Контрольный этап эксперимента осуществился в конце 2013 г. Экспериментальная работа была направлена на проверку уровня развития музыкальных способностей детей 1 и 2 классов в ЭГ и КГ средствами музыкально-дидактической игры.
Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа, но содержала более высокий уровень сложности: на основе критериев были подобраны музыкально-творческие задания, и была проведена диагностическая работа.
Табл. — Сводная таблица констатирующего и контрольного этапов эксперимента в ЭГ и КГ:
|
Критерии. | Уровни. |
ЭГ. | КГ. |
В начале эксперимента. | В конце эксперимента. | В начале эксперимента. | В конце эксперимента. |
В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. |
Ладовое чувство. | 21.7. | 53.3. | | | | | 20.2. | 52.4. | 27.4. | | | |
Музыкально-слуховые представления. | 13.7. | 52.5. | 33.7. | | | | | | | | | |
Чувство ритма. | | 51.6. | | | | | | | | | | |
Средний показатель. | 20.2. | 52.4. | 27.4. | | | | | | | | | |
Как показывают табличные данные, в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, значительно повысился уровень развития музыкальных способностей детей, что подтверждают данные количественного роста всех показателей и процентное соотношение детей.
Учащиеся ЭГ значительно лучше стали определять на слух звуковысотные соотношения звуков и мелодии, стали чище интонировать (песни, попевки), выросла эмоциональная активность детей на услышанную музыку: дети стали слышать лучше контрасты, музыкальную форму, средства музыкальной выразительности, заметно развитие ритмического слуха, воспроизведение ритма в движении, соответствие ритма движений ритму музыки. Учащиеся с большим интересом стали подходить к выполнению заданий. Результаты опытно-экспериментальной работы отражены в виде диаграмм.
Рис. — Результаты контрольного этапа эксперимента в ЭГ (экспериментальной группе) и КГ (контрольной группе):
Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что высокий уровень музыкальных способностей проявили в ЭГ 50% (20.2% - в начале), в КГ — 29% (26% - в начале), среднему уровню соответствовали в ЭГ — 44% (52.2% - в начале), в КГ — 48% (50% - в начале). На низком уровне остались в ЭГ 6% (27.4% - в начале), в КГ — 20% (в начале — 24%).
Итак, разработанный нами научно-методический комплекс показал эффективность введения музыкально-дидактических игр для развития музыкального восприятия дошкольников.