Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Стратегическое управление экономическим пространством промышленной фирмы: На примере конверсионных предприятий Алтайского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблематика исследований пространства берет начало в античной мысли. Тем не менее, исследование пространства в экономической литературе осуществлялось достаточно узким кругом специалистов. И.Г. фон Тюнен и его ученики, изучали экономическое пространство, прежде всего, как протяженность, местоположение. В зарубежной экономической литературе необходимо отметить имена Й. Шумпетера, JL фон Мизеса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические проблемы управления экономическим пространством фирмы
    • 1. 1. Экономическое пространство фирмы как объект стратегического управления
    • 1. 2. Измерение экономического пространства фирмы
    • 1. 3. Понятие стратегического управления пространством фирмы
  • Глава 2. Стратегическое управление пространством конверсионных фирм
    • 2. 1. Стратегическое управление структурой экономического пространства фирм
    • 2. 2. Основные проблемы стратегического управления экономическим пространством конверсионных предприятий Алтайского края
  • Глава 3. Пути совершенствования стратегического управления пространством конверсионных предприятий Алтайского края
    • 3. 1. Основные резервы совершенствования стратегического управления экономическим пространством конверсионных фирм
    • 3. 2. Направления совершенствования управления пространством отдельных предприятий конверсионного комплекса

Стратегическое управление экономическим пространством промышленной фирмы: На примере конверсионных предприятий Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития экономической системы Российской Федерации существенно возрастает значимость эффективной хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Это связано с необходимостью обеспечения растущих потребностей общества высококачественной отечественной продукцией. Современное предприятие существует как важнейшая составляющая рыночной экономики, и, следовательно, пространство всякого реально существующего объекта представляется «.как условие возможности явлений» [69, с. 13]. Значимые резервы роста эффективности хозяйственной деятельности отечественных предприятий во многом связаны с совершенствованием системы стратегического управления ними. Однако стратегическое управление не может быть эффективным, если не будет с системных позиций определен его объект, в качестве которого выступает экономическое пространство фирмы. В самом общем виде под экономическим пространством фирмы понимается совокупность важнейших характеристик ее деятельности, рассматриваемых в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Динамизм экономического пространства вообще, и пространства фирм, в частности, делает этот вопрос еще более актуальным. Современной науке уже недостаточно говорить об усложнении хозяйственных систем.

Необходимо определить важнейшие характеристики экономического пространства фирм, изучить его структуру, влияние динамики пространства на эффективность хозяйствования.

В ряду промышленных предприятий, развитие которых особо значимо для экономической безопасности страны, выделяются конверсионные предприятия. Неоднозначность результатов конверсии демонстрирует, что проблемы стратегического управления оборонными предприятиями не разрешены. В числе основных причин такой ситуации — недостаточные представления о структуре и механизмах изменения экономического пространства конверсионных фирм, как объекта стратегического управления. Сказанное 3 выше свидетельствует о практической актуальности выбранной темы исследования. Актуальность теоретического исследования системы управления экономическим пространством промышленных фирм не вызывает сомнений, а управление пространством конверсионных фирм в этом смысле весьма показательно.

Проблематика исследований пространства берет начало в античной мысли. Тем не менее, исследование пространства в экономической литературе осуществлялось достаточно узким кругом специалистов. И.Г. фон Тюнен и его ученики, изучали экономическое пространство, прежде всего, как протяженность, местоположение. В зарубежной экономической литературе необходимо отметить имена Й. Шумпетера, JL фон Мизеса, Ф. фон Хайека, Ф. Найта, Р. Коуза, Г. Саймона, касавшихся в своих работах определенных аспектов данной проблемы. По сути, проблематика управления пространством фирм нашла отражение в работах специалистов в области стратегического управления, хотя термин «управление пространством промышленных фирм» там не используется. Термин «бизнес-пространство», используемый западными специалистами, не позволяет рассматривать многие сложные проблемы стратегического управления фирмами, поскольку сосредоточивает внимание исключительно на процессах производства прибыли. Отметим работы В. А. Бородина, В. Г. Горшкова, В. В. Гончарова, В. А. Демина, B.C. Кать-кало, Г. Б. Клейнера, М. И. Круглова, В. Д. Могилевского, С. А. Попова, Р. Акоффа, И. Ансоффа, Э. Гоулднера, Ф. Ж. Гуиняра, Д. Н. Келли, П. Дойла, П. Друккера, Г. Кендэ, Д. Клиланда, Г. Минцберга, Т. Питерса, А.Дж. Стрик-ленда, A.A. Томпсона, Р. Уотермена, в которых, как правило, рассматриваются отдельные характеристики экономического пространства фирмы, их же взаимовлияние и взаимообусловленность остаются на втором плане.

