Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Интеграция физической и психологической подготовки борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоящая перед тренерами, преподавателями физического воспитания задача комплексного, гармоничного развития учащихся, спортсменов требует нового отношения к спортивной деятельности. Если рассматривать спорт не как самоцель, а как путь самосовершенствования и самореализации, то особое место здесь занимают виды спорта, связанные с силовыми единоборствами, открывающие в этом отношении уникальную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ-САМБИСТОВ
    • 1. 1. Особенности борьбы самбо и значение физической 13 подготовки самбистов
    • 1. 2. Значение и содержание психологической подготовки 28 юных самбистов
    • 1. 3. Теоретические и методологические основы интеграции 37 физической и психологической подготовки самбистов
  • Заключение по 1-й главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТО! 1КИ ЮНЫХ БОРЦОВ — САМБИСТОВ
    • 3. 1. Обоснование содержания методики интеграции физиче- 58 ской и психологической подготовки юных борцов-самбистов
    • 3. 2. Рекомендации по овладению психической 83. саморегуляцией
    • 3. 3. Особенности интеграции физических и 90 психологических средств и методов в развитии силы, быстроты, выносливости у юных самбистов

Интеграция физической и психологической подготовки борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях возрастающих психических и информационных нагрузок человек вынужден искать пути оптимального, гармоничного развития и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям жизни. Неотъемлемой частью развития личности и общественной культуры является спорт, посредством которого помимо физического совершенствования и укрепления здоровья, решаются задачи духовно-нравственного развития, социальной адаптации, ценностно-мотивационной детерминации, достижения высокого уровня мастерства и профессионализма [4, 31, 73, 186].

В соответствие с постановлением президента России В. В. Путина и правительства об укреплении здоровья населения страны, формировании приоритета здорового образа жизни, повышении престижности занятий спортом, главный акцент делается на изменении психологии людей в сторону здорового образа жизни, привлечении детей и молодежи к систематическим занятиям физкультурой и спортом, всестороннее гармоничное развитие физических, психических и интеллектуальных качеств с учетом индивидуальных особенностей и изменяющихся социальных условий. Поэтому, основной целью физической культуры и спорта является достижение единства физических и духовных качеств личности, повышение физического и психического здоровья, наряду с совершенствованием спортивного мастерства.

Борьба самбо признана национальным и приоритетным видом спорта в России, имеющим высокую социальную значимость в воспитании молодёжи и формировании личности гражданина и патриота Отечества (решение коллегии Госкомспорта России от 23.04.03 г. «О мерах по развитию самбо в Российской Федерации»). Это массовый, постоянно развивающийся и совершенствующийся вид спорта.

Стоящая перед тренерами, преподавателями физического воспитания задача комплексного, гармоничного развития учащихся, спортсменов требует нового отношения к спортивной деятельности. Если рассматривать спорт не как самоцель, а как путь самосовершенствования и самореализации, то особое место здесь занимают виды спорта, связанные с силовыми единоборствами, открывающие в этом отношении уникальную возможность к спортивному совершенствованию и развитию личности[25, 65, 186]. Борьба самбо дает величайшие возможности раскрытия и использования всех качеств, необходимых в жизни: физических, психических, интеллектуальных и духовно-нравственных на предельно высоком уровне [34, 80, 113, 155, 191и др.]. Накал борьбы на соревнованиях, в ситуациях близких к экстремальным, требует от спортсмена высочайшего проявления волевых и физических качеств, максимальной концентрации и мобилизации усилий, раскрытия внутренних резервов организма. Перед спортсменом встает проблема поиска новых ресурсов для гармоничного развития, ускорения темпов дальнейшего спортивного совершенствования [2].

Сегодня большое внимание исследователей привлекает проблема психологической подготовки в спорте [51, 56, 58, 132, 177, 152, 153, 154 и др.]. Современный спорт широко заимствует методики психологического воздействия на спортсменов. Однако в отличие от медицинских аспектов психотерапии, направленных на подавление и нейтрализацию психологических помех, методы практической психологии спорта делают акцент на развитие психофизических возможностей спортсмена. В литературе описан опыт использования психотехнических методов при подготовке сборной команды страны [177] и военизированных подразделений спецназа [103]. Полученные результаты показали повышение психической устойчивости в предсоревно-вательный период, улучшение способности к сосредоточению внимания и способности к импровизации, к творческому переносу опыта, приобретенного на тренировках, в непредсказуемые, нестандартные ситуации соревнований, создание доброжелательного, комфортного микроклимата в команде.

Однако на уровне спортивных секций и клубов в практике подготовки юных самбистов психологические методы подготовки спортсменов практически не используются ввиду отсутствия методических разработок для работы с юными спортсменами.

Актуальность данного исследования заключается во все возрастающей потребности тренеров в знаниях о специфике содержания и технологии реализации педагогического процесса специальной подготовки юных спортсменов и отсутствии фундаментальных научных разработок, обеспечивающих вооружение тренеров и специалистов для работы в системе подготовки спортивного резерва. Отсутствие современных методических разработок, раскрывающих интегративный подход к осуществлению физической и психологической подготовки борцов — самбистов, предполагающий сопряженное развитие у спортсменов физических качеств и психических функций, сдерживает процесс подготовки спортивного резерва. Такая интеграция необходима в силу того, что проявление максимальных физических качеств борца связано с его психологической подготовленностью.

Проблема исследования заключается в необходимости разработки содержания, средств и методов интеграции физической и психологической подготовки юных борцов — самбистов и повышения на этой основе эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Цель исследования — разработка и экспериментальное обоснование методики интеграции физической и психологической подготовки в условиях учебно-тренировочного процесса борцов — самбистов на этапе начальной спортивной специализации.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс подготовки юных борцов — самбистов.

Предмет исследования — содержание, средства и методы интеграции физической и психологической подготовки борцов — самбистов на этапе начальной спортивной специализации.

Гипотеза исследования. Предполагается, что интеграция психологической и физической подготовок спортсменов — самбистов на основе психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе на этапе начальной спортивной специализации, разработанной с учетом возраста спортсменов и специфики вида спорта и объединяющей: формирование спортивной мотивации, развитие психических функций, подготавливающих более активное проявление физических качеств, воспитание волевых качеств, специфичных для борьбы самбо, сопровождающая физическую подготовку, будет способствовать повышению интереса к занятиям спортом, более успешному развитию физических и психологических качеств у юных борцов, развитию их функциональных возможностей, что, в конечном счете, обеспечит своевременное становление спортивного мастерства и результативность их соревновательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать опыт психологической и физической подготовки спортсменов — самбистов и рассмотреть возможность интеграции этих двух составляющих учебно-тренировочного процесса.

2. Разработать и экспериментально обосновать методику интеграции физической и психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе борцов — самбистов на этапе начальной спортивной специализации.

3. Определить характер влияния разработанной интегрированной методики на развитие и проявление физических качеств (силы, быстроты, выносливости), на повышение функциональных возможностей борцов — самбистов.

4. Опытно-экспериментальным путем апробировать влияние инте-гративного подхода к подготовке борцов — самбистов на результативность их соревновательной деятельности и становление спортивного мастерства.

Методологической основой исследования являются: основные положения теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, В.М.

Зациорский, В. К. Бальсевич, Б. А. Ашмарин и др.), современные представления об организации спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В. М. Зациорский, А. И. Завьялов, Д. Г. Миндиашвили, Ю. В. Верхошанский, В. П. Филин, Н. А. Фомин, В. М. Платонов и др.), психолого-педагогические концепции развития психических функций (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), концепция физкультурно-спортивной мотивации (Р.А. Пилоян, Е. Г. Бабушкин и др.), научные разработки в области психологической подготовки в спорте (Г.Д. Бабушкин, П. В. Бундзен, Г. Д. Горбунов, В. Н. Смоленцева и др.), учение о человеке как сложном объекте познания и целостной системе, методологии разработки понятий о «здоровье» и «здоровом образе жизни» (Н.А. Амосов, И. А. Аршавский, П. Б. Анохин, В. П. Казначеев, А.Г. Щедрина), идеи о внутренней потребности как факторе самореализации и самоактуализации (К.Р. Роджерс, А. Маслоу).

Методы исследования ~.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования использовались следующие научные методы: теоретический анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследованияанализ планов и дневников спортсменовбеседы и интервью со спортсменамипедагогические наблюденияконтрольные упражненияпсихологические тестыпсихофизиологические методыэкспертная оценкасоревновательный методпедагогический экспериментметоды математической статистики.

База исследования — детско-юношеская спортивная школа города Новокузнецка, где в течение пяти лет осуществлялась экспериментальная работа по формированию физических и психологических качеств юных самбистов (82 человека в возрасте 10 -14 лет) в условиях учебно-тренировочного процесса.

Этапы исследования.

На первом этапе (1999;2000 г. г.) были проведены теоретические изыскания, изучена литература по рассматриваемой проблеме, проанализирован имеющийся опыт инновационной деятельности в области спортивной подготовки юных самбистов.

На втором этапе (2000;2001 г. г.) на основании имеющихся теоретических данных была разработана методика интеграции физической и психологической подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации. Проведено педагогическое наблюдение за подростками, тренирующимися по экспериментальной методике, дана предварительная оценка ее эффективности.

На третьем этапе (2001;2002 г. г.) была выполнена экспериментальная оценка эффективности методики интеграции физической и психологической подготовки юных самбистов, определено ее влияние на уровень физической и психической подготовленности юных самбистов, на эффективность соревновательной деятельности.

На четвертом этапе (2003;2004 г. г.) проводился анализи обобщение полученных результатов, и оформление диссертационной работы, а также написание методических рекомендаций и апробирование результатов исследования.

Научная новизна исследования. Доказано, что использование интегрированной методики физической и психологической подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации способствует повышению мотивации к систематическим занятиям спортомразвитию спортивного интересаосвоению навыков произвольного управления психическими процессами, эмоциональным и физическим состояниемдостижению значимых успехов в развитии спортивного мастерстваизменению психологию подростков в сторону здоровья и самосовершенствованияулучшению социальной адаптации юных спортсменов в коллективе и в обществе.

Показано, что комплексная психологическая и физическая подготовка оказывает позитивное влияние на оптимизацию учебно-тренировочного процесса, заключающееся в своевременном выполнении учащимися ДЮСШ нормативов, повышении работоспособности на тренировках и эффективности действий на соревнованиях.

Теоретическая значимость исследования. Разработанные теоретико-методические положения интеграции физической и психологической подготовки юных самбистов на этапе начальной специализации на основе создания целостной системы воспитания и обучения, гармонично охватывающей все сферы развития личности, могут служить отправной точкой и теоретико-методологической основой разработки методик интеграции физической и психологической подготовки в других видах спорта. Уточнено понятие «интеграция психологической и физической подготовки», ее содержание и методы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика интегративного развития физических качеств и психических функций, внедренная в учебно-тренировочный процесс юных самбистов в виде психолого-педагогической подготовки с использованием психорегулирующих тренингов и психотехнических игр, позволяет: повысить интерес к занятиям и выработать устойчивую мотивацию к самосовершенствованиюповысить уровень развития чувствительности и концентрации вниманияповысить уровень развития физических качествраскрыть у юных борцов способности к творческой импровизации. Она обеспечивает создание условий для актуализации возможности самосовершенствования подростков, выработки устойчивой потребности в непрерывном развитии, достижении высокого мастерства в спорте и самореализации в жизни.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на признанные методологические основы и принципы, использованием апробированных, валидных методов исследования, репрезентативностью выборки контингента испытуемых и полученных данных, а также подтверждается внедрением в учебно-тренировочный процесс подготовки юных самбистов разработанной интегрированной методики физической и психической подготовки, способствующей положительным результатам.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на педагогических советах и совещаниях с тренерами, родителями и учителями.

