Фотограф — это ремесло?
В 1854 г. карикатурист Надар подался в фотографы и в первых же пробах показал себя мастером: за фотоснимки мима Дебюро (слева) он и его брат Адриан, вместе с которым они участвовали во Всемирной выставке 1855 г., были удостоены золотой медали. Затем Надар обосновался на улице Сен-Лазар и там единолично занялся портретированием представителей парижской богемы. Эти портреты прославили его как гения… Читать ещё >
Фотограф — это ремесло? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
фотография портретный объектив дагерротипия ретуширование Несмотря на оглушительный успех отдельных, пусть и немногих, и невзирая на бесспорную одаренность некоторых иных, профессия фотографа оставалась незначительной и малопочтенной. Памятно восклицание Флобера о Максиме дю Кане: «Орден Почётного легиона какому-то фотографу!» Этот самый «какой-то» частенько казался личностью сомнительной: то ли неудачливый художник, то ли вообще какой-то подозрительный тип.
Порой мастерскую дагеротиписта сравнивали с кабинетом зубного врача, но бывало так, что дантисты и дагеротиписты работали совместно, образуя дружные пары (слева). Часто возникали передвижные фотографические заведения: бродячий фотограф приезжал в городок и выбирал подходящее место. Он натягивал простыню или специальный полог, на фоне которого и снимались желающие. И хотя стационарных фотомастерских повсюду становилось всё больше, их мобильные конкуренты действовали по крайней мере до конца XIX в., свидетельство чему — снимок англичанина Джона Томсона, относящийся к 1870-м гг. (справа).
«Всяк, кого на то хватало, как бы он ни звался и кем бы ни хотел считаться, открывал свою фотографию. Свежеиспечённый писарь, которому недостало терпения дождаться должности казначея, тенор, выступавший в кафе, но ставший вдруг безголосым, привратник, затосковавший о чем-то художественном», — посмеивался Надар в своих воспоминаниях. Нередко новая профессия оказывалась занятием временным, едва ли не разовым, а то и случайным. Если новое ремесло так привлекало любителей случайных заработков, то, несомненно, это ещё и потому, что тогда, в 1850-е гг. видели, что у него есть будущее, обещающее, среди прочего, и возможность сколотить состояние, и шанс стремительного обогащения. Правда, стоило бы тщательнее исследовать вопрос о положении владельцев и руководителей фотопредприятий и их богатстве и выяснить, каковы они были тогда на самом деле. Крупные парижские ателье не бедствовали, но, как правило, они финансировались за счёт привлечения капитала извне собственно фотографической отрасли — сначала утверждалось акционерное общество, которое собирало средства, выпуская акции; сам фотограф в компании такого рода считался акционером особым, привилегированным, но зачастую фотомастер оставался наёмным работником на зарплате, как Ле Гре или Надар после 1860 г.
В 1852 г. живший в изгнании на острове Джерси Виктор Гюго хотел опубликовать альбом о принадлежащих Британии Нормандских островах, проиллюстрировав его фотографиями, которые снимали сыновья писателя и его ученик Огюст Вакери. «Налицо фотографическая революция, и мы желаем принять в ней участие», — писал Гюго по этому случаю своему издателю Этселю. Писатель уже тогда почувствовал, что фотография призвана заменить «трудную и неуклюжую литографию», и более того, сам он занимался фотографированием с начала 1850-х гг., видя в новой технологии источник доходов, которым не стоит пренебрегать. Он подумывал торговать своими портретами. Хотя первый вариант в свет не вышел, снимки — более 300 фотографий — нашли себе применение и до 1855 г. с успехом разошлись. Поэт посылал их близким, они украшали альбомы (слева) или вклеивались в сборники стихов самого Гюго.
Ремесло не было лишено опасностей, а нередкие банкротства случались и с теми фотографами, которые были на виду и имена которых были у всех на слуху, например: Брейди, Майер и Пьерсон, Надар, Ле Гре. Сам Дисдери, после того, как удача от него отвернулась, умер в Ницце в нищете (1884 г). Индустриализация и превращение фотодела в своего рода отрасль промышленности, равно как и трудности ремесла, объясняют возникновение первых профессиональных организаций.
В 1859 г. во Франции был основан Фотографический союз, в 1862 г. — Профессиональная палата фотографии, потом, в 1872 г., Общество взаимопомощи тружеников фотографии.
Успех немногих оставлял в тени множество безымянных мастерских более скромного масштаба. Между тем в Париже в середине 1860-х гг. доля заведений с более чем десятью служащими не доходила и до 10% от общего числа фотостудий. Преобладали в то время семейные предприятия, с одним-двумя наёмными работниками, но о больших прибылях они только мечтали. В фотоотрасли появлялось всё больше женщин, особенно в провинции — они помогали мужьям или, овдовев, вместе с иным имуществом наследовали и ателье и не расставались с бизнесом, но пытались поддерживать его на плаву. И ещё: в число практикующих фотодело в 1850—1860 гг. следовало бы включить бродячих фотографов, таскавшихся со своими треногами по ярмаркам и народным гуляниям и невероятно зливших хозяев «стационарных ателье».
В 1854 г. карикатурист Надар подался в фотографы и в первых же пробах показал себя мастером: за фотоснимки мима Дебюро (слева) он и его брат Адриан, вместе с которым они участвовали во Всемирной выставке 1855 г., были удостоены золотой медали. Затем Надар обосновался на улице Сен-Лазар и там единолично занялся портретированием представителей парижской богемы. Эти портреты прославили его как гения композиции. Этот великий период занял несколько лет, завершившихся разочарованием. В 1860-е гг. Надар охладел к фотографии — он страстно увлёкся воздухоплаванием (справа вверху).