Масоны.
Автобиография Бенджамина Франклина.
Контент-анализ
Первые же строчки «конституции» гласят: «моральный закон; и если он справедливо понимает искусство, он никогда не будет ни глупым атеистом, ни либертарианцем без всякой веры … Эта Религия означает, что надо быть добрым и правильным человеком, благородным и честным независимо от веры и убеждений.» Можно было бы предположить, что её тоже написал автор, поскольку и по речевой стилистике и по смыслу… Читать ещё >
Масоны. Автобиография Бенджамина Франклина. Контент-анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нет такой статьи о Докторе Франклине, в которой бы не указывалась бы его принадлежность к ордену «вольных каменьшиков». Вольтер был приведен в орден именно им. Купюры с изображением треугольника с глазом — символ масонства, отпечатаны его типографиями. Как же получается, что такой, очевидно, крупный пласт его жизни не разу не упоминается в персональной «исповеди»? На первый взгляд «Автобиография» ни разу не упоминает о связях Франклина с союзом вольных каменщиков. Но первые косвенные «улики» можно встретить еще в первой части рукописи.
Автобиография рассказывает нам, о том, что когда автору было восемнадцать лет, с ним свел знакомство тогдашний губернатор Филадельфии — Уильм Кейс, и предложил Бенджамину поехать в Старый свет, Англию с целью закупки оборудования. Далее Франклин указывает (в своей манере) на недобросовестность этого человека, его любовь бросать слова на ветер. Обещая дать юному печатнику денег и рекомендательные письма, губернатор также хотел «дать рекомендательные письма к целому ряду своих Друзей». Кто же эти друзья, и почему с большой буквы? Заметим пока лишь тот факт, что добродетели были составлены автором во время плавания на корабле, который возвращался из Великобритании в Америку, то есть, после знакомства с «Друзьями».
- 25 марта 1722 года по распоряжению Великого Мастера герцога Монтагю была написана так называемая «Конституция Андерсона». В ней были подробно прописаны нормы поведения членов братства масонской ложи. Поскольку этот документ является по многим признакам достоверным, можно использовать его в качестве сборника отличительных черт масонства, и на основании которой использовать части текста как смысловые единицы:
- 1. Веротерпимость. Так называемая «Религия» — «Религия означает, что надо быть добрым и правильным человеком, благородным и честным независимо от веры и убеждений.»
- 2. Масонство как союз добрых людей — «…становится Центром Союза, средством примиряющей и подлинной дружбы между людьми, которая должна оставаться постоянной целью.»
- 3. Неприятие насилия, войн, грубой силы.
- 4. Критерии принятия в ложу: «Человек, принятый в члены Ложи, должен быть добрым и правильным, рожденным свободным, в зрелом возрасте, не являться слугой или женщиной, не быть аморальным или скандальным, но человеком с хорошей репутацией».
- 5. Трудолюбие.
- 6. Чистота языка — Ремесленники должны избегать грубого языка и называть друг друга не неуважительными именами, а братьями и товарищами, вести себя вежливо как в Ложе, так и вне ее."
- 7. Умеренность в пище и еде.
Если пройтись по тексту автобиографии. Результат такой проверки окажется достаточно красноречивым. Некоторые пункты удивительно созвучны с уже описанными чертами мировоззрения Франклина. Коснемся лишь тех, о которых в данной работе еще не было упомянуто. Например, № 2 — необходимость создания общества добрых людей: «все добродетельные и хорошие люди всех наций должны объединиться в организованную партию, руководствующуюся благими и мудрыми правилами, которым, вероятно, эти добрые и мудрые люди будут более единодушно подчиняться, чем обычные граждане подчиняются общим законам.» Если не сделать ссылку на источник — трудно будет понять, откуда эти слова — из «Конституции» или из «Автобиографии». Это слова Франклина.
Вот слова отца0основателя, касающиеся пункта № 4 :"Наши дискуссии, проводимые под руководством председателя, должны были быть проникнуты духом искреннего стремления к истине. В них не было места спору ради спора или ради победы, и, во избежание полемического пыла, все слова, выражающие непреклонность личного мнения или прямое противоречие мнению другого, вскоре стали считаться недопустимыми и были запрещены под страхом небольших денежных штрафов.
Далее автор пишет: «Наш клуб Хунта оказался столь полезным я давал такое удовлетворение своим членам, что некоторые из них пожелали ввести в него своих друзей. Но этого нельзя было сделать, не выходя за пределы того числа, которое мы считали наиболее необходимым, а именно — двенадцати. С самого начала одним из правил нашего устава было держать организацию в тайне, и это правило довольно хорошо соблюдалось». Стоит ли говорить, что целый параграф «Конституции Андерсона» посвящен соблюдению тайны вокруг Ложи.
Первые же строчки «конституции» гласят: «моральный закон; и если он справедливо понимает искусство, он никогда не будет ни глупым атеистом, ни либертарианцем без всякой веры … Эта Религия означает, что надо быть добрым и правильным человеком, благородным и честным независимо от веры и убеждений.» Можно было бы предположить, что её тоже написал автор, поскольку и по речевой стилистике и по смыслу эти слова вполне подходят к этике Франклина. Можно даже предположить, что текст «конституции» принадлежит самому Великому американцу, если бы ему не было на момент ее написания 16 лет.
Есть лишь два камня преткновения, которые разнятся по смыслу не с «Автобиографией», а с биографией Франклина — «он (масон) никогда не будет причастен к тайным заговорам против мира и благосостояния своей страны и не будет возмущать судебные власти неподобающим поведением.» но далее будет сказано, что бунтарь не будет поддержан ложей, но и о выходе его из братства речи тоже не идет. Описание его Хунты идеально совпадает с уставами братства: «Человек, принятый в члены Ложи, должен быть добрым и правильным, рожденным свободным, в зрелом возрасте, не являться слугой или женщиной, не быть аморальным или скандальным, но человеком с хорошей репутацией».
Во главе угла в уставе братства ставится взаимопомощь и взаимовыручка. Что же мы наблюдаем у Франклина: «В эту тяжелую минуту … пришли два истинных друга, доброту которых я никогда не забывал и не забуду, пока мне будет служить память; оба, не сговариваясь и без какой-либо просьбы с моей стороны, предложили ссудить меня необходимой суммой для того, чтобы я мог взять на себя все дело, если это будет осуществимо». Разумеется пришедшие были членами его «Хунты».
«Не должно вести ни частных обсуждений, ни отдельных разговоров без разрешения мастера, а также нельзя говорить дерзкое или не относящееся к делу, прерывать мастера или офицеров или любого брата, говорящего перед мастером».
Вот что Франклин пишет об обществе, которое бы основывалось на его тринадцати добродетелях: «существование такого общества следует держать в секрете, пока оно не станет значительным, чтобы предотвратить просьбы о приеме со стороны недостойных лиц», и вот что говорит конституция: «Ты должен быть осмотрительным в словах и делах, чтобы самый проницательный незнакомец не смог открыть или узнать того, во что ему не было бы правильным проникнуть; и временами тебе нужно поворачивать разговор в другую сторону и делать это разумно во имя Славы досточтимого братства».
Еще одна фраза Франклина о своем союзе: «Члены обязаны давать друг другу советы, оказывать помощь и поддержку, служить взаимным интересам, преуспеванию в жизни и в работе. Для отличия от прочих организаций мы должны называться обществом свободных и спокойных.» Конституция призывает членов братства быть спокойными, а принимают в неё только свободных.
Соблюдая правило тайны, Франклин тем не менее всестороннее описал правила братства. Идеи заложенные в трудах так родственны, что, кажется, масону можно даже не читать не «Конституцию», а лишь знать наизусть «Автобиографию. Тем не менее, есть еще одна причина, почему автор предпочел умолчать об этой части своей жизни. Масонство, взаимопомощь членов братства друг другу, не укладываются в рамки автобиографии, цель которой — показать, как один трудолюбивый человек может сделать себя сам, без чьей бы то ни было помощи.