Материалы исследования внедрены как методические рекомендации для работы в спортивные школы и клубы г. Новокузнецка.

Материалы диссертации опубликованы в 6-ти печатных работах. Основные материалы диссертации докладывались на международной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни», Томск 2002; на 3-й межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты», Липецк 2002; на 6-й международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой», Томск 2003; на межрегиональной научно-практической конференции «Пути модернизации региональной системы повышения квалификации работников образования», Томск 2003, на итоговой научной конференции СибГУФК, Омск 2005.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методика интеграции физической и психологической подготовки юных борцов — самбистов на этапе начальной спортивной специализации предусматривает единство во времени этих двух элементов учебно-тренировочного процесса с опережением психологической подготовки, создающей психологическую базу для ускоренного развития и проявления физических качеств у юных спортсменов-самбистов.

2. Разработанная интегрированная методика развития психических функций в сочетании с физической подготовкой юных спортсменов позволяет добиваться более высокой эффективности в развитии и проявлении силы, быстроты, выносливости и функциональных возможностей у борцов — самбистов на тренировках и соревнованиях.

3. Использование в учебно-тренировочном процессе психологической подготовки юных борцов-самбистов в виде психорегулирующих тренингов и психотехнических игр способствует развитию свойств внимания, чувствительности, освоению навыков саморегуляции, созданию оптимального боевого состояния перед стартом, ускоряет процессы восстановления, повышает функциональные возможности спортсменов и их работоспособность, укрепляет интерес к занятиям спортом.

4. Внедрение в учебно-тренировочный процесс юных самбистов интегрированной методики физической и психологической подготовки способствует повышению результативности их соревновательной деятельности и своевременному становлению спортивного мастерства.

Структура и объем диссертации

Работа изложена на 162 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и библиографического списка. Работа иллюстрирована 10 таблицами и 16 рисунками. Список использованной литературы содержит 137 отечественных и 8 зарубежных источников.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ существующего состояния проблемы интеграции физической и психолого-педагогической подготовки юных борцов-самбистов позволил сделать вывод о недостаточности использования методов психологического воздействия в спортивной практике. Физическая и психологическая подготовка в основном осуществляется без взаимной связи этих двух процессов, что не обеспечивает должного уровня специальной подготовки спортсменов. Психологическая подготовка носит не систематический, оторванный от физической подготовки характер. Отсутствие фундаментальных методических разработок и практических рекомендаций создает потребность в разработке отвечающей современным требованиям методики интегративного подхода к подготовке спортсменов-самбистов.

2. Разработана методика интеграции физической и психолого-педагогической подготовки юных борцов-самбистов на этапе начальной специализации, предусматривающая единство во времени и в деятельности этих двух элементов учебно-тренировочного процесса с некоторым опережением психологической подготовки. Предварительная психологическая подготовка создает необходимую базу для ускорения развития физических качеств у юных самбистов. Разработанная методика может служить практическим руководством для тренеров юных борцов-самбистов, и акцентирована на приоритетное направление — развитие психических функций, обусловливающих успешное развитие и проявление физических качеств.

Особенностью методики интегративного подхода к подготовке юных самбистов является построение ее на основе принципов интеграции процессов, гуманистической педагогики и психологии и ориентированность на развитие личности, как целостной био-психо-социальной структуры.

3. Внедрение в учебно-тренировочный процесс подготовки юных самбистов разработанной методики интеграции физической и психологической подготовки способствовало улучшению показателей внимания, развитию чувствительности, повышению скорости восстановления физиологических показателей и работоспособности, ускорило овладение навыками саморегуляции, активизировало раскрытие внутренних ресурсов и способностей к творческой импровизации во время соревновательной деятельности. Приоритетное направление в развитии психических функций (внимания, представления, мышечно-двигательных ощущений, воображения, психической саморегуляции) юных самбистов способствовало успешному развитию и проявлению у них физических качеств (силы, быстроты, выносливости), что позволяет рекомендовать предложенную нами методику в подготовку спортсменов — единоборцев.

4. Предварительная психологическая подготовка, предшествующая физической подготовке юных самбистов и предусматривающая развитие необходимых для борьбы самбо психологических и волевых качеств, позволила добиться повышения результативности их соревновательной деятельности и своевременного становления спортивного мастерства. Все юные спортсмены экспериментальной группы к концу учебного года выполнили нормативы по физической подготовке и по выполнению спортивных разрядов. В контрольной группе таковых было лишь 45%. По количеству побед и набранной сумме баллов на соревнованиях спортсмены экспериментальной группы достигли более (Р < 0,05) высоких результатов по сравнению с контрольной группой. Этому способствовало то, что спортсмены экспериментальной группы в большей части (84%) находились на соревнованиях в оптимальной предстартовом состоянии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Современный спортивный поединок невозможно выиграть, если тренировать только мышцы и технику отдельных приемов. Физическую и психологическую подготовку необходимо проводить параллельно, при некотором опережении психологической подготовки. Ибо в процессе психологической подготовки создается база в виде развитых психических функций (внимания, представлений, ощущений, навыков психической саморегуляции) для успешного развития физических качеств силы, быстроты, выносливости. Психологическая подготовка начинается с формирования положительной мотивации у юных спортсменов к этому разделу спортивной тренировки. На последующем этапе осуществляется развитие функций внимания, с умения сосредоточиться на поставленной цели. Для развития психических функций предлагается комплекс психотехнических упражнений, представленных в приложении 1.

