Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Личностные особенности и динамика саморегуляции в процессе игрового биоуправления: психологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим, в настоящее время социум предъявляет более жесткие требования к человеку: необходимо уметь справляться со сложными жизненными обстоятельствами, планировать свои действия в нестабильных, неопределенных условиях, обладать такими качествами, как гибкость, мобильность, стрессоустойчивость. Как правило, человек с раннего детства обучается действовать в динамично меняющейся внешней… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Саморегуляция личности: постановка проблемы
    • 1. Феномен саморегуляции
      • 1. 1. Понятие саморегуляции: подходы к исследованию в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 2. Саморегуляция произвольной активности и саморегуляция эмоционального состояния — аспекты проблемы
      • 1. 3. Соотнршение саморегуляции произвольной активности и саморегуляции эмоциональных состояний
    • 2. Роль личностных особенностей в овладении навыками саморегуляции
    • 3. Саморегуляция человека как основа эффективного поведения в различных ситуациях. 44 «
  • ГЛАВА 2. Адаптивная обратная связь, технология биоуправления и саморегуляция
    • 1. Адаптивная обратная связь: основные представления
    • 2. Игровое биоуправление как процесс обучения саморегуляции
    • 3. Анализ обзора литературы, постановка задач экспериментального исследования
  • ГЛАВА 3. Материалы и методы исследования
  • Характер и объем исследований
  • Модель экспериментальной ситуации и процедура эксперимента
  • Методики исследования
  • Обработка данных, используемые измерительные процедуры
  • ГЛАВА 4. Экспериментальное исследование динамики саморегуляции в процессе игрового биоуправления
    • 1. Способы саморегуляции в режиме биоуправления
    • 2. Взаимосвязь личностных особенностей и способов саморегуляции в процессе биоуправления
    • 3. Разработка критериев эффективности / неэффективности способов саморегуляции в режиме биоуправления
    • 4. Анализ психологических особенностей сопутствующих / препятствующих изменению способов саморегуляции в курсе тренинга
    • 5. Отдаленные результаты тренинга

Личностные особенности и динамика саморегуляции в процессе игрового биоуправления: психологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования:

Характерными признаками современности являются значительное ускорение темпа жизни, увеличение информационных нагрузок, отсутствие устойчивой системы ценностей, экстремальные условия труда. Возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы, различные сложные ситуации и препятствия вызывают эмоциональные реакции негативного типа, которые > сопровождаются целой гаммой физиологических и психологических сдвигов, тем самым сказываются на общем функциональном состоянии людей, устойчивости психических процессов, вносят дестабилизирующие моменты в их настроение. В различных ситуациях жизнедеятельности для человека обычным становится формирование состояний, характеризующихся повышенным уровнем актуализации психофизиологических ресурсов, чрезмерной эмоциональной напряженностью.

В связи с этим, в настоящее время социум предъявляет более жесткие требования к человеку: необходимо уметь справляться со сложными жизненными обстоятельствами, планировать свои действия в нестабильных, неопределенных условиях, обладать такими качествами, как гибкость, мобильность, стрессоустойчивость. Как правило, человек с раннего детства обучается действовать в динамично меняющейся внешней обстановке, вырабатывает собственные паттерны и стратегии поведения, необходимые не только для успешной адаптации к различным жизненным ситуациям, но и в целях саморазвития, однако оказывается абсолютно не подготовленным к изменениям внутренней среды собственного организма, потому что никогда пе обучался идентифицировать, контролировать, регулировать свое внутреннее состояние, развивать собственные навыки саморегуляции. Именно способности к саморегуляции являются базисными при реализации различных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях, в конфликтных обстоятельствах, стрессовых условиях и т. п. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность совпадающего поведения в целом. Таким образом, процессы саморегуляции играют значительную роль в широком спектре различных ситуаций и условий.

В связи с этим, исследование динамических составляющих процесса саморегуляции в режиме биоуправления, и изучение их взаимосвязи с личностными особенностями человека, с целью разработки коррекционпых мер преодоления различных ситуаций, приобрели исключительную теоретическую и практическую значимость и актуальность.

Диссертационная работа выполнена в ГУ НИИМББ СО РАМН в рамках темы НИР «Оптимальное функционирование в парадигме биоуправления» номер гос. регистрации 1 200 601 639 (руководитель — академик Штарк М.Б.), и является частью научно-исследовательской работы, посвященной созданию единой концепции и практической технологии формирования феномена оптимального функционирования, включающей исследования в области общей психологии, психофизиологии и физиологии.

Степень научной разработанности проблемы:

Психология саморегуляции является актуальным развивающимся направлением современной науки. Феномен саморегуляции рассматривается в психологии в различных теоретических контекстах. Основные достижения в данной области исследований в отечественной психологии принадлежат лаборатории психологии саморегуляции ПИ РАО, где разработана концепция осознанной саморегуляции произвольной активности человека, описана структурно-функциональная модель процесса саморегуляции (Конопкип О.Л., Круглова Н. Ф., Моросанова В. И., Обознов А. А., Оспицкий А. К., Прыгип Г. С., Степанский В. И. и др.), сформулировано и исследовано новое для психологической науки понятие «стиль саморегуляции» (Моросанова В.И.), проанализирована его психологическая структура и функции в организации произвольной активности, разработаны методики диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции.

Наряду с концепциями саморегуляции психической деятельности и произвольной активности человека (Голиков Ю.А., Конопкин О. Д., Костин А. Н., Моросанова В. И. и др.)? активно ведутся исследования саморегуляции психических состояний, к которым относятся концепция саморегуляции функциональных состояний человека (Дикая Л.Г., Кузнецова А. С., Леонова А. Б., Семикин В. В. и др.), модель регуляции настроения (Куликов Л.В.), а также концепция функциональных структур регуляции психических состояний (Прохоров А.О.).