Научная и практическая актуальность проблемы управления экономическим пространством фирмы предопределила выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования можно определить как исследование теоретических основ стратегического управления экономическим пространством фирмы и разработку на этой основе практических рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— дать определение понятию «экономическое пространство фирмы», соотнести это определение с близкими по смыслу понятиями, используемыми экономической наукой;

— разработать основные подходы к определению структуры экономического пространства фирмы;

— уточнить понятие стратегического управления применительно к экономическому пространству фирмы, исследовать специфику управленческих отношений, возникающих при управлении пространством;

— провести анализ уровня экономического развития конверсионных предприятий Алтайского края в целях определения направлений совершенствования стратегического управления пространством фирм;

— предложить конкретные пути совершенствования стратегического управления экономическим пространством конверсионных предприятий Алтайского края.

Объектом исследования является экономическое пространство конверсионных промышленных предприятий Алтайского края.

Предмет исследования диссертации определяется как система стратегического управления экономическим пространством промышленной фирмы.

Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили работы классиков философской и экономической мысли, в которых рассматриваются проблемы экономического пространства, монографии и научные статьи современных отечественных и зарубежных специалистов в области теории и практики стратегического управления фирмами. В процессе исследования применялись системный подход, разнообразные методы экономического анализа. Достаточно важную роль сыграли социологические методы, в числе которых применялись анкетирование, методы экспертных оценок, опросы и интервью.

Информационную базу для написания работы составили данные Государственного комитета РФ по статистике, Алтайского краевого комитета государственной статистики, материалы и разработки сотрудников ИЭ и ОПП СО РАН, данные периодической печати.

Степень научной новизны характеризуют следующие научные результаты, полученные автором:

1. Предложен подход к исследованию экономического пространства. Дано определение понятию «экономическое пространство фирмы».

2. Определены основные характеристики экономического пространства фирмы: ресурсная, производственно-технологическая, маркетингово-коммерческая.

3. Уточнено определение стратегического управления применительно к экономическому пространству промышленной фирмы.

4. Определены проблемы и факторы, детерминирующие процесс конверсии как форму динамики экономического пространства оборонно-промышленных фирм.

5. Предложены практические рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления экономическим пространством промышленных фирм.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности совершенствования стратегического управления фирмами на основе целостного представления о характеристиках их деятельности.

Основные положения работы, выводы и рекомендации, изложенные в данной диссертации, докладывались и обсуждались на симпозиуме «Стратегия трансформации экономики и проблемы развития менеджмента» (г. Барнаул, сентябрь 2001 г.), международной конференции (г. Барнаул, декабрь 2001 г.), межвузовской научно-практической конференции (г. Барнаул, апрель 2002 г.).

Теоретические и методологические разработки, выполненные автором в ходе подготовки данной диссертации, используются в учебном процессе в вузах Алтайского края, Алтайском государственном университете и его филиалах. Они отражены в 6 публикациях общим объемом свыше 9 п.л.

Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы. Работа изложена на 170 страницах текста, содержит 12 таблиц и 5 рисунков.

Заключение

.

В результате проведенного нами теоретического исследования и анализа практической экономической информации можно сделать следующие выводы.

В современной экономической литературе явно недостаточно разработок, связанных с исследованием экономического пространства фирмы. Хотя их актуальность не вызывает сомнений, поскольку фирмы как часть материального мира обладают пространственными характеристиками, которые делают их существование реальным. Рассмотрение подходов к стратегическому управлению экономическим пространством фирм позволило сделать ряд выводов.

В научных исследованиях фирмы не рассматриваются как самостоятельный пространственный объект, встроенный в общественное экономическое пространство и, следовательно, развивающийся в соответствии с общими тенденциями экономического развития страны, региона. В диссертации констатируется наличие разрыва в отношениях науки и практики. На некоторых предприятиях экономические исследования носят спорадический характер, отсюда менеджмент предприятий при разработке экономической стратегии не может опереться на обоснованные научные идеи, достоверную экономическую информацию. Управленческие процедуры во многих фирмах носят рутинный характер. Следовательно, решения не отличаются новизной, что в условиях быстрых изменений экономического пространства общества становится тормозом прогресса фирм.