2. После развития необходимых психических функций осваивается аутогенная, идеомоторная, психорегулирующая тренировки. Техника релаксации осваивается в упражнениях как самостоятельный прием саморегуляции и как фундамент для овладения более сложным элементом психорегулирующей тренировки — техникой самовнушения. Структура психорегулирующей тренировки должна включать последовательное освоение следующих разделов:

Расслабление тела.

Расслабление лица.

Выход из состояния аутогенной тренировки, мобилизация.

Концентрация внимания. I Переключение внимания.

Психоэмоциональная нейтрализация.

Идеомоторная тренировка.

Самовнушение.

3. Использование психотехнических упражнений и игр дает возможность юным самбистам ускорить овладение навыками аутогенной, идеомотроной и психорегулирующей тренировки, повысить интерес к занятиям и создать позитивный эмоциональный настрой на тренировках.

При проведении психотехнических игр и упражнений рекомендуется использовать игровой и соревновательный методы, способствующие созданию положительного эмоционального фона на занятиях и желания выполнить упражнение как можно лучше.

4. Разработанная и внедренная в учебно-тренировочный процесс юных самбистов методика интеграции психологической и физической подготовки позволяет повысить интерес к занятиям, выработать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию, способствует развитию чувствительности и концентрации внимания, ускоряет процесс освоения приемов самоконтроля и саморегуляции, раскрывает внутренние способности к творческой импровизации.

5. Перед выполнением упражнений на развитие силы необходимо создание оптимального психологического настроя на задание и всегда стремиться к его выполнению и перевыполнению. После выполнения упражнений на развитие силы рекомендуются релаксационные упражнения с использованием психорегулирующей тренировки.

6. При выполнении заданий, связанных с развитием выносливости, рекомендуется использование самовнушения, самоубеждения для успешного завершения выполняемого задания. При этом важно проявление настойчивости, концентрации и устойчивости внимания на выполняемой работе.

