Актуальность исследования.
Политико — экономические преобразования, переход к рыночной экономике и правовому государству привели к значительным социальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности российского общества. На данном этапе развития общество как никогда заинтересовано в стабильном и эффективном функционировании всех своих систем. Главным же условием стабильного функционирования и устойчивости развития любой социальной системы является эффективность управления всеми ее составляющими.
В настоящее время особое значение приобретает задача поиска новых путей повышения эффективности производства, одним из аспектов которой является учет тендерной специфики функций управления. Одним из факторов, способствующих положительному решению этой проблемы, является активная интеграция женщин в сферу управления социальными системами.
Социальные науки длительное время не уделяли должного внимания половой дифференциации при изучении различных аспектов социальных явлений, не учитывалась их тендерная составляющая. Однако в последние десятилетия проблема половой дифференциации и межполового взаимодействия заняла в мировой науке достойное место, ибо она затрагивает важнейшие сферы знаний о человеке: психологию, социологию, демографию, медицину, право, мораль и многие другие.
В современной научной терминологии появилось и прочно закрепилось понятие «тендер», обозначающее социальный пол человека. Если термин «пол» имеет отношение к физическим, биологическим различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «тендер» касается их психологических, социальных и культурных особенностей. Э. Гидденс отмечает, что «разграничение пола и тендера является фундаментальным, так как многие различия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе"1 Тендер — это социальная конструкцияона не является неизменной и специфична для различных исторических эпох и культур. Тендер взаимодействует с иными социальными признаками, такими, например, как раса, этнос, возраст, образование, социальное положение. В конечном счете, «именно тендер как социальный конструкт определяет социальные роли, которые должны играть в обществе мужчины и женщины» Вместе с тем, при анализе факторов экономического развития понятие «гендер» стало использоваться академической наукой лишь недавно. Первоначально исследователи обратили внимание на анализ влияния макроэкономики на тендерные отношения, а затем — на воздействие тендерной асимметрии на экономическое развитие.
В каждом социуме имеются собственные тендерные идеалы, в которых воплощены культурные представления о женском и мужском поведении, о желательных женских и мужских психологических качествах. Под тендерными стереотипами в социологии принято понимать представление о тендерных ролях, допустимых в данной культуре. По своему содержанию тендерные стереотипы можно разделить на три группы.
Первая группа тендерных стереотипов описывает закрепление семейных и профессиональных ролей в соответствии с биологически полом. Для женщин главными ролями являются семейные, для мужчинпрофессиональные. Через призму этих ролей осуществляется оценка достижений индивида: мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по качеству их семейной жизни и наличию детей.
Римашевская Н. М. Гендер и макроэкономика: теоретические аспекты. / Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М. РАН, МЦГИ, 2002. С. 23. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 176.
Вторая группа тендерных стереотипов указывает на различия в содержании труда. Женский труд связывается с экспрессивной сферой деятельности, мужской — с инструментальной. В соответствии с этими представлениями женскому труду приписывается исполнительский, обслуживающий, рутинный характер, в то время как мужской труд является руководящим, созидающим, творческим. На распространение данного стереотипа большое влияние оказала широко известная концепция «естественной» взаимодеятельности полов Т. Парсонса и Р.Бейлза.
Третья группа тендерных стереотипов касается стереотипов маскулинности и феминности. Мужчинам и женщинам приписывается обладание определенными физическими, психологическими и поведенческими характеристиками. Стереотипы маскулинности и феминности — это соционормативные представления об этих характеристиках, они обозначают культурно-символический смысл «женского» и «мужского». Обычно маскулинность отождествляется с активно — творческим, культурным началом, а феминность — с пассивнорепродуктивным, природным.
Таким образом, каждый социум культивирует «женщину» и «мужчину» в соответствии с тендерными стереотипами, отвечающими его культурным традициям. В любом обществе динамика социальнопсихологических процессов определяется взаимодействием, с одной стороны, объективно существующих экономических, политических, социальных и других факторов, являющихся внешними по отношению к данным процессам, с другой стороны, субъективных социальнопсихологических факторов, присущих личности, малой или большой группе. Причем внутренние и внешние факторы рассматриваются как равноценные детерминанты социально-психологической динамики, в равной мере влияющие на ее развитие.
2 Римашевская Н. М. Тендер и макроэкономика. М., РАН, МЦГИ, 2002. С. 24.
В настоящее время можно говорить о выделении тендерной социологии и тендерной экономики в самостоятельное научное направление. Социологический анализ тендерных отношений начался совсем недавно, хотя социологи обсуждали проблемы женщин, начиная уже с середины XX века.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы тендерной экономики в современной России и их постановка в научном и практическом измерении весьма актуальны и могут дать новые ресурсы для будущего экономического развития страны. Они важны для властных структур всех уровней, которые, «должны осознать: экономический рост обеспечивается реальными экономическими субъектами, имеющими свои стратегии поведения, свои мотивы, ценности, культурные нормы. Гендерный ракурс рассмотрения этих процессов может помочь в избавлении от привычных ошибок «усредненных обобщений», а, значит, приблизить к более адекватному отражению процессов, происходящих в реальной экономической среде"3.
Именно поэтому тендерная экономика должна опираться на подходы, позволяющие понять, как тендерные различия влияют на деловую активность тех или иных субъектов рыночной экономики, какие тендерные модели достижения успеха в бизнесе существуют и как они трансформируются со временем.
