Введение.
Речевая репрезентация творческой личности в медиадискурсе
Актуальность исследования обусловлена высоким интересом к личности в журналистском тексте. Практически каждый день мы сталкиваемся с журналистскими материалами, посвященными событиям из жизни человека творческой профессии. В современном мире ценности, модели поведения, категории статусности и успешности транслируются нам, в первую очередь, посредством СМИ. Медиаперсона может значительно влиять… Читать ещё >
Введение. Речевая репрезентация творческой личности в медиадискурсе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению феномена речевой репрезентации творческой личности в медиадискурсе.
Актуальность исследования обусловлена высоким интересом к личности в журналистском тексте. Практически каждый день мы сталкиваемся с журналистскими материалами, посвященными событиям из жизни человека творческой профессии. В современном мире ценности, модели поведения, категории статусности и успешности транслируются нам, в первую очередь, посредством СМИ. Медиаперсона может значительно влиять на повседневную жизнь, на жизнь общества, на развитие современной культуры. События, связанные с жизнью человека искусства, всегда вызывают повышенный интерес. Человек, являющийся героем журналистского текста, — это, с одной стороны, реальная личность, с другой же — прототип, абстрактный образ, передающий авторскую оценку определенных свойств и качеств действительности: человек в журналистике, как правило, личность, которая служит обществу или же наносит ему вред. Таким образом, обращение к антропологической тематике позволяет журналисту затрагивать проблемы просветительского и воспитательного характера.
Научная новизна данной работы связана с попыткой выявления речевой системности в передаче образа человека в журналистском тексте.
Целью данного исследования является выявление способов речевой репрезентации творческой личности в медиадискурсе.
В качестве задач определены следующие:
- 1. Изучение антропологической проблематики в медиалингвистике и смежных науках;
- 2. Обозначение основных особенностей речевого жанра «портрет», изучение его разновидностей;
- 3. Выявление способов речевой репрезентации творческой личности в текстах массмедиа;
Теоретической базой для исследования послужили работы Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, В. Г. Костомарова, М. М. Бахтина, Л. Р. Дускаевой, В. В. Васильевой, В. И. Конькова, Е. В. Осетровой, Ю. М. Коняевой и др.
Объектом исследования является журналистский дискурс, в центре внимания которого находится человек искусства.
Предметом изучения стали способы речевого развертывания в тексте портрета творческой личности.
Эмпирическую базу составляют журналистские публикации о творческой личности, опубликованные в российских печатных СМИ. Для анализа были выбраны публикации о представителе классического сегмента российской культуры — Эльдаре Рязанове. Хронологические рамки исследования — 2010 — 2015 гг., что позволяет на примере одного человека рассмотреть несколько коммуникативных сценариев развертывания личности.
Для успешного анализа используются следующие методы исследования: контент-анализ, интенциально-стилистический анализ, описательный метод, сравнительный метод и др.
Работа имеет научно-исследовательский характер и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении указаны цели и задачи исследования, обозначена актуальность работы и ее новизна, описаны объект, предмет, научная и эмпирическая база исследования.
В первой главе «Антропологическая проблематика в медиалингвистике» рассматривается понятие «личность», формулируются особенности речевого жанра «портрет творческой личности», описывается методика исследования.
Во второй главе «Коммуникативные сценарии развертывания творческой личности в медиатексте» производится анализ публикаций, посвященных Эльдару Рязанову, дается их характеристика. Описывается речевая системность формирования образа человека в медиатексте.
В заключении сформулированы наиболее значимые выводы исследования.