7. Перед выполнением упражнений, связанных с развитием и проявлением физических качеств, важно создавать у юных спортсменов психологическую готовность к их успешному завершению и необходимый уровень развития волевых качеств (решительности, самообладания, настойчивости).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Экология человека Текст. / Н. А. Агаджанян, Ю. П. Гичев, В. И. Трошин. — М.: Знание, 1997.-355 с.
  2. Н.А. Резервы нашего организма Текст. / Н. А. Агаджанян, А. Ю. Катов М.: Знание, 1990. — 240 с.
  3. Э.В. Борьба самбо Текст.: учебное пособие / Э. В. Агафонов,
  4. B.А. Хориков. Красноярск, 1998. — 120 с.
  5. А.В. Себя преодолеть Текст. / А. В. Алексеев. — М.: Физкультура и спорт, 1985.-192 с.
  6. В.М. Самбо: учебно-методическое пособие Текст. / В. М. Андреев. М.: ЦС «Динамо», 1970. — 75 с.
  7. А.В. Возрастные особенности спортивной мотивации у спортсменов-борцов Текст. / А. В Андреев, Е. В. Константинов // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 29-й науч. конф. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 2002. — С.40−41.
  8. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. /
  9. C.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — С. 212−218.
  10. Н.А. Взаимосвязь воли и психических состояний у старших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. А. Аргентов. -Рязань, 1972.-19 с.
  11. Ю.Асмолов А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-367 с.
  12. П.Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании Текст. / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. -233 с.
  13. П.А. Школа йога: восточные методы психофизического самосовершенствования Текст. / П. А. Афанасьев. Минск: Полымя, 1991 — 155 с.
  14. Г. Д. Проблема психологического обеспечения спортивной деятельности в юношеском спорте Текст.: материалы между нар. форума «Мо-лодежь-наука-олимпизм» / Г. Д. Бабушкин. М., 1998. — С. 44- 46.
  15. Г. Д. Психология спорту Текст. / Г. Д. Бабушкин, В.Н. Смолен-цева. Омск: СибГАФК, 1998. — 85 с.
  16. Г. Д. Формирование спортивной мотивации Текст. / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. Омск: СибГАФК, 2001. — 112 с.
  17. П.Г. Соревновательная деятельность в борьбе самбо Текст.: учеб.-метод. Пособие / П. Г. Багдерин. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1999. — 59 с.
  18. В.И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки Текст. / В. И. Баландин // Новые подходы к психорегуляции в спорте: тезисы докл. междунар. симпоз. — М., 1994. С. 6.
  19. В.К. Физическая культура для всех и для каждого Текст. / В. К. Бальсевич. М. Физкультура и спорт, 1998. — 215с.
  20. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека Текст. / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1991.- № 7.- С.37−41.
  21. В.К. Физическая культура, молодежь и современность Текст. / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.- 1995.- № 4.-С. 2−4.
  22. Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности Текст. / Н. А. Батурин. Челябинск: ЧГИФК, 1988. — 86 с.
  23. А.А. Идеомоторная тренировка в спорте Текст. / А. А. Белкин. М. Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
  24. А.А. Средства восстановления работоспособности спортсменов Текст. / А. А. Бирюков. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 152 с.
  25. П.П. Личность ребенка и воспитание Текст. / П. П. Блонский // Психология и дети. 1977. — № 1. — С. 3−4.
  26. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека Текст./ В. В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  27. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. А. Бермус // Педагогика. 1996. — № 5. -С. 72−80.
  28. Т.В. Феномен педагогического внушения в тренировке юных спортсменов Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Т. В. Бондарчук. Челябинск, 2000.-36 с.
  29. Н. Некоторые основные аспекты методики подготовки борца-самбиста к реальному бою Текст. / Н. Борисов, В. Волостных // Русский стиль. 1996. — № 1. — С. 23−29.
  30. П.В. Система психотренинга и профилактика «Ментальный тренинг» Текст. / П. В. Бундзен, М. А. Бендюков, А. И. Кирюшин // Вестник спортивной медицины России. — 1994. — № 2. — С. 35−39.
  31. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов Текст. ' Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  32. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса Текст. / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  33. С.И. Результаты экспериментального исследования самореализации личности в спорте Текст. / С. И. Бузукин //Психологические основы педагогической деятельности: материалы 29-й науч. конф. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 2002. — С. 44−46.
  34. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни Текст. / П. А. Виноградов. М.: Мысль, 1990. — 286 с.
  35. В.П. Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов-самбистов Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. П. Волков.1. М., 1971.- 145 с.
  36. Н.И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов Текст.: учебное пособие для слушателей высшей школы тренеров ГЦО-ЛИФК / Н. И. Волков. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 44 с.
  37. В.В. Боевое самбо: введение в систему Текст. / В. В. Волостных, Н. И. Борисов. М.: Издательство МЭИ, 1999. — 137 с.
  38. В.В. Методические рекомендации к учебным занятиям по самбо Текст. / В. В. Волостных, А. Г. Жуков. М.: МЭИ, 1988. — 95 с.
  39. В.П. Методика технико-тактической подготовки борцов самбистов в отделении спортивного совершенствования вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. П. Волостных. М., 1996. — 168 с.
  40. С.В. Оптимизация физической подготовки школьников 4−6-х классов на основе занятий борьбой самбо Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Воробьев. -- Краснодар, 1996. 185 с.
  41. А.Б. Зависимость волевых усилий личности от характера внешней стимуляции Текст.: автореф. дис. канд психол. наук / А. Б. Воронин. — Рязань, 1985.-22 с.
  42. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения Текст. / Л. С. Выготский. М.: Учпедгиз, 1935. — 180 с.
  43. Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 402 с.
  44. Л.С. Вопросы детской психологии Текст. / Л. С. Выготский. -СПб.: Педагогика, 1997.-221 с.
  45. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / А. И. Высоцкий.-Л., 1982.-41 с.
  46. В.В. Воспитание локальной силовой выносливости мышц верхних конечностей у борцов самбистов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Гаврилов. — М., 2003. — 22 с.
  47. Г. П. Техническая подготовка самбиста Текст.: учеб. пособие /
  48. Г. П. Галочкин. Воронеж: Воронеж, гос. архит.-строит. Академия, 1993. -59 с.
  49. Е.Я. Самбо для начинающих Текст. / Е. Я. Гаткин. Астроль: Аст, 2001.-222 с.
  50. Ф. Мобилизационная готовность и аутогенная тренировка спортсмена Текст. / Ф. Генов, Е. Генова //Психология и современный спорт: сб. науч. тр.-М., 1973.-С. 242−251.
  51. К. А. Специальная физическая подготовка (самбо) Текст.: учеб. пособие / К. А. Герасимов. Саратов: СЮИ, 1999. — 120 с.
  52. . Восстановительные процессы при спортивной деятельности Текст./ Б. Гиппенрейтер. -М.: Физкультура и спорт, 1966. 56 с.
  53. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте Текст. / Л. Д. Гиссен. — М.: Физкультура и спорте, 1973. 143 с.
  54. Л.Д. Время стрессов Текст. / Л. Д. Гиссен. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 192 с.
  55. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок Текст. / М. А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 176 с.
  56. М.А. Спортивная метрология Текст.: учебник для институтов физической культуры / М. А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  57. Г. Д. Психопедагогика спорта Текст. / Г. Д. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  58. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов Текст. / Г. Б. Горская. Краснодар: КГАФК, 1995. — 184 с.
  59. Г. П. Психологическая подготовка квалифицированных легкоатлетов на основе совершенствования специализированных волевых проявлений (на примере легкоатлетического бега) Текст.: автореф. дис.. канд.пед. наук / Г. П. Грибан. Киев, 1986. — 22 с.
  60. С.А. Техническая подготовка юных борцов самбистов на основе совершенствования функции равновесия Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. А. Григорьев. Л., 1986. — 145 с.
  61. В.В. Системные основания образовательной технологии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Знание, 1995. — 135 с.
  62. В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1996. — 240 с.
  63. В.И. Реабилитация в спорте Текст. / В. И. Дубровский. М: Физкультура и спорт, 1991. -207с.
  64. П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / П. К. Дуркин. Архангельск, 1995. — 43 с.
  65. П.К. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов Текст. / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 2. — С.50−53.
  66. В.М. Физическая подготовка спортсменов Текст. / В. М. Дьячков. М.: Физкультура и спорт, 1967. — 140 с.
  67. В.Г. Формирование двигательных навыков при выполнении технико-тактических действий в борьбе самбо Текст.: дис. .канд. пед. наук / В. Г. Еганов. М., 1979. — 155 с.
  68. С.В. Предсоревновательная подготовка борцов-самбистов высокой квалификации Текст.: дис.. канд. пед. наук,/ С. В. Елисеев.-М., 2001 -139 с.
  69. О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека Текст. / О. В. Ендропов. Новосибирск: НГПУ, 1996. — 230 с.
  70. С.В. Особенности Я-концепции личности юных спортсменов Текст. / С. В. Жилин // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 29-й науч. конф. СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб, 2002. С. 46−48.
  71. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов Текст. / В. В. Иванов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.
  72. В.А. Как быть здоровым Текст. / В. А. Иванченко. Спб., 1994. — 247 с.
  73. В.В. Методика силовой подготовки юных самбистов Текст. / В. В. Иващенко. Краснодар: Куб. ученик, 2000. — 120 с.
  74. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  75. Е.П. Психология воли Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. -495 с.
  76. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс Текст. / Под ред. М. А. Розова. М.: МГУ, 1989. — 232 с.
  77. С.Ф. Исследование методики совершенствования технических действий в борьбе самбо на основе специальной скоростно-силовой подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Ф. Ионов. М., 1974. -240 с.
  78. С.Ф. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста Текст.: методические рекомендации / С. Ф. Ионов, Е. М. Чумаков. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 85 с.
  79. Иоффе J1.A. Физиологические основы упражнения восстановительными процессами в условиях спортивной деятельности Текст. / JI.A. Иоффе. -М.: Физкультура и спорт, 1980. 102 с.
  80. В.Н. Влияние неспецифических упражнений на повышение эффективности обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В.Н. Каландаров-М., 1977.-25 с.
  81. А.А. Исследование средств, способствующих повышению быстроты, точности и силы боксеров высших разрядов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Карабанов. М., 1966 — 13 с.
  82. А.В. Динамика показателей физической работоспособности в процессе долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам Текст. / А. В. Карасев // Военно-медицинский журнал. 1985. — № 11. — С. 70−71.
  83. B.JI. Тестирование в спортивной медицине Текст. / B.JI. Карпман. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  84. В.П. Техника классической борьбы Текст. / В. П. Кожарский. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 280 с.
  85. Е.Г. Установка как личностный фактор регуляции деятельности спортсмена Текст. / Е. Г. Козлов, А. В. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1984.-38 с.
  86. В.А. Факторы психической напряженности в соревновательной деятельности тяжелоатлетов Текст. / В. А. Коныгин, Е. Г. Козлов //Теория и практика физической культуры. 1978. — № 8. — С. 22−23.
  87. З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук / З. В. Кузьмина. М., 1973. — 17 с.
  88. Э.А. Приемы психорегуляции в спорте Текст. / Э. А. Кулакова. -М.: ГЦОЛИФК, 1991.-23с.
  89. Н.Г. Особенности соревновательной деятельности самбистов Текст.: метод, разраб. для студентов специализации и слушателей Высшей школы тренеров РГАФК / Н. Г. Кулик. М.: РГАФК, 1993. — 45 с.
  90. А.Н. Прикладная подготовка самбистов Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Н. Кустов. М., 1989. — 169 с.
  91. Р.А. Методика развития координации движения у детей, занимающихся борьбой самбо Текст.: дис.. канд. пед. наук / Р. А. Лайшев. М., 1997.-190 с.
  92. В. Искусство быть собой Текст. / В. Леви. М.: Знание, 1978. — 170 с.
  93. Р.Л. Духовность и бездуховность личности Текст. / Р. Л. Лившиц. — Екатеринбург: Уральский университет, 1997. 140 с.
  94. X. Аутогенная тренировка Текст. / X. Линдеман- пер. с нем. -Минск: Попурри, 2000. 192 с.
  95. Г. В. Особенности взаимосвязи показателей самооценки и спортивной карьеры Текст. / Г. В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 29-й науч. конф. / СПбГАФК. — СПб, 2002. — С. 54−56.
  96. Т.А. Изучение спортивной психологической подготовленности, работоспособности и психологических показателей, характеризующих личность спортсмена Текст. / Т. А. Лукина // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 6. — С. 62.
  97. В.В. Основные аспекты синтеза психофизической подготовки в спорте высших достижений Текст. / В. В. Лукоянов // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9. -С. 62−63.
  98. Е.И. Психическая саморегуляция при подготовке гимнасток к соревнованиям Текст. / Е. И. Лукьяненко //Тезисы докл. студентов и молодых ученых МОГИФК. Малаховка, 1994. — С. 17−19.
  99. Н. Психологическая подготовка к рукопашному бою Текст. / Н. Макаров, Г. Антонов. Минск., 1993. — 80 с.
  100. B.JI. Самоконтроль и саморегуляция спортсмена Текст. / B.JI. Марищук, JI.K. Серова // Информационные аспекты управления подготовкой спортсменов: сб. науч. тр. М., 1987. — С. 90−105.
  101. B.JI. В чем сила сильных Текст. / B.JI. Марищук, Е.А. Пень-ковский. М.: ВЗЭИ, 1992. — 220 с.
  102. О.А. Обучение сложным приемам в борьбе самбо Текст.: метод, указания к практ. занятиям / О. А. Маркиянов, А. Н. Урмаев, Н. А. Алешев. Чебоксары: ЧГУ, 2001. — 55 с.
  103. А.Н. Развитие решительности у борцов — самбистов на этапе начальной спортивной специализации Текст.: дис.. канд. пед. наук /
  104. A.Н. Мартыненхо. Омск, 2002. — 143 с.
  105. Л.П. Теория и методика физической культуры Текст. / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  106. В.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности Текст. / В. В. Медведев. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 41 с.
  107. Методические рекомендации по организации спортивно-массовой работы по борьбе самбо среди подростков по месту жительства Текст. / [Под-гот. Ю. С. Бурлаковым, Н.В. Старостиным] М.: МГМИ, 1982. — 115 с.
  108. Ю.В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения Текст. / Ю. В. Мойкин [и др.]. М., 1987.-254 с.
  109. А.С. Функциональные резервы спортсмена Текст. / А. С. Моногаров // Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры. Л., 1983. — С. 104−111.
  110. В.В. Теоретические основы борьбы самбо: техн. характеристики и морфофукцион. аспекты приемов Текст.: учеб. пособие / В. В. Мороз,
  111. B.А. Замараев, Н. М. Киселева. Хабаровск: ДВГАФК, 1999. — 117 с.
  112. В.М. Спортивная борьба самбо Текст.: метод, пособие / В.М.
  113. . Л., 1972. — 220 с.
  114. А.В. Приобретение спортивной формы самбистами и дзюдоистами высших разрядов Текст.: учебное пособие для тренеров и студентов вузов факультетов физвоспитания / А. В. Мошанов. Киров, 1996. — 120 с.
  115. М.Я. Система комплексного контроля в управлении подготовкой юных спортсменов Текст. / М. Я. Набатникова, В. В. Ивочкин // Основы управления подготовкой юных спортсменов. — М., 1982. С. 177−218.
  116. Т. Психорегуляция как метод повышения эффективности тренировочной деятельности юных шахматистов Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.Найдоски. М., 1997. — 25 с.
  117. В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов Текст. / В. П. Некрасов [и др.]. — М.: Физкультура и спорт, 1985. 176 с.
  118. Н.А. Информационное обеспечение диалоговой автоматизированной обучающей системы для борьбы самбо Текст.: учебное пособие / Н. А. Новиков, В. И. Старшинов. М.: МИФИ, 1985. — 75 с.
  119. Общая и спортивная психология Текст.: учебник для физкультурных вузов / Под ред. Г. Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004. — 416 с.
  120. Оптимизация базовой технической и технико-тактической подготовки самбистов Текст.: учеб.-метод. пособие / Сост. Ю. А. Шулик. Краснодар, 1985.-47с.
  121. O.Ji. Методика психомышечной тренировки в физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Л. Осадчук. Омск, 1998. — 19 с.
  122. Оценка двигательных и функциональных возможностей спортсменов Текст. / Под ред. В. А. Булкина. Л.: ЛНИИФК, 1984. — 153 с.
  123. С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка Текст. / С. Е. Павлов // Теория и практика физической культуры. 1999.- № 1. — С.33.39.
  124. С.Е. Восстановление в спорте: теоретические и практические аспекты Текст. / С. Е. Павлов, М. В. Павлова, Т. Н. Кузнецова // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 1. — С. 23−26.
  125. Ю.Н. Обобщение опыта работы отделения борьбы самбо в МИИТе Текст.: учебное пособие / Ю. Н. Парунцев. М.: МНИТ, 2000. — 45 с.
  126. Ю.В. Занимательный аутотренинг Текст. / Ю. В. Пахомов. -М.: Физкультура и спорт, 1988. — 120 с.
  127. В.А. Сравнительный анализ восстановительных процессов после силовых упражнений и статических усилий Текст. / В. А. Перепекин // Восстановительные процессы после больших спортивных нагрузок. -Смоленск, 1976. С. 62−66.
  128. В.П. Пути повышения работоспособности спортсменов Текст.: сборн. научн. работ / В. П. Пешков. Омск.: ОГИФК, 1976. — 64 с.
  129. Р.А. Мотивация спортивной деятельности Текст. / Р. А. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 102с.
  130. И.С. Особенности восстановительного периода после мышечной работы, связанной с сильным эмоциональным возбуждением Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. С. Пиралишвили. — Тбилиси, 1965.-20 с.
  131. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека Текст. / Е. А. Пирогов. Киев: Здоровье, 1986 — 152 с.
  132. В.Н. Подготовка юного спортсмена Текст. / В. Н. Платонов. -Киев: Радяньска школа, 1988. 288 с.
  133. В.Н. Теория спорта Текст. / В. Н. Платонов. Киев: Вищща школа, 1987.-424 с.
  134. В.А. Психологические основы повышения надежности в спортивной деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. А. Плахтиенко. М., 1983. — 44 с.
  135. В.Н. Борьба самбо Текст. / В. Н. Полубинский, В. М. Сенько. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Беларусь, 1980. — 210 с.
  136. Практикум по психофизиологической диагностике Текст.: учебное пособие. М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2000. — 128 с.
  137. Практические занятия по психологии Текст.: учебное пособие для студентов институтов физической культуры / Под ред. А. Ц. Пуни. — М.: Физкультура и спор г, 1977. — 159 с.
  138. А.Ц. Регулятивный аспект проблемы психических резервов спортсмена Текст. / А. Ц Пуни, П. М. Касьяник // Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена: сб. науч. тр. —Л., 1984. С. 115−122.
  139. Пути мобилизации функциональных резервов организма Текст. / Под ред. А. С. Мозжухина. — Л., 1984. 133 с.
  140. А.Н. Техника и тактика самообороны Текст. / А. Н. Разумов. -М.: Внешторгиздат, 1991.— 155 с.
  141. А.В. Психофизическая тренировка Текст. / А. В. Родионов. -М.: ТОО ДАР, 1995.-64 с.
  142. B.C. Комплексное применение технических средств и методов программированного обучения в процессе профессиональной подготовки по борьбе самбо Текст.: дис.. канд. пед. наук / B.C. Роднов. М., 1981. -170 с.