Пространство фирм не всегда рассматривается как целостное, взятое в единстве ресурсных, технологических, маркетингово-коммерческих характеристик, что приводит к конфликтам в управлении предприятиями, разрушающим их экономическое пространство.

Практически повсеместное отсутствие на предприятиях стратегических служб, служб развития ограничивает возможности прогресса предприятий. В работе отмечено, что все предприятия имеют достаточно серьезные возможности для положительной динамики, но успеха достигают лишь те, которые отличаются сильным продуманным стратегическим менеджментом.

В работе обосновано, что отсутствие сильного менеджмента во многом связано с проблемой кадрового обеспечения управленческих служб. До сих пор превалирует неясная кадровая политика, при которой предпочтение отдается «опытным» работникам. Однако опыт не всегда свидетельство знания проблемы, а чаще он отражает способность применять хорошо освоенные рутинные алгоритмы решения проблем. При возникновении неочевидных стратегических угроз или при освоении потенциальных возможностей возникает управленческое бессилие, неспособность к обновлению, к творческой ревизии управленческих процедур с целью выявления резервов.

В диссертации аргументировано, что стратегические цели развития экономического пространства фирм для них не являются приоритетными. Поиски текущих возможностей роста прибыльности заслоняют перспективы.

Мы предлагаем определять пространство общества как форму бытия материальной и нематериальной составляющих жизни, описанную протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием элементов его составляющих. Оно может рассматриваться как система, в которой динамика характеризуется изменением показателей развития основных подсистем: экономической, политической, социальной, духовно-нравственной, экологической и др.

На базе данной фундаментальной характеристики в работе определено экономическое пространство как особая совокупная форму существования ресурсного, производственного, сбытового, управленческого и потребительского подпространств. Его количественными характеристиками являются: физический объем товаров и услуг, произведенных в обществесовокупный доход и совокупная масса расходов экономических субъектовсовокупная массы прибыли, произведенная фирмами в отраслях народного хозяйства и реализуемая на рынке по законам конкуренциистепень удовлетворенности потребителей благами. Качественные характеристики весьма специфичны для каждого вида экономического подпространства.

Экономическое пространство фирмы определяется как особенная форма организованной человеческой деятельности, проявляющейся в виде целесообразного технологически-определенного существования экономических ресурсов и коммерчески целесообразного существования товаров и услуг. Фирма выступает важнейшим элементом рыночного экономического пространства, с одной стороны, встроенным в рыночное конкурентное взаимодействие с другими фирмами, а также потребителями продукциис другойобособленным, организованным на базе собственного понимания путей реализации экономических целей и, следовательно, образующим собственное замкнутое пространство.

Безусловно, экономическое пространство нуждается в управлении как системой, так и его отдельными элементами, под которым в диссертации понимается особым образом сориентированное и детерминированное во времени воздействие на объект, обеспечивающее (в той или иной мере полноты) требуемых (заданных целями субъекта управления) свойств или параметров.

В работе предложена система целевых приоритетов, определение которых способно сформировать основные задачи стратегического управления экономическим пространством фирм. Стратегическое управление пространством фирмы определено как организация и принятие наиболее перспективных управленческих решений на основе организационно-экономического анализа, регламентации деятельности, полной информационной обеспеченности в рамках постоянного самообучающегося менеджмента.

Важнейшими факторами становления эффективной системы стратегического управления экономическим пространством фирмы являются:

— информационно-аналитическая система;

— механизмы стимулирования;

— организационная культура.

В работе даны определения экономической информации, стимулов, иерархии, понятие контроля, управленческого регламента.

В целом теоретический анализ может быть завершен следующими выводами:

1. Экономическое пространство может быть определено.

2. Экономическое пространство фирмы может быть не только определено, но и измерено посредством стоимостных и качественных показателей.

3. Можно дать определение следующим существенным характеристикам экономического пространства фирмы:

— ресурсной;

— технологической;

— маркетингово-коммерческой;

— управленческой.

4. Управление экономическим пространством фирмы относится к ряду важнейших направлений развития управления предприятием. Нормально организованная система управления экономическим пространством имеет ясную целевую определенность и, безусловно, отражает стратегические аспекты управления фирмами.

