Актуальность темы
исследования. В условиях преодоления экономического кризиса, необходимости развития малого и среднего бизнеса и возрастающей конкуренции эффективное развитие организации во многом зависит от успешной деятельности ее руководителя. При этом нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленном на выживание, сохранение и упрочение положения на рынке в долгосрочной перспективе.
В Европе 2009 год был объявлен годом креативности и инноваций. Для перехода от кризисных явлений к росту, для повышения инновационной активности в российской экономике и бизнесе необходим выбор национальной стратегии инновационного развития. Внедрение инноваций, являясь сложным и многогранным процессом, предполагает прежде всего ответственность самого руководителя, наличие у него особых психологических и профессиональных качеств, разумное стремление к усовершенствованию и оптимальности с учетом специфики экономической среды, особенностей бизнеса и психологического климата организации.
Большинство руководителей выделяет инновационную активность в качестве основного мотивирующего условия адекватного развития организации, повышения продуктивности и конкурентоспособности организации. Внедрение нововведений опосредует усложнение деятельности организации, вместе с тем инициирует сопротивление среды и ставит перед руководителем новые задачи, требует развития новых профессиональных качеств. Уникальность каждой организации предполагает особые условия профессионального совершенствования в данном, направлении, а успех инновационной политики напрямую зависит от инновационной активности руководителя, что предполагает создание реальной и эффективной системы инициации и развития инновационной активности.
В нашем исследовании развитие инновационной активности руководителя рассматривается с позиций комплексного психологоакмеологического подхода и предполагает нестандартный, гибкий подход к использованию уже существующих ресурсов и поиск оптимальных путей усовершенствования организации за счет внедрения нововведений (инновационных технологий, управленческих процессов, оптимизации структуры организации и т. д.), способствующих развитию бизнеса.
Актуальность темы
диссертационной работы, таким образом, связана с практической востребованностью развития инновационной активности в рамках функционирования и развития российского бизнеса.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
Психологическими проблемами внедрения инноваций в отечественной социологии занимались Е. Т. Гребнев, H.A. Ильина, Н. И Лапин, А. И. Пригожин, В. И. Шуванов, Г. П. Щедровицкий, в зарубежной — М. Деванна, К. Девис, Т. Питере, Н. Тичи, Р. Уотерман. Вопросами, связанными с инновационным поведением руководителя, стали предметом исследования П. Друкера, Ю. Д. Красовского, А. И. Пригожина, Э. А. Уткина, Р. Фатхутдинова и др. Но новое толкование в нашем исследовании представляет инновации в качестве конечного продукта деятельности организаций, конкурентного преимущества, результата инновационной деятельности руководителя.
Вопросы развития профессионала и психологические аспекты подготовки управленческих кадров изучены Б. Г. Ананьевым, О. С. Анисимовым, В. Г. Асеевым, A.A. Бодалевым, A.A. Деркачом, В. Г. Зазыкиным, Е. А. Климовым, P. J1. Кричевским, Н. В. Кузьминой, Б. Ф. Ломовым, А. К. Марковой, A.A. Реаном, Ю. В. Синягиным, Н. В. Соловьевой, В. Д. Шадриковым и др.
Акмеологический подход к вопросам инновационной деятельности реализован в работах О. С. Анисимова, A.A. Деркача, В. Н. Маркова, С. Н. Маслова, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова, Е. А. Яблоковой и др.
В диссертационных исследованиях в области психологии и акмеологии также рассматривается проблематика инновационной деятельности. Психолого-педагогическому аспекту инновационной деятельности руководителя посвящены работы Л. И. Анищевой, В. И. Долговой, И. Т. Зелениной, М. В. Катышева, Е. Г. Чирковскойизучению инноваций в рамках государственной службы — И. В. Байер. Социально-психологический подход представлен в диссертационном исследовании О. С. Советовой.
Инновационная деятельность в большей степени исследуется в работах по экономическим специальностям, исследования посвящены инновационным разработкам в сфере производства, развития инновационной экономики и предпринимательства, инновационной политики и менеджмента (В.Ф. Уколов, В. А. Галайда, С. С. Мазин и др.).
Проблемы психологии активности исследовались М. Я. Басовым, Д. Б. Богоявленской, JI.C. Выготским, Л. П. Гримак, C.JI. Рубинштейном, Д. Н. Узнадзе. Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы П. К. Анохина, H.A. Бернштейна, А. Р. Лурии и ряда других ученых. Социально-психологической природе активности внимание уделено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б. Ф. Ломова, Е. В. Шороховой. В рамках диссертационных исследований по проблеме отметим работы Л. Ф. Алексеевой, Т. В. Волошиной, М. В. Кожемякина, Н. С. Курека, Л. М. Семенюк, Л. Б. Проскуряковой, И. Пуфаль-Струзик, Т. Я. Решетовой, В. Л. Хайкина и др.
Вместе с тем в настоящее время недостаточно изучена проблема инновационной активности руководителей российского бизнеса с точки зрения личностного и профессионального роста, а также детального описания возможностей развития инновационной активности руководителей в рамках акмеологической концепции.
Анализ современных исследований позволил выявить противоречие между потребностью в инновационной активности руководителя в условиях постоянно изменяющейся среды (наличие особых личностных и профессиональных качеств, усложнение деятельности и т. д.) и отсутствием разработанных эффективных программ ее развития.
Настоящее диссертационное исследование находится на пересечении предметных полей психолого-акмеологических исследований личности и психологии управления.
Цель исследования — разработать программу развития инновационной активности руководителей малого и среднего российского бизнеса.
Объект исследования — профессиональная деятельность руководителей российского бизнеса (на уровне малого и среднего бизнеса).
Предмет исследования — особенности развития инновационной активности руководителя российского бизнеса.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что инновационная активность руководителя российского бизнеса зависит от:
• ее сущностных характеристик и особенностей проявления в инновационном поведении руководителя;
• исходного уровня ее развития и дальнейшей динамики, определяющихся по разработанным критериям, показателям и достижению более высоких уровней;
• полноты ее соответствия теоретической модели;
• включенности руководителя в программу развития инновационной активности руководителей;
• от принятия руководителем разработанных в ходе эмпирического исследования рекомендаций.
Задачи исследования определены исходя из его цели, с учетом особенностей объекта и предмета, в рамках выдвигаемой гипотезы.
1. Выявить сущностные характеристики инновационной активности руководителей российского бизнеса и их проявление в инновационном поведении.
2. Разработать критерии, показатели, уровни, позволяющие выявить исходный и достигаемый уровни развития инновационной активности у руководителей бизнеса.
3. Представить теоретическую модель развития инновационной активности руководителей бизнеса.
4. Разработать, апробировать и проверить эффективность программы развития инновационной активности руководителей малого и среднего российского бизнеса.
5. На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования представить рекомендации руководителям малого и среднего российского бизнеса.
Теоретико-методологическую базу исследования составили общеметодологические принципы научного исследования: детерминизма (C.JI. Рубинштейн), социальной обусловленности личности (Б.Г. Ананьев), развития (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), а также конкретные методологические принципы исследования акмеологии: принцип субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, A.A. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), принцип моделирования — для разработки модели развития инновационной активности (О.С. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, A.A. Жданов, О-В. Москаленко, Е. В. Селезнева, JI.A. Степнова, Г. П. Щедровицкий), операционально-технологический принцип, отражающий прикладной характер исследования и являющийся связующим звеном между начальным и ожидаемым состоянием, описываемым акмеологической моделью (A.C. Гусева, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, Е. А. Яблокова и др.). В процессе реализации программы развития инновационной активности руководителей был использован принцип совместной продуктивной деятельности (В.Я. Ляудис).
В проводимом исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, моделирование, анализ и синтез теоретического материала, контент-анализ документов. В эмпирическом исследовании использовались индивидуальная беседа, наблюдение, тестирование, метод самооценок, метод экспертной оценки, а также методы математической обработки эмпирических данных (с помощью программы MS Excel), их качественный и количественный анализ, интерпретационные методы.
Были использованы следующие методики диагностики инновационной активности:
— на этапе констатирующего эксперимента — опросник для определения социальной креативности личностивербальный тест творческого мышления «Необычное использование предметов" — опросник Т. Элерса для определения выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успехаанкета С. Баднера для определения терпимости по отношению к ситуации неопределенностиавторский опросник для выявления инновационной активности руководителей:.
— на этапе формирующего эксперимента — карта опроса для выявления уровней развития инновационной активности руководителей, экспертная оценкакарта опроса для выявлениям уровней развития инновационной активности руководителей — самооценка.