  143. В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры Текст. / В. Б. Рубанович. — Новосибирск, 1997. 162 с.
  144. В.Е. Исследование вопросов ранней специализации в борьбе самбо Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Е. Рублевский. М., 1970. — 210 с.
  145. Д.Л. Самбо Текст. / Д. Л. Рудман. М.: Терра-Спорт, 2000. — 255с.
  146. Г. В. Влияние методики комплексной психофизической регуляции на сокращение сроков восстановления спортсменов в постсоревновательный период Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Свистунова. Малаховка, 2003. — 24 с.
  147. В.Н. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов Текст. / В. Н. Селуянов, Е. Б. Мякценченко, В. Т. Тураев // Теория и практика физической культуры. 1993.- № 7. — С. 29−33.
  148. В.Н. Развитие самообладания у боксеров на этапе начальной спортивной подготовки с учетом индивидуально-психологическихособенностей Текст.: канд. дис.пед. наук / В. Н. Смоленцева. Омск, 1997.- 147 с.
  149. В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов Текст. / В. Н. Смоленцева. Омск: СибГУФК, 2003. — 196 с.
  150. А.С. Методы совершенствования психологической подготовленности и специальной работоспособности у борцов самбо и карате Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Соснин. — Киев, 1980. — 22 с.
  151. Спортивная борьба (вольная, греко-римская, дзюдо, самбо) Текст.: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов- под общ. ред. доц., к.п.н. Ю. Ф. Жабина. М.: Изд-во МСХА, 1999. — 340 с.
  152. А.Г. Индивидуализация подготовки борцов дзюдо, самбо, вольной и классической борьбы Текст. / А. Г. Станков. — М., 1995. — 240 с.
  153. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры Текст. / В. И. Столяров // Вопросы философии. 1988.- № 4. — С. 82.
  154. В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации Текст. / В. И. Столяров. -М.: РГАФК, 1995. С. 23−35.
  155. В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воепитания (инновационный подход) Текст. / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1998. № 6. -С.11−15.
  156. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков Текст. / А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  157. С.Е. Преподавание самбо в институте физической культуры как системы рукопашного боя Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Е. Табаков. -М., 1997.- 180 с.
  158. Теория и методика физической культуры Текст.: учебное пособие / Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.-324с.
  159. С.Б. Детская спортивная медицина Текст. / С. Б. Тихвинский. М.: Медицина, 1980. — 440 с.
  160. С.М. Методика обучения технико-тактическим действиям юных борцов-самбистов на этапе начальной подготовки с использованием специализированных игровых комплексов Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. М. Толмачев. Омск, 1992. — 185 с.
  161. Уледов А.К., Духовное обновление общества Текст. / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1990.-216 с.
  162. Унесталь Л. Э Основы ментального тренинга в спорте Текст. / Л. Э. Унесталь. СПб: ЛНИИФК, 1997. — 25 с.
  163. Е.Д. Индивидуальное психофизиологическое развитие человека Текст. / Е. Д. Устюгов, О. В. Ендропов. Новосибирск, 2000. — С. 35−46.
  164. Д.А. Физиология подростка Текст. / Д. А. Фабер. — М.: Педагогика, 1988. 201 с.
  165. B.C. Физиологические основы классификации физических упражнений Текст. / B.C. Фарфель. Л., 1969. — 450 с.
  166. Физиологические основы здоровья Текст. / Под ред. Р. И. Айзмана, А. Я. Тернера. — Новосибирск: Лада, 2001 524 с.
  167. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов Текст. / В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
  168. В.П. Основы юношеского спорта Текст. / В. П. Филин, Н. А. Фомин. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 254 с.
  169. Н.А. Возрастные основы физического воспитания Текст. / Н. А. Фомин, В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1972. — 175 с.
  170. .С. Средства и методы педагогического контроля соревновательной деятельности борца самбиста Текст.: дис.. канд. пед. наук / Б. С. Хадишин. М., 1992. — 190 с.
  171. С.К. Совершенствование силы и гибкости у самбистов и дзюдоистов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. К. Харацидис. М., 1998.-26 с.
  172. Н.В. Психотехнические игры в спорте Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 160 с.
  173. Е.М. Объем технико-тактических действий для изучения в секциях борьбы сгмбо коллективов физической культуры и ДЮСШ Текст.: методические рекомендации / Е. М. Чумаков, С. Ф. Ионов. М., 1983. — 45 с.
  174. Ю.А. Вольная борьба Текст. / Ю. А. Шахмурадов. М.: Высшая школа, 1997. — 189 с.
  175. А.Р. Формирование стиля ведения схватки у борцов-самбистов Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Р. Ширинов. Л., 1988.-240 с.
  176. М.А. Комплекс и методика применения средств восстановления в процессе тренировки юных спортсменов Текст.: методические рекомендации / М. А. Штайнцайг. Минск, 1976. — 50 с.
  177. Ю.А. Повышение эффективности обучения самбистов техническим действиям в типичных ситуациях борьбы стоя Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Шулика. М., 1981. — 215 с.
  178. А.П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов Текст.: автореф. дис .канд. пед. наук / А. П. Шумилин. Красноярск, 2003. — 20 с.
  179. Alschuler A.S., Tabar D., Macinteir L. Teaching achievement motivation. — Midle-town, 1970.-P.76.
  180. Bacley D.A., et al. The influence of exercise, physical activity, and athletic performance on the dynamics of human growth // Human Growth (Postnatal Growth). F. Folkner, G.M. Janner (eds.). New York: Plenum Press. 1978. — P. 475−505.
  181. International wrestling sambo rules. Обраб. и пер. JI. Морачевой (Intern, amateur wrestling federation) M. 1972 — 240 p.
  182. Mc Clelland D. C. What is the effect of achievement motivation training in the schools? Teachers College Record. 1972. — V. 74/2. — P. 129−145.
  183. Malina R.M. Anthropometric correlates of strength and motor performance // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1975. -V. 3. — P. 249−274.
  184. Nisbel J. Shucksmith. J. Learning strategies. London- Boston- Henley. 1986.-104p.
  185. Sambo techniques classification. Sambo terminology on sambo refereeing. — Brief glossary. Сост. E. Tchumakov. (USSR Sambo wrestling federation) -M. 1972.-230 p.
  186. Sambo wrestling. (Intern, amateur wrestling federation) Valmont-Lausanne. 1972−266 p.
  187. Tegner Bruce Bruce Tegner’s Complete book of self-defense. Completely new ed. — Ventura (Califi): Thor. 1975. — 240 p.
  188. Trabberer R., Allman J. Introducing study skills: An appraisal of initiatives at 16.-Windsor. 1984.-238p.
Заполнить форму текущей работой