В русле сказанного наибольший интерес представляют исследования, включающие в себя анализ моделей лидерства в экономике мужчин и женщин, успешно действующих в рыночной среде, особенностей мужского и женского менеджмента, различий в деловых стратегиях. В работах,.
3 Чирикова А. Е. Женское предпринимательство в России: концептуальные подходы и направления исследований. // Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., РАН, МЦГИ, 2002. С. 234. посвященных данной проблеме (работы А. Е. Чириковой, И. Грошева, О. Н. Кричевской, М. А. Ревиной, Г. Г. Силласте, O.K. Самарцевой, Т. А. Фоминой, И. О. Тюриной, Ю. В. Тотьмяниной,.
В.А.Суковатой.А. В. Чернобровкиной, Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной, Е.И.Калининой)4 справедливо отмечается, что есть серьезные основания считать, что фаза «бесполого бизнеса» в России существенно затянулась. Пришло время переосмыслить место и роль мужчин и женщин в формировании новых рыночных структур. Особое место в исследовании этих процессов должно принадлежать общим проблемам становления женского предпринимательства. Среди них — особенности делового поведения женщин — директоров, возглавляющих акционерные общества.
Возможности женщин в сфере экономики и бизнеса наиболее последовательно изучаются американскими экономистами, социологами и.
4 Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы. М., 1998.
Силласте Г. Г. Женские элиты России: эволюция и особенность. М., 1993.
Силласте Г. Г. Гендерная ассиметрия как фактор социально-профессиональной мобильности специалистов финансово-банковской сферы в условиях перехода к рынку. (Методология и методика социологического исследования). М., 2002.
Силласте Г. Г. Тендерная ассиметрия в Российской системе высшего образования. (Методология и методика социологического исследования). М., 2002.
Бабаева JI.B. Женщины России в условиях социального перелома. М., 1996.
Самарцева O.K. Фомина Т. А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса. // Социс, 2000, № 11.
Чернобровкина А. В. Тендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности. М., 2000,.
Суковатая В.А. Бизнес-леди: мифы и реальность. // Социс. 2002, № 11.
Калинина Е. И. Женщина и управление: формула успеха. СПб, 2000.
Трошев И. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений. // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 8.
Здравомыслова Е.А., Темкина А. А. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии. // Социс, 2000, № 1.
Тюрина И. О. Тендерные аспекты занятости и управления. // Социс. 2002, № 11.
Ревина М. А. Тендерная идентификация в управленческой деятельности. Автореф. дис. .канд .соц. наук. М., 2001. социальными психологами (работы Дж. Стоккарда, М. Джонсона, Р. Ангер, Е. Маккоби, К. Джеклин, А. Эрхард, С. Бэм и др.).
В России же проблемы женского предпринимательства не получили статуса социально значимых и их исследования не носят пока системного характера.
Однако процессы, происходящие в настоящее время в России, позволяют говорить о том, что женщины, адаптированные к системе рыночных отношений и имеющие склонности к лидерству, достаточно успешно справляются с ролью топ-менеджера в различных фирмах. Число предприятий, возглавляемых женщинами, растет и, по мнению экспертов, их численность будет расти и далее. Поэтому сегодня не только важно, но и необходимо по — иному воспринимать меняющийся статус руководителя, так как женщины не только догнали мужчин в овладении технологиями успешного менеджмента, но и выработали собственные технологии, адекватные неопределенным условиям, в которых существует современный бизнес.
Говоря о выделении тендерной социологии в самостоятельное научное направление, следует отметить, что российские ученые стремятся выйти на новый уровень осмысления данной проблематики. Проблемы тендерной идентификации и дифференциации активно разрабатываются такими российскими исследователями как Н. И. Ажгихина, О. Воронина, О. Здравомыслова, Т. Клименкова, М. Малышева, З. Хоткина и др. Изучением социально-психологических характеристик российских женщинпредпринимателей занимаются В. Бабаева, С. Барсукова, Г. Силласте, А. Чирикова и др. Следует отметить, что систематическое изучение данной проблемы находится на начальном этапе развития, а исследования управленческой деятельности с позиций тендерного подхода немногочисленны и носят локальный характер.
Анализируя проблему тендерной идентификации и дифференциации, следует рассматривать ее в развитии, в связи с временными этапами становления российского женского предпринимательства. Наиболее глубоко и всесторонне данная проблема отражена в исследованиях А. Е. Чириковой 5 которые относятся к концу 90-х годов XX столетия. Автор отмечает, что при изучении лидеров российского предпринимательства традиционно объектом внимания исследователей становились лидеры — мужчины. Это объяснялось, с одной стороны, объективными причинами: в России бизнес имел выраженный «мужской профиль», с другой, — субъективно исследователями недостаточно учитывался собственно «женский вклад» в становление крупного российского предпринимательства. Этот факт нельзя было считать обоснованным, так как женское предпринимательство в России было уже весьма многообразным по форме и способам бизнеса (из 200 предприятий бизнеса около 20% возглавляли женщины — менеджеры.) Таким образом, бизнес с «женским лицом» стал возможным в России того времени даже в условиях нестабильной экономики. Активно выделяются личностные качества женщин, помогающие им успешно справляться с весьма сложными задачами в бизнесе: коммуникабельность, эмоциональная ориентация на клиента, умение устанавливать доверительные отношения, нежелание победы любой ценой и др. Анализ общемировых тенденций обозначенной проблемы, свидетельствует о том, что женский бизнес в конце XX столетия уже являлся в развитых странах Запада мощной экономической силой, способствующей процветанию, например, США, где свыше 30% объектов малого бизнеса находилось в руках женщин. Можно предположить, что в России эти процессы идут сходным образом, но отсутствие аналитических материалов не дает возможности утверждать это определенно.
