Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Контркультура в СССР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансформация западной контркультуры 1960;х гг. в СССР. Мода западной молодежной контркультуры вскоре проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960;х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР — официальной… Читать ещё >

Контркультура в СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" Стиляги" появились в СССР в 1950;е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили «давили стиль»), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали «не нашу» музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.

Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале «Крокодил» с карикатурами на империалистов.

Социолог Л. Ионин так оценивает это явление с высоты нашего времени: «Конечно, теперь нам кажутся смешными их клоунские одежды и нарочитый нонконформизм. Но их роль, можно сказать, была ролью декабристов своего времени: декабристы, говорил вождь пролетариата, разбудили Герцена, Герцен разбудил кого-то еще, и дело дошло до Октябрьской революции. Так и стиляги: они начали будить общество… Их стиль был вызовом советской серости, а вместе с тем — всей советской жизни и идеологии. Стиляг можно назвать первыми диссидентами… Их стиль — это попытка революции „снизу“, причем попытка не политической революции, а революции стиля» (Ионин 1996: 165).

Трансформация западной контркультуры 1960;х гг. в СССР. Мода западной молодежной контркультуры вскоре проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960;х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР — официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как «буржуазное» влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980;х гг. Коммерциализация же атрибутов этой культуры началась в СССР лишь с конца 1980;х гг.

Будучи изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР — наоборот, это был изначально символ высокого достатка.

Отзвуки тех культурных потрясений 1960;х гг. и сейчас легко распознаются в культуре потребления как Запада, так и бывших республик СССР. С тех пор такого комплексного и крупномасштабного подъема контркультуры не было. Ее тенденции то и дело проявляются то в одежде, то в музыке, то в целом в образе жизни, но носят несистемный характер, захватывают своим влиянием довольно ограниченный круг людей.

Одним из наиболее устойчивых и заметных контркультурных течений 1980;90-х гг. стали панки, предложившие миру свой вызывающий стиль одежды и музыки. Их огромные стоячие шевелюры, раскрашенные в самые яркие цвета, несуразная одежда встречается на улицах больших городов многих стран мира. Однако это очень ограниченное явление, концентрирующееся в основном там, где собираются туристы.

Аналогично ограниченным явлением стали «металлисты», а также соответствующее течение в роке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой