительным искусством.
Восстановление каменного строительства по всей стране. Усиленное внимание к градостроительству, создание Комиссии о Санкт-Петербургском строении.
Основные постройки сооружались по заказам императорского двора и знати в виде дворцов и дворянских усадеб. Продолжалось строительство общественных зданий.
Архитекторы. | Основные постройки. |
Михаил Григорьевич Земцов. | Итальянский дом в Летнем саду, не сохранился. Завершил постройку Большого каскада в Петергофе. Аничков дворец (строительство завершил Ф. Б. Растрелли). |
Петр Михайлович Еропкин. | С 1735 г. главный архитектор Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Руководил разработкой генерального плана Петербурга, разделенного на 7 районов с центром на Адмиралтейской стороне. Закрепил трехлучную систему проспектов, наметил основные проспекты, площади и улицы города. |
Иван Кузьмич Коробов. | Перестройка главного здания Адмиралтейства, сооружение ярусной башни с золоченым шпилем. Гостиный двор в Москве. |
Иван Федорович Мичурин. | Троицкая церковь на Арбате, Суконный двор. |
Савва Иванович Чевакинский. | Разработал генеральный план застройки Кронштадта. Дворец П. Б. Шереметьева на Фонтанке, дворец И. И. Шувалова на Итальянской, склады «Новая Голландия» . |
Франческо Бартоломео Растрелли. | Дворец М. И. Воронцова на Садовой, Строгановский дворец в Петербурге. Перестройка Большого Петергофского дворца, Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца. |
Дмитрий Васильевич Ухтомский. | Триумфальные Красные ворота в Москве, колокольня Троице-Сергиева монастыря. |
Изобразительное искусство. | |
Иван Петрович Аргунов. | Парадные портреты членов семьи Шереметьевых и их ближайшего окружения. |
Алексей Петрович Антропов. | Парадный портрет Петра III, портрет статс-дамы Измайловой. |
Иван Яковлевич Вишняков. | Портреты Сары и Виллима Фермер. Портрет Ф. Голицына. |
Иван Алексеевич Соколов. | " Описание коронации Елизаветы Петровны", «Императрица Елизавета Петровна», портрет Петра III. |
Развитие театра в России.
50-е годы XVIII в. — это время рождения и развития национальной драматургии, создания общедоступного профессионального русского театра, появления отечественных актеров, распространения любительских театров, утверждения и развития классицизма в искусстве.
Основу отечественной драматургии составили трагедии и комедии А. П. Сумарокова. Первая трагедия «Хорев» была сыграна кадетами Сухопутного корпуса в 1749 г.
В 1731 г. итальянская комедия масок положила начало постоянно действующему придворному театру, спектакли которого стали частью придворного быта.
В 1742 г. в Москве князь Черкасский создал крепостной театр. Основная масса крепостных актеров появится в 60-е годы XVIII века.
Музыка: общие черты развития Основным центром музыкальной жизни оставался императорский двор, определявший моду на иностранных композиторов и исполнителей. Заметное место в музыкальной жизни дворянского общества заняли спектакли итальянской и французской оперы. Музыка стала одной из важнейших частей художественных спектаклей.
- 1729 г. — указ Петра II о создании придворного оркестра.
- 1731 г. — первый оперный спектакль в России «Колендро» .
- 1741 г. — в Москве Ф. Б. Растрелли соорудил «Оперный дом» .
- 1757 г. — в Петербурге начал работать частный оперный театр итальянца Дж. Б. Локателли.
Выводы: В этот период важнейшими событиями стали открытие Московского университета, многочисленные экспедиции и развитие классицизма и русского барокко. Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве. В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет.