Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие инновационной активности руководителей российского бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках акмеологического подхода к исследованию проанализированы фазы развития руководителя как профессионала и особенности инновационного поведения на каждом этапе, в том числе: первая фаза (молодой специалист), фаза подъема — энтузиазм, профессиональная активность внедрения нововведений и нестандартных идей, желание быстрой самореализациивторая фаза (профессионализм), фаза достижения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Инновационное поведение руководителей российского бизнеса
    • 1. 2. Сущностная характеристика инновационной активности как составляющая профессиональной деятельности руководителей российского бизнеса
    • 1. 3. Критерии, показатели и уровни развития инновационной активности руководителей
    • 1. 4. Модель развития инновационной активности руководителей российского бизнеса
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
    • 2. 1. Диагностика исходного уровня инновационной активности руководителей российского бизнеса

Развитие инновационной активности руководителей российского бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях преодоления экономического кризиса, необходимости развития малого и среднего бизнеса и возрастающей конкуренции эффективное развитие организации во многом зависит от успешной деятельности ее руководителя. При этом нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленном на выживание, сохранение и упрочение положения на рынке в долгосрочной перспективе.

В Европе 2009 год был объявлен годом креативности и инноваций. Для перехода от кризисных явлений к росту, для повышения инновационной активности в российской экономике и бизнесе необходим выбор национальной стратегии инновационного развития. Внедрение инноваций, являясь сложным и многогранным процессом, предполагает прежде всего ответственность самого руководителя, наличие у него особых психологических и профессиональных качеств, разумное стремление к усовершенствованию и оптимальности с учетом специфики экономической среды, особенностей бизнеса и психологического климата организации.

Большинство руководителей выделяет инновационную активность в качестве основного мотивирующего условия адекватного развития организации, повышения продуктивности и конкурентоспособности организации. Внедрение нововведений опосредует усложнение деятельности организации, вместе с тем инициирует сопротивление среды и ставит перед руководителем новые задачи, требует развития новых профессиональных качеств. Уникальность каждой организации предполагает особые условия профессионального совершенствования в данном, направлении, а успех инновационной политики напрямую зависит от инновационной активности руководителя, что предполагает создание реальной и эффективной системы инициации и развития инновационной активности.

В нашем исследовании развитие инновационной активности руководителя рассматривается с позиций комплексного психологоакмеологического подхода и предполагает нестандартный, гибкий подход к использованию уже существующих ресурсов и поиск оптимальных путей усовершенствования организации за счет внедрения нововведений (инновационных технологий, управленческих процессов, оптимизации структуры организации и т. д.), способствующих развитию бизнеса.

Актуальность темы

диссертационной работы, таким образом, связана с практической востребованностью развития инновационной активности в рамках функционирования и развития российского бизнеса.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Психологическими проблемами внедрения инноваций в отечественной социологии занимались Е. Т. Гребнев, H.A. Ильина, Н. И Лапин, А. И. Пригожин, В. И. Шуванов, Г. П. Щедровицкий, в зарубежной — М. Деванна, К. Девис, Т. Питере, Н. Тичи, Р. Уотерман. Вопросами, связанными с инновационным поведением руководителя, стали предметом исследования П. Друкера, Ю. Д. Красовского, А. И. Пригожина, Э. А. Уткина, Р. Фатхутдинова и др. Но новое толкование в нашем исследовании представляет инновации в качестве конечного продукта деятельности организаций, конкурентного преимущества, результата инновационной деятельности руководителя.

Вопросы развития профессионала и психологические аспекты подготовки управленческих кадров изучены Б. Г. Ананьевым, О. С. Анисимовым, В. Г. Асеевым, A.A. Бодалевым, A.A. Деркачом, В. Г. Зазыкиным, Е. А. Климовым, P. J1. Кричевским, Н. В. Кузьминой, Б. Ф. Ломовым, А. К. Марковой, A.A. Реаном, Ю. В. Синягиным, Н. В. Соловьевой, В. Д. Шадриковым и др.

Акмеологический подход к вопросам инновационной деятельности реализован в работах О. С. Анисимова, A.A. Деркача, В. Н. Маркова, С. Н. Маслова, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова, Е. А. Яблоковой и др.

В диссертационных исследованиях в области психологии и акмеологии также рассматривается проблематика инновационной деятельности. Психолого-педагогическому аспекту инновационной деятельности руководителя посвящены работы Л. И. Анищевой, В. И. Долговой, И. Т. Зелениной, М. В. Катышева, Е. Г. Чирковскойизучению инноваций в рамках государственной службы — И. В. Байер. Социально-психологический подход представлен в диссертационном исследовании О. С. Советовой.

Инновационная деятельность в большей степени исследуется в работах по экономическим специальностям, исследования посвящены инновационным разработкам в сфере производства, развития инновационной экономики и предпринимательства, инновационной политики и менеджмента (В.Ф. Уколов, В. А. Галайда, С. С. Мазин и др.).

Проблемы психологии активности исследовались М. Я. Басовым, Д. Б. Богоявленской, JI.C. Выготским, Л. П. Гримак, C.JI. Рубинштейном, Д. Н. Узнадзе. Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы П. К. Анохина, H.A. Бернштейна, А. Р. Лурии и ряда других ученых. Социально-психологической природе активности внимание уделено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б. Ф. Ломова, Е. В. Шороховой. В рамках диссертационных исследований по проблеме отметим работы Л. Ф. Алексеевой, Т. В. Волошиной, М. В. Кожемякина, Н. С. Курека, Л. М. Семенюк, Л. Б. Проскуряковой, И. Пуфаль-Струзик, Т. Я. Решетовой, В. Л. Хайкина и др.

Вместе с тем в настоящее время недостаточно изучена проблема инновационной активности руководителей российского бизнеса с точки зрения личностного и профессионального роста, а также детального описания возможностей развития инновационной активности руководителей в рамках акмеологической концепции.

Анализ современных исследований позволил выявить противоречие между потребностью в инновационной активности руководителя в условиях постоянно изменяющейся среды (наличие особых личностных и профессиональных качеств, усложнение деятельности и т. д.) и отсутствием разработанных эффективных программ ее развития.

Настоящее диссертационное исследование находится на пересечении предметных полей психолого-акмеологических исследований личности и психологии управления.

Цель исследования — разработать программу развития инновационной активности руководителей малого и среднего российского бизнеса.

Объект исследования — профессиональная деятельность руководителей российского бизнеса (на уровне малого и среднего бизнеса).

Предмет исследования — особенности развития инновационной активности руководителя российского бизнеса.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что инновационная активность руководителя российского бизнеса зависит от:

• ее сущностных характеристик и особенностей проявления в инновационном поведении руководителя;

• исходного уровня ее развития и дальнейшей динамики, определяющихся по разработанным критериям, показателям и достижению более высоких уровней;

• полноты ее соответствия теоретической модели;

• включенности руководителя в программу развития инновационной активности руководителей;

• от принятия руководителем разработанных в ходе эмпирического исследования рекомендаций.

Задачи исследования определены исходя из его цели, с учетом особенностей объекта и предмета, в рамках выдвигаемой гипотезы.

1. Выявить сущностные характеристики инновационной активности руководителей российского бизнеса и их проявление в инновационном поведении.

2. Разработать критерии, показатели, уровни, позволяющие выявить исходный и достигаемый уровни развития инновационной активности у руководителей бизнеса.

3. Представить теоретическую модель развития инновационной активности руководителей бизнеса.

4. Разработать, апробировать и проверить эффективность программы развития инновационной активности руководителей малого и среднего российского бизнеса.

5. На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования представить рекомендации руководителям малого и среднего российского бизнеса.

Теоретико-методологическую базу исследования составили общеметодологические принципы научного исследования: детерминизма (C.JI. Рубинштейн), социальной обусловленности личности (Б.Г. Ананьев), развития (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), а также конкретные методологические принципы исследования акмеологии: принцип субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, A.A. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), принцип моделирования — для разработки модели развития инновационной активности (О.С. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, A.A. Жданов, О-В. Москаленко, Е. В. Селезнева, JI.A. Степнова, Г. П. Щедровицкий), операционально-технологический принцип, отражающий прикладной характер исследования и являющийся связующим звеном между начальным и ожидаемым состоянием, описываемым акмеологической моделью (A.C. Гусева, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, Е. А. Яблокова и др.). В процессе реализации программы развития инновационной активности руководителей был использован принцип совместной продуктивной деятельности (В.Я. Ляудис).

В проводимом исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, моделирование, анализ и синтез теоретического материала, контент-анализ документов. В эмпирическом исследовании использовались индивидуальная беседа, наблюдение, тестирование, метод самооценок, метод экспертной оценки, а также методы математической обработки эмпирических данных (с помощью программы MS Excel), их качественный и количественный анализ, интерпретационные методы.

Были использованы следующие методики диагностики инновационной активности:

— на этапе констатирующего эксперимента — опросник для определения социальной креативности личностивербальный тест творческого мышления «Необычное использование предметов" — опросник Т. Элерса для определения выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успехаанкета С. Баднера для определения терпимости по отношению к ситуации неопределенностиавторский опросник для выявления инновационной активности руководителей:.

— на этапе формирующего эксперимента — карта опроса для выявления уровней развития инновационной активности руководителей, экспертная оценкакарта опроса для выявлениям уровней развития инновационной активности руководителей — самооценка.

Эмпирическую базу исследования составили руководители российских компаний малого и среднего бизнеса, собственники компаний, учредители, индивидуальные предприниматели, управляющие, руководители высшего звена. Количество испытуемых в ходе констатирующего эксперимента составило 300 человек, в ходе формирующего эксперимента — 120 человек.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Определено содержание понятия «инновационная активность руководителей российского бизнеса», под которым понимается активность, инициированная личностной потребностью руководителя в целенаправленном создании и внедрении новшеств и преобразований в процессе осуществления профессиональной деятельности с целью повышения эффективности развития бизнеса и собственного личностно-профессионального развития.

Выявлены особенности инновационного поведения руководителей российского бизнеса на различных стадиях развития профессионала.

Представлена система соотношения понятий: инновационная активность, инновационная деятельность, инновационное поведение. Личностная активность, являясь исходным механизмом, проявляется как динамическое свойство становления и развития деятельности. Деятельность руководителя, в свою очередь, усложняясь и отвечая требованиям внешней среды, стимулирует личность к проявлению инновационной активности, выводящей профессиональную деятельность на новый уровень. Инновационная активность одновременно и инициирует инновационную деятельность, и реализуется в ней.

Предложены в качестве составляющих инновационной активности руководителей российского бизнеса креативность (в контексте нашего исследования результатом проявления креативности руководителя выступает приращение интеллектуальной собственности организации, воплощаемой в инновациях), гибкость мышления, направленность на профессиональное саморазвитие, позитивное отношение к новшествам, склонность к риску, готовность к изменениям, способность действовать в ситуации неопределенности, что предполагает интегративный подход к изучению личности руководителя как инноватора.

2. Обосновано, что в качестве 1фитериев развития инновационной активности выступают: объективно-субъективный, с показателями — профессиональная направленность на осуществление инновационного поведения и профессиональное самосовершенствованиепозитивно-критическое преобразование средыстремление к соответствию требованиям, предъявляемым к должности) — объективный — наличие конкурентных преимуществповышение прибыльности бизнеса за счет внедрения инновацийпризнание результатов инновационной деятельности подчиненными, клиентами, партнерамисубъективный — уровень развития личностных составляющих инновационной активностимотивация к инновационной активностистремление к конкуренции в области внедрения инновацийакмеологический — движение к оптимуму в процессе внедрения инноваций, открытость новому, постоянный поиск путей совершенствованиясовершенное владение профессиейсоздание инновационной обстановки.

Выявлены уровни развития инновационной активности руководителей: репродуктивный (высокий рационализм в реализации новшествреактивное поведение как стратегия инновационного поведения) — творческий (инновации как средство самовыражения, стремление к уникальности организации, проявление креативности вне согласованности со стратегическими целями бизнеса) — акмеологический (стремление к достижению «акме» развития организации на основе внедрения инновацийоптимальность и адекватность нововведений стратегии развития организации, этапу развития компании).

Определен исходный уровень развития инновационной активности руководителей, соответствующий средним показателям, а также уровень развития ее составляющих, а именно: преобладающе высокий уровень социальной креативности, средний уровень гибкости мышления, высокий уровень склонности к риску и мотивации достижения успеха, низкий уровень принятия неопределенности. Обнаружена высокая степень корреляции инновационной активности со всеми ее составляющими, за исключением отношения к ситуации неопределенности, детерминированного социально-экономическими условиями. Доказательно представлены условия, мотивирующие инновационную деятельность: осознание необходимости инновационной активности для внедрения новых технологий, соответствия требованиям среды, повышения конкурентоспособности организации. К факторам, способствующим инновационной активности, относятся: инновационная обстановка, наличие созидательного опыта внедрения инновацийк факторам, снижающим инновационную активность — отсутствие материальных ресурсов, сопротивление персонала внедрению инноваций, недостаток рабочего времени для инновационной деятельности.

Эмпирически доказано, что руководители «реализующих» организаций (к данному типу относятся коммерческие компании, занимающиеся продажей продукции или предоставлением услуг организаций) обладают более высокой инновационной активностью по сравнению с руководителями «производственных» организаций, что обусловлено спецификой функционирования этих типов организаций.

3. Основными компонентами модели инновационной активности являются: акмеологическое сопровождение инновационной активности (личностно-профессиональное совершенствование руководителя, развитие составляющих инновационной активности, создание инновационной обстановки), управление инновационной активностью и участие в программе развития инновационной активности руководителей. В структуру данной модели входят такие направления, как разработка инновационной стратегии компании, внедрение инноваций на высшем, среднем и низшем уровне организации, повышение показателей продуктивности профессиональной деятельности и личностно-профессиональное совершенствование руководителя как субъекта нововведений.

К механизмам развития инновационной активности относятся: механизм инновационной направленности и удовлетворенности инновационной деятельностьюсамоидентификации, механизм становления субъективной значимости инновациймеханизм результата (успешности) инновационной деятельности.

4. Создана авторская программа развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, которая предполагает осуществление следующих этапов: организационный, диагностический, обучающий, контрольный (технология «Пять шагов»), рефлексивный.

Специально разработанный методический инструментарий (метод «экспертных оценок» для оценки результативности участия руководителей в программе «Руководитель XXI века») включает в себя оценку инновационной активности по следующим параметрам: возможность внедрения инноваций за определенный промежуток временистепень новизны разработанных инновационных проектовпродуктивность внедряемых новшествзначимость новшеств для укрепления брэнда компаниистепень удовлетворенности коллектива инновационной деятельностью руководителястепень удовлетворенности руководителя собственной инновационной деятельностьюзначимость и полезность внедренных инновационных проектов для клиентов организациисовременность используемых инновационных технологий.

Доказано, что программа позволила повысить уровень и проследить динамику развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, принявших участие в ее осуществлении (качественный переход с репродуктивного на творческий и с творческого — на акмеологический уровень).

Теоретической значимостью исследования является ее вклад в психологию управления, заключающийся в конкретизации понятия инновационной активности руководителя российского бизнеса, выделении составляющих, критериев и уровней развития инновационной активности, а также разработке модели инновационной активности, ее структуры и компонентов.

Практическая значимость исследования связана с разработкой обучающих модулей (тренингов) и практических рекомендаций по акмеологическому сопровождению развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, студентов и слушателей в системе высшего образования, дополнительной подготовки и переподготовки кадров управления, а также для использования разработанных материалов в процессе индивидуального консультирования руководителей по проблемам личностно-профессионального развития и внедрения инноваций. Авторский опросник для выявления уровня развития инновационной активности, разработанный в ходе исследования, может применяться: в качестве метода организационной диагностики.

Надежность и достоверность результатов обеспечены разнообразием использования в исследовании методов и конкретных методик, их взаимодополняемостью, всесторонним теоретическим анализом и математической обработкой полученных результатов, репрезентативностью выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научно-практические выводы, полученные методом акмеологического анализа эмпирических данных, докладывались автором на научно-практических конференциях «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, РАГС, 2007, 2008), на международной научно-практической конференции «Психологические проблемы человека в условиях инноваций и социальных изменений» (Москва, MOCA, 26 февраля 2009 г.), «Актуальные вопросы современного образования» (Москва — Ульяновск, УлГУ, 28 апреля 2009 г.) — «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития» (Москва, РАГС, декабрь 2009 г.).

Результаты исследования использованы в практике бизнес-консультирования, данные теоретической и экспериментальной части явились основой организации и последующего проведения Программы «Руководитель XXI века». За создание и проведение программы автор удостоен звания «Лучший предприниматель года — 2008» г. Калуги в составе консалтингового агентства «А-линиЯ».

Кроме того, результаты исследования были использованы в ходе российско-голландской стажировки, проходившей в Нидерландах с 12 сентября по 16 октября 2009 года в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ при поддержке Министерства экономического развития Нидерландов (EVD).

Положения, выносимые на защиту.

1. Развитие инновационной активности руководителей российского бизнеса в психолого-акмеологическом контексте — это оптимизация внедрения инноваций, формирование инновационной обстановки, совершенствование личностно-профессиональных качеств креативности, гибкости мышления, направленности на профессиональное саморазвитие, поддержки инноваций, склонности к риску, готовности к изменениям, способности действовать в ситуации неопределенности. Руководитель выступает в качестве субъекта нововведений, при этом инновационная активность представляет собой его личностную актуализированную потребность в целенаправленном создании и внедрении новшеств в процессе осуществления профессиональной деятельности.

2. Выявление исходного и достигаемого в процессе развития с помощью акмеологического сопровождения уровня инновационной активности руководителей (репродуктивный, творческий или акмеологический) производится на основе выраженности ее составляющих и показателей. В качестве критериев использованы: объективно-субъективныйсубъективный и акмеологический, отображающих степень выраженности составляющих, мотивацию и направленность руководителя на инновационную деятельность.

3. Теоретическая модель развития инновационной активности руководителей основывается на акмеологическом сопровождении в рамках личностно-профессионального совершенствования и управления инновационной активностью, направленного на создание руководителем инновационной обстановки. Руководитель выступает главным инициатором внедрения инноваций, что предполагает личностное и профессиональное: совершенствование и создание эффективной организации, направленной на продуктивное внедрение инноваций, оптимально со ответствующе й требованиям среды.

4. Программа развития инновационной активности руководителей позволила проследить положительную динамику изменений соотношения уровней их инновационной активности по результатам участия в программе и осуществить качественный уровневый переход руководителей, принявших в ней участие. Продуктивность участия в программе руководителей реализующих организаций выше, чем производственных, что объясняется спецификой их деятельности. В условиях повышенной сложности проведения изменений на производстве руководители применяют инновационный подход в сфере управления организацией, выстраивают новые схемы управления персоналом, используя полученные в ходе обучения или инициируя новые методы повышения эффективности организации. Программа выявила необходимость создания сообщества руководителей, позволяющего реализовать личностную потребность в развитии, обмен идеями и опытом внедрения инноваций.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Содержание второй главы представляет собой решение следующих задач: выявление исходного и достигаемого уровня развития инновационной активности руководителей российского бизнесаразработка, апробация и проверка эффективности программы развития инновационной активности руководителей российского бизнеса.

2. На этапе проведения констатирующего эксперимента в исследовании приняло участие 300 руководителей высшего звена российских коммерческих организаций, представляющих малый и средний бизнес.

Для проведения констатирующего эксперимента были отобраны и разработаны следующие методики, соответствующие выделенным нами составляющим инновационной активности руководителя: опросник для определения социальной креативности личностивербальный тест творческого мышления «Необычное использование предметов" — опросник Т. Элерса для определения выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успехаанкета С. Баднера для определения терпимости по отношению к неопределенностиавторский опросник для выявления инновационной активности руководителей.

3. Констатирующий эксперимент показал, что социальная креативность является неотъемлемой частью эффективного управления бизнесом. При анализе показателей выборки выявлено, что превалирующими являются уровни выше среднего и высокий (49,6% опрошенных). Полученные результаты указывают на то, что у управленцев в средней степени (у 60,0% испытуемых) развита способность к творческому мышлению, но она не всегда проявляется в связи с личностными особенностями, традиционным подходом к решению проблем, нежеланием отходить от стандартов деятельности. Было выявлено, что в группе, принявшей участие в исследовании, преобладает высокий уровень стремления к риску (что связано с ведением бизнеса в условиях конкуренции на рынке), а также мотивации к успеху (67,0% опрошенных), которая является неотъемлемой частью профессионального самосовершенствования как составляющей инновационной активности менеджера. У большинства испытуемых выявлена высокая нетерпимость к неопределенности (73,0% респондентов), у руководителей российского бизнеса, занимающихся коммерческой деятельностью, ситуация неопределенности ассоциируется с нестабильностью, ухудшением условий и не способствует развитию и внедрению новшеств (в связи со спецификой развития экономики в России). Большинство руководителей (57,2%), принявших участие в исследовании, отнесены по выделенным показателям к среднему уровню инновационной активности.

4. В результате статистического анализа выявлена высокая степень корреляции инновационной активности со всеми ее составляющими, за исключением отношения к ситуации неопределенности, детерминированного особенностями ведения бизнеса в российских условиях. Основываясь на полученных данных, мы не рассматривали терпимость к ситуации неопределенности в качестве составляющей инновационной активности руководителей, т.к. результаты исследования показали, что управленцы, обладающие высоким уровнем инновационной активности, не воспринимают ситуацию неопределенности как фактор нестабильности, неустойчивости, не способствующий развитию и внедрению инноваций.

5. При проведении констатирующего эксперимента была изучена мотивация инновационной активности руководителей. Большинство руководителей выделили в качестве основного мотивирующего условия необходимость инновационной активности для адекватного развития организации (94,0%), повышения продуктивности (89,0%) и конкурентоспособности организации (73,0%). Среди факторов, способствующих инновационной активности, руководители выдели наличие позитивной среды для внедрения инноваций (59,0%), наличие предыдущего позитивного опыта внедрения инноваций (52,0%) — среди препятствующих факторов — отсутствие материальных ресурсов (69,0%), сопротивление сотрудников внедрению инноваций (64,0%), нехватка рабочего времени для разработки новшеств — 59,0%.

Вместе с тем, многие руководители отмечают необходимость обучения, обмена опытом с коллегами, что предполагает стремление к саморазвитию и профессиональному совершенствованию и учитывается при разработке программы развития инновационной активности.

6. Статистическая обработка результатов диагностики и их интерпретация показали, что руководители «реализующих» организаций обладают более высокой инновационной активностью по сравнению с руководителями «производственных» организаций. Данные различия обусловлены спецификой деятельности этих типов организаций, связанных с такими характеристиками «производственных организаций» как: четкая иерархия, строгая заданность технологических процессов, стабильность ассортимента производимой продукции. Высокие показатели руководителей «реализующих» организаций объясняются относительно высокой скоростью внедрения инноваций, лабильностью, склонностью к изменениям, необходимостью выживания в жесткой конкурентной среде.

7. На основе анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента данных была разработана программа развития инновационной активности руководителей российского бизнеса. Данная программа основывается на теоретико-методологических позициях акмеологии как науки, предполагая развитие основных характеристик руководителя как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

На этапе формирующего эксперимента апробирована программа «Руководитель XXI века», в которой приняли участие 120 руководителей высшего звена. Программа включает 4 этапа: организационный (набор и формирование групп по принципу готовности к саморазвитию), диагностический (изучение исходного уровня инновационной активности руководителей методом «экспертных оценок»), обучающий (3 модуля по тематикам: «Инновационная активность руководителя как условие повышения эффективности бизнеса», «Инновационные технологии управления компанией», «Лидерство инноватора», контрольный (технология «Пять шагов»), рефлексивный (психологическая рефлексия, подведение итогов, оценка полученного опыта и продуктивности обучения, постановка дальнейших целей).

8. Для оценки результативности участия руководителей в программе «Руководитель XXI века» и изменения показателей развития инновационной активности применен метод «экспертных оценок», который использовался как в начале проведения программы, так и через шесть месяцев после окончания программы. Данный метод включает оценку инновационной активности по различным параметрам ее проявления. В качестве показателя динамики развития инновационной активности мы выделяем качественный переход с уровня на уровень (с репродуктивного на творческий или акмеологический и с творческого на акмеологической) выборки испытуемых до и после участия в программе.

9. Эмпирическое исследование реализовало разработанную в ходе теоретического исследования модель, что позволило изменить — перевести на качественно новый уровень развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, принявших участие в программе.

10. На основе математического анализа выявлена высокая статистическая значимость показателей позитивной динамики изменений по всем параметрам инновационной активности как результата участия руководителей в программе. Наиболее значимыми являются изменения по параметрам продуктивности внедрения инноваций, а также наличия и степени разработанности инновационных проектов. Наименьшее влияние программа оказала на изменение самооценки руководителями собственной инновационной активности и значимости инновационной деятельности руководителя для клиентов.

11. Кроме того, отмечено, что продуктивность программы для руководителей «реализующих» организаций выше, чем производственных, что объясняется спецификой их деятельности. При этом в условиях повышенной сложности проведения изменений в производстве руководители стали применять инновационный подход к сфере управления организацией, выстраиванию новых схем управления персоналом, используя полученные в ходе обучения или изобретая новые методы повышения эффективности организации.

12. Проведенный формирующий эксперимент доказал результативность разработанной программы и наличие позитивной динамики «прогрессивного» перехода участников программы на более высокий уровень развития инновационной активности.

Кроме того, в результате проведенного эмпирического исследования выявлена необходимость создания сообщества руководителей, позволяющего реализовать личностную потребность в развитии, обмене идеями и опытом внедрения инноваций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

В результате психолого-акмелогического анализа инновационное поведение руководителя российского бизнеса определяется нами как основа целенаправленной и рациональной разработки и внедрения инноваций, а также создания условия для формирования инновационной обстановки и собственного профессионального развития.

К выявленным особенностям руководителей российского бизнеса отнесены: нестандартность мышления, развитые перцептивные способности, склонность к творчеству и коллективной работе, интуитивный подход, универсальность знаний, склонность к риску при наличии потенциальных возможностей. Руководитель рассматривается как субъект нововведений, обладающий инновационной активностью. В организации, нацеленной на инновации, главные усилия руководителя направляются на создание инновационной обстановки, необходимой для осуществления нововведений или творческого решения проблем.

В рамках акмеологического подхода к исследованию проанализированы фазы развития руководителя как профессионала и особенности инновационного поведения на каждом этапе, в том числе: первая фаза (молодой специалист), фаза подъема — энтузиазм, профессиональная активность внедрения нововведений и нестандартных идей, желание быстрой самореализациивторая фаза (профессионализм), фаза достижения «микроакме» — продуктивность, взвешенность решений, реалистичность и ориентация на максимальную продуктивность инновационных внедренийтретья фаза (стабилизация профессионального развития) — ориентация на традиционные способы решения задач, профессиональная инертность, снижение активности творчества в профессии при отсутствии постоянного развитиячетвертая фаза (сдвиг развития в сторону личностной самоактуализации) — спад профессиональной активностижелание личностной самореализации, индивидуализации, личного инновационного подхода к деятельности.

Выявлены особенности инновационного поведения в производственных и «реализующих» организациях. Специфика деятельности организации предопределяет особенности нововведений и реализации инновационных решений руководства.

Определено содержание понятия «инновационная активность руководителей российского бизнеса», под которым понимается активность, инициированная личностной потребностью руководителя в целенаправленном создании и внедрении новшеств и преобразований в процессе осуществления профессиональной деятельности с целью повышения эффективности развития бизнеса и собственного личностно-профессионального развития. Деятельность под влиянием инновационной активности приобретает новое качество и характер инновационной.

Выявлены составляющие (креативность, гибкость мышления, направленность на профессиональное саморазвитие, поддержка инноваций, склонность к риску, готовность к изменениям, отношение к ситуации неопределенности) — критерии (объективно-субъективный, объективный, субъективный, акмеологический) — показатели (внедрение новых схем, программ, технологий, неповторимость организации, профессиональной деятельности руководителя, креативность управленческих решений, эффективное внедрение инноваций, высокая конкурентоспособность, индивидуальность организации) и уровни (репродуктивный, творческий и акмеологический) инновационной активности руководителей.

Выявлено, что для развития инновационной активности руководителя российского бизнеса необходимо: наличие качеств, способствующих проявлению (составляющих) инновационной активностиналичие позитивного опыта внедрения инноваций (собственные примеры, примеры из практики других компаний) — создание инновационной обстановкивыявление четких механизмов внедрения нововведенийналичие целей, стратегий и нацеленности на результат.

Руководитель, в соответствии с идеями акмеологического подхода, примененного к инновационной деятельности, выступает не как вершина организации, а как ее центр, являющийся инициатором и двигателем нововведений, распространяющий активизирующее воздействие из центра на всю цепочку взаимосвязей организации.

Повышение уровня инновационной активности обеспечивается системой взаимодействующих психологических механизмов. В рамках исследования инициированы: механизмы инновационной направленности и удовлетворенности руководителя инновационной деятельностьюсамоидентификации, механизм становления субъективной значимости инновациймеханизм результата, именно — успешности инновационной деятельности.

Основными компонентами модели инновационной активности являются: акмеологическое сопровождение инновационной активности (личностно-профессиональное совершенствование руководителя, развитие составляющих инновационной активности, создание инновационной обстановки), управление инновационной активностью и участие в программе развития инновационной активности руководителей. В структуру данной модели входят такие направления, как разработка инновационной стратегии компании, внедрение инноваций на высшем, среднем и низшем уровне организации, повышение показателей продуктивности профессиональной деятельности и личностно-профессиональное совершенствование руководителя как субъекта нововведений.

Констатирующий эксперимент показал, что социальная креативность является неотъемлемой частью эффективного управления бизнесом. Полученные результаты указывают на то, что у управленцев в средней степени развита способность к творческому мышлению, но она не всегда проявляется в связи с личностными особенностями, традиционным подходом к решению проблем, нежеланием отходить от стандартов деятельности. Было выявлено, что в группе преобладает высокий уровень стремления к риску (что связано с ведением бизнеса в условиях конкуренции на рынке), а также мотивации к успеху, которая является неотъемлемой частью профессионального самосовершенствования как составляющей инновационной активности менеджера. У большинства испытуемых выявлена высокая нетерпимость к неопределенности, у руководителей российского бизнеса, занимающихся коммерческой деятельностью, ситуация неопределенности ассоциируется с нестабильностью, ухудшением условий и не способствует развитию и внедрению новшеств (в связи со спецификой развития экономики в России). Большинство руководителей, принявших участие в исследовании, отнесены по выделенным показателям к среднему уровню инновационной активности.

В результате статистического анализа выявлена высокая степень корреляции инновационной активности со всеми ее составляющими, за исключением отношения к ситуации неопределенности, детерминированного особенностями ведения бизнеса в российских условиях. Результаты исследования показали, что управленцы, обладающие высоким уровнем инновационной активности, не воспринимают ситуацию неопределенности как фактор нестабильности, неустойчивости, не способствующий развитию и внедрению инноваций.

При проведении констатирующего эксперимента была изучена мотивация инновационной активности руководителей. Большинство руководителей выделили в качестве основного мотивирующего условия необходимость инновационной активности для адекватного развития организации, повышения продуктивности и конкурентоспособности организации. Среди факторов, способствующих инновационной активности, руководители выдели наличие позитивной среды для внедрения инноваций, наличие предыдущего позитивного опыта внедрения инновацийсреди препятствующих факторовотсутствие материальных ресурсов, сопротивление сотрудников внедрению инноваций, нехватка рабочего времени для разработки новшеств.

Статистическая обработка результатов диагностики и их интерпретация показали, что руководители «реализующих» организаций обладают более высокой инновационной активностью по сравнению с руководителями «производственных» организаций. Данные различия обусловлены спецификой деятельности этих типов организаций.

На основе анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента данных была разработана программа развития инновационной активности руководителей российского бизнеса. Данная программа основывается на теоретико-методологических позициях акмеологии как науки, предполагая развитие основных характеристик руководителя как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

На этапе формирующего эксперимента апробирована программа «Руководитель XXI века». Для оценки результативности участия руководителей в программе и изменения показателей развития инновационной активности применен метод «экспертных оценок», который использовался как в начале проведения программы, так и через шесть месяцев после окончания программы. Эмпирическое исследование реализовало разработанную в ходе теоретического исследования модель, что позволило изменить — перевести на качественно новый уровень развития инновационной активности руководителей российского бизнеса, принявших участие в программе.

Выявлена высокая статистическая значимость показателей позитивной динамики изменений по всем параметрам инновационной активности как результата участия руководителей в программе. Кроме того, отмечено, что продуктивность программы для руководителей реализующих организаций выше, чем производственных, что объясняется спецификой их деятельности. При этом в условиях повышенной сложности проведения изменений в производстве руководители стали применять инновационный подход к сфере управления организацией, выстраиванию новых схем управления персоналом, используя полученные в ходе обучения или изобретая новые методы повышения эффективности организации.

Проведенный формирующий эксперимент доказал результативность разработанной программы и наличие позитивной динамики «прогрессивного» перехода участников программы на более высокий уровень развития инновационной активности.

Кроме того, в результате проведенного эмпирического исследования выявлена необходимость создания сообщества руководителей, позволяющего реализовать личностную потребность в развитии, обмене идеями и опытом внедрения инноваций.

На основании полученных выводов нами были сформулированы следующие научно-практические рекомендации: развитие инновационной активности руководителей российских организаций должно стать частью профессионального обучения менеджеров (в рамках повышения квалификации, дополнительного профессионального образования и т. д.) — участие в программе развития инновационной активности позволит руководителям увеличить эффективность внедрения инноваций и повысить конкурентоспобность бизнесаруководителям, принявшим участие в программе, рекомендуется внедрение изученных технологий, методов и знаний в практику бизнеса, а также реализация инновационных проектов, разработанных в ходе обучения по программе.

Перспективы дальнейших исследований в рамках психолого-акмеологического подхода к изучению инновационной активности руководителей предполагают более подробный анализ ее компонентов, психологических характеристик менеджеров всех уровней организации, обладающих высокой инновационной активностью. Кроме того, важным является изучение особенностей проявления инновационной активности в масштабах крупного российского бизнеса (специфика, отличительные особенности, стратегии внедрения инновационных решений). Необходимо расширение инструментария, позволяющего диагностировать исходный уровень инновационной активности руководителей, изучить восприятие результатов инновационной деятельности подчиненными, клиентами и партнерами по бизнесу, а также изучить возможности взаимодействия руководителей высшего звена и сотрудников компании в процессе нововведений.

Предметом дальнейшего исследования может выступать акмеологическая среда, способствующая проявлению инновационной активности и обеспечивающая оптимальное профессиональное саморазвитие руководителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании // Философские науки. 2005. № 9. — С. 101−114.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 333 с.
  3. И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование предметов»: Пособие для школьных психологов. -М.: Соборъ, 1996. 60с.
  4. Автоматический расчет t-критерия Стьюдента. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/student02.html
  5. Акмеологическая диагностика / Под ред. A.A. Деркача, Ю. В. Синягина. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 271 с.
  6. Акмеологическая концепция развития инновационной профессионально-образовательной среды / Под ред. Соловьевой Н. В. Воронеж: ВГУ, 2007.
  7. Акмеологический словарь / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. -161 с.
  8. Акмеология: Учебник. Изд-е 2-е, перераб. / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 424 с.
  9. Акмеология кадровой работы: Учебное пособие / Под ред. A.A. Деркача. -М., 2007. -132 с.
  10. А., Матвеев А. Единая среда преобразований, или швейная машинка для менеджеров // Журнал управления компанией. 2004. № 9. С. 510.
  11. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: дис.. д-ра психол. наук: Томск, 1997. 301 с.
  12. О.С. Креативная акмеология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 276 с.
  13. Л.И. Акмеологическая концепция развития инновационной профессионально-образовательной системы: монография / Л. И. Аншцева. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. — 322 с.
  14. Акмеология: Учебник. Изд-е 2-е, перераб. / Под общ. ред. A.A. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2006. 424 с.
  15. С. А. Системное проектирование ситуации совместной продуктивной деятельности (СПД) Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/101 216/
  16. И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих. — М.: РАГС, 1997.
  17. O.E. Карьера как самореализация// Персонал. 2002. № 6.
  18. Г. Л. Научные основы социальной психологии толерантности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Осипов», 2007. — 96 с.
  19. Г. Л. Социальная психология толерантности: Автореф. дисс.. док. психол. наук. Спб., 2007. 45 с.
  20. Г. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления// Управление персоналом. — 2004. № 20.
  21. Ю.Н. Синергетический механизм поведения личности в процессе совместного взаимодействия. Новосибирск, 2005.
  22. Бизнес: Инвестиции — Бизнес от и до Экономика Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.business.rin.ru
  23. E.H., Зазыкин В. Г. Прикладная психологическая диагностика для специалистов и руководителей кадровых служб. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — 88 с.
  24. E.H., Праслова Е. Л. Современная педагогика: ценности понятия смыслы: Междисциплинарный понятийно-терминологический словарь-справочник. Калуга, 1999. —126 с.
  25. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: Дис. д-ра психол. наук. М., 1989. — 395 с.
  26. A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, 1986. — 40 с.
  27. Т.В. Психологические механизмы повышения уровня активности общения: Дис. канд. психол. наук: Новосибирск, 1996. 144 с.
  28. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя — практика: Пер. с англ. — М., 1991.
  29. Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001. — 167 с.
  30. Гапоненко A. JL, Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. — 400 с.
  31. Д.Л., Иванцевич Д., Донелли-мл. Д. Х. Организации: поведение, структура, процессы/ пер. с англ. 8-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 662с.
  32. Глоссарий.ру: экономические и финансовые словари Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.encvd.vandex.ru
  33. Глоссарий.ги: Служба тематических толковых словарей. Материалы предоставлены проектом EDI-Press© 2000—2001 EDI-Press & Web Mission Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.glossarv.ru
  34. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. Изд.З. -2009.-336 с.
  35. Ю. Душа высоких технологий// Факел детям не игрушка. 2003. № 4.
  36. А. Современный человек существует в мире неопределенности Электронный ресурс., 2005. Режим доступа: http://institut.smysl.ru/article/tolerance.php
  37. И.В. Интегративная сущность творческого потенциала личности// Вопросы гуманитарных наук. — 2004. № 1.
  38. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. — М.: РАГС, 2000. 536 с.
  39. A.A. Формирование инновационной культуры и потребности субъектов непрерывного образования в профессиональном совершенствовании. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  40. A.A. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха. М.: РАГС, 2007.
  41. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеологические пути достижения профессионализма. М., 1993.
  42. A.A., Маркин В. Н., Соловьева Н. В. Культура учебного труда. — М.: Изд-во РАГС, 2004. 57 с.
  43. П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М., 1993. — 242 с.
  44. П. Маркетинг — менеджмент и стратегии. 3-е издание: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  45. В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования: Дис. д-ра психол. наук: Челябинск, 1997. 341 с.
  46. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 272 с.
  47. И.Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. М.: Academia, 2009. — 376 с.
  48. Дудченко Основы инновационной методологии. М.: Институт социологии РАН, 1996.
  49. Е.В. Психолого-акмеологические особенности раскрытия предпринимательского потенциала. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2003.
  50. М.И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с.
  51. О.Ю. «Математическая статистика для психологов» 4-е издание испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.
  52. Т.А. Инновационная деятельность преподавателей как форма развития их профессионально-педагогической компетентности: Тез. докл. на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. М.: РАГС, 2007.
  53. И.В. Роль персонала организации в обеспечении инновационной деятельности // Социальные факторы нововведений в организационных системах. -М.: ВНИИСИ, 1990.
  54. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 264 с.
  55. Т.М. Развитие акмеологической успешности руководителя. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: РАГС, 2008.
  56. И.Т. Мобилизация ресурса профессиональной креативности руководителя инновационного образовательного учреждения: дисс. .канд. пед. наук. Воронеж, 2000. — 186 с.
  57. В.Г. Менеджмент / инновация: Кадровое обеспечение. — М.: Дело, 2005.
  58. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994.
  59. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. И доп., (ГРИФ) // Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-343 с.
  60. И.А. Деятельность руководителя производственного коллектива в условиях нововведений. Автореф. дис. канд. псих. наук. — Л., 1989.
  61. Исследование проявления толерантности в социально-экономическом пространстве современной России // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. Матер, ежег. Всеросс. научно-практич. конфер. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2004. — 256 с.
  62. Е. Особенности российского топ-менеджмента Электронный ресурс. // Экономика и время. 28 Января 2008. Режим доступа: http://www.ancor.ru
  63. К., Кунин Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. Андреевой. Спб.: Питер, 2001. — 320с.
  64. В.Г. Формирование субъективности в групповой работе: Сб. Трудов ВНИИСИ. M., 1994.
  65. Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2004. 192 с.
  66. Л.И. Акмеология субъекта профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред A.A. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2007.-88 с.
  67. М.В. Акмеологические основания развития инновационной культуры кадров управления. М.: РАГС, 2006. — 215 с.
  68. A.B. «Экспертиза инновационной деятельности»: Тез. докл. на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. -М.: РАГС.
  69. О.В. Определение понятия инновационное поведение Электронный ресурс. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content soc/
  70. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., 1995.
  71. В.А. Психолого-акмеологические особенности динамики Я-концепции кадров управления: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2006.
  72. В.Ф. Дифференциально-акмеологические особенности развития кадров управления: Автореф. дисс.. .канд. психол. наук. М., 2006. У141 '
  73. Корпоративная культура и лидерство / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 160 с. — (Серия «Дайджест McKinsey»)
  74. Е.А. Креативность в структуре личности менеджеров. Пермь: ПТУ, 1999.
  75. Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2000. 472 с.
  76. P.JI. Если Вы — руководитель. Элементы психологии в повседневной работе. М., 1993.
  77. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. -М.: «Ось-89», 1998. — 208 с.
  78. Культура учебного труда: Учебное пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. -М.: Изд-во РАГС, 2006. 132 с.
  79. М.М. Роль инновационного типа конкурентного поведения в обеспечении конкурентоспособности субъектов предпринимательства: Автореф. дис. канд. экон. Наук. М., Моск. фин.-промыш. акад., 2007. 24 с.
  80. Н.С. Дефицитарные нарушения психической активности (Личность и болезнь): Дис. д-ра психол. наук: М., 1998. 415 с.
  81. И.Д. Практический менеджмент: Секреты современного бизнеса. — М., 1992.
  82. И.Л. Оптимизация развития творческого потенциала государственных служащих средствами акмеологического тренинга: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2006.
  83. Л.Ф. Формирование единого видения развития организации / Справочник по управлению персоналом. — 2003. № 2. С. 13−22.
  84. В.А. Акмеологические особенности развития профессионального творчества руководителя. — М.: РАГС, 2004. — 262 с.
  85. Лук А.Н. Творчество// Наука и жизнь. 1973. — № 1. — С. 76−80- № 2. — С. 7983.
  86. Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности Электронный ресурс. Автореф. дисс. к.п.н. СПб., 1998. Режим доступа: http://auditorium.ru
  87. В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. 5-е изд-е. — Спб.: Изд-во «Питер», 2007. 192 с.
  88. Н. Рынок топ-менеджмента в России Электронный ресурс., 2008. Режим доступа: http://www.rb.ru
  89. В.Н. «Личность как деятель-субъект» // Акмеология. Научно-практический журнал. — 2007. № 3.
  90. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация. М.: Изд-во РАГС, 2004. —453 с.
  91. В. Новый порядок // Топ-менеджер. Социальный выпуск. — 2003. № 1. С. 294−299.
  92. С.Д. Профессионалы в управлении. — Л., 1991.
  93. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. — М.: РАГС, 1994.
  94. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2002.-704 с.
  95. Методическое пособие по основам научно-исследовательской работы студентов / Щеголев В. В., Баранов Н. Н. Калуга: Авторы, 2002. — 57 с.
  96. Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М.: 1993. — 85с.
  97. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. — СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  98. А. Сделано в Японии. М., 1990.
  99. О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности: Учебное пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. 350 с.
  100. Г. С., Сливкин Ю. Н. Психология менеджмента // Вестник ЛГУ. -1991. Сер.6. Вып.2.
  101. Новые тенденции в управлении / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 184 с. (Серия «Дайджест McKinsey»)
  102. И., Такеучи X. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. — М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  103. A.C. Креативно-личностное развитие управленческих кадров в условиях дифференцированного обучения. — М.: РАГС, 2006.
  104. К.В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся: Дисс. док. пед. н. М.: РАГС, 2008. 515 с.
  105. ., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс: Пер. с англ. — М.: Издательский Дом «Альпина», 2001. — 218 с.
  106. Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 6. — С. 38−50.
  107. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под. Ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
  108. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
  109. Программа «Руководитель XXI века»: официальный сайт консалтингового агентства «А-линиЯ» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.a-line-art.com
  110. Л.Б. Психологические механизмы развития познавательной активности учащихся: Дис— канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 157 с.
  111. Психологический словарь / Под. общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  112. Психология управления: Курс лекций/ Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокашанцев, В. М. Николаенко. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. — 150 с.
  113. Пуфаль-Струзик И. Структурно-иерархическая модель творческой активности личности: Дис. д-ра психол. наук. М., 2003. 357 с.
  114. Т. Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта: Дис. д-ра психол. наук. Сочи, 2003. 330 с.
  115. С., Сейтель Ф. Мудрая идея. От замысла к успешным инновациям (Idea Wise). Спб: Питер, 2002, серия «Деловой бестселлер».
  116. В.А. Управление изменениями и организационное поведение. Рабочая тетрадь. Калуга, 2006. — 35 с.
  117. С.Л. Основы общей психологии. — Спб.: Питер, 2003. — 720 с.
  118. З.П., Соломатина И. А. Управление организацией: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2000. 669 с.
  119. А.М. Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000.
  120. Л. М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития: особенности, условия развития: Дис.. д-ра психол. наук. Москва, 2007. 293 с.
  121. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. — М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 1999. — 408 с.
  122. В.В. Мотивация труда специалистов, занятых инновационной деятельностью, СПб, 1997. — 128 с.
  123. Ю.В. Психология закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. — М.: РАГС, 1996. — 118 с.
  124. А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга программно-целевой направленности. М., 1995.
  125. Словари Яндекса Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slovari.yandex.ru/dict/psvcЫex2/article/PS2/
  126. О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 256 с.
  127. О. С. Социальная психология инноваций (Основания, исследования, проблемы): Дис. д-ра психол. наук: СПб., 1998. 315 с.
  128. Р.Л., Джонсон Х. Х., Билл М. К. Экспериментальная психология: Практический курс. — Спб.: Прайм — Еврознак, 2001. — 528 с.
  129. В.Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению. Методическое пособие. — Самара: Изд-во СамИКП СНЦ РАН, 2002. — 56 с.
  130. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.-120 с.
  131. Социально-психологические методы практической работы, в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990.
  132. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. М.: Луч, 1993. — 63 с.
  133. Л. А. Развитие ауто-психологической компетентности государственных служащих. М.: РАГС, 2003.
  134. В.Н. Зависимость деятельности управленческих кадров от уровня их профессионального творчества. — М.: РАГС, 1998.
  135. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб. Пособие. 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 272 с.
  136. В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: Учебник для вузов/ В. Ф. Уколов, В. А. Галайда, С. С. Мазин. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 400 с.
  137. Э.А. Бизнес-реинжиниринг. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. 224 с.
  138. Э.А. Профессия менеджер. М.: Экономика, 2002. — 298 с.
  139. Р. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности //Управление персоналом.— 2000. № 1.
  140. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209~ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 4427 от 31 июля 2007 г.
  141. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
  142. С.Р. Лидерство и практика: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9 «Лидерство и практические навыки менеджера». М.: «ИНФРА-М», 1999. — 328 с.
  143. Э.Х. Организационная культура и лидерство. / Пер. с англ. Под ред. В. А. Спивака. СПб: Питер, 2002. — 336 с.
  144. М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Издательский дом «Бахран-М», 2001. — 224 с.
  145. С. Подходы к оценке устойчивости развития человеческого потенциала//Управление персоналом. 2004. № 4.
  146. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романков Л. И. Инновационное образование // Высшее образование в России. 1994. № 2. — С. 20.
  147. И.А. Инновационные технологии или технологии инновационной деятельности?// Управление персоналом. — 2004. № 14.
  148. Buytendijk F. Performance leadership. The next Practices to Motivate Your People, Align Stakeholders, and Lead Your Industry. USA: McGraw-Kill, 2009. -302 p.
  149. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. New York: HarperCollins, 1997.
  150. Gier G. Creativity: 'out of box thinking'. The Hague: Riff Advies -Geldermalsen, 2009. — 144 p.
  151. Morar V. Entrepreneurship. Netherlands-Russian Management training programme. The Hague, 2009. — 59 p.
  152. Simons R. Levels of Control: How Managers Use Innovative Control Systems to Drive Strategic Renewal. Boston: Harvard Business School Press, 1995.
  153. The Magazine #31. 2009 Imagine. Create. Innovate. European Community, 2009.
Заполнить форму текущей работой