Дистрибутивный метод (Американская дескриптивистика)
Этими элементами могут быть фонемы и морфемы. При этом «сначала устанавливаются дифференциальные фонологические элементы и исследуются отношения между ними. Затем определяются морфологические элементы и исследуются отношения между ними». Контрастная дистрибуция. Единицы (элементы) текста считаются находящимися в отношении контрастной дистрибуции, если они находятся в одинаковых окружениях… Читать ещё >
Дистрибутивный метод (Американская дескриптивистика) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дистрибутивный метод разработан и внедрен в научный оборот представителями Американской школы структурализма (дескриптивистики), сложившейся в 30—50-х годах.
XX в. на базе идей Л. Блумфилда. Характернейшая особенность этой школы состоит в том, что она исключительное внимание придавала прежде всего методам и технике лингвистического анализа. Лингвист уподобляется естествоиспытателю, черпающему сведения об объекте исследования лишь в ходе и результате его анализа и изучения посредством строго отработанной процедуры. Не случайно, что многие представители дескриптивистики методам и методологии лингвистического анализа посвящали отдельные, специальные работы, (см., например, «Метод в структурной лингвистике» 3. С. Харриса[1]).
- 1. Начиная с «сырого речевого материала», лингвист в конечном счете приходит к определению грамматической структуры языка. Таково направление и предполагаемый результат анализа.
- 2. В качестве необходимого и достаточного рабочего материала для конкретного дистрибутивного анализа признается высказывание: «Областью исследования для каждого положения в дескриптивном анализе является единичное и законченное высказывание на данном языке»[2].
- 3. Процедура анализа законченного высказывания покоится на двух главнейших принципах: а) на установлении элементов, из которых складывается высказывание, б) на определении дистрибуции элементов относительно друг друга.
Этими элементами могут быть фонемы и морфемы. При этом «сначала устанавливаются дифференциальные фонологические элементы и исследуются отношения между ними. Затем определяются морфологические элементы и исследуются отношения между ними»[3].
Таким образом, элементы, на которые разлагается высказывание, относятся к разным уровням (ярусам) языка: фонемы — к фонологическому уровню, морфемы — к морфологическому. Соответственно, фонемы изучаются в фонологии, морфемы — в морфологии. Между ними располагается морфонология (морфофонология), задача которой — изучение фонологических способов выражения морфем: «…связь между фонологией и морфологией основывается на использовании фонем для идентификации морфем»[4].
- 4. Установление элементарных единиц (фонем) в высказывании — «отрезке речи, ограниченном с обеих сторон паузами»[5] — достигается с помощью экспериментальной техники сегментации и дальнейшего дистрибутивного анализа полученных сегментов. Цель дистрибутивного анализа — идентификация выделенных элементов (единиц) текста, т. е. установление того, какие из них являются вариантами (аллофонами) одной и той же фонемы, а какие — разными фонемами. Причем «дистрибуция (порядок расположения) элемента» определяется как «совокупность всех окружений, в которых он встречается, т. е. сумма всех (различных) позиций (или употреблений) элемента относительно употреблений других элементов»[6].
- 5. Выделяются три этапа дистрибуции элементов:
- а) Дополнительная дистрибуция. Единицы (элементы) текста (высказывания) считаются находящимися в отношении дополнительной дистрибуции, если они не встречаются в одинаковых окружениях (позициях). Таковы, например, гласные по степени закрытости в русском языке в зависимости от соседства с мягкими или твердыми согласными.
- б) Контрастная дистрибуция. Единицы (элементы) текста считаются находящимися в отношении контрастной дистрибуции, если они находятся в одинаковых окружениях, различая значения, ср. в русском языке: том — там, том — дом — лом — ком и т. д.
- в) Свободное чередование. Единицы (элементы) текста считаются находящимися в отношении свободного чередования, если они встречаются в одинаковых окружениях, не различая значений. В таких случаях они являются вариантами одной и той же единицы языка (фонемы). Ср. в русском языке: гусь — уусь, заднеязычные в сочетании с гласными переднего ряда, которые могут совпадать с заднеязычными в сочетании с гласными непереднего ряда и др.
Необходимо подчеркнуть, что фонема у дескриптивистов выступает как класс аллофонов и к фонологическим явлениям относятся также суперсегментные элементы (интонация, ударение, тон, пауза и т. д.)[7].
- [1] Harris Z. S. Method in Structural Linguistics. Chicago, 1951.
- [2] Харрис 3. С. Метод в структурной лингвистике // Звегинцев В. А. Историяязыкознания XIX—XX вв.еков в очерках и извлечениях. Ч. II. М., 1965. С. 211.
- [3] Там же. С. 211.
- [4] Там же. С. 226—227.
- [5] Харрис 3. С. Метод в структурной лингвистике // Звегинцев В. А. Историяязыкознания XIX—XX вв.еков в очерках и извлечениях. Ч. II. М., 1965. С. 217.
- [6] Там же. С. 219.
- [7] Уточнения и пояснения к метаязыку и процедуре анализа дескриптивистов см .-.Хауген Э. Направления в современном языкознании // Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960. С. 250—263.