5 Чирикова А. Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997.
Исследования обозначенной проблемы проводилось И.Грошевым.6 Изучая типовые и индивидуальные особенности принимающей решение личности, автор также отметил увеличение количества женщин в управленческих структурах различных уровней и числа принимаемых ими решений. Он также рассмотрел имеющийся продуктивный зарубежный опыт исследования психологии различий между мужчинами и женщинами в тех или иных видах профессиональной деятельности и невозможность его переноса на российскую почву, так как, по мнению автора, наши соотечественники, в том числе и руководители, формировались в условиях иной социальной среды, иной экономики, иного пути становления общества, иных навыков и способов осуществления потенциальных и реальных возможностей выбора видов профессиональной деятельности. Подчеркивая значимость исследования проблемы, связанной с полом принимающего решения работника, И. Грошев акцентировал внимание на ее недостаточной изученности и посвятил ряд работ исследованию психических особенностей мужчин и женщин, принимающих управленческое решение в условиях неопределенности и риска.
Самый конец 90-х годов (1998; 99 годы) ознаменован еще большим интересом к проблеме тендерной идентификации. Монографическое исследование А. К. Чириковой 7 подчеркивает стремительное проникновение российских женщин в новые сектора российской экономики, однако их численность пока остается неоправданно низкой. Эксперты по проблемам развития предпринимательства (в частности И. Бунин) объясняли этот факт тем, что успеха в деле добиваются люди с сильным, даже агрессивным началом, поэтому российское предпринимательство сохраняет традиционно маскулинные черты. И даже если женщина попадает в высшие сферы управления предприятия, она обладает твердым, отчасти мужским.
6 Грошев И. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений. // www.tgtu.ru характером.8 Отмечая трансформацию полоролевых стереотипов к концу XX столетия, А. Е. Чирикова оптимистично отмечает, что постепенно в России формируется особый слой женской предпринимательской элиты, ежедневно разрушающей стереотипы массового сознания, несмотря на все трудности, женщины берут на себя «бремя лидерства», и, как правило, справляются с ним. Это не означает, что им не свойственны ограничения, отмеченные специалистами по психологии менеджмента Дж. Виткиным, С. Картером, М. Хеннингом и А. Жарденом (женщины в среднем гораздо позже мужчин начинают заботиться о личной карьере, они более эмоциональны, их настроение в большей степени подчинено физиологическим процессам, и поэтому они не так хорошо, как мужчины умеют управлять собой, обидчивость, болезненная реакция на критику, уязвимость, излишня амбициозность, стремление перекладывать вину за свои ошибки на окружающих, узость кругозора и т. д.) 9 Исследуя концептуальные и эмпирические закономерности существования этих стереотипов, автор справедливо отмечает, что данные приводимых исследований должны убедить любого, что женщине практически невозможно справиться с давлением внешних и внутренних обстоятельств в стремлении достигнуть профессиональной карьеры или лидирующих позиций, да еще в тех условиях, когда царит всеобщая уверенность в том, что «женщины имеют низкие стартовые возможности по сравнению с мужчинами для занятия лидирующих позиций. Эта мысль звучит почти во всех исследованиях последнего пятилетия, где обсуждается этот вопрос». 10 И все же давление стереотипов, о котором так много писали российские и западные специалисты, в условиях России конца XX века постепенно смягчатся и.
7 Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы М., 1998.
8 Бунин И. Российские предприниматели. 40 историй успеха. М., ОКО, 1998.'.
9 Фаткин J1.B. Психология деловой женщины: мифы и реальность// «Женщины в малом предпринимательстве». /Материалы международной научно-практической конференции Академии русских предпринимателей. М., 1998.
10 Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы. М., 1998. С. 38. сменяется в динамичных группах на модели поведения, которые позволяют выживать в условиях нестабильной и непредсказуемой экономики. В работах данного периода ставится цель расширить теоретические представления об эффективных моделях женского менеджмента в российской деловой среде, провести сравнительно-сопоставительный анализ мужского и женского лидерства, описать особенности женского лидерства. Результаты исследований позволяют поставить новые научные проблемы женского лидерства, которые будут изучаться уже в XXI веке.
Вывод, к которому приходят авторы исследования сводится к тому, что «вряд ли правомерно рассуждать о психологических преимуществах мужчины как лидера, по сравнению с женщиной, хотя бы оттого, что пользуются они разными стратегиями достижения успеха и формируют пусть не совпадающий полностью, но соизмеримый потенциал личностных и деловых качеств, независимо от характеристик пола» п.
Таким образом, конец XX столетия ознаменован постепенным наступлением «мягкого менеджмента». Путь, проделанный «в мир женского.
12 предпринимательства" России позволяет утверждать: женский бизнес на пороге «тихой революции», для осуществления которой необходима поддержка государства и смена действующих стереотипов массового сознания, господствующих в обществе.
Начало XXI столетия открывает новую страницу в исследовании проблемы тендерной идентификации и дифференциации. Даже по заголовкам опубликованных работ можно сделать вывод о меняющихся тендерных стереотипах в обществе и об эффективности женского.
11 Там же. С. 116.
12 В данной работе используется термин «предприниматель» (собственник, осуществляющий хозяйственную деятельность на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли, обеспечивающей самореализацию и самоутверждение личности) для рассмотрения исторических аспектов формирования современной женщины — руководителя, В контексте же непосредственного исследования проблемы используется термин «менеджер» (как директор, руководитель, администратор) и, в основном, собственно «руководитель» (как лицо, на которое возложены менеджмента (в этом уже меньше сомневающихся) в экономике. Отмечается значительный рост числа женщин, занимающих лидирующие позиции в фирмах, но по экономическим показателям и по численности работающих предприятия, которыми руководят женщины, уступают «мужским». Исследуя данный феномен, авторы еще раз возвращаются к проблеме отличия женского менеджмента от мужского и приходят к выводу о преимуществе женского менеджмента. Причина этого — особенности технологий женщин — руководителей, ориентированных «прежде всего на хорошее личное знание всего персонала фирмы и на интуитивные стратегии принятия ключевых решений в фирме» 14Анализируя эти технологии, авторы приходят к выводу, что управленческие технологии женщин топ менеджеров, несмотря на кажущуюся им самим мягкость, отличаются рациональностью и последовательностью, сопоставимыми с мужским менеджментом.
Интерес к анализируемой проблеме обозначен и в работах О. К. Самарцевой и Т.А.Фоминой15, где проводится сравнительный анализ особенностей стилей женского управления по сравнению с мужским, изучается организационная культура фирм, руководимых женщинами. Выводы по исследованию сводятся к тому, что женщины несколько опережают мужчин не только в традиционных сферах деятельности, но и в «интеллектуальном» бизнесе. Выводы, сделанные авторами, свидетельствуют о том, что полоролевая конструкция при восприятии и анализе менеджмента в российских фирмах явно нуждается в концептуальном пересмотре. Переосмыслению в первую очередь должны быть подвергнуты устоявшиеся как в массовом сознании, так и в среде аналитиков представления, что женщина обладает меньшими лидерскими функции управления коллективом и организации его деятельности).
Чирикова А.Е. О. Н. Кричевская «Женщина — руководитель. Деловые стратегии и образ «Я».// Социс. 2000, № 11.
14 Там же. С. 45.
15 Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса. //Социс. 2000. № 11. возможностями при управлении фирмой по сравнению с мужчинамируководителями. Как показали результаты исследований, женщина обладает гораздо большим репертуаром управленческих стратегий по сравнению с мужчиной — руководителем и пользуется ими более избирательно. Мужчины при этом активно используют традиционно женские технологии, демонстрируя порой более женские модели управления, чем сами женщиныруководители. Все это может привести к тому, что женщины в скором будущем, с их большей гибкостью и склонностью к компромиссам, завоюют большее пространство лидерства в России, чем это можно было предположить, сохраняя традиционные представления о женских перспективах.
Исследованию проблемы тендерной идентификации посвящена работа Ревиной М.А.16 Автор ставит цель — изучение тендерной специфики управленческой деятельности в современном российском обществе. Однако поставленная цель реализуется поверхностно и односторонне. Далее исследуются основные черты современного общества, способствующие развитию женского менеджмента (в основном выводы по работам Г. Г.Силласте). Автор отмечает отсутствие интереса к проблемам становления женской бизнес — элиты на общественном и государственном уровне, что приводит к отсутствию ясного и четкого представления о процессах, происходящих в этой сфере. С этим утверждением нельзя согласиться, так как именно в конце 90-х годов XX века и начале XXI века, судя по количеству публикаций, наблюдается всплеск интереса исследователей (социологов, психологов, экономистов) к проблеме феномена женского менеджмента в России. Материалы исследования о тендерных различиях в стилях управления: «мужская» и «женская» модели управления, к сожалению, не раскрывают всего богатства и разнообразия женского стиля управления. Автор опирается на высказывание И. Бунина, относящееся к.
16 Ревина М. А. Тендерная идентификация управленческой деятельности М., 2001. концу 90-х годов прошлого столетия, что «России переход к мягкому менеджменту пока не грозит», в то время как начало нового века, по мнению многочисленных исследователей, уже ознаменовано явлением «бизнеса с женским лицом».
1 7.
И, наконец, публикации 2004 года настаивают на участии женщиндиректоров в работах Советов директоров: «Вклад женщин — директоров, чей менталитет ориентирован на долгосрочные перспективы развития бизнеса, может быть полезен для придания нового импульса эффективности советам директоров. Кроме того, женщины — директора могут способствовать внедрению этических правил и принципов корпоративной социальной.
1R ответственности в деятельность российских компаний". Международные исследования, отмечается в Отчете, показали важность участия женщиндиректоров в работе совета директоров. Как утверждают американские эксперты, женщина — лидер становится залогом финансового успеха компании. Исследование, проведенное американской консалтинговой фирмой Catalyst, показывает, что чем больше женщин представлено среди высшего руководства фирмы, тем большего финансового успеха добивается компания.19.