В силу многогранности феномена саморегуляции, разноплановости круга теоретических и эмпирических исследований, в рамках которых рассматривается данная тематика, взгляды исследователей на структуру и природу саморегуляции различаются, и требуют построения целостной картины саморегуляции человека на основе интеграции имеющихся в науке данных.

Отметим, что в большинстве исследований данного направления способности к саморегуляции рассматриваются как основополагающие при реализации различных стратегий и форм поведения в трудных жизненных ситуациях, в конфликтных обстоятельствах, стрессовых, неопределенных условиях и т. п.- от степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность поведения человека в целом. В ряде работ установлено, что в различных видах деятельности необходимо иметь сформированные умения и навыки саморегуляции (Бодров В.А., Бойко Е. И., Дикая Л. Г., Короленко Ц. П., Ломов Б. Ф., Никифоров Г. С., Щербатых Ю. В., Штарк М. Б., Шубина О. С., Kane T.D., Marks М.А., Zaccaro S.J., Blair V.).

В связи с этим значительно возросла потребность в разработке инновационного инструментария, позволяющего оценивать и развивать способности человека к саморегуляции. В качестве инструмента, отвечающего таким требованиям, можно рассматривать технологию компьютерного игрового биоуправления.

Игровое биоуправление — новая технология, продукт соединения компьютерного игрового сюжета и методов биоуправления, представляющих собой комплекс процедур, при проведении которых человеку, посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи), передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации с помощью определенных приемов человек развивает навыки саморегуляции физиологических и психофизиологических показателей. Примером практической реализации данного направления является программно-аппаратный комплекс «БОС-Г1ульс» (регистрационное удостоверение №ФС 022а20 000/1027−04, сертификат № РОСС 1Ш. АЯ79.В3 820), включающий семейство компьютерных игр («Вира!», «РАЛЛИ», «Магические кубики», «Гребной канал», «Стрелок» и др.), где развитие игрового сюжета зависит от умения испытуемого регулировать сердечный ритм и другие психофизиологические показатели (Джафарова О.Д., Штарк М. Б., Шубина О. С. и др.) [28, 104]. Игровое представление тренинга позволяет существенно усилить мотивацию к проведению занятий. В процессе игры человек соревнуется сам с собой, что значительно усложняет его задачу и вызывает необходимость совершенствовать результаты от попытки к попытке. Выиграть игру или добиться положительного развития сюжета человек может только научившись управлять собственными механизмами саморегуляции |72, 105].

ПАК «БОС-Пульс» разработан ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, который более пятнадцати лег занимается фундаментальными исследованиями теории биоуправления, является лидером по созданию и внедрению компьютерных лечебно-реабилитационных систем биоуправления в РФ.

Использование для изучения феномена саморегуляции такого пласта методов как технология биоуправления в сочетании с психодиагностическим инструментарием позволяет получать более полный комплекс информации, включающий как сведения о психофизиологических компонентах этого процесса и их динамике, так и о психологических особенностях личности.

Традиционно исследования технологии биоуправления встречаются в таких областях науки как физиология, биология, медицина, в психологии они немногочисленны. Несмотря на большое количество исследований адаптивной биологической обратной связи и технологии биоуправления, механизм регуляции психофизиологических функций изучен еще не до конца. Как отмечают М. Б. Штарк и М. С. Шварц: «Игровые варианты биоуправлсиия характеризуют новый этап технологии, которая нуждается в широком исследовании, как в целях лечебно-реабилитационных, так и в научных» [108, С.4]. Так, например, специфичным только для метода биоуправлеиия, в отличие от различных релаксационных методик, является сочетание мышечной релаксации, состояний спокойствия и расслабления с высокой степенью контроля сознания, постоянным анализом внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора [110]. В ряде работ было показано, что воздействовать на регулируемый параметр испытуемый может только при помощи развития механизмов саморегуляции. Применительно к человеку — носителю высших форм психики — процесс саморегуляции включает и физиологические, и психических уровни регулирования. Как указывал Е. П. Ильин, «психическая сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т. д.), а физиологическая сторона — в изменении ряда функций, в первую очередь — вегетативных и двигательных». [39, С. 52]. Эмоциональные состояния и физиологические изменения в организме человека неотделимы друг от друга. Например, утомление или радость сопровождаются изменением ряда физиологических параметров организма и наоборот. Однако, исследований, объясняющих взаимосвязь и интеграцию механизмов регуляции физиологических функций и процессов саморегуляции человека при помощи адаптивной обратной связи, не проводилось.

Исследование посвящено выделению типичных способов саморегуляции человека (далее по тексту — СС), реализующихся в процессе биоуправления, и изучению их взаимосвязи с личностными особенностями человека.

Объект исследования: саморегуляция как психологический феномен. Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и способов саморегуляции в режиме игрового биоуправления. Гипотезы исследования:

— Представляется возможным выделить различные способы саморегуляции, демонстрируемые человеком в режиме игрового биоуправления.

— Психологические особенности личности и способы саморегуляции взаимосвязаны. Каждая подгруппа лиц, использующая некоторый способ саморегуляции в режиме игрового биоуправления, характеризуется определенным сочетанием личностных особенностей.

— Процедура эксперимента позволит найти ключевые детерминанты, определяющие эффективность способов саморегуляции в режиме игрового биоуправления.

— Тренинг, организованный при помощи технологии игрового компьютерного биоуправления, позволит модифицировать способы саморегуляции в сторону более эффективных.

Цель настоящего исследования: изучение способов саморегуляции в режиме биоуправления и характера их взаимосвязи с личностными особенностями человека. Задачи работы:

1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы саморегуляции в психологии, соотнести технологию компьютерного игрового биоуправления и феномен саморегуляции.

2. На основе анализа литературных источников выявить набор личностных характеристик, которые могут быть связаны со способами саморегуляции в режиме биоуправления.

3. Разработать экспериментальные и диагностические процедуры, позволяющие выявить и описать типичные способы саморегуляции в режиме игрового биоуправления.

4. Выделить подгруппы испытуемых (по степени эффективности достигнутого результата в режиме биоуправления) и проанализировать характерные для них личностные особенности.

5. Проследить динамику изменения способов саморегуляции (до и после курса тренинга игрового биоуправления).

6. Оценить степень устойчивости выработанных навыков саморегуляции спустя год после окончания эксперимента.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез был применён комплекс методов, включающий анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методики. В эмпирическом исследовании применялась батарея психологических тестов и технология компьютерного игрового биоуправления.

Так как способы саморегуляции в режиме биоуправления, возможно, связаны с личностными характеристиками, ответственными за успешную адаптацию человека к окружающей его среде и совладание с жизненными трудностями, на первом этапе исследования мы использовали следующие методики: Методика измерения уровня толерантности к неопределенности (С. Баднер), «Опросник способов психологического преодоления» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптированный Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк и др.), «Копииг-поведение в стрессовых ситуациях» (Э. Эндлер, Д. Паркер, адаптированный Т.Л. Крюковой), «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль, адаптированный С.А. Шапкиным). На втором этапе исследования мы поставили задачу выявить устойчивые психологические особенности личности, которые могут быть связаны с выбором того или иного способа саморегуляции, для этого применялись: «Калифорнийский психологический опросник» (адаптация Н. А. Графинина, Н.В. Тарабрина), «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (В.М. Русалов), «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова). В исследовании также использовались методики, измеряющие уровень тревожности: Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин), Методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор). Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики, программа обработки данных игрового биоуправлепия «Report» (разработка ГУ НИИМББ СО РАМН).

Теоретическая значимость исследования:

Теоретический анализ технологии компьютерного игрового биоуправления с позиций психологии саморегуляции показал допустимость и целесообразность её использования для изучения и описания особенностей регуляторных процессов человека. Специфика рассматриваемой технологии предоставляет новые возможности для фундаментальных исследований саморегуляции как процесса, расширяя представление о внутренних механизмах его реализации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке психологического тренинга для выявления, анализа и коррекции способов саморегуляции человека методами игрового биоуправлепия. Составленный и апробированный в рамках нашего исследования блок психодиагностических методик в сочетании с технологией компьютерного игрового биоуправлепия может применяться для диагностики и прогнозирования индивидуальных способов саморегуляции человека, оценки степени их успешности и качества реализации, с целью своевременной психопрофилактической и коррекционпой работы.

На основе результатов работы создан психологический тренинг, который применяется в деятельности Кадрового Центра Института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров СГУПС при проведении семинаров по развитию навыков саморегуляции. Материалы исследования используются в лаборатории компьютерных систем биоуправлепия.

ГУ НИИМББ СОР АМН при проведении обучающих семинаров «Технология лечебно-реабилитационного биоуправления» с 2007 г. Научная новизна работы:

1. Предложена новая экспериментальная модель, позволяющая исследовать процесс саморегуляции человека в режиме игрового биоуправлепня, основываясь на объективных показателях. Обоснована возможность её применения для диагностики и развития способов саморегуляции в процессе биоуправления. Такая модель в рамках психологии саморегуляции описаиа впервые.

2. Выявлены комплексы личностных особенностей, характерные для групп людей, использующих определенный способ саморегуляции, на основе сопоставления профилей регистрируемых показателей в процессе тестирования технологией игрового биоуправления и данных психологических тестов.

3. Выделены психологические предикторы, обеспечивающие развитие и совершенствование способов саморегуляции в курсе тренинга биоуправлепня, связанные с высоким уровнем толерантности к неопределенности, высоким уровнем интеллектуальной эффективности.

4. Подтверждена устойчивость навыков саморегуляции, выработанных в курсе тренинга игрового биоуправления, па основе результатов повторного тестирования способов саморегуляции, проведенного через год после окончания эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Технология компьютерного игрового биоуправления может использоваться как универсальный психологический инструментарий, позволяющий изучать процесс саморегуляции и его динамику, проводить диагностику способов саморегуляции, а также формировать и развивать способности к саморегуляции человека, в рамках основных подходов психологии саморегуляции.

2. Выявлено шесть типичных способов саморегуляции, демонстрируемых человеком в режиме игрового биоуправления. Каждый из таких способов связан с комплексом личностных особенностей, сходных для подгрупп людей, его использующих.

3. Выделен объективный критерий эффективности способов саморегуляции, на основе которого их можно разделить на эффективные, неэффективные и промежуточные. Показатель эффективности связан с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, гибкостью мышления и поведения, высокой степенью толерантности к неопределенности.

4. В результате тренинга, организованного при помощи технологии биоуправления, происходит изменение способов саморегуляции от неэффективных к эффективным. Способы саморегуляции, выработанные в ходе такого тренинга, являются устойчивыми и сохранными длительное время.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена достаточным объемом и гомогенностью выборки, комплексным анализом проблемы, стандартизацией алгоритмов1 исследования и применением методов математической статистики при обработке полученных данных с использованием программы обработки данных игрового биоуправлепия «Report» (разработка ГУ НИИМББ СО РАМН).

Апробация работы:

Материалы диссертации были доложены на международной конференции 7th Annual Meeting of ECNS (2005, г. Мюнхен), на всероссийской конференции «Человек в условиях неопределенности» (2006, г. Новосибирск), на всероссийской научно-практической конференции «Сбор руководящего состава медицинской и психологической службы. МЧС России» (2007, г. Азов), па международной научно-практической конференции «Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе» (2007, г. Москва), па международной научно-практической конференции «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход» (2008, г. Санкт-Петербург), на всероссийской научно-практической конференции «Биоуправление — новые возможности' 2008» (2008, г. Новосибирск). На международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (апрель 2007, г. Санкт-Петербург) доклад «Стратегии поведения, .ситуации неопределенности и игровое биоуправление» занял первое призовое место и был отмечен дипломом, как лучший в секции «Общая психология». По материалам диссертации опубликовано 7 научных работ.

Структура и объем диссертации

:

Диссертация изложена на 156 страницах, содержит: введение, четыре главы, заключение и выводы.

Список литературы

содержит 156 наименований на русском и английском языках.

выводы.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Технология компьютерного игрового биоуправлепня может быть использована в рамках психологии саморегуляции в качестве инструментария, позволяющего исследовать основные закономерности процесса саморегуляции человека, проводить диагностику и коррекцию способов саморегуляции, основываясь на объективных психофизиологических показателях.

2. Личностные особенности и способности к саморегуляции взаимосвязаны, что подтверждается выделенными нами шестью группами реципиентов, демонстрирующих различные способы саморегуляции. К наиболее значимым личностным особенностям, характерным для этих групп испытуемых, можно отнести уровень толерантности к неопределенное! и, уровень эффективности в интеллектуальной сфере, уровень ! I тревожности, особенности копинг-стратегий и их направленность. > Благодаря выявленным психологическим отличиям между группами ! испытуемых, становится допустимым оценить потенциальные возможности человека, описать показания к применению курса тренинга игрового биоуправления.

3. В качестве личностных особенностей, связанных со степенью эффективности способа саморегуляции, можно рассматривать толерантность к неопределенности и интеллектуальную активность личностичем выше их уровень, тем эффективнее СС, и наоборот.

4. Тренинг, организованный при помощи компьютерного игрового I биоуправления, позволяет модифицировать способы саморегуляции человека 1 в сторону более эффективных. Ключевыми личностными характеристиками, сопутствующими успешному развитию способностей к саморегуляции в курсе тренинга игрового биоуправления, являются высокий уровень толерантности к неопределенности и интеллектуальной эффективности, самостоятельность. Подгруппа испытуемых, удерживающих па протяжении всего курса тренинга игрового биоуправления способ саморегуляции «Последовательное обучение», отличается сформированной потребностью в осознанном планировании деятельности, реалистичностью, детализированностью и устойчивостью таких планов.

5. Способы саморегуляции, выработанные в курсе тренинга игрового биоуправления, являются устойчивыми, что подтверждается результатами повторного тестирования СС, проведенного через год после окончания эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в данной работе мы затронули сложную и многоаспектную, психологическую тематику — феномен саморегуляции. Рассмотрели основные представления о понятии саморегуляции, ключевых направлениях его изучения, фундаментальные концепции, описывающие различные аспекты данной области исследований, определили круг явлений, требующих дополнительных теоретических и практических разработок, одно из которыхособенности динамики процесса саморегуляции человека в режиме биоуправления.

Современные требования к условиям существования человека, высокая ! 1 динамика повседневной жизни и деятельности, интенсивность социальных 1 связей, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, высокие требования к компетентности и оперативности человека обуславливают широкое проникновение методов саморегуляции в различные области жизни и деятельности, тем самым вызывая научный интерес к описываемой проблеме.

Уже сегодня данные науки и практики убедительно свидетельствую'1' о возможностях тренировки навыков саморегуляции, которые повышают I адаптивный потенциал человека, препятствуют формированию чрезмерных по силе и продолжительности негативных психологических и физиологических 1 реакций, способствуют выработке моделей адекватного поведения в различных условиях, нормализации работы высшей нервной деятельности в целом.

Существует большое количество различных методов и модификаций методик, развивающих способности к саморегуляции. К ним, прежде всего, относятся методики релаксации, которые являются одними из эффективных средств защиты от стресса. Однако у релаксационных методик есть ряд I недостатков. Во-первых, многим релаксационным методикам не хватает j научной обоснованности. Во-вторых, даже обучившись релаксации, для полного расслабления и оптимизации состояния человеку необходимы I определенные условия (например, уединенное место, тишина и т. п.). В данной работе был рассмотрен новый способ диагностики и коррекции способов саморегуляции, выделяемых на основе динамики регулируемых показателейтехнология компьютерного игрового биоуправления. Как было показано рапсе Шубиной О. С., достоинством и специфичностью технологии биоуправлепия, при обучении релаксации в отличие от иных методик, является сочетание состояний спокойствия и расслабленияс высокой степенью контроля сознания, внимательностью, постоянным анализом внутренних ощущений и i 1 наблюдением за динамикой показателей на экране монитора. По скорости обучения навыкам саморегуляции технология биоуправлепия значительно опережает релаксационные методики. '.

Использование технологии биоуправления в нашем исследовании позволило объективно отслеживать характер динамики психофизиологических показателей испытуемых, сопоставлять его с данными психологического тестирования, на основе чего были выделены шесть способов саморегуляции. Технология биоуправлепия позволяет не только диагностировать СС человека, а также моделировать разнообразные условия в зависимости от целей и задач эксперимента, но и позволяет повысить психоэмоциональную устойчивость к I различным нагрузкам и выработать систему действенных навыков | I саморегуляции. Было показано, что использование технологии компьютерного игрового биоуправления в целях развития способностей к саморегуляции способствует снижению ситуативной тревожности, улучшению настроения, снижению нервно-психического напряжения, повышению активности психической деятельности, благоприятно влияет па общее психическое состояние человека в целом [27].

Результаты нашего исследования позволили определить ключевые j факторы, определяющие эффективность / неэффективность способов 1 саморегуляции человека — это уровень1 толерантности к неопределенности и | интеллектуальная пластичность. Исходя из этого, первоочередной задачей научных исследований проблемы саморегуляции является изучение устойчивых личностных особенностей, ситуативных характеристик, индивидуальных различий, оказывающих влияние на процесс саморст уляции.

При разработке профилактических мероприятий следует исходи п> из того, что психологические особенности личности влияют на способное п, к саморегуляции в процессе биоуправления. А также учитывать, что низкий уровень толерантности к неопределенности, снижение индекса интеллектуальной активности препятствуют формированию необходимой психологической основы для эффективного овладения навыками саморегуляции. Благодаря выявленным психологическим отличиям между подгруппами испытуемых, демонстрирующих эффективные и неэффективные способы саморегуляции, становится допустимым оцепить потенциальные возможности человека, описать показания к применению курса тренинга.

Прогнозирование уровня развития способностей к саморегуляции имеет большое практическое значение, т.к. оно позволяет заранее выявлять людей, у которых возможно проявление неблагоприятного психоэмоционального напряжения в различных ситуациях, и проводить с ними соответс1вующую работу в плане профилактики. Неблагоприятное эмоциональное состояние существенным образом снижает успешность саморегуляции и засгавляс1 человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за нормализацию психического состояния в целом во время и после пребывания в сложной ситуации. Поэтому прогноз возможных отклонений и своевременная реализация коррекционных мероприятий помогли бы людям сохранять свое здоровье и повысить способности к саморегуляции в целом.

Наши знания о саморегуляции достаточно широки, и их надо разумно использовать в условиях современной действительности, как в теоретическом, так и прикладном аспекте.

Затронутые в работе проблемы могут стать основой для дальнейших исследований, например, таких, как разработка теоретических положений о межсистемных взаимодействиях способностей к саморегуляции человека в целом с индивидуально-психологическими детерминантамиисследование взаимосвязи выделенных способов саморегуляции с половозрастными особенностями испытуемыхтакже интересно было бы отследить: оказывают ли влияние наличные способы саморегуляции человека на формирование новых адаптивных поведенческих стратегий и, если да, то какое? существуют ли внутри способов саморегуляции психологические предикторы, определяющие надежность, эффективность саморегуляции психической деятельности и психологическую устойчивость человека в целом? В практическом плане обучение эффективным способам саморегуляции при помощи технологии компьютерного игрового биоуправления может привести к открытию уникальных «внутренних» психологических резервов, помогающих выйти из сложной ситуации без ущерба для здоровья, способствовать разработке новых коррекционных психологических инструментов. i I I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980, — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследование личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-оциальный институт- Воронеж: IUIO «МОДЭК», 1999.-224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299 с.
  4. В.В. Психологичекие основы повышения эффективности деятельности работников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях. — М.: 1998.— 123 с.
  5. Л.А. Концепции жизнестойкости в психологии. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 82−90.
  6. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. — М.: Наука, 1978. — 400 с.
  7. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. В кн.: Принципы системной организации функций. М., 1973. — 315 с.
  8. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980. — 197 с.
  9. А.С. Высшая нервная деятельность. — М.: Высшая школа, 1991. -256 с.
  10. А.С. Обратная связь в системе управления движением. — В кн.: Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М.: «Наука», 1978. — 370 с.
  11. О. В. Формирование осознанной саморегуляции педагогического взаимодействия как фактор эффективной подготовки студентов педвуза: дис.. канд. психол. наук / Белоус О. В. — Москва, 2000. — 149 с.
  12. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.1. Л.: Наука, 1988. — 260 с.
  13. И.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  14. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М.: «Институт психологии РАН», 1995. — 128 с.
  15. В.А. Психофизиологические проблемы профессиональной надежности человека-оператора // Психофизиологические проблемы профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1991. — С. 32−40
  16. Большой психологический словарь 3-е издание/ Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. — Спб.: «Прайм-Еврознак», 2007. — 666 с.
  17. Большой толковый психологический словарь в 2-х томах. Т. 2 / Сост. А. Ребер. — М.: Вече, 2001. — 560 с.
  18. Брайт Джим, Джонс Фиона. Стресс. Теории, исследования, мифы.
  19. Спб.: «Прайм-Еврознак», 2003. — 352 с.
  20. В.Ю., Козлов В. В. Саморегуляция: виды и содержание Электронный ресурс.: Журнал Проблемы психологии и эргономики. № 1, 2003. — Режим доступа: http://drupal.psychosfera.ru/?q=:node/607
  21. С.А., Водяной А. Ю., Никитина Э. В. Концептуальные модели обучения с помощью метода биологической обратной связи // Биоуправление 2: Теория и практика. — Новосибирск, 1993. — С. 37−41.
  22. Н. С. Медико-психологические характеристики кошшг-поведения больных с зависимостью от алкоголя: дис.. канд. психол. наук / Видерман Н. С. — СПб., 2000. — 195 с.
  23. Ю.Я., Костин А. Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности // Психологический журнал. — 1994.— Т.15,№ 2.— С. 3−17.
  24. Ю.Я., Костин А. Н. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности // Проблемность в профессиональнойдеятельности: теория и методы психологического анализа. — М.: Институт психологии РАН. 1999. — С. 6−79
  25. О.Л., Джафарова О.А, Очеретная К. Г. Тренинг «Управление стрессом» для персонала ЗСЖД на базе технологии игрового биоуправлепия. // сб. Научных трудов Корпоративное обучение. — Новосибирск, 2006. — B.l. |1. С.170−182.
  26. Дж. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 315 с. {I
  27. О.А., Донская О. Г., Путилов А. А. Метод игрового биоуправления и регуляция ритма сердца. // Бюллетень СО РАМН. — Новосибирск, 1999. — № 1. — С. 62−67.
  28. О.А., Изарова И. О., Иванова Н. Ю. Исследование модели обучения в процессе биоуправления на основе статистического анализа // Биоуправление-3: Теория и практика. — Новосибирск: ИМБК СО РАМН. — 1998. — С. 242−252.
  29. Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор. Введение в НЛП. Электронный ресурс.
  30. Режим доступа: http://lib.ru/NLP/nlp.txt
  31. Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2003. — 318 с.
  32. Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях.— М.: Наука, 1991. —С. 103−114.
  33. Л.Г., Журавлев А. Л. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. 624 с.
  34. Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал.1991. — Т.12 ,№ 1. —С. 55−65.
  35. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986. — 108 с.
  36. .В., Опосредование и саморегуляция в норме и паталогии. // iI
  37. Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». — 1981. — Ж 2. — С. 9−15.
  38. Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: «Питер», 2002. — 752 с.
  39. , Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005.412 с.
  40. О. П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в J условиях психоэмоционального стресса Электронный ресурс.: Новое ш украинской психиатрии. — Харьков, 2001. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/articles/paper033.htm.
  41. В. Н. Прикладная психология. — Спб.: Питер, 2000. — 560 с.
  42. В.Е. Постнеклассическая трансспектива психологической науки / Вестник Томского Государственного университета Томск, 2007. — № 305. -С. 157−164
  43. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под. ред. Г. В. Залевского. — Томск: Издательство Томского университета, 1999. — 154 с.
  44. М.Г., Резников М. А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы. М-лы IY международной научно-практической конференции. — СПб.: СПбАППО, 2004. — С. 57−62
  45. О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития. // Вопросы психологии. — 2004. — № 2. — С. 128−135.
  46. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психол. — 1995. — № 1, —С. 5−12.
  47. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -— М.: Наука, 1980.—256 с.
  48. О.А. Саморегуляция // Психологический словарь. — М.: Политиздат, 1987. —219 с.
  49. О.С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии — { 1995.— № 3, —С. 119−132.I
  50. Т.В. Психология риска и принятия решений. — М.: Аспект Пресс. 2003. —285 с.
  51. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. -Л.: Наука, 1978. —271 с.
  52. JI.A., Малкова Н. А., Шубина О. С., Веревкип Е. Г., Долгова М. В. Биоповеденческая терапия рассеянного склероза. // Бюллетень СО РАМН, j Новосибирск. — 2004. — № 3. — С. 92−98.
  53. О.Ю., Джафарова О. А., Гребнева О. Г. Игровое биоуправление вшколе. Опыт практического применения. // Бюллетень СО РАМП, Новосибирск. — 2004. — № 3. — С.53−61.
  54. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека — М.: МГУ, 1984. —200 с.
  55. Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетермипации. электронный ресурс. — Режим дос1упа: http ://institut. smysl.ru/article/16 .php
  56. .Ф. Человек и техника. — М.: «Советское радио», 1966. — 464 с.
  57. .Ф., Прохоров А. И. К вопросу о контроле за состоянием человека- iоператора // Вопросы бионики. — М.: Наука, 1967. — С. 249−254.
  58. Луковицкая Е. Г Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. канд. психол. наук: СПб., 1998. 133 с.
  59. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — Спб.: ИД Сентябрь, 2001. — 260 с.
  60. Медведев В. И Устойчивость физиологических и психоло1 ических функций человека при действии экстремальных факторов. — Л.: Наука, 1982.104 с.
  61. Е.Б. Организационное поведение Электронный ресурс. — Москва, 2004. — Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/ 198 018. html
  62. В.И. «Личностные аспекты саморегуляции человека» // Психологический журнал — 2002. — № 6. — С. 5−17
  63. В.И. «Стиль саморегуляции поведения (СППМ)» — М.: Когнито-центр, 2004. — 44 с.
  64. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, j структура и функции в произвольной активиости человека. — М.: Паука, 1998. j192 с. J
  65. В.И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 213 с.
  66. Никифоров Г. С Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 112 с.
  67. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. — 176 с.
  68. Г. С. Самоконтроль человека. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 171 с.
  69. А.А. Психологическая регуляция операторской деятельности / Под ред. В .А. Бодрова. — М.: Изд-во «ИП РАН», 2003. — 182 с.
  70. А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: автореф. дисс. доктора псхл. Наук / Осницкий А. К. — М. 2001. — 21 с.
  71. Д.А. Предметное действие и оперативный образ. — М.-Воропсж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 542 с.
  72. Петровский В. А, Черепанова Е. М. Индивидуальные особенное ги самоконтроля при организации внимания. // Вопросы психологии — 1987. — № 5. —С. 48−56.
  73. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектпости. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  74. Д.В. Уровни освоения психической саморегуляции электронный ресурс. —Режим доступа: http://egoland.ru/material/?step=&path =4,55,74&lang
  75. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1984. — 174 с.
  76. А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания: Учеб.-метод, пособие. — Моск. открытый соц. уп-т. М., 2003.—25 с.
  77. Практическая психодиагностика (Методики и тесты) // Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998. — 592 с.
  78. А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 3. — С. 136−146.
  79. А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 156−162.
  80. А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. — М.: PerSe, 2005. — 350 с. j
  81. А.О. Функциональные структуры регуляции психических состояний // Антология современной психологии конца 20 века. — Казань. 2001. —Т.7, Вып. 3. —С. 315−323.
  82. А.О. Функциональные структуры регуляции состояний субъекта // Современная психология: состояния и перспективы. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. — С. 129−131.
  83. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт j психологии РАН», 1997. — 576 с.
  84. Психологическая энциклопедия. / Под. ред. Р. Корсики, А. Ауэрбаха. — Спб.: Питер, 2003. — 1096 с.
  85. Психологический лексикон: энцикл. словарь в 6-ти т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕРСЭ Т.5. Психофизиология / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. 2006. — 128 с.
  86. Н.Г. Динамика психофегетативных параметров при обучении саморегуляции пациентов с нарушением вегетативного баланса методами ! игрового биоуправления: дис.. к.м.н. / Редько Н. Г. — Новосибирск, 2008, — 132 с.
  87. М.С. Психический стресс и психические расстройства. — М., 1962. — 146 с.
  88. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Электронный ресурс. / Под. ред. В. А. Ядова. — Л.: Наука, 1979. — 264 с. — Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/308 209/GlavaI.pdf.hlml
  89. Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. —М.: Прогресс, 1979. —125 с.
  90. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000, —220 с.
  91. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М.: Наука, 1970.- 140 с.
  92. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях: Учеб. пособие. — М.: SvR-Аргус, 1995. —359 с.
  93. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Медицина, 1981. —232 с.
  94. Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. М. — Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007.-431 с.
  95. Теория функциональных систем в физиологии и психологии // Сб. под ред. Ломова Б. Ф., Швыркова В. Б., Шевченко Д. Г., Шулейкиной К.В.
  96. М.: «Наука», 1978.. — 370 с.
  97. Е.Г. Функциональная асимметрия полушарий мозга и регуляция эмоционального состояния. // Психол. журнал. — 2001. — Т.22, № 2.1. С. 57−65.
  98. А.С., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. —- 1996.1. Т. 17, № 1, —С. 19−34.
  99. А.С. Рефлексия в развитии и становлении человека // Ежегодник ! Росс. Психологического общества. Психология и её приложения. — М., 2002. |1. Т.9,Вып.1, —С. 47−49.
  100. В.JI., Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 1984. — Т.5, № 5. — С. 94−103.
  101. А.Г. Психодиагностика личностных черт. — Спб.: Речь, 2002. — 480 с.
  102. ЮЗ.Штарк М. Б. «Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра)» // Биоуправление 3: Теория и практика. — Новосибирск, 1998. — с. 5 — 13.
  103. М.Б. Приглашение в мир биоуправлепня. // Биоуправленис 2: теория и практика. — Новосибирск, 1993. — С. 1−11.
  104. М.Б., Тристан В. Г. Джафарова О.А. Биоуправлепие неисчерпаемая — технология совершенствования. // Материалы 4 Всероссийской конференции «Биоуправление в медицине и спорте». — Москва, 2005. — С. 17−28.
  105. М.Б., Шварц М. Некоторые аспекты биоуправления в интерпретации редакторов (вместо предисловия) // Биоуправление 4: теория и практика. — Новосибирск, 2002. — С. 3−7.
  106. О.С., Тишакин Д. И. Использование игрового биоуправления для коррекции тревожных состояний. // Материалы 4 Всероссийской конференции t «Биоуправление в медицине и спорте». — Москва, 2005. — С. 21−27. j
  107. О.С. Биоуправление в лечении и диагностике дистимичских j расстройств (предикторы эффективности) // Биоуправлепие-З: Теория и практика. — Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1998. — С. 110−122.
  108. Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. И.Павлова. —2000. —№ 6 — С. 959−965.
  109. Ю.В. Экзаменационный стресс. — Воронеж. Студия ИЛИ. 2000. — 168 с.
  110. Anshel, М. Н, & Porter, A. Self-regulatory characteristics of competitive swimmers as a function of skill level and gender // Journal of Sport and Behaviour, 1996, 19(2), P. 91−110.
  111. Averill, J. R. A selective review of cognitive and behavioral factors involved in the regulation of stress // The psychophysiology of the depressive disorders. N. Y., 1979. P. 365—387.
  112. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. Freeman, New York 1997.
  113. Barbara B. Brown Stress and the Art of Biofeedback. Bantam Books, 1982.
  114. Baumeister, R. F, Kathleen D.V. Handbook of Self-Regulation: Research, Theory, and Applications NY: Guilford Press, 2004.
  115. Behncke, L. Self-Regulation: A Brief Review. RMIT University. Melbourne, Australia. The online journal of sport psychology электронный ресурс. режим доступа: http://www.athleticinsight.com/Vol4Issl/SelfRegulation.htm
  116. Campos, J.J., Franlcel, C.B., Camras, L. On the nature of emotion regulation. Child Development, 2004, V. 75, P. 377−394.
  117. Chatterjee, A., Hunt, J.M., & Kernan, J.B. What self-monitors don’t monitor // Perceptual and Motor Skills, 1999. 88, P. 484.
  118. Elbert, Т., Rockstroh, В., Birbaumer, N. Self-Regulation of The Brain and Behavior. Springer- 1 edition, 1984.
  119. Ferrari, M., Pinard, A., Reid, L., & Bouffard-Bouchard, T. The relationship between expertise and self-regulation in movement performance: some theoretical issues // Perceptual and Motor Skills, 1991. V. 72, P. 139−150.
  120. Fischer-Williams M., Nigl, A.J., Sovine, D.L. A Textbook of Biological Feedback. New York: Human Sciences Press, 1986.
  121. Garnefski, N., Kraaij, V., Spinhoven, P. Cognitive self-regulation. Abstract book EHPS. Lieden, Nitherlands, 2000.
  122. Graziano, W. G, Bryant, W.H. Self-monitoring and the self-attribution of positive emotions // Journal Personality and Social Psychology, 1998, V. 74(1), P. 250−261.
  123. Gross, J.J. Handbook of emotion regulation. New York: Guilford Press. 2006, P. 654.
  124. Hardy, L., Mullen, R., Jones, G. Knowledge and conscious control of motor actions under stress // British Journal of Psychology, 1996. V. 87, P. 621−636.
  125. Holroyd, K.A., Penzien, D.B., Hursey, K.G., Tobin, D.L. Change mechanisms in EMG biofeedback training. Cognitive changes underlying improvements in tension headache. Journal of Consalting and Clinical Psychology, 2001. V. 52 (6), P. 1039−1053.
  126. Hong, R.Y., Tan, M.S., Chang, W.C. Locomotion and assessment: self-regulation and subjective well-being // Personality and individual differences. 2004. Vol. 37 (2). P. 325−332.
  127. , O.P., & Gross, J.J. Healthy and unhealthy emotion regulation: Personality processes, individual differences, and lifespan development // Journal of Personality 2004, V. 72, P. 1301−1334.
  128. Johnson, M. The importance of self-attitudes for type A-B, inemality-externality and health status // Personality and individual differences. 2002. V. 33(5). P. 777−790.
  129. Kamiya, J. Biofeedback and Self-Control: An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processes and Consciousness. Walter De Gruyter Inc, 1977.
  130. Kane, T.D., Marks, M.A., Zaccaro, S.J., Blair, V. Self-efficacy, personal goals, and wrestlers' self-regulation // Journal of Sport & Exercise Psychology 1996. V. 18, P. 36−48.
  131. Karoly, P. Mechanisms of self-regulation: a systems view. Annual Review of Psychology, 1993. V. 44, P. 23−52.
  132. Kirschenbaum, D.S. Self-regulation and sport psychology: where the twain meet // The Behavior Therapist, 1985. V. 8, P. 131−135.
  133. Корр, С.В. The growth of Self-Regulation. Caregivers and Children // Contemporary Topics in Developmental Psychology / Ed. by N. Gisentag. N.Y., 1987. P. 45−63.
  134. Leahy, A., Clayman, C., Mason, I., Lloyd, G., Epstein, O. Computerized biofeedback games: A new method for teaching stress management. Behavioral Research and Therapy, 1998. V. 32(6), P. 331−335.
  135. Lehrer, P.M., Woolfolk, R.L., Sime, W. Principles and Practice of Stress Management, Second Edition (Hardcover) 2nd ed., NY: Guilford Press, 1993.
  136. Lether, P.M., Fehring, R.J. Effects of biofeedback-aided relaxation on the psychological stress symptoms // Biofeedback & Self Regulation, 1993. V. 12(3), P. 401−415.
  137. Letrer, P.M., Can", R., Sargunaraj, D., Woolfolk, R.L. Stress management techniques: Are they all equivalent, or do they have specific effects? // Biofeedback and Self-Regulation, 1994. V. 19(4), P. 353−401.
  138. Leventhal, G., Sisco, H. Correlations among field dependence/independence, locus of control, and self-monitoring // Perceptual and Motor Skills, V. 83, 1993. P. 604−606.
  139. Meichenbaum, D. Cognitive factors in biofeedback therapy. Biofeedback and self-regulation, 1991. V. 13(2), P. 201−216.
  140. Norris, P. Current Conceptual Trends in Biofeedback and Self-Regulation // Biofeedback & Self Regulation, 1993, V. 21(4), P. 323−334.
  141. Posner, M. I., Rothbart, M. K. Developing mechanisms of self-regulation // Development and Psychopathology, 2000. V. 12, P. 427−441.
  142. Posner, M.I., Rothbart, M.K. Temperament and the development of self-regulation //Neuropsychology of Individual Differences, 1995.
  143. Randy J. Larsen, Zvjezdana Prizmic. Self-regulation and Affect Regulation // Journal of the American Psychoanalytic Association, 2007. V. 55, P. 376−391.
  144. Rubin, K.H., Coplan, R.J., Fox, N.A., Calkins, S.D. Emotionality, emotional regulation, and preschoolers' social adaptation // development and Psychopatalogy. 1995. V. 7, P. 49−62.
  145. Rueda, M.R., Posner, M.I., Rothbart, M.K. Attention control and self-regulation. Developmental Neuropsychology, 2005. V. 28(2), P. 573 594.
  146. Schwartz M.S. Biofeedback: A practitioner’s guide. 2nd ed., NY: Guilford Press, 1995.
  147. Taylor, D.N. Effects of a behavioral stress-management program of anxiety and self-esteem. Psychological Reports, 1995. V. 76(2), P. 451−457.
  148. Thompson M., Thompson L. The neurofeedback Book. Colorado USA, 2003.
  149. Tomarken, A.J., Kirschenbaum, D.S., Self-regulatory failure: accentuate the positive. Journal of Personality and Social Psychology, 1992. V. 43(3), P. 584−597.
  150. Tory E. Higgins and Scott Spiegel. Promotion and Prevention Strategies for Self-Regulation: A Motivated Cognition Perspective, Journal of Personality 2002. V. 31, P. 54−61.
  151. Zimmerman, B. J., Schunk, D.H. Selfregulated learning and academik achievement: Theory, research, and practice. (Progress in cognitive development research). N.Y., etc.: Springer-Verlag, 1989.
Заполнить форму текущей работой