Эмпирическую базу исследования составили руководители российских компаний малого и среднего бизнеса, собственники компаний, учредители, индивидуальные предприниматели, управляющие, руководители высшего звена. Количество испытуемых в ходе констатирующего эксперимента составило 300 человек, в ходе формирующего эксперимента — 120 человек.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
1. Определено содержание понятия «инновационная активность руководителей российского бизнеса», под которым понимается активность, инициированная личностной потребностью руководителя в целенаправленном создании и внедрении новшеств и преобразований в процессе осуществления профессиональной деятельности с целью повышения эффективности развития бизнеса и собственного личностно-профессионального развития.
Выявлены особенности инновационного поведения руководителей российского бизнеса на различных стадиях развития профессионала.
Представлена система соотношения понятий: инновационная активность, инновационная деятельность, инновационное поведение. Личностная активность, являясь исходным механизмом, проявляется как динамическое свойство становления и развития деятельности. Деятельность руководителя, в свою очередь, усложняясь и отвечая требованиям внешней среды, стимулирует личность к проявлению инновационной активности, выводящей профессиональную деятельность на новый уровень. Инновационная активность одновременно и инициирует инновационную деятельность, и реализуется в ней.
Предложены в качестве составляющих инновационной активности руководителей российского бизнеса креативность (в контексте нашего исследования результатом проявления креативности руководителя выступает приращение интеллектуальной собственности организации, воплощаемой в инновациях), гибкость мышления, направленность на профессиональное саморазвитие, позитивное отношение к новшествам, склонность к риску, готовность к изменениям, способность действовать в ситуации неопределенности, что предполагает интегративный подход к изучению личности руководителя как инноватора.
2. Обосновано, что в качестве 1фитериев развития инновационной активности выступают: объективно-субъективный, с показателями — профессиональная направленность на осуществление инновационного поведения и профессиональное самосовершенствованиепозитивно-критическое преобразование средыстремление к соответствию требованиям, предъявляемым к должности) — объективный — наличие конкурентных преимуществповышение прибыльности бизнеса за счет внедрения инновацийпризнание результатов инновационной деятельности подчиненными, клиентами, партнерамисубъективный — уровень развития личностных составляющих инновационной активностимотивация к инновационной активностистремление к конкуренции в области внедрения инновацийакмеологический — движение к оптимуму в процессе внедрения инноваций, открытость новому, постоянный поиск путей совершенствованиясовершенное владение профессиейсоздание инновационной обстановки.
Выявлены уровни развития инновационной активности руководителей: репродуктивный (высокий рационализм в реализации новшествреактивное поведение как стратегия инновационного поведения) — творческий (инновации как средство самовыражения, стремление к уникальности организации, проявление креативности вне согласованности со стратегическими целями бизнеса) — акмеологический (стремление к достижению «акме» развития организации на основе внедрения инновацийоптимальность и адекватность нововведений стратегии развития организации, этапу развития компании).
Определен исходный уровень развития инновационной активности руководителей, соответствующий средним показателям, а также уровень развития ее составляющих, а именно: преобладающе высокий уровень социальной креативности, средний уровень гибкости мышления, высокий уровень склонности к риску и мотивации достижения успеха, низкий уровень принятия неопределенности. Обнаружена высокая степень корреляции инновационной активности со всеми ее составляющими, за исключением отношения к ситуации неопределенности, детерминированного социально-экономическими условиями. Доказательно представлены условия, мотивирующие инновационную деятельность: осознание необходимости инновационной активности для внедрения новых технологий, соответствия требованиям среды, повышения конкурентоспособности организации. К факторам, способствующим инновационной активности, относятся: инновационная обстановка, наличие созидательного опыта внедрения инновацийк факторам, снижающим инновационную активность — отсутствие материальных ресурсов, сопротивление персонала внедрению инноваций, недостаток рабочего времени для инновационной деятельности.
Эмпирически доказано, что руководители «реализующих» организаций (к данному типу относятся коммерческие компании, занимающиеся продажей продукции или предоставлением услуг организаций) обладают более высокой инновационной активностью по сравнению с руководителями «производственных» организаций, что обусловлено спецификой функционирования этих типов организаций.
3. Основными компонентами модели инновационной активности являются: акмеологическое сопровождение инновационной активности (личностно-профессиональное совершенствование руководителя, развитие составляющих инновационной активности, создание инновационной обстановки), управление инновационной активностью и участие в программе развития инновационной активности руководителей. В структуру данной модели входят такие направления, как разработка инновационной стратегии компании, внедрение инноваций на высшем, среднем и низшем уровне организации, повышение показателей продуктивности профессиональной деятельности и личностно-профессиональное совершенствование руководителя как субъекта нововведений.
К механизмам развития инновационной активности относятся: механизм инновационной направленности и удовлетворенности инновационной деятельностьюсамоидентификации, механизм становления субъективной значимости инновациймеханизм результата (успешности) инновационной деятельности.
4. Создана авторская программа развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, которая предполагает осуществление следующих этапов: организационный, диагностический, обучающий, контрольный (технология «Пять шагов»), рефлексивный.
Специально разработанный методический инструментарий (метод «экспертных оценок» для оценки результативности участия руководителей в программе «Руководитель XXI века») включает в себя оценку инновационной активности по следующим параметрам: возможность внедрения инноваций за определенный промежуток временистепень новизны разработанных инновационных проектовпродуктивность внедряемых новшествзначимость новшеств для укрепления брэнда компаниистепень удовлетворенности коллектива инновационной деятельностью руководителястепень удовлетворенности руководителя собственной инновационной деятельностьюзначимость и полезность внедренных инновационных проектов для клиентов организациисовременность используемых инновационных технологий.
Доказано, что программа позволила повысить уровень и проследить динамику развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, принявших участие в ее осуществлении (качественный переход с репродуктивного на творческий и с творческого — на акмеологический уровень).
Теоретической значимостью исследования является ее вклад в психологию управления, заключающийся в конкретизации понятия инновационной активности руководителя российского бизнеса, выделении составляющих, критериев и уровней развития инновационной активности, а также разработке модели инновационной активности, ее структуры и компонентов.
Практическая значимость исследования связана с разработкой обучающих модулей (тренингов) и практических рекомендаций по акмеологическому сопровождению развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, студентов и слушателей в системе высшего образования, дополнительной подготовки и переподготовки кадров управления, а также для использования разработанных материалов в процессе индивидуального консультирования руководителей по проблемам личностно-профессионального развития и внедрения инноваций. Авторский опросник для выявления уровня развития инновационной активности, разработанный в ходе исследования, может применяться: в качестве метода организационной диагностики.
Надежность и достоверность результатов обеспечены разнообразием использования в исследовании методов и конкретных методик, их взаимодополняемостью, всесторонним теоретическим анализом и математической обработкой полученных результатов, репрезентативностью выборки.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научно-практические выводы, полученные методом акмеологического анализа эмпирических данных, докладывались автором на научно-практических конференциях «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, РАГС, 2007, 2008), на международной научно-практической конференции «Психологические проблемы человека в условиях инноваций и социальных изменений» (Москва, MOCA, 26 февраля 2009 г.), «Актуальные вопросы современного образования» (Москва — Ульяновск, УлГУ, 28 апреля 2009 г.) — «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития» (Москва, РАГС, декабрь 2009 г.).
Результаты исследования использованы в практике бизнес-консультирования, данные теоретической и экспериментальной части явились основой организации и последующего проведения Программы «Руководитель XXI века». За создание и проведение программы автор удостоен звания «Лучший предприниматель года — 2008» г. Калуги в составе консалтингового агентства «А-линиЯ».
Кроме того, результаты исследования были использованы в ходе российско-голландской стажировки, проходившей в Нидерландах с 12 сентября по 16 октября 2009 года в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ при поддержке Министерства экономического развития Нидерландов (EVD).
Положения, выносимые на защиту.
1. Развитие инновационной активности руководителей российского бизнеса в психолого-акмеологическом контексте — это оптимизация внедрения инноваций, формирование инновационной обстановки, совершенствование личностно-профессиональных качеств креативности, гибкости мышления, направленности на профессиональное саморазвитие, поддержки инноваций, склонности к риску, готовности к изменениям, способности действовать в ситуации неопределенности. Руководитель выступает в качестве субъекта нововведений, при этом инновационная активность представляет собой его личностную актуализированную потребность в целенаправленном создании и внедрении новшеств в процессе осуществления профессиональной деятельности.
2. Выявление исходного и достигаемого в процессе развития с помощью акмеологического сопровождения уровня инновационной активности руководителей (репродуктивный, творческий или акмеологический) производится на основе выраженности ее составляющих и показателей. В качестве критериев использованы: объективно-субъективныйсубъективный и акмеологический, отображающих степень выраженности составляющих, мотивацию и направленность руководителя на инновационную деятельность.
3. Теоретическая модель развития инновационной активности руководителей основывается на акмеологическом сопровождении в рамках личностно-профессионального совершенствования и управления инновационной активностью, направленного на создание руководителем инновационной обстановки. Руководитель выступает главным инициатором внедрения инноваций, что предполагает личностное и профессиональное: совершенствование и создание эффективной организации, направленной на продуктивное внедрение инноваций, оптимально со ответствующе й требованиям среды.
4. Программа развития инновационной активности руководителей позволила проследить положительную динамику изменений соотношения уровней их инновационной активности по результатам участия в программе и осуществить качественный уровневый переход руководителей, принявших в ней участие. Продуктивность участия в программе руководителей реализующих организаций выше, чем производственных, что объясняется спецификой их деятельности. В условиях повышенной сложности проведения изменений на производстве руководители применяют инновационный подход в сфере управления организацией, выстраивают новые схемы управления персоналом, используя полученные в ходе обучения или инициируя новые методы повышения эффективности организации. Программа выявила необходимость создания сообщества руководителей, позволяющего реализовать личностную потребность в развитии, обмен идеями и опытом внедрения инноваций.
Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложений.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
1. Содержание второй главы представляет собой решение следующих задач: выявление исходного и достигаемого уровня развития инновационной активности руководителей российского бизнесаразработка, апробация и проверка эффективности программы развития инновационной активности руководителей российского бизнеса.
2. На этапе проведения констатирующего эксперимента в исследовании приняло участие 300 руководителей высшего звена российских коммерческих организаций, представляющих малый и средний бизнес.
Для проведения констатирующего эксперимента были отобраны и разработаны следующие методики, соответствующие выделенным нами составляющим инновационной активности руководителя: опросник для определения социальной креативности личностивербальный тест творческого мышления «Необычное использование предметов" — опросник Т. Элерса для определения выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успехаанкета С. Баднера для определения терпимости по отношению к неопределенностиавторский опросник для выявления инновационной активности руководителей.
3. Констатирующий эксперимент показал, что социальная креативность является неотъемлемой частью эффективного управления бизнесом. При анализе показателей выборки выявлено, что превалирующими являются уровни выше среднего и высокий (49,6% опрошенных). Полученные результаты указывают на то, что у управленцев в средней степени (у 60,0% испытуемых) развита способность к творческому мышлению, но она не всегда проявляется в связи с личностными особенностями, традиционным подходом к решению проблем, нежеланием отходить от стандартов деятельности. Было выявлено, что в группе, принявшей участие в исследовании, преобладает высокий уровень стремления к риску (что связано с ведением бизнеса в условиях конкуренции на рынке), а также мотивации к успеху (67,0% опрошенных), которая является неотъемлемой частью профессионального самосовершенствования как составляющей инновационной активности менеджера. У большинства испытуемых выявлена высокая нетерпимость к неопределенности (73,0% респондентов), у руководителей российского бизнеса, занимающихся коммерческой деятельностью, ситуация неопределенности ассоциируется с нестабильностью, ухудшением условий и не способствует развитию и внедрению новшеств (в связи со спецификой развития экономики в России). Большинство руководителей (57,2%), принявших участие в исследовании, отнесены по выделенным показателям к среднему уровню инновационной активности.
4. В результате статистического анализа выявлена высокая степень корреляции инновационной активности со всеми ее составляющими, за исключением отношения к ситуации неопределенности, детерминированного особенностями ведения бизнеса в российских условиях. Основываясь на полученных данных, мы не рассматривали терпимость к ситуации неопределенности в качестве составляющей инновационной активности руководителей, т.к. результаты исследования показали, что управленцы, обладающие высоким уровнем инновационной активности, не воспринимают ситуацию неопределенности как фактор нестабильности, неустойчивости, не способствующий развитию и внедрению инноваций.
5. При проведении констатирующего эксперимента была изучена мотивация инновационной активности руководителей. Большинство руководителей выделили в качестве основного мотивирующего условия необходимость инновационной активности для адекватного развития организации (94,0%), повышения продуктивности (89,0%) и конкурентоспособности организации (73,0%). Среди факторов, способствующих инновационной активности, руководители выдели наличие позитивной среды для внедрения инноваций (59,0%), наличие предыдущего позитивного опыта внедрения инноваций (52,0%) — среди препятствующих факторов — отсутствие материальных ресурсов (69,0%), сопротивление сотрудников внедрению инноваций (64,0%), нехватка рабочего времени для разработки новшеств — 59,0%.
Вместе с тем, многие руководители отмечают необходимость обучения, обмена опытом с коллегами, что предполагает стремление к саморазвитию и профессиональному совершенствованию и учитывается при разработке программы развития инновационной активности.
6. Статистическая обработка результатов диагностики и их интерпретация показали, что руководители «реализующих» организаций обладают более высокой инновационной активностью по сравнению с руководителями «производственных» организаций. Данные различия обусловлены спецификой деятельности этих типов организаций, связанных с такими характеристиками «производственных организаций» как: четкая иерархия, строгая заданность технологических процессов, стабильность ассортимента производимой продукции. Высокие показатели руководителей «реализующих» организаций объясняются относительно высокой скоростью внедрения инноваций, лабильностью, склонностью к изменениям, необходимостью выживания в жесткой конкурентной среде.
7. На основе анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента данных была разработана программа развития инновационной активности руководителей российского бизнеса. Данная программа основывается на теоретико-методологических позициях акмеологии как науки, предполагая развитие основных характеристик руководителя как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.
На этапе формирующего эксперимента апробирована программа «Руководитель XXI века», в которой приняли участие 120 руководителей высшего звена. Программа включает 4 этапа: организационный (набор и формирование групп по принципу готовности к саморазвитию), диагностический (изучение исходного уровня инновационной активности руководителей методом «экспертных оценок»), обучающий (3 модуля по тематикам: «Инновационная активность руководителя как условие повышения эффективности бизнеса», «Инновационные технологии управления компанией», «Лидерство инноватора», контрольный (технология «Пять шагов»), рефлексивный (психологическая рефлексия, подведение итогов, оценка полученного опыта и продуктивности обучения, постановка дальнейших целей).
8. Для оценки результативности участия руководителей в программе «Руководитель XXI века» и изменения показателей развития инновационной активности применен метод «экспертных оценок», который использовался как в начале проведения программы, так и через шесть месяцев после окончания программы. Данный метод включает оценку инновационной активности по различным параметрам ее проявления. В качестве показателя динамики развития инновационной активности мы выделяем качественный переход с уровня на уровень (с репродуктивного на творческий или акмеологический и с творческого на акмеологической) выборки испытуемых до и после участия в программе.
9. Эмпирическое исследование реализовало разработанную в ходе теоретического исследования модель, что позволило изменить — перевести на качественно новый уровень развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, принявших участие в программе.
10. На основе математического анализа выявлена высокая статистическая значимость показателей позитивной динамики изменений по всем параметрам инновационной активности как результата участия руководителей в программе. Наиболее значимыми являются изменения по параметрам продуктивности внедрения инноваций, а также наличия и степени разработанности инновационных проектов. Наименьшее влияние программа оказала на изменение самооценки руководителями собственной инновационной активности и значимости инновационной деятельности руководителя для клиентов.
11. Кроме того, отмечено, что продуктивность программы для руководителей «реализующих» организаций выше, чем производственных, что объясняется спецификой их деятельности. При этом в условиях повышенной сложности проведения изменений в производстве руководители стали применять инновационный подход к сфере управления организацией, выстраиванию новых схем управления персоналом, используя полученные в ходе обучения или изобретая новые методы повышения эффективности организации.
12. Проведенный формирующий эксперимент доказал результативность разработанной программы и наличие позитивной динамики «прогрессивного» перехода участников программы на более высокий уровень развития инновационной активности.
Кроме того, в результате проведенного эмпирического исследования выявлена необходимость создания сообщества руководителей, позволяющего реализовать личностную потребность в развитии, обмене идеями и опытом внедрения инноваций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.
В результате психолого-акмелогического анализа инновационное поведение руководителя российского бизнеса определяется нами как основа целенаправленной и рациональной разработки и внедрения инноваций, а также создания условия для формирования инновационной обстановки и собственного профессионального развития.
К выявленным особенностям руководителей российского бизнеса отнесены: нестандартность мышления, развитые перцептивные способности, склонность к творчеству и коллективной работе, интуитивный подход, универсальность знаний, склонность к риску при наличии потенциальных возможностей. Руководитель рассматривается как субъект нововведений, обладающий инновационной активностью. В организации, нацеленной на инновации, главные усилия руководителя направляются на создание инновационной обстановки, необходимой для осуществления нововведений или творческого решения проблем.
В рамках акмеологического подхода к исследованию проанализированы фазы развития руководителя как профессионала и особенности инновационного поведения на каждом этапе, в том числе: первая фаза (молодой специалист), фаза подъема — энтузиазм, профессиональная активность внедрения нововведений и нестандартных идей, желание быстрой самореализациивторая фаза (профессионализм), фаза достижения «микроакме» — продуктивность, взвешенность решений, реалистичность и ориентация на максимальную продуктивность инновационных внедренийтретья фаза (стабилизация профессионального развития) — ориентация на традиционные способы решения задач, профессиональная инертность, снижение активности творчества в профессии при отсутствии постоянного развитиячетвертая фаза (сдвиг развития в сторону личностной самоактуализации) — спад профессиональной активностижелание личностной самореализации, индивидуализации, личного инновационного подхода к деятельности.
Выявлены особенности инновационного поведения в производственных и «реализующих» организациях. Специфика деятельности организации предопределяет особенности нововведений и реализации инновационных решений руководства.
Определено содержание понятия «инновационная активность руководителей российского бизнеса», под которым понимается активность, инициированная личностной потребностью руководителя в целенаправленном создании и внедрении новшеств и преобразований в процессе осуществления профессиональной деятельности с целью повышения эффективности развития бизнеса и собственного личностно-профессионального развития. Деятельность под влиянием инновационной активности приобретает новое качество и характер инновационной.
Выявлены составляющие (креативность, гибкость мышления, направленность на профессиональное саморазвитие, поддержка инноваций, склонность к риску, готовность к изменениям, отношение к ситуации неопределенности) — критерии (объективно-субъективный, объективный, субъективный, акмеологический) — показатели (внедрение новых схем, программ, технологий, неповторимость организации, профессиональной деятельности руководителя, креативность управленческих решений, эффективное внедрение инноваций, высокая конкурентоспособность, индивидуальность организации) и уровни (репродуктивный, творческий и акмеологический) инновационной активности руководителей.
Выявлено, что для развития инновационной активности руководителя российского бизнеса необходимо: наличие качеств, способствующих проявлению (составляющих) инновационной активностиналичие позитивного опыта внедрения инноваций (собственные примеры, примеры из практики других компаний) — создание инновационной обстановкивыявление четких механизмов внедрения нововведенийналичие целей, стратегий и нацеленности на результат.
Руководитель, в соответствии с идеями акмеологического подхода, примененного к инновационной деятельности, выступает не как вершина организации, а как ее центр, являющийся инициатором и двигателем нововведений, распространяющий активизирующее воздействие из центра на всю цепочку взаимосвязей организации.
Повышение уровня инновационной активности обеспечивается системой взаимодействующих психологических механизмов. В рамках исследования инициированы: механизмы инновационной направленности и удовлетворенности руководителя инновационной деятельностьюсамоидентификации, механизм становления субъективной значимости инновациймеханизм результата, именно — успешности инновационной деятельности.
Основными компонентами модели инновационной активности являются: акмеологическое сопровождение инновационной активности (личностно-профессиональное совершенствование руководителя, развитие составляющих инновационной активности, создание инновационной обстановки), управление инновационной активностью и участие в программе развития инновационной активности руководителей. В структуру данной модели входят такие направления, как разработка инновационной стратегии компании, внедрение инноваций на высшем, среднем и низшем уровне организации, повышение показателей продуктивности профессиональной деятельности и личностно-профессиональное совершенствование руководителя как субъекта нововведений.
Констатирующий эксперимент показал, что социальная креативность является неотъемлемой частью эффективного управления бизнесом. Полученные результаты указывают на то, что у управленцев в средней степени развита способность к творческому мышлению, но она не всегда проявляется в связи с личностными особенностями, традиционным подходом к решению проблем, нежеланием отходить от стандартов деятельности. Было выявлено, что в группе преобладает высокий уровень стремления к риску (что связано с ведением бизнеса в условиях конкуренции на рынке), а также мотивации к успеху, которая является неотъемлемой частью профессионального самосовершенствования как составляющей инновационной активности менеджера. У большинства испытуемых выявлена высокая нетерпимость к неопределенности, у руководителей российского бизнеса, занимающихся коммерческой деятельностью, ситуация неопределенности ассоциируется с нестабильностью, ухудшением условий и не способствует развитию и внедрению новшеств (в связи со спецификой развития экономики в России). Большинство руководителей, принявших участие в исследовании, отнесены по выделенным показателям к среднему уровню инновационной активности.
В результате статистического анализа выявлена высокая степень корреляции инновационной активности со всеми ее составляющими, за исключением отношения к ситуации неопределенности, детерминированного особенностями ведения бизнеса в российских условиях. Результаты исследования показали, что управленцы, обладающие высоким уровнем инновационной активности, не воспринимают ситуацию неопределенности как фактор нестабильности, неустойчивости, не способствующий развитию и внедрению инноваций.
При проведении констатирующего эксперимента была изучена мотивация инновационной активности руководителей. Большинство руководителей выделили в качестве основного мотивирующего условия необходимость инновационной активности для адекватного развития организации, повышения продуктивности и конкурентоспособности организации. Среди факторов, способствующих инновационной активности, руководители выдели наличие позитивной среды для внедрения инноваций, наличие предыдущего позитивного опыта внедрения инновацийсреди препятствующих факторовотсутствие материальных ресурсов, сопротивление сотрудников внедрению инноваций, нехватка рабочего времени для разработки новшеств.
Статистическая обработка результатов диагностики и их интерпретация показали, что руководители «реализующих» организаций обладают более высокой инновационной активностью по сравнению с руководителями «производственных» организаций. Данные различия обусловлены спецификой деятельности этих типов организаций.
На основе анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента данных была разработана программа развития инновационной активности руководителей российского бизнеса. Данная программа основывается на теоретико-методологических позициях акмеологии как науки, предполагая развитие основных характеристик руководителя как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.
На этапе формирующего эксперимента апробирована программа «Руководитель XXI века». Для оценки результативности участия руководителей в программе и изменения показателей развития инновационной активности применен метод «экспертных оценок», который использовался как в начале проведения программы, так и через шесть месяцев после окончания программы. Эмпирическое исследование реализовало разработанную в ходе теоретического исследования модель, что позволило изменить — перевести на качественно новый уровень развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, принявших участие в программе.
Выявлена высокая статистическая значимость показателей позитивной динамики изменений по всем параметрам инновационной активности как результата участия руководителей в программе. Кроме того, отмечено, что продуктивность программы для руководителей реализующих организаций выше, чем производственных, что объясняется спецификой их деятельности. При этом в условиях повышенной сложности проведения изменений в производстве руководители стали применять инновационный подход к сфере управления организацией, выстраиванию новых схем управления персоналом, используя полученные в ходе обучения или изобретая новые методы повышения эффективности организации.
Проведенный формирующий эксперимент доказал результативность разработанной программы и наличие позитивной динамики «прогрессивного» перехода участников программы на более высокий уровень развития инновационной активности.
Кроме того, в результате проведенного эмпирического исследования выявлена необходимость создания сообщества руководителей, позволяющего реализовать личностную потребность в развитии, обмене идеями и опытом внедрения инноваций.
На основании полученных выводов нами были сформулированы следующие научно-практические рекомендации: развитие инновационной активности руководителей российских организаций должно стать частью профессионального обучения менеджеров (в рамках повышения квалификации, дополнительного профессионального образования и т. д.) — участие в программе развития инновационной активности позволит руководителям увеличить эффективность внедрения инноваций и повысить конкурентоспобность бизнесаруководителям, принявшим участие в программе, рекомендуется внедрение изученных технологий, методов и знаний в практику бизнеса, а также реализация инновационных проектов, разработанных в ходе обучения по программе.
Перспективы дальнейших исследований в рамках психолого-акмеологического подхода к изучению инновационной активности руководителей предполагают более подробный анализ ее компонентов, психологических характеристик менеджеров всех уровней организации, обладающих высокой инновационной активностью. Кроме того, важным является изучение особенностей проявления инновационной активности в масштабах крупного российского бизнеса (специфика, отличительные особенности, стратегии внедрения инновационных решений). Необходимо расширение инструментария, позволяющего диагностировать исходный уровень инновационной активности руководителей, изучить восприятие результатов инновационной деятельности подчиненными, клиентами и партнерами по бизнесу, а также изучить возможности взаимодействия руководителей высшего звена и сотрудников компании в процессе нововведений.
Предметом дальнейшего исследования может выступать акмеологическая среда, способствующая проявлению инновационной активности и обеспечивающая оптимальное профессиональное саморазвитие руководителя.