Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Объединения предпринимателей как организационный ресурс развития малого бизнеса в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На анализе данных о деятельности ОП по лоббированию интересов предпринимателей в структурах органов государственной власти, регулированию рынка посредством введения профессиональных стандартов и кодексов этики, сертификации продукции и услуг, паспортизации предприятий мы стремились показать, что объединения предпринимателей действуют не только в узко понимаемых масштабах организационных задач… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования роли объединения предпринимателей в развитии малого бизнеса
    • 1. Организационные ресурсы объединений предпринимателей в 14 сфере малого бизнеса
    • 2. Корпоративная природа объединений предпринимателей
  • Глава 2. Эмпирическое исследование организационных ресурсов объединений предпринимателей в России
    • 1. Современное состояние объединений предпринимателей России
    • 2. Оценка российскими предпринимателями организационных 113 ресурсов ОП и уровня их реализации
    • 3. Рекомендации по эффективной реализации организационных 128 ресурсов ОП в сфере малого бизнеса

Объединения предпринимателей как организационный ресурс развития малого бизнеса в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие малого предпринимательства в России характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, рост числа предприятий малого бизнеса и занятых на них приходится на последнее десятилетие, и фактически за это время сформировалась новая экономическая и социальная реальность. С другой, количественные показатели развития малого предпринимательства остаются практически неизменными с 1994 г. Доля работающих на малых предприятиях не превышает 8 млн. чел., что составляет около 12% от всего занятого населения. Доля продукции малых предприятий в ВВП остается по прежнему низкой и не превышает 10−11%, для сравнения в странах с развитой экономикой этот показатель составляет 50−70%. В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда, на что обращено внимание в Федеральной программе развития малого предпринимательства на 2000;2001гг.

На этом противоречивом и в целом неблагоприятном для развития малого предпринимательства социально-экономическом фоне особенно заметной становится роль различных форм самоорганизации предпринимателей. Предпринимательское сообщество стремится сообща снижать уровень производственного риска, защищать себя от организованной преступности, уменьшать давление государственных структур и т. д. Успешное развитие малого предпринимательства в нестабильном обществе в значительной степени зависит от таких форм самоорганизации, и они получили широкое распространение в постсоветской России.

Результатом самоорганизации предпринимательского сообщества являются объединения предпринимателей (ОП), которых в России за годы реформ образовано более 300. Они действуют на общероссийском, межрегиональном, региональном и местном уровнях. Основанные на фиксированном членстве, ОП, являются одним из не многих цивилизованных механизмов представления и отстаивания интересов предпринимателей в структурах органов государственной власти. Мировой опыт убедительно показывает, что ОП обладают значительными возможностями для успешного решения многих ключевых вопросов развития предпринимательства.

Однако объединения предпринимателей в России имеют пока двойственное положение: с одной стороны, ОП занимаются активным лоббированием интересов предпринимателей и стараются решать их конкретные проблемыс другой, ОП ни для органов государственной власти, ни для других институтов общества пока не стали полноправными партнерами. Проблема несоответствия потенциала ОП и фактически занимаемого ими места в инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в России требует комплексного изучения различных аспектов деятельности ОП. Эта проблема непосредственно связана с областью социального управления, она затрагивает не только организационные, но и социальные аспекты малого бизнеса.

Актуальность исследования продиктована как наличием указанной проблемы, что естественно на начальном этапе становления малого бизнеса в России, так и в еще большей степени тем, что данная проблема в последние годы становится все более острой, ее не удается разрешить в интересах социально-экономического развития страны. Этим и обусловлен выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы управления в сфере малого бизнеса изучались специалистами различных научных направлений — и прежде всего экономистами и социологами. В России научные идеи, осмысливающие малое предпринимательство как экономическое и социальное явление активно стали разрабатываться в последнее десятилетие.

Наиболее общий пласт этой проблематики представлен в работах по экономической социологии Т. И. Заславской и сформированной ею новосибирской школой социологии, а в последнее время в работах М. К. Горшкова, В. В. Радаева, Р. В. Рыбкиной, О. И. Шка-ратана и др. В этой группе исследований центральное место занимают вопросы социальной стратификации в современном российском обществе, факторы и препятствия образования среднего слоя. В отношении некоторых групп российских предпринимателей проведены специальные исследования, в которых вопросы социально-экономического положения и социального статуса рассмотрены в связи с ценностными ориентациями, особенностями образа жизни и т. д. В частности, такие исследования проведены в отношении молодых предпринимателей (работы И. М. Ильинского, Б. А. Ручкина, И. А. Суриной, В. И. Чупрова).

С позиций социологии управления и социологии организаций предприятия малого бизнеса рассматриваются главным образом как институционализированные формы деловой активности, имеющие сложную внутреннюю структуру и функционирующие во внешней среде с высокой степенью неопределенности. Рассматриваются вопросы социальной инфраструктуры, поддерживающей малый бизнес, организационного поведения, принятия управленческих решений и др. Различные аспекты этой проблематики представлены в работах В. Л. Доблаева, Ю. Д. Красовского, Н. Н. Ладутько, В. А. Лу-кова, А. И. Пригожина, Э. А. Смирнова, А. В. Шмелькова и др. В более широком контексте социального управления обществом актуальны для изучаемых проблем работы Т. М. Дридзе, В. С. Дудченко, Г. И. Осадчей, Ж. Т. Тощенко и др.

Для социологического анализа малого предпринимательства в России ценным источником являются исследования, касающиеся вопросов комплексной поддержки предпринимательства (А. В. Орлов, В. Ш. Каганов), особенностей регионального развития предпринимательства (М. М. Прусак), государственной политики в отношении малого предпринимательства (А. Г. Цыганов, Е. В. Егоров), освещения проблем малого бизнеса (А. О. Блинов, А. Ю. Чепуренко, Е. М. Бухвальд, А. В. Виленский, Г. X. Лобанов), инновационного предпринимательства (В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова, Т. А. Алимова, А. В. Толоконников), взаимодействия бизнеса и власти (С. А. Смирнова, А. Д. Иоффе, В. П. Ермакова) и др.

Роли общественных объединений в развитии малого бизнеса посвящены исследования Центра международного частного предпринимательства (США), предложившего на основе анализа деятельности американских бизнес-ассоциаций стратегию развития малого бизнеса США в XXI веке — «Программу будущего», Центра политических технологий (Россия, руководитель — И. М. Бунин), рассматривающих проблемы ассоциаций союзов бизнеса в общем контексте формирования нового «предпринимательского класса» в исследованиях системы представительства российского бизнеса как формы коллективного действия (руководитель исследовательской программы — А. Ю. Зудин) и новых российских предпринимателей (с 1991 по 1993 г.), Центра политической конъюнктуры (ЦПКР, до 1994 г. — Центра аналитической информации по политической конъюнктуре России), обуславливающего задачи создания и деятельности ОП выходом деловых кругов России на уровень политических функций, государственных задач в целом и масштабную корпо-ративизацию групп экономической элиты независимо от характера (отраслевого или группового) преследуемых ими целей (исследование «Общественные объединения деловых кругов России: лоббистский ресурс и политическая роль», руководитель — В. Н. Березовский). В работах Института стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) (И. Н. Евсеева, Т. Г. Долгопятова, Т. А. Голикова, И. Е. Астрахань, Е. Янбухтина, Е. Н. Василева и др.) и Института предпринимательства и инвестиций (ИЛИ) (В. Ш. Каганов, И. Б. Рутковская, И. Р. Янбухтин) исследовались различные аспекты деятельности бизнес-ассоциаций и ОП в России.