Анализ публикаций по проблеме управленческого решения (работы.
А.Л.Ломакина, Б. Г. Литвака, В. П. Пугачева, В. Б. Ременникова, К. В. Балдина,.
С.Н.Воробьева, В. Б. Уткина, Эриха Кихлера, Андреа Шрота и др.) показал, что принятие эффективных решений является наиболее важным условием существования и развития организации. В настоящее время процесс.
Отчет Ассоциации Независимых Директоров о результатах исследования «Сбалансированность советов директоров российских компаний: профессионализм, состав, резервы развития» (www. nand. rv.), Женщина как конкурентное преимущество// Ведомости, 29 января 2004 годаwww.catalystwomen. orgЕ.Романова. Женщина приносит бизнесу удачу. // РБК — дейли от 02. 2204.
18 Там же. С.З.
19 Там же. С. 4.
20Кирхлер Э., А. Шротт А. Принятие решений в организациях. (Пер. с нем.) Харьков, 2004. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. М., 2004. Балдин К. В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения. М., 2004, Ременников В. Б. Управленческие решения. М., 2005, Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М., 2002, Ломакин А. Л. Управленческие решения. М., 2005. принятия управленческого решения впервые стал рассматриваться как самостоятельный управленческий акт. В работах указанных авторов подчеркивается мысль, что эффективное управленческое решение является сплавом профессионализма руководителя и его искусства управленца, поскольку принятие решений является одновременно наукой и искусством. В русле избранной нами проблемы исследования важно выявить эти черты профессионализма в процессе принятия управленческого решения женщинами и мужчинами — руководителями.
Таким образом, анализ публикаций по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
XXI век требует переосмысления многих управленческих концепций и технологий. В условиях реформирования политической, социальной и экономической сфер общества поновому ставится проблема управленческой деятельности руководителей всех уровней с целью эффективного использования человеческих, материальных, финансовых и других ресурсов.
Избранная проблема исследования весьма актуальна особенно в настоящее время в связи увеличением количества женщин в управленческих структурах различных уровней и числа принимаемых ими решений. Соотношение прав и реального участия женщин в управлении — тема, которая в последнее время все больше привлекает внимание общества. В настоящее время тема участия женщин в процессе управления особенно актуальна и придает анализу тендерного поведения теоретическую и политическую значимость.
В настоящее время довольно много работ посвящено изучению влияния типовых и индивидуальных особенностей принимающей решение личности, однако проблемы, связанные с тендерной спецификой разработки и принятия управленческого решения руководителем изучены недостаточно. Проанализировав особенности женщин и мужчин при выполнении данной стержневой для руководителя профессиональной функции, можно ее диагностировать, обучать ей и осуществлять коррекцию.
Многие ученые — психологи рассматривают управление как искусство, связанное со способностью руководителя решать управленческие задачи неповторимо и оригинально. В связи с этим при рассмотрении актуальных проблем современной управленческой деятельности особенно важным является анализ тендерной специфики принятия управленческого решения, так как именно процессы принятия управленческих решений занимают в структуре менеджмента центральное, иерархически главное место.
Проблему тендерной идентификации и дифференциации управленческих функций необходимо рассматривать в развитии, в соответствии с этапами вхождения женщин в бизнес.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что в настоящее время по-новому ставится проблема управленческой деятельности всех уровней с целью эффективного использования человеческих ресурсов, увеличилось количество женщин в управленческой структуре. Отсюда проблема участия женщин в процессе управления особенно актуальна и придает анализу тендерного поведения новую теоретическую и практическую значимость. В то же время, как следует из анализа публикаций, данная проблема не разработана достаточно глубоко и разносторонне: имеются работы, рассматривающие процесс женского" управления в общих чертах 21 или в чисто психологическом 22 аспекте. Необходимость исследования тендерной специфики основной управленческой функции современного руководителя и отсутствие на.
Диссертационное исследование Ревиной М. А. «Гендерная идентификация в управленческой деятельности» М., 2001, работа Т. Г. Малютиной «Отличительные черты женского предпринимательства в России». М., 2001, работа Э. А. Понуждаева «Основы гендерологии (философия, стратегия и практика управления персоналом. М., 2003 и др.
Диссертационное исследование Чернобровкиной А. В. «Гендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности. М., 2000, работа Качаловой С. М. «Коммуникативная культура женщины — руководителя. Липецк., 2003, и др. сегодня работ, посвященных данной проблеме определило направление нашей работы, ее объект, предмет, цели, задачи и методы.
Объектом исследования в данной работе является руководитель и его деятельность.
Предмет исследования — тендерная специфика управленческих решений руководителя.
Цель исследования состоит в изучении тендерной специфики управленческой деятельности в современном российском обществе и разработке рекомендаций по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ работ по проблеме тендерной дифференциации и управленческих функций руководителя (в частности, принятия решения),.
• рассмотреть основные компоненты тендерной идентификации и дифференциации,.
• изучить степень проявления тендерных особенностей личности на различных уровнях управленческой деятельности,.
• проанализировать тендерную специфику принятия управленческого решения мужчинами и женщинами — руководителями,.
• рассмотреть социально-психологические особенности женщинруководителей,.
• оценить управленческий потенциал и перспективы развития «женского» стиля управления в условиях современного российского общества.
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили общенаучные принципы познания социальных явлений, а также научные труды российских и зарубежных специалистов по проблеме исследования.
Исследование опирается на общенаучные принципы изучения социальных явлений: принцип системности, целостности, противоречивости развития. Методологическую базу диссертационного исследования составляют фундаментальные принципы отечественной и зарубежной теории социологии управления, социально-психологические концепции тендерных исследований.
Эмпирической базой исследования послужили:
Вторичный анализ исследования Ассоциации Независимых Директоров, посвященный сбалансированности советов директоров российских компаний в области профессионализма, состава, резервов.
23 развития (2004г.) В ходе исследования были изучены мнения руководителей высшего звена: председателей советов директоров, членов советов директоров, топ-менеджеров и др. Данные для исследования были получены в результате ответов на вопросы Анкеты Исследования, разработанной экспертами Ассоциации. Среди респондентов — 58% женщин, 42% мужчин. Респонденты в большинстве (84%) относятся к руководящему составу компаний: члены советов директоров — 14%, генеральные директора -17%, члены правления — 42%.
Вторичный анализ социологического исследования, проведенного в рамках Международного института «Женщина и управление» Е. И. Калининой (2000 г).24 Основой методики исследования явились глубинные интервью (18 женщин-руководителей) и тестирование мужчин и женщин-руководителей разного ранга. С помощью теста Тимоти Лири.
Отчет Ассоциации Независимых Директоров о результатах и следования «Сбалансированность советов директоров российских компаний: профессионализм, состав, резервы развития», (www.nand. Ru.
24 Калинина Е. И. Женщина и управление: формула успеха. СПб, 2000. изучались устойчивые психологические свойства, определяющие социальное поведение человека и взаимоотношения в малых группах.
Вторичный анализ исследования И. Грошева (2000г.), относящегося к типу корреляционного эксперимента.25 Для анализа процесса принятия решения был выбран и доработан вопросник В. Кочеткова и И.Скотниковой. Его содержание составили 23 типичные ситуации, в том числе и производственные, допускающие принятие разнообразных по стилю решений. Исследованием охвачено 135 руководителей разного ранга — 67 мужчин и 68 женщин, причем была обеспечена как вертикальная, так и горизонтальная репрезентативность выборки. При обработке данных использовались методы корреляционного и факторного анализа.
Вторичный анализ исследования со сложной композиционной структурой А. Е. Чириковой (1999;2003г.)26, целью которого было выявление особенностей стиля женского менеджмента. Изучение стилей и стратегий управления женщин-менеджеров строилось на двух основных методических приемах: а) метод мягкого интервью, используемый для выявления специфики женского менеджмента в оценках самих руководительницб) анкетный опрос управленческой команды и персонала фирмы об уровне удовлетворенности руководством и особенностях женщины-руководителя. В процессе мягкого интервью диалог концентрировался вокруг четырех основных фокусов: особенности менеджмента в современных условияхоптимальные стратегии и стили управления, способствующие успеху фирмыоценка собственного стиля управления и его успешности для деятельности.
9 S.
Грошев И. Мужчины и женщины как руководители // www.tgtu.ru.
2бЧирикова А. Е. Женщина во главе фирмы. М., 1999. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1999. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний. // Социс. 2003, № 1. А. Е. Чирикова и О. Н. Кричевская Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ"Я". //Социс.2000. № 11.
25.Самарцева О. К., Фомина А. К. .Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса. //Социс.2000. № 11. фирмыоценка степени эффективности менеджмента со стороны персонала и управленческой команды.
Анкетный опрос включал в себя оценку уровня удовлетворенности стилем руководства со стороны персонала и команды, оценку образа эффективного менеджера в сопоставлении с качествами реального руководства, оценку распространенности тех или иных технологий в деятельности женщины топ-менеджера.
В выборку вошли 35 женщин-руководителей частных компаний Москвы, с которыми были проведены интервью. Численность персонала в этих фирмах составляла от 15 до 87 человек. В 10 фирмах был проведен анкетный опрос членов управленческих команд и персонала. Всего в опросе приняло участие 148 человек — 84 женщины и 64 мужчины.
Исследование строилось на основе тройной модели координат: актуализация-экспертиза-верификация, предполагающей исходный высокий уровень рефлексии у респондентов (исследование — актуализацияотражение процессов, происходящих в реальности, а не в голове исследователяисследование — экспертиза, где центральным становится фигура эксперта-исследователя и его видение ситуации, его «персональное предположение" — исследование — верификация — модель вторичного исследования, которая может входить составной частью в исследование по типу актуализации или экспертизы с целью контроля надежности, позволяющего верифицировать те или иные гипотезы).
Вторичный анализ исследования, проведенного О. К. Самарцевой и Т. А. Фоминой (2000г) В данном исследовании ставились задачи изучения особенностей стилейуправления, которые демонстрируют женщины-руководители, проводился сравнительный анализ особенностей стилей женского управления по сравнению с мужским, с одной стороны, с другой, измерялись некоторые другие интегральные характеристики организационной культуры фирм, руководимых женщинами. При этом использовалось тестирование и метод формализованного интервью. Для измерения женского стиля управления использовались два теста. Первый известен как «управленческая решетка» Блейка и Моутон (измерение эффективности по двум направлениям: интерес к производству и интерес к людям). Второй — разработан на основе подхода В. В. Радаева, который определил критерии стиля управления. Для определения особенностей организационной культуры использовалась методика Рокича и тест неоконченных предложений. В выборку исследования вошли 43 женщиныдиректора, представляющих сферу малого и среднего бизнеса. по.
Вторичный анализ исследования, проведенного Дж. Розенер, Основанного на методах глубинного интервью и тестирования мужчин, работающих под руководством женщин (348 мужчин-респондентов).
Вторичный анализ социально-психологического исследования.
А.В.Чернобровкиной (2002 г.), целью которого было выявить влияние тендерных ролей на особенности управленческой деятельности женщины и мужчины — руководителя. В качестве метода исследования использовался опросник «Профиль организационных характеристик» Р.Ликерта. Метод Ликерта базируется на обобщении опыта управления в наиболее успешных фирмах. Опросник состоит из 18 вопросов, разделенных на 6 групп. Состав каждой группы отражает определенную сферу управленческой деятельности: лидерство, мотивация, коммуникации, принятие решений, постановка целей организации, контроль. В качестве испытуемых выступали студенты и аспиранты МГИМО, работающие в качестве сотрудников коммерческих фирм, руководители риэлтерских компаний. Всего в эксперименте.
Rosener J.B. Ways Women lead || Haward busness rev. Boston. 1999.
Чернобровкина A.B. Тендерный аспект менеджмента: особенности женского и мужского управления. //Развитие личности, 2002, № 2. участвовало 75 испытуемых. Из них 38 женщин и 37 мужчин в возрасте от 25 до 47 лет.
Научная новизна исследования заключена в положениях, выносимых на защиту:
1. Полоролевая конструкция при анализе менеджмента в российских фирмах нуждается в концептуальном пересмотре. Переосмыслению в первую очередь должны быть подвергнуты устоявшиеся в массовом сознании представления, что женщина обладает меньшими лидерскими возможностями при управлении фирмой по сравнению с мужчинами-руководителями.
2. Существует разница между мужским и женским стилями управления. Мужской стиль (подчеркнуто деловой) ориентирован на решение поставленной задачи, женский (преобразовательный) — на человека, которому эту задачу предстоит решать.
3. Причины наиболее интенсивного вхождения женщин России в предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет связаны с особенностью женского, так называемого «мягкого менеджмента», его технологией, основанной на преобразовательном, обращенном к людям стиле управления.
4. Успеха в бизнесе женщина-руководитель достигает посредством творческого использования черт характера и стереотипов поведения, присущих женщине, которые еще недавно считались недопустимыми для руководителя. В настоящее время нетрадиционный стиль управления, гуманный менеджмент, более соответствует изменяющимся условиям и способствует переходу к новой управленческой парадигме. Суть ее — отход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно изменяющимся требованиям общества.
5. В качестве значимого фактора тендерной специфики реализации основной управленческой функции руководителя — принятия управленческого решения — выступает специфическая технология женщиныруководителя, базирующаяся (в отличие от «мужской технологии) на внутренней среде организации, внутрифирменных межличностных отношениях, поддержании стабильного психологического микроклимата. Специфика технологии «женского менеджмента» в области принятия управленческого решения заключается, и в способности к достижению поставленной цели, готовности принимать всю ответственность на себя, способности в большей мере (чем мужчины) видеть перспективу и перемены, склонности к более подробному обоснованию своих вариантов решений и поступков, умении группировать имеющиеся элементы знаний в новые комбинации, способности сочетать в себе позицию жесткого лидера и человека, способного понять и воспринять эмоциональный мир другого, в напористости, способности пройти путь от задуманного к сделанному, не увязая в деталях промежуточного анализа, преобладании уравновешенных, острожных решений и т. д.
6. Постепенное наступление «мягкого» менеджмента в сфере предпринимательства России открывает новые возможности экономического развития. Опыт представительниц женской бизнес-элиты подтверждает наличие необходимого социально-психологического потенциала и готовность женщин участвовать в управленческой деятельности.
7. Успешный менеджмент не имеет пола. Он имеет определенную специфику, но и женщины, и мужчины, если они успешные руководители, должны обладать двойным репертуаром управленческих технологий: репертуаром управленческих технологий (в том числе и технологии принятия управленческого решения), связанным с мужскими стратегиями, и репертуаром технологий, присущих женскому поведению.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Проведенный анализ тендерных различий в принятии управленческого решения может быть использован в качестве основы анализа управленческой ситуации.
— Использование результатов проведенного исследования вносит определенный вклад в социологию управления, расширяет возможности повышения эффективности управления за счет актуализации потенциала гендерных отношений.
— Результаты исследования могут быть использованы в программах подготовки специалистов высшей школы, в системе повышения квалификации управленческих кадров, в практической работе сотрудников служб по управлению персоналом.
Апробация работы.
Большинство выводов и положений диссертации нашли свое отражение в выступлениях автора на научных конференциях, методологических семинарах, проводимых в МПГУ, в содержании спецкурсов, читаемых автором студентам в рамках специализации по теории управления, а также в публикациях диссертанта.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Структура работы обусловлена предметом диссертационного исследования, определена в соответствии с целью работы и необходимостью решения поставленных научных задач и направлена на обоснование выдвигаемых в диссертации положений и выводов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
XXI век требует переосмысления многих управленческих концепций и технологий. В условиях реформирования политической, социальной и экономической сфер общества по-новому ставится проблема управленческой деятельности руководителей всех уровней с целью эффективного использования человеческих, материальных, финансовых и других ресурсов.
Значителен вклад в переосмысление управленческих концепций тендерных исследований в сфере управления, касающихся выявления особенностей социологических типов женщин-управленцев, исследований, включающих в себя анализ моделей лидерства в экономике мужчин и женщин, успешно действующих в рыночной среде.
В настоящее время женщин можно и нужно рассматривать как самостоятельную силу в сфере государственного управления, в политике, бизнесе, общественной жизни.
Рассматривая проблему женского предпринимательства в России, следует руководствоваться временным фактором и учитывать этапы его становления: начало 90-х годов — этап «вхождения» женщин в высшую иерархию предприятий и фирм, середину 90-х годов — переход России к «мягкому менеджменту», конец 90-хначало XXI века — этап бизнеса с «женским лицом». «Женский» бизнес окреп профессионально и способен отстаивать свои права на дальнейшее развитие.
Выявленные тендерные различия в управлении позволяют охарактеризовать женский стиль руководства как более гибкий, ориентированный на часто меняющуюся социальную ситуацию. К благоприятным с точки зрения управления социально-психологическим женским качествам относятся способность к творчеству, умение моделировать нестандартные идеи в новых ситуациях, чувство здравого смысла, система нравственных ценностей, энтузиазм, способность убеждать и работать в команде. Суть женского стиля управления состоит в отходе от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно изменяющимся требованиям внешней среды.
Между мужским и женским стилями управления (в частности при реализации технологии принятия управленческого решения) имеются свои различия и совпадения. Расхождения кроются в оценках, которые женщины и мужчины дают своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждений за удачно выполненную работу или применение наказания за неадекватное ее исполнение. Женщины-руководители считают, что в основе их стиля лежит превращение интересов подчиненных в общеорганизационные цели работы коллектива: они в большей степени, чем мужчины, стимулируют участие сотрудников в общем деле, охотнее делятся информацией. Именно это побуждает сотрудников чувствовать себя частью организации и вовлекаться в активное обсуждение проблем, стоящих на пути достижения целей компании. Моральная поддержка подчиненных и их поощрение считаются основными характеристиками женского руководства.
Наблюдается постепенный уход от идеи маскулинных и феминных черт и их влияния на модели управленческого поведения. Появляется новая модель управленческого поведения, которая получила название «андрогинной». Согласно ей, андрогинными являются индивиды, имеющие высокие показатели и по шкале феминности, и по шкале маскулинности, что позволяет им свободно переходить в управлении от одного стиля к другому. Таким образом, при выборе стиля руководства и женщины, и мужчины демонстрируют достаточно вариативные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности.
В качестве рекомендаций при подготовке и переподготовке руководителей по социологии управления, на наш взгляд, необходимо учесть следующие положения:
1. Общеизвестно, что экономический рост в обществе обеспечивается реальными экономическими субъектами, имеющими свои стратегии поведения, свои мотивы, ценности, культурные нормы. Тендерный ракурс рассмотрения этих особенностей снимет «усредненные обобщения», а, значит, приблизит к более адекватному отражению процессов, происходящих в реальной экономической среде.
2. Необходимо акцентировать внимание на выделении в настоящее время тендерной социологии в самостоятельное научное направление. Она должна опираться на подходы, позволяющие понять, как тендерные различия влияют на деловую активность тех или иных субъектов управления, какие тендерные модели достижения успехов в бизнесе существуют и как они трансформируются со временем.
3. Необходимо проблему тендерной идентификации и дифференциации изучать в развитии, в связи с временными этапами становления женского предпринимательства (начало 90-х годов, конец и начало 21 столетия).
4. При изучении теории управления организацией необходимо более детально и глубоко рассматривать аспект разработки и принятия управленческого решения, как одного из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать.
5. Следует обратить внимание на тот факт, что в настоящее время во всем мире происходят существенные изменения в составе управленческого персонала: все больше женщин появляется на разных уровнях управления организациями. Традиционно проблема изучалась без учета пола. Можно предположить, что всегда под руководителем понимался мужчина и оценка поведенческих характеристик личности давался именно для него.
6. Современное освещение теоретических проблем управления требует обязательного рассмотрения особенностей «мужского» и «женского» управленческого стиля. Женский стиль («мягкий», «гибкий», «преобразовательный»), ориентированный на личность и процесс, основанный на взаимоотношениях, предпочитающий широкое коллегиальное обсуждение при разработке и принятии управленческого решения, допускающий эмоции в отношениях, активно вошел в практику управления организациями. Поэтому претендует на специальное изучение.
7. В связи с этим необходимо осуществлять тендерную дифференциацию и идентификацию при изучении проблемы разработки и принятия управленческого решения. Полезно рассматривать ее с позиций тендерного анализа каждого этапа, которые реализует руководитель, принимая управленческое решение. Только при таком подходе возможно уяснить новую, современную модель лидерского поведения, называемую «андрогинной», гармонично включающую в себя черты «женского» и «мужского» стилей управления.