Воздействие ОП на развитие малого бизнеса в России в рамках социологии управления анализировалось мало и незначительно представлено в публикациях. Это и предопределило цель и задачи нашего исследования.

Цель исследования: изучить объединения предпринимателей как организационный ресурс развития малого бизнеса в России.

Соответствующие этой цели задачи исследования включают: теоретико-методологический анализ организационных ресурсов объединений предпринимателей и их роли в развитии малого бизнесаобоснование положения о корпоративной природе объединений предпринимателейэмпирическое изучение организационных ресурсов российских объединений предпринимателей в 90-е годывыявление отношения российских предпринимателей к ресурсам объединений предпринимателей и оценок уровня их реализацииразработка рекомендаций, направленных на эффективную реализацию ресурсов ОП в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

Объект исследования — российские объединения предпринимателей, действующие в сфере малого бизнеса.

Предметом исследования является деятельность российских объединений предпринимателей, направленная на развитие малого бизнеса.

Гипотезы исследования. Основной рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что при умеренной конкуренции среди малых предприятий и в нестабильной экономической ситуации объединения предпринимателей становятся существенным организационным ресурсом развития малого бизнеса.

Гипотезы-следствия: 1. Эффективность реализации организационных ресурсов ОП определяется их соответствием корпоративным ожиданиям предпринимателей. 2. Представительство и защита интересов малого бизнеса перед государством являются основными функциями ОП в условиях, когда главные препятствия развитию малого бизнеса предопределены действием (бездействием) органов государственной власти.

Методологической основой работы является системный и структурно-функциональный подходы к объекту исследования, позволяющие наиболее полно его рассмотреть и понять в аспекте изучаемой предметной области.

Диссертант опирается на теорию социальной солидарности Э. Дюркгейма, теорию потребностей А. Маслоу и ее прикладные трактовки в отношении организаций (Ф. Херцбергер, Д. Макгрегор), теоретическое осмысление Хоторнских экспериментов Э. Мэйо, трактовки кооперативной природы организаций Г. Саймона и др. Методологическое значение для данной диссертации имеет «ресурсная концепция управления» Ю. Д. Красовского и субъектно-ори-ентированный подход к социальному проектированию В. А. Лукова.

В работе использованы теоретические и практические разработки в области социологии управления, теории организаций, менеджмента, экономической теории, социального проектирования и прогнозирования, рассматривающих различные аспекты малого предпринимательства и объединений предпринимателей. В эмпирическую базу исследования вошли: анкетный опрос делегатов II Всероссийского съезда представителей малых предприятий, прошедшего 27−28 октября 1999 г. Опрошены 376 делегатов (выборка случайная, бесповторнаяобъем составляет 1/3 от общего состава делегатов) — опрос руководителей ОП (анкетный опрос — 49 ед., стандартизированные интервью — 31 ед.- выборка целевая). Получена информация о 80 объединениях предпринимателей России, что составляет более одной четверти ОП различных организационно-правовых формэкспертный опрос руководителей организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей, руководителей учебно-деловых центров Морозовского проекта (интервью проведены с 46 экспертами) — анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ОП, публикаций по теме исследования, материалов, предоставленных ОП, собственных веб-сайтов ОП в сети Интернет, материалов научно-практической конференции «Роль общественных объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса», состоявшейся 24 сентября 1999 г. по инициативе Института предпринимательства и инвестиций (ИЛИ), ТПП РФ и Фонда «Евразия» с участием представителей федеральных и региональных ОП, II Всероссийского съезда представителей малых предприятий и «круглого стола», проходившего в ИЛИ 29 ноября 1999 г.

Во всех указанных исследованиях диссертант принимал участие на этапах программирования, сбора первичной социологической информации, ее обработки и анализа, подготовки отчетов по итогам исследований.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Теоретически обосновано положение об организационном ресурсе объединений предпринимателей, под которым понимается их возможность как некоммерческих организаций увеличивать упорядоченность внутренней среды и сопротивляемость в отношениях с внешней средой объединенных в них коммерческих организаций за счет консолидации корпоративных интересов и действий.

2. Корпоративная природа объединений предпринимателей представлена через ее проявления, обнаруживаемые в (1) общности интереса участников, который предопределяет общность цели деятельности объединений предпринимателей- (2) реализации их ресурсов как структурного компонента социальной инфраструктуры малого бизнеса- (3) синергетическом эффекте, возникающем при интеграции усилий предприятий малого бизнеса на общих направлениях деятельности- (4) реализации коммуникационной функции в формирующемся предпринимательском сообществе- (5) аккумуляции опыта предприятий малого бизнеса по согласованию действий, коммуникации с внешней средой, координации совместных усилий в различных сферах деятельности, прежде всего во взаимоотношениях с государственной властью и местным самоуправлением.

3. Эмпирически описаны действующие в современных российских условиях объединения предпринимателей и на этой основе проведена их группировка по ряду классификационных признаков: масштабам деятельности, отраслевой принадлежности, социальной направленности, участию в политических процессах, принадлежности к системе торгово-промышленных палат. Выделены три типа объединений предпринимателей по успешности деятельности, направленной на поддержку предприятий малого бизнеса.

4. Доказано, что эффективность реализации организационных ресурсов ОП определяется их соответствием корпоративным ожиданиям предпринимателей. В силу этого обосновано положение о целесообразности формирования объединений предпринимателей преимущественно по отраслевому принципу.

5. Эмпирически установлено, что представительство и защита интересов малого бизнеса перед государством являются основными функциями объединений предпринимателей в условиях, когда главные препятствия развитию малого бизнеса предопределены действием (бездействием) органов государственной власти. В этой связи сформулированы рекомендации по разработке программы поддержки объединений предпринимателей России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ней исследована система объединений предпринимателей России и выявлены проблемы, препятствующие эффективному развитию ОП. Результаты исследования и рекомендации по программе поддержки ОП могут быть использованы при разработке государственных программ поддержки объединений предпринимателей и Федеральных программ развития малого предпринимательства, а также в деятельности благотворительных организаций, поддерживающих малый бизнес России. Полученные в результате исследования данные могут представлять интерес для специалистов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ответственных за развитие малого предпринимательства, объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства и самих предпринимателей. Материалы исследования могут применяться в учебном процессе при чтении курсов «Социология управления», «Теория организации», «Основы предпринимательства», «Организация комплексной поддержки малого предпринимательства», «Социальное проектирование и прогнозирование».

Апробация исследования. Итоги исследования представлены в публикациях и изложены в сообщениях на заседаниях кафедры социологии Института молодежи (1999, 2000 г.), кафедры экономики, менеджмента и финансов Академии менеджмента и рынка (1999,.

2000 г.), общем собрании директоров учебно-деловых центров Мо-розовского проекта (1999 г.), «круглом столе» представителей ОП России (1999 г.), конференции «Использование интернет-технологий для развития малого и среднего бизнеса» (2000 г.). Результаты исследования и рекомендации по поддержке объединений предпринимателей России внедрены и использованы при разработке и проведении соответствующих исследовательских программ и учебных курсов Академии менеджмента и рынка (Морозовского проекта), Института предпринимательства и инвестиций, Национального содружества бизнес-инкубаторов и инновационных центров, Исполнительной дирекции Консультативного Совета по развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ. Отдельные итоги исследования представлены в аналитическом отчете «Исследование объединений предпринимателей России», подготовленном Институтом предпринимательства и инвестиций по заказу Фонда «Евразия» (1999).

Структура диссертации. В основу структуры диссертации положены решаемые в ней научно-исследовательские задачи. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Объединения предпринимателей — достаточно новое для российских условий явление. Становление системы таких объединений, их функций, оптимальных схем их деятельности находится в стадии становления. Вот почему так актуально исследование этих форм взаимодействия предпринимателей как определенного организационного ресурса предпринимательской деятельности в целом.

В нашем исследовании под организационным ресурсом объединений предпринимателей понимается их возможность увеличивать упорядоченность внутренней среды и сопротивляемость в отношениях с внешней средой коммерческих организаций за счет источников, которыми обладает некоммерческая организация, а именно консолидации корпоративных интересов и действий. Сочетание представлений предпринимателей об умеренной конкуренции и экономической нестабильности создает реальную основу для формирования ОП как важного защитного инструмента в реализации их задач.

Это обобщение наблюдаемых событий в сфере малого бизнеса было положено в основу рабочих гипотез данного исследования. В итоге есть основания утверждать, что выдвинутые гипотезы подтвердились. На основе теоретического анализа и изучения разнообразных эмпирических данных установлено, что, во-первых, эффективность реализации организационных ресурсов ОП определяется их соответствием корпоративным ожиданиям предпринимателей и, во-вторых, что представительство и защита интересов малого бизнеса перед государством являются основными функциями ОП в условиях, когда главные препятствия развитию малого бизнеса предопределены действием (бездействием) органов государственной власти.

Ресурсная концепция управления", имеющая методологическое значение для работы, предопределила наше особое внимание к активизации человеческого ресурса управления в рассматриваемой области отношений, специфику которой составляет сложное сплетение коммерческих и некоммерческих интересов. Организационные ресурсы объединений предпринимателей в сфере малого бизнеса в этой связи представлены как совокупность организационных средств, усиливающих возможности малых предприятий в достижении как коммерческих целей (извлечение прибыли), так и целей взаимодействия людей в организациях. Такими ресурсами, как показало исследование, являются: защита интересов членов объединения перед внешней угрозой, лоббирование принятия нормативных правовых актов, презентация организаций в обществе, канализация общественной активности сотрудников, формирование благоприятной среды общения (профессиональной, личностной и т. д.), развитие социальной инфраструктуры. Организационный ресурс объединений предпринимателей определяется нами как их возможность увеличивать упорядоченность внутренней среды и сопротивляемость в отношениях с внешней средой коммерческих организаций за счет источников, которыми обладает некоммерческая организация, а именно консолидации корпоративных интересов и действий.

Активизация этих ресурсов через формы деятельности объединений предпринимателей становится возможной в силу их корпоративной природы, которая проявляется в общности определенной группы интересов участников. Этим предопределяются: общность цели деятельности ОПреализация их ресурсов как структурного компонента социальной инфраструктуры малого бизнесасинергети-ческий эффект, возникающий при интеграции усилий предприятий малого бизнеса на общих направлениях деятельностиструктурирование общения участников таких объединений, реализация коммуникационной функции в формирующемся предпринимательском сообществеаккумуляция опыта предприятий малого бизнеса по согласованию действий, коммуникации с внешней средой, координации совместных усилий в различных сферах деятельности, прежде всего во взаимоотношениях с государственной властью и местным самоуправлением.

На анализе данных о деятельности ОП по лоббированию интересов предпринимателей в структурах органов государственной власти, регулированию рынка посредством введения профессиональных стандартов и кодексов этики, сертификации продукции и услуг, паспортизации предприятий мы стремились показать, что объединения предпринимателей действуют не только в узко понимаемых масштабах организационных задач, но и закладывает серьезные предпосылки к формированию бизнес-слоя, ведущего легальный и социально ответственный бизнес, и способствуют созданию в России цивилизованного рынка. Результаты проведенных социологических опросов лидеров объединений предпринимателей, участников II Всероссийского съезда представителей малых предприятий (октябрь 1999 г.), экспертов в сфере малого бизнеса показали, что данные процессы начали успешно развиваться, и в настоящее время ОП являются одним из наиболее действенных институтов поддержки малого бизнеса. Подтверждением этому является рост членской базы ОП, который в последние годы происходит, прежде всего, за счет малых предприятий и признание самими предпринимателями ОП в качестве самого действенного механизма защиты интересов малого бизнеса. В России отсутствует достоверная статистика по действующим.

ОП и их членам. По данным ТПП РФ и РЦПП в России действует порядка трехсот ОП, результаты нашего исследования позволяют утверждать, что эти данные занижены, как минимум, в 2−3 раза. В ходе проведенного нами опроса экспертов удалось выявить, что в ОП состоят от 1 до 5% субъектов малого предпринимательства.

Исследованием выявлены основные внешние и внутренние проблемы ОП, отмечена тенденция к объединению предпринимателей на региональном и местном уровнях в рамках межотраслевых ОП для более эффективного отстаивания своих прав и интересов пе-/ ред местными властями. Показан также кризис стратегии дальнейшего развития межотраслевые ОП на федеральном уровне (в отличие от федеральных отраслевых ОП). Из анализа данных, полученных нами в экспертных опросах, следует, что в последнее время значительно увеличивается число и значимость частных предпринимательских инициатив «снизу» по созданию ОП на региональном и местном уровнях.

На основе проведенного исследования представляется целесообразным сделать к вышеупомянутым следующие выводы:

Во-первых, самоорганизация предпринимателей является важнейшим фактором развития малого бизнеса, хотя ее потенциал используется не полностью. ОП, несомненно, являются одним из немногих подлинно цивилизованных инструментов развития и поддержки предпринимательства и осуществления эффективной обратной связи между государством и предпринимательским сообществом, играя значимую роль в выработке единых правил и норм в сфере малого и среднего бизнеса, способствуя становлению гражданского общества и демократических общественно-политических институтов в России.

Во-вторых, самоорганизация малого предпринимательства может пониматься как самоорганизация среднего класса. По данным опроса на съезде относительно перспектив малого бизнеса стать основой для формирования среднего класса в стране, более половины респондентов считает, что он или уже стал таковым, или станет в ближайшее время.

В-третьих, возрастает тенденция создания и развития многочисленных ОП на местном уровне, а также по отраслевому и профессиональному признаку.

В-четвертых, значительные трудности для ОП представляет несовершенство действующего законодательства, регламентирующего их деятельность и порядок создания, недостаток опыта и профессионализма лидеров ОП, не позволяющие организовать эффективное взаимодействие с членами ОП, органами государственной власти и управления. Все это пока не позволяет российским ОП играть подобающую роль в решении проблем, связанных с созданием благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Оказание ОП действенной помощи, направленной на скорейшее преодоление этих недостатков, несомненно, будет способствовать повышению эффективности их деятельности и позволит им занять достойное место в системе поддержки и развития малого предпринимательства. В исследовании представлены рекомендации по совершенствованию деятельности ОП, связанные с управлением малым бизнесом. Отмечается, что наиболее эффективно проводить мероприятия по совершенствованию деятельности ОП в рамках комплексной программы поддержки отечественных ОП. Оптимальной представляется трехлетняя программа, приоритетами которой должно стать улучшение общих условий деятельности ОП, совершенство.

150 вание работы ОП с членами, расширение членской базы ОП, расширение спектра предоставляемых ОП услуг, повышение качества услуг ОП, повышение профессионализма лидеров и персонала ОП, выработка единых норм и правил (в том числе кодексов этики и профессиональных стандартов) деятельности предпринимателей в рамках отдельных отраслей и предпринимательства в целом.

На основе анализа деятельности ОП в качестве приоритетных предлагаются следующие направления программы: совершенствование нормативно-правовой базы, научно-методическое и консалтинговое обеспечение деятельности ОП, создание благоприятного общественного мнения об ОП и малом предпринимательстве в целом, информационное обеспечение ОП, подготовка лидеров и персонала ОП, поддержка отдельных инициатив ОП. Результаты исследования и рекомендации по программе поддержки объединений предпринимателей могут быть использованы при разработке программ поддержки объединений предпринимателей и Федеральных программ поддержки малого предпринимательства, а также в деятельности благотворительных организаций, поддерживающих малый бизнес России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32.
  2. Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 25.
  3. Федеральный закон РФ от 19. 05. 95 г. № 82-ФЗ (ред. от 17. 05. 97 г. и 19. 07. 98 г.) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 21.
  4. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях», от 12. 01. 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 26. 11. 98 № 174-ФЗ, от 08. 07. 99 № 140-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996, —№ 3.
  5. Федеральный Закон РФ от 07. 07. 93 г. № 5340−1 (ред. от 19. 05. 95 г.) «О торгово-промышленных палатах» // Российская газета, 1993.—№ 154.
  6. Постановление Правительства РФ от 14. 02. 2000 г. № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы».
  7. II Всероссийский съезд представителей малых предприятий: Документы и материалы съезда. Москва, 27−28 окт. 1999 г. — М., 1999, —79 с.
  8. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ. — Казань, 1997. — 420 с.
  9. К. А. Организационно-методические основы разработки программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ: Автореф. дис. канд. эконом, наук. — М., 1999. — 27 с.
  10. Айгистова О, Горбунов В. Л, Каганов В. Ш., Калиничев В. Л., Ломоносова Т. В. Технология построения бизнес-инкубаторов. — М.: Логос, 1999.
  11. Т. Маркетинг для бизнес-инкубаторов: задачи и возможности // Предпринимательство в России. — М., 1997. — № 1. — С. 37−41.
  12. Т. А. и др. Инновационные процессы в малом предпринимательстве // Вопросы статистики. — 1999. — № 8.
  13. Американское предпринимательство в информационную эру // Науч. -аналит. обзор. — М., ИНИОН РАН, 1993. — 87 с.
  14. Анализ имеющейся и недостающей информации по малым предприятиям России: Аналит. справочник — М.: Ресурсный центр МП, 1997.
  15. . В. Банкирские дома в России. 1860−1914 гг.: Очерки истории частного предпринимательства. — Л., Наука, Ленингр. отд., 1991, — 196 с.
  16. В. К. Основы предпринимательского права России. — М., 1992.
  17. Н. В. Предпринимательство в России // Власть — М., 1995,—№ 1.
  18. В. С. Защита прав предпринимателей в арбитражном суде. — Воронеж, Изд-во Воронеж, го с. ун-та, 1994. — 125 с.
  19. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. — 414 с.
  20. Н. И., Артюхов В. Г., Балабанов В. С. Толковый словарь предпринимателя. — М., Финансы и статистика, 1993. — 188 с.
  21. Ю. А. Российский промышленный малый бизнес: социально-экономические и духовные предпосылки становления /Самар. го с. экон. акад. — Самара: Самар. кн. изд-во, 1994. — 106 с.
  22. Л. Малый бизнес убивают монополисты, коррупция и законодательство // Деловой мир. —1996, 20 января. — С. 5.
  23. Д. Стимулирование развития малого бизнеса в Восточной Германии // Бухгалтерский учет. — М., 1994. — № 6. — С. 20−27.
  24. В. X. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России // Социально-политический журнал — М., 1993.—№ 9/10.
  25. Л. А. Средний класс: проблемы формирования и развития в России // Мир России. — М., 1996.
  26. И. Формирование среднего класса как критерий завершения социально-экономической трансформации // Бизнес и политика. — М., 1997. — №. 3. — С. 56−61.
  27. Бизнес-ассоциации XXI века. Программа будущего. — Вашингтон, Центр международного частного предпринимательства, 1997.
  28. Бизнес-образование в России: Аналитич. справочник /Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). 2-й выпуск. — М.: КОНСЭКО, 1998. — 480 с.
  29. Бизнес-образование в России: Аналитич. справочник /Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). 1-й выпуск. — М.: КОНСЭКО, 1998. — 352 с.
  30. Бизнес-образование в России: Аналит. справочник /Науч. ред. Л. И. Евенко. — М.: КОНСЕКО, 1998. — 349 с.
  31. А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра: (Учебно-методическое пособие). — Краснодар, 1996. — 460 с.
  32. А. О. Малое предпринимательство как проблема регионального развития // Этнополитический вестник. — М., 1995. — № 4.
  33. Д. Большая поддержка малого бизнеса: Опыт Дании // Бизнес. — М., 1995. — № 1.
  34. А. Р. Экономическая оценка инвестиций в предпринимательской деятельности. — СПб.: ЛДНТП, 1992. — 31 с.
  35. А. В. Предпринимательство: Основной курс: Учебник.
  36. М.: Интерпракс, 1994. — Кн. 1. — 254 е.- Кн. 2. — 207 с.
  37. А. Г., Витрянский В. В. Предприниматель и арбитражный суд: Практ. пособие по применению Арбитр, процес с. кодекса.
  38. М., МГУ, Гуманит. знание, 1992. — 176 с.
  39. А., Каганов В. Ш. Поддержка малого бизнеса: стратегия развития // Предпринимательство в России. — М., 1996. — № 3.1. С. 4−9.
  40. И. А. Словарь иностранных слов: С грам. формами, синонимами, примерами употребления. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.640 с.
  41. В. Р. Менеджмент для предпринимателей. — М., Антиква, 1993. — Кн. 1. — 144 с.
  42. В. Р. Менеджмент для предпринимателей. — М., Антиква, 1993. — Кн. 2. — 208 с.
  43. В. В. Защита имущественных прав предпринимателей. — М., БЕК, 1992. — 160 с.
  44. Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство (оценка предпринимателей): Аналитическое пособие /Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). —М.: ИСАРП, 1998.
  45. Всероссийский съезд представителей малых предприятий. 20−21 февраля 1996 г.: Тезисы докладов. —М., 1996.
  46. Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации: Опыт сравнительного исследования. —М. Манускрипт, 1995.
  47. Ф. Р. Предпринимательский потенциал трудового коллектива в условиях становления рыночных отношений. — Уфа: Китап, 1993, —209 с.
  48. Э. Социология: Пер. с англ. — М.: Эдиториал УРСС, 1999, —703 с.
  49. Г. К. Предприниматель. — М., 1992. — 224 с.
  50. Н. Н. Индивидуально-психологические особенности предпринимателей: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1998.20 с.
  51. Голенкова 3. Т. и др. Британские социологи о современном среднем классе // Социол. исследования. — М., 1996. — № 10.
  52. М. К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социол. исследования. — 2000. — № 3.1. С. 4−12.
  53. Т. Ю., Третьяков В. А. Стратегия предпринимательства. — СПб.: Знание, 1992. — 39 с.
  54. Государственная поддержка предпринимательства: концепции, формы и методы // Общество и экономика. — М., 1995. — № 12. — С. 78−121- 1996. — № ½.
  55. Государство и малый бизнес: Сб. обзоров / Ред. -сост. В. С. Ажаева- ИНИОН РАН. — М., 1993. — 163 с.
  56. Государство и некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. — М.: «СИГНАЛЪ», 1997. — 176 с.
  57. Ю. Как стать предпринимателем?: Чем заниматься? Где взять деньги? Как основать фирму? — М.: Финвест, 1992. — 48 с.
  58. М. И. Предпринимательство в современной экономике // Общество и экономика. — М., 1993. — № 4.
  59. С. В., Немировский В. Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социол. исследования. — 1999. — № 5. — С. 40−43.
  60. В. П. Академия менеджмента и рынка: стратегия образовательной деятельности // Деловое образование: программы и технологии Морозовского проекта / Под ред. Б. Т. Пономаренко. — М., 1997, —С. 4−8.
  61. В. П. Почему уникально дело, за которое мы взялись: Морозовский проект // Инвестиции в России. — М., 1995. — № 2. — С. 4.
  62. В. П., Макгерн Дж. У. Морозовский проект: от идеи до реализации // Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова. — М., 1995. — 128 с.
  63. В. П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учеб. пособие. — М., Софит, 1994. — 494 с.
  64. Ф. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации: Пер. с англ. — М.: Дело, 2000. — 375 с.
  65. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С. А. Багрецов, К. — М. Оганян, В. — М. Львов и др.- Под ред. С. А. Багрецова. — СПб.: С. -Петерб. ун-т МВД России, 1999. — 639 с.
  66. В. Л. Теория организаций /Ин-т молодежи. — М., 1995. — 172 с.
  67. Д. И., Дятлов С. А. Человеческий капитал России: проблемы эффективного использования // Новые приоритеты в реформировании экономики России: Сб. науч. трудов / Ответ, ред. М. М. Критский. — СПб., 1996.
  68. В. В. Франчайзинг: Путь к расширению бизнеса: Практическое пособие для предпринимателей. — Тольятти, Дока-Пресс, 1994, —230 с.
  69. И. В. Предпринимательская деятельность в Российской Федерации: Сб. нормат. актов. — М.: Экон. Акад. Мин-ва экономики РФ, 1993,—Вып. 1.— Ч. 1−2.—479 с.
  70. В. С. Основы инновационной методологии. — М.: Институт социологии РАН, 1996.
  71. А. А., Стерлин А. Р., Тулин Н. Предпринимательство в конце XX века. — М., 1992.
  72. Э. Самоубийство: Социол. этюд: Пер. с фр. /Изд. подгот. В. А. Луков. — СПб.: Союз, 1998. — 496 с.
  73. Ю. Б. и др. Основы предпринимательства: Учеб. пособие / Ю. Б. Емелин, А. Г. Рыбалко, А. Л. Шашкин. — Саратов: Изд-во Сарат. го с. ун-та, 1994. — 141 с.
  74. . М. Финансово-инвестиционная поддержка малого предпринимательства // Реструктуризация угольной промышленности и местное самоуправление: Сб. информ. материалов / Фонд «Ре-формУголь». — М.: МГУП, 1999. — 216 с.
  75. В. Евростандарт для бизнесменов России // Российская Федерация. — М., 1998. — № 4. — С. 7.
  76. А., Поздняков В. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социол. исследования. — 1994. — № 5, —С. 61−68.
  77. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства: Аналит. справочник — М.: Ресурсный центр МП, 1998.
  78. С. Л. США: бизнес и образование: Аналитю обзор. — М., 1993.
  79. Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социол. исследования. — 1995. — № 3. — С. 312.
  80. Т. И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. — 1996. —№ 1. — С. 7−15.
  81. Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. — 1998. — № 4. — С. 5−6.
  82. В. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. — М., 1994. — 144 с.
  83. В. А. Малый бизнес — большая проблема России. — М., Менеджер, 1994. — 141 с.
  84. И. В. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах: Предприятия и предпринимательская деятельность. — М.: Внешинформ, 1995. — 154 с.
  85. А. Ю. Бизнес и политика в посткоммунистической России // Мировая экономика и международные отношения. — М., 1996, — № 3−5.
  86. Н. М., Скляревский В. Г. Государство и предпринимательство в России / МВД России. С. -Петерб. юрид. ин-т- Под ред. В. Ф. Лурье — М., 1996. — 528 с.
  87. С. В. Государство и предпринимательство в России. — СПб., 1996, — 186 с.
  88. А. Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Про-Инвест-Консалтинг, 1995.
  89. В. «Белые воротнички» в современной России: новые средние слои или конторский пролетариат // Рубеж. — М., 1996. — № 8/9.— С. 98−121.
  90. Инвестиции и предпринимательская деятельность: Справ, инвестора. — М., Торгово-пром. палата РФ, 1994. — 195 с.
  91. Инновационные процессы в малом предпринимательстве: Ана-лит. справочник — М.: Ресурсный центр МП, 1999.
  92. Интегрированная программа Комиссии ЕС по поддержке МСП и ремесленных предприятий: Пер. с англ. — М.: Ресурсный центр МП, 1998.
  93. Информационные ресурсы Ресурсного центра: Справочник. — М.: Ресурсный центр МП, 1998.
  94. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России: Справочник. — М.: Ресурсный центр МП, 1998.
  95. А. Малого бизнеса не может быть мало // Российская Федерация. — № 4. — 1998. — С. 3−8.
  96. История российского предпринимательства: Справ, -информ. пособие для преподавателей и учащихся / Тюмен. обл. ин-т повышения квалификации пед. кадров, Тюмен. го с. нефтегазовый ун-т. — Тюмень, 1994, —48 с.
  97. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов /Отв. ред. Г. В. Осипов. — М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА, 1999. — 563 с.
  98. История теоретической социологии: В 4 т. /Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. — М.: Канон, 1998. — Т. 3. — 446 с.
  99. В. Ш. Выращиваем бизнесменов в инкубаторах // Российская Федерация. — М., 1998. — № 4. — С. 7.
  100. В. Ш, Рыбин М. В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор: Учебно-практическое пособие. — М.: Агроконсалт, 1996. — С. 30−35.
  101. В. Ш. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса // Промышленность России. — М., 1998. — № 3. — С. 60−65.
  102. В. Ш. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова. — М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.128 с.
  103. С. Концепции предпринимательства // Российский экономический журнал. — М., 1992. — № 3. — С. 143−156.
  104. В. Д. Из истории предпринимательства в России: династии Прохоровых и Рябушинских: Науч. -аналит. обзор / РАН. Инт экономики. — М., 1993. — 142 с.
  105. Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России — Выпуск 1. — М., 1999.
  106. М. Перспективы развития среднего класса в России/Социологический журнал М., 1994. — № 2. — с. 134−142. Ю9. Клямкин И. М., Лапкин В. В. Дифференциация ориентацией в российском обществе: факторы влияния // Поли с. — 1994. — № 3.1. С. 96−119.
  107. А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблемы определения // Вопросы экономики. — М., 1996. — № 7. — С. 46−59.
  108. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М., Фонд «Правовая культура», 1995,—480 с.
  109. Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы и решения /Составл. и общ. ред. Н. М. Фонштейн, В. Г. Зинов — М.: ЗеЛО, 1996. — 207 с.
  110. Коммерциализация технологий. Мировой опыт — российским регионам /Составл. и общ. ред. д. т. н. Н. М. Фонштейн. — М.:
  111. Moscow News, 1995. — 228 с.
  112. Компас российского предпринимательства/ Под ред. В. К. Потемкина, Спб., Аура, 1992, 212 с.
  113. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. — М., 1992. — № 4.
  114. Пб.Косалс JI. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. — М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 368 с.
  115. А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор, А. Гастев. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. — 320 с.
  116. А. И. Социология менеджмента. — М.: ЮНИТИ, 1999.— 366 с.
  117. Ю. Д. Организационное поведение. — М.: ЮНИТИ, 1999, —472 с.
  118. Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы: (на материалах 120 рос. кампаний): Практич. пособие. — М.: Инфра-М, 1997. — 361 с.
  119. Ю. Д. Если я руководитель. — М.: Моск. рабочий, 1983. — 191 с.
  120. Ю. Д. Руководитель трудового коллектива: Из опыта психолого-управленческого консультирования. -М.: Сов. Россия, 1987.— 160 с.
  121. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири: В 4 т. Т. 1. (А-Е). Кн. 2 / Под ред. А. С. Зуева, Д. Я. Резуна- Инт истории СО РАН, Сиб. купеч. собр., Корпорация «Стайлинг». — Новосибирск, 1994. — 168 с.
  122. С. И. Предпринимательство: Сущность, директивы и перспективы. —М. Знание, 1992. — 60 с.
  123. П. А. Хлеб и воля- Современная наука и анархия. — М.: Правда, 1990.— 638 с.
  124. С. А. Социальные системы: опыт структурного анализа / РАН ин-т соц. -экон. пробл. народонаселения. — М., 1996. — 191 с.
  125. А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. —М.: Прогресс-Академия, 1995.
  126. Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. унта, 1994.— С. 330−335.
  127. Культура российского предпринимательства / Кармин Н. А., Степин В. С., Панарин А. С. — М., 1997. — 216 с.
  128. А. Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. — М., Изд-во стандартов, 1994.
  129. Н. Н. Социокультурные детерминанты управления персоналом организации в период формирования рыночной экономики в России: Автореф. дис. канд. социол. наук. — М., 1997. — 20 с.
  130. Г. И. Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): условия развития и международное сотрудничество / Миннауки России, РАН. — М., 1996. — 116 с.
  131. В. В. Введение в предпринимательское право / Акад. правовой ун-т при Ин-те государства и права РАН. — М., 1994. — 31 с.
  132. Л. И., Липень Н. В., Кандрусева Н. И. Справочное пособие предпринимателя: Правовые вопросы. — Мн.: Амалфея, Шк. предпринимателя, 1993. — 108 с.
  133. И. Т. Предпринимательство и рынок —- важнейший экономический и социально-культурный феномен современности. — М., 1994. — 167 с.
  134. В. А. Социальное проектирование /Ин-т социальн. работы. Ассоциация работников социальн. служб. — М., 1997. — 192 с.
  135. В. А. Социальное проектирование и прогнозирование: Учеб. пособие /Ин-т молодежи. — М.: Социум, 1998. — 160 с.
  136. В. А., Шмельков А. В. Социальная инфраструктура как объект социологического изучения // Социологический сборник. Вып. 5 /Ин-т молодежи. — М.: Социум, 1999. — С. 109−118.
  137. Ш. Как правительство Японии поддерживает малый и средний бизнес // Бизнес. — М., 1995. — № 8. — С. 26−27.
  138. К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х кн.: Пер. с англ. —М., 1992.
  139. А. А. Механизмы формирования целостности системы // Системные исследования: Ежегодник 1973. — М., 1973. — С. 53.
  140. Малое предпринимательство в России (1994 -1997 годы): Библиографический справочник. — М.: Ресурсный центр МП, 1997.
  141. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы: Аналитический сборник. — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999. — 160 с.
  142. Малый бизнес в России: Аналит. справочник. — М.: КОНСЭ-КО, 1998. — 352 с.
  143. Малый бизнес в России: проблемы становления и развития // Вопросы экономики. — 1994. — № 11. — С. 92−160.
  144. Малый бизнес и инфраструктура: Учеб. пособие / А. Б. Титов, М. А. Горенбургов, Е. В. Ивчук, А. Б. Крутик- Под ред. А. Б. Крути-ка,—СПб., 1995, — 161 с.
  145. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад / А. Д. Иоффе и др.- Российская Ассоциация развития малого предпринимательства. — М., 1996. — 292 с.
  146. Малый и средний бизнес в системе предпринимательства: Сборник материалов междунар. научно-практ. конф. / ННГУ. — Н. Новгород, 1995. — 191 с.
  147. Маркетинговые исследования в России. Аналит. справочник. -М.: КОНСЭКО, 1998.
  148. Д. Ж. Общая социология: Пер. с сербского. — М.: ВЛАДОС, 1998.—432 с.
  149. С. Д. Финансы и банковский промысел: Штиглиц, Гинцбурги, Поляковы, Рябушинские. — СПб.: Пирс, 1993.
  150. Материалы к заседанию Совета по малому предпринимательству при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — М., 1998. — 44 с.
  151. В. Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 1997. — 240 с.
  152. Международные автомобильные перевозки. — М.: АСМАП, 1999, —№ 2.
  153. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст.: Л. И. Евенко. — М.: Дело, 1994. — 702 с.
  154. Методологические рекомендации по организации государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне. — Иркутск, 1999.
  155. Методологические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. — М.: ИСАРП, 1997.
  156. Микрофинансирование в России: Материалы международной конференции. — М.: ИСАРП, 1997.
  157. Морозовский проект: приглашение к сотрудничеству: Сборник / Под ред. В. П. Ващенко, В. Ш. Каганова, Б. Т. Пономоренко. — М.: АМИР, 1999. — 52 с.
  158. Морозовский проект: развитие и поддержка малого предпринимательства // Информационно-справочные материалы. — М., 1996.1996, — 72 с.
  159. Настольная книга предпринимателя и руководителя. — М., 1993, —258 с.
  160. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). — М.: Агентство «Обозреватель», 1994.
  161. Национальная программа «Российская деловая культура». — М., 1997. — 138 с.
  162. А. Малое предпринимательство в рыночном интерьере России//Диалог. — М., 1995,—№ 2.— С. 31−41.
  163. А. Ф., Павлодский Е. А. Применение законодательства о малом предпринимательстве. — М.: Менатеп-Информ, 1992.158 с.
  164. О состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. Доклад Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. — М., 1998. — 55 с.
  165. Общероссийское объединение «Круглый стол бизнеса России». Центр комплексных социальных исследований и маркетинга. Выпуск XI. — М., 1995.
  166. Общественные (некоммерческие) объединения предприятий и предпринимателей России. Справочник. — М.: Центр политических технологий, 1996. — 70 с.
  167. Т. Б. Средний класс и его работа // Социол. исследования. — 2000. — № 3. — С. 33−42.
  168. Организация поддержки малого предпринимательства. Создание опорного центра Морозовского проекта (Информационно-методические материалы к семинару руководителей администраций и учебных заведений Московской области. — М., 1996. — 118 с.
  169. А. В. Тенденции развития малого бизнеса в мире // Мировой опыт и экономика России. — М., 1997. — № 1−2. — С. 12.
  170. В. Средний класс в России в зеркале социологии // Власть. — М., 1996. -№ 4.~С. 61−66.
  171. Ю. А. Предприниматели и российское общество в начале XX в. // Свободная мысль. — М., 1992. — № 17.
  172. Р., Рубинфульд Д. Микроэкономика / Сокр. пер. с англ. — М., 1992.
  173. А. Е. Предпринимательство: опыт, проблемы. — М., 1995, — 157 с.
  174. А. Е. Развитие предпринимательства в России. — М., 1994, —235 с.
  175. H. Е. О некоторых критериях рациональности // Вопросы социологии. — 1996. —Вып. 6. — С. 121−126.
  176. В. Помогаем развитию предпринимательства: Опыт регионов. Московская область // Человек и труд. — 1995. — № 4. — С. 25−30.
  177. . Т. Деловое образование как специальная сфера подготовки кадров // Деловое образование: программы и технологии Морозовского проекта: Сборник / Под ред. Б. Т. Пономаренко. — М., 1997, —С. 208−214.
  178. И. В., Калюжная С. В. Малый бизнес в России и за рубежом: Проблемы становления и развития: Учеб. пособие / Моск. гос. акад. печати (МГАП). — М., 1994. — 87 с.
  179. И. В. Деловая Москва. Очерки по истории предпринимательства. — М.: Из-во «Весь Мир», 1997.
  180. Правовой статус некоммерческих организаций в России. Практическое пособие. — М.: АИА-Принт, 1995. — 224 с.
  181. Предприниматель без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель: Практич. рек., нормат. акты. — М.: Ось-89, 1995, — 112 с.
  182. Предприниматель без образования юридического лица: Нормат. акты: Практ. рек.: Вып. 6'94. — М.: Эксперт, бюро, 1994. — 48 с.
  183. Предприниматель и налоговые органы. Права. Обязанности. Ответственность: Вып. 2'94. — М.: Эксперт, бюро, 1994. — 48 с.
  184. Предприниматель и органы санэпиднадзора: Нормат. акты: Практ. рек.: Вып. 3'94. —М.: Эксперт, бюро, 1994. — 64 с.
  185. Предпринимательство в конце XX века / А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин и др. — М.: Наука, 1992. — 312 с.
  186. Предпринимательство в России /Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. — М., Прогресс, 1995. — № 1,2, 3,4.
  187. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. — М., 1997, —240 с.
  188. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития / РАН. Институт экономики. — М., 1996. — 240 с.
  189. Предпринимательство в России: сущность и организационные формы / Госкомвуз России. — Н. Новгород, 1995. — 192 с.
  190. Предпринимательство для всех / Г. М. Евменова, Л. В. Кнышо-ва, О. И. Меньшикова и др. — М.: Фин. и стат., 1994. — 72 с.
  191. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в. — М., 1997. — 343 с.
  192. Предпринимательство: история, стратегия развития / Под ред. В. С. Шакирова. — М., 1993. — 88 с.
  193. Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса: Методическое пособие / Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методические пособия для российского бизнеса). — М.: ЦсиЭИ, 1998.
  194. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы /Ин-т социологии РАН- Отв. ред. Т. — М. Дридзе. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1994, —303 с.
  195. Программа «Малый бизнес»: (Менеджмент в малом бизнесе): Пер. с англ.: В 5 вып. — М.: Инж.-конс. комп. «Дека», 1993.: Бизнес-план. — 59 е.- Составление бюджета. — 79 е.- Как принимать финансовые решения. — 70 е.- Продажа. — 71 е.- Персонал. — 71с.
  196. М. М. Стратегия управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере Новгородской области). — Новгород, 1995 — 56 с.
  197. Психология предпринимательской деятельности: Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов / Под общ. ред. В. А. Бодрова. М., Ин-т психологии РАН, 1995. — 175 с.
  198. Ю. Мировая практика определения критериев предприятий малого бизнеса // Бизнес. — М., 1996. — № 8−9. — С. 18−19.
  199. В. В. Экономическая социология: Курс лекций. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 367 с.
  200. В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. — М.: Наука, 1995. — 237 с.
  201. В. В. Новые российские предприниматели: социальный портрет. Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект) — М.: Институт экономики РАН, 1993.
  202. Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблемы занятости / Материалы коллоквиума, Тула, 7−8 дек. 1994. Немецкий культурный центр им. Гете (Москва), Администрация Тульской области. —М., 1993. — 72 с.
  203. Разработка программ поддержки малого бизнеса: Учебная программа / Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методические пособия для российского бизнеса). — М.: ЦСиЭИ, 1998.
  204. Разработка стратегии и основных направлений поддержки малого бизнеса /Методическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методические пособия для российского бизнеса). — М.: КОНСЭКО, 1998.
  205. И. И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики: Научно-аналитический обзор. — М., 1990. — 57 с.
  206. . А. Предпринимательство и риск. — М., Знание, 1992, —61 с.
  207. Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 23−24 мая 1997 г. -М.: РНИСиНП, 1997. — 288 с.
  208. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. — М., 1999. — 621 с.
  209. Россия в цифрах. — 1996: Официальн. издание /Госкомстат России. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 399 с.
  210. М. Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социол. исследования. — М., 1997. — № 7. — С. 3−19.
  211. Р. В. Экономическая социология переходной России: Люди и реформы. — М.: Дело, 1998. — 432 с.
  212. Рынок, предпринимательство, коммерция: Толковый слов. -справ. 600 понятий и терминов на рус с. и англ. яз. / Под общ. ред. А. Г. Новицкого и В. К. Фединина. — М.: Журнал, агентство «Гласность», 1992.— 189 с.
  213. Р. Культура предпринимательства. — М., 1992. — 240 с.
  214. В. Е. Современное предпринимательство: (экон. и орг. основы- проблем формирования и регулирования). — М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1997. — 223 с.
  215. В. Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. — М., 1965, —Т. 1.
  216. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях: Сокращ. пер. с англ. /Общ. ред.: А. — М. Емельянов- Вступ. ст. В. В. Петрова и Н. С. Слепцова. — М.: Экономика, 1995. — 335 с.
  217. С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс- Москва: Зевс, 1997. — 509 с.
  218. Система статистического наблюдения за развитием частного сектора: Аналитический доклад. — М.: ИСАРП, 1997.
  219. Н. Социология / Перевод с англ. — М., 1994. — 560 с.
  220. Смена курса: Перспективы развития и проблемы окружающей среды: Подход предпринимателя: Пер. с англ. / С. Шмидхейни и члены Совета предпринимателей. —М., Геликон, 1994. — 356 с.
  221. С. А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. — М.: ТОО «Контур», 1999. — 290 с.
  222. Э. А. Основы теории организации. — М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998, —375 с.
  223. В. Т. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социол. исследования. — М., 1994. — № 2.
  224. Современные проблемы предпринимательства / Тезисы науч. практической конференции. — Саратов, 1997. — 144 с.
  225. Создание малых предприятий: Российский путь: 40 вопр. и ответов начинающему предпринимателю. — М. Центр-100, 1991. — 62 с.
  226. Состояние малого предпринимательства в России по итогам 1997 г. Июнь, 1998 г. Проект ТАСК БМЕБШЗ 9501. Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства.1. Б. г., б. м.
  227. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках /Ред. -координат. Г. В. Осипов. — М.: Издат. группа «Инфра М — Норма», 1998.— 488 с.
  228. Е. «Угрожает» ли нам появление «среднего класса»? // Знамя — 1990. — № 10. — С. 192−196.
  229. Статистический анализ динамики малого предпринимательства и эффективности малого бизнеса как сектора российской экономики: Аналит. справочник — М.: Ресурсный центр МП, 1998.
  230. Стратегия бизнеса: Аналит. справочник / Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). 2-й выпуск. — М.: КОНСЭКО, 1998.
  231. Стратегия успеха: Аналит. справочник. 1-й вып. / Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методические пособия для российского бизнеса).1. М.:ИСАРП, 1998.
  232. Э. Р., Мальгин В. А., Спирчагов Г. С. Малый и средний бизнес в системе предпринимательства: Сб. науч. материалов международной научно-практической конференции / Под ред. В. И. Бат-расова. — Казань, 1994. — 128 с.
  233. Тезисы докладов I Всероссийского съезда представителей малых предприятий. —М., 1996. — 152 с.
  234. Н. Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социол. исследования. — 2000. — № 3. — С. 13−23.
  235. Н. Портрет представителя малого бизнеса (по материалам социологических исследований) // Власть. — М., 1996. — № 9.—С. 39−44.
  236. С. Малый бизнес и региональные власти США: совместная стратегия конверсии // Проблемы прогнозирования. — М., 1996, —С. 76−82.
  237. . Т. Инфраструктура социальная // Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г. В. Осипова. — М.: Норма — Инфра-М, 1998. — С. 172.
  238. . Т. Инфраструктура социальная // Энциклопедический социологический словарь. — М.: ИСПИ РАН, 1995. — С. 249 250.
  239. . Т. Социология: Общ. кур с. — М.: Прометей, 1994.383 с.
  240. В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия.1. М.: Дело, 1998.— 271 с.
  241. В. А., Алексеев И. С., Трайнев И. В. Стратегия и тактика предпринимательской деятельности в отечественной и зарубежной практике: Обобщение и рек. — М.: Междунар. акад. инф. процессов и технологий, 1995. — 286 с.
  242. М. В. Социология управления: Учеб. пособие. — Москва: Инфра-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 142 с.
  243. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм /Составл. и общ. ред. H. М. Фонштейн. — М.: Дело, 1995. — 224 с.
  244. Услуги по организации бизнес тренингов в России: Аналит. справочник. — М.: КОНСЭКО, 1998. — 256 с.
  245. Услуги по подбору персонала в России. Аналит. справочник. — М.: КОНСЭКО, 1998. — 464 с.
  246. . Ф. Стиль управления: методологические и социологические аспекты. — М.: Социум, 1993. — 158 с.
  247. Учебный социологический словарь. — 3-е изд., доп. и перераб.
  248. М.: Экзамен, 1999. — 352 с.
  249. М. Предпринимательство — это свобода. — М.: Машиностроение, 1992.
  250. Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты): Материалы международного семинара в рамках проекта TACIS АСЕ Т 94−152-R, 23−24 ноября 1995 г. Пер. с англ. и нем. — М., 1995. — 225 с.
  251. Финансовые условия становления и развития малого бизнеса в России: Аналит. пособие / Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). — М.: ИСАРП, 1998.
  252. Финансовые услуги микро- и малому бизнесу: Аналит. справочник. — М.: ИСАРП, 1997.
  253. С., Дорнбуш Р., Шьюфлензи Р. Экономика. — М., 1993.340 с.
  254. С. С. Социология. — 3-е изд, доп. — М.: Гардарики, 1999, — 343 с.
  255. И. М. Не забывать, ради чего начинали реформу // Российская Федерация. — М., 1998. — № 4. — С. 1−4.
  256. В. Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. — М., 1996, — 112 с.
  257. Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. — М.: Прогресс-Универс, 1993.
  258. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие.1. М., 1993. —235 с.
  259. Э. Руководство малыми и средними предприятиями: Пер. с нем. /Под общ. ред. Р. М. Гринева. — Обнинск, 1994. — 207 с.
  260. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России (Иркутская область, Тульская область, Республика Удмуртия). — М.: ИСАПР, МАЦ, 1998.
  261. Г. П. Предприниматель — кто он?: Из опыта рос. и зарубеж. предпринимательства. — М., Междунар. отношения, 1992.216 с.
  262. А. Л. Деловой успех и здоровье: Как сохранить форму. Что вместо лекарств. Предпринимателю-женщине. — М.: Финвест, 1992. — 32 с.
  263. А. Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности /Ин-т социологии РАН. — М., 1997. — 200 с.
  264. Ф. И. Новое российское предпринимательство/ Под ред. А. И. Архипова. —М.: Экономика, 1994. — 175 с.
  265. Ф. И., Котилко В. В. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России / Науч. ред. Н. Н. Филиппов. — М., 1997.— 352 с.
  266. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. —М., 1995. — 195 с.
  267. X., Швальбе Б. Личность, карьера, успех. / Пер. с нем. — М., 1993. — 157 с.
  268. А. В. Формирование социальной инфраструктуры малого бизнеса в современных российских условиях: Автореф. дис. канд. социол. наук. — М., 1999. — 22 с.
  269. Л. И. 100 шагов на внешний рынок: Практикум для предпринимателей. — М.: Республика, 1992. — 125 с.
  270. Ю. А. Особенности описания сложных систем // Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. — 1983. — М. — 1983, — С. 11−113.
  271. Экономика и общество: новые японские исследования. — М.: ИНИОН РАН, 1990. — 57 с.
  272. Экономика предприятий малого и среднего бизнеса. Сб. задач и деловых игр по экономике предприятий малого и среднего бизнеса: Учеб. пособие / Сост. К. И. Сафонова- Дальневост. коммерч. ин-т. — Владивосток, 1994. — 101 с.
  273. Экономические дисциплины в вузах: тенденции и рекомендации / Гребнев Л. Л., Шараев Ю. В. и др.- Под ред. Кузьминова Я. И. — М., 1997, —68 с.
  274. Энциклопедия малого бизнеса, или Как начать свое дело: Практическое пособие для предпринимателей, разработанное спец. Адм. США по малому бизнесу: Пер. с англ. / Под ред. Т. А. Слука. — М.: Книга Интернэшнл, Одиссей, 1994. — 286 с.
  275. Эффективное управление бизнесс-ассоциациями / Серия «Бизнес Тезаурус». — М.: ИСАРП, 1998. — 195 с.
  276. В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добро-свет, 1999. — 596 с.
  277. К., Веселовский В. Формирование предпринимательского слоя в Польше // Бизнес и политика. — М., 1996. — № 1−2. — С. 40−48, 43−47.
  278. Andersson R., Lenart Е. Entrepreneurship and Conditions for small business start-ups in the Republic of Latvia. A study of entrepreneurial values among Latvian students // Paper presented at RENT VII in Budapest, 1993. — P. 32−45.
  279. Bannock G. The Economics of Small Firms: Return From the Wilderness. — Oxford: Basil Blackwell, 1981. — P. 9.
  280. Casson M. The Entepreneur: An Economic Theory. — Oxford: Martin Roberts, 1982, —P. 22.
  281. Damary R. G. C. Entrepreneurship in Russia: an from trading to technology// Internationalizing Entrepreneurship Education and Training / Ed. by Klandt H., Muller-Bolhng D. — Koln-Dortmund, 1992. — P. 283−386.
  282. Enterpreneurship and Small Business in the Russian Federation. — Paris: OECD, 1997.
  283. Foucault M. Discipline and Punish: The birth of the prison. — Harmondsworth: Penguin Books, 1979. — 333 p.
  284. Foucault M. Madness and Civilization: A History of Insanity in the Age of Reason. — N. Y.: New Amer. Libr., 1971. — 299 p.
  285. Hisrich R. D., Crochev M. V. The Russian Entrepreneur // Journal of Business venturing. — 1993. — P. 487−498.
  286. Kivinen M. The middle classes and the labor process // Acta Soci-ologicka. -Oslo, 1989. — № 34. — P. 53−73.
  287. Lawrence P. R., Lorsch J. W. Organization and Environment: Managing Differentiation and Integration. — Homewood (111.): Irwin, 1969. — XV, 279 p.
  288. Matza D. Delinquency and Drift. — N. Y.: Wiley, 1964. — 330 p.
Заполнить форму текущей работой