На основе анализа хозяйственной деятельности конверсионных предприятий Алтайского края нами сделаны следующие важнейшие выводы:

1. Обосновано, что конверсию следует рассматривать как форму динамики экономического пространства фирмы, затрагивающей его ресурсные, технологические, коммерческие характеристики, вызывающей особенные управленческие решения. С этой точки зрения, конверсия не сводится лишь к реконструкции самого производства и сбыта продукции, а включает в себя изменения в отношениях собственности, организационно-правовых формах предприятий, структурах управления. Безусловно, конверсия военно-промышленных фирм Алтайского края тесно связана с процессами, происходившими в мире и в России в течение последних десятилетий.

В диссертации доказано, что государство должно выработать ясную позицию в отношении состава ВПК страны. Оно декларировало политику реструктурирования оборонного комплекса страны, направленную в первую очередь на сокращение числа оборонных предприятий и создание на основе оставшихся «ядра» оборонного комплекса, однако пример предприятий Алтайского края показывает, что эта политика не реализуется. Наиболее перспективными направлениями развития стратегического управления экономическим пространством конверсионных предприятий могут быть следующие:

— увеличение выпуска сложной наукоемкой продукции, производимой с применением имеющихся научно-технических и технологических разработок и поставляемой на внутренний и внешний рынок;

— освоение производства промежуточных изделий (материалов и комплектующих) для «расшивки» узких мест в технологических цепочках с целью ликвидации зависимости от импорта и снижения себестоимости готовых изделий;

— участие в международном разделении труда — создание элементов, приборов, комплектующих для производства технически сложной продукции в кооперации с зарубежными партнерами;

— предоставление услуг по ремонту и послепродажному обслуживанию военной и гражданской продукции;

— оказание наукоемких услуг.

Для реализации данных направлений необходимы серьезные маркетинговые исследования и огромные капитальные вложения. Ни то, ни другое в существующих условиях не представляется возможным. Поэтому неизбежно проведение серьезной, глубокой целенаправленной реструктуризации оборонных предприятий, вывод излишних производственных мощностей, закрытие неэффективных предприятий, поиск новых собственников. В диссертации проведен анализ конкретных особенностей развития конверсионных предприятий Алтайского края и предложены рекомендации для каждого предприятия, которые опираются прежде всего на наличие резервов и учитывают индивидуальные проблемы каждой фирмы. Для этого необходимо преодолеть восприятие конверсии как системы непонятных, вынужденных или даже ненужных мероприятий. Мы полагаем, что успешное развитие конверсионных предприятий Алтайского края возможно лишь при условии понимания управленцами фирм того, что эффективная динамика хозяйственной деятельности связана с разработкой систем стратегического управления пространственными изменениями экономической системы при огромном значении управлением каждой характеристикой экономического пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. -497 с.
  2. Р. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2003. — 448 с.
  3. И. Новая управленческая стратегия. М., 1999. — 456 с.
  4. И.Г. Стратегическое управление. М., 1989. — 630 с.
  5. Антология экономической классики: В 2-х т. / Сост. И. А. Столяров. М., 1992.-Т. 2.-486 с.
  6. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА-М, 1999. 387 с.
  7. Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора / Под ред. JI.JI. Любимова. М., 1995. — 832 с.
  8. М. Правящая элита России: образ деятельности / МЭ и МО.- 1996.-№ 4.-С. 28−38.
  9. В.А., Соколов A.B. Оценка хода конверсии оборонного комплекса Новосибирской области // Анализ и моделирование экономических процессов переходного периода в России. — Новосибирск: ЭКОР, 1996.- С. 87−99.
  10. П. Денежный механизм. М., 1993. — 144 с.
  11. Д., Романовская К. Управление организацией: децентралистские концепции // Российский экономический журнал. 1999. — № 3. — С. 37—44.
  12. Дж.Р., Круз Д. Л. Новые собственники. Наемные работники массовые собственники акционерных компаний. М., 1995. — 320 с.
  13. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. — С. 207−274.
  14. В.А. Стратегия управления инновационной фирмой. — Новосибирск: ЭКО, 1996.- 124 с.
  15. В.А., Шамков Ю. В. Факторный анализ уровня конкурентоспособности предприятия // Консультант и практик 2001. -№ 2. — С. 12−17.
  16. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997. -474 с.
  17. Г. А., Разу M.JL, Овсянников O.A. Хозяйственные ситуации: Практ. пособие.-М., 1983.- 128 с.
  18. Н.И. Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы. Репр. изд. 1925 г. — М., 1988. — 191 с.
  19. Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989. -С. 21−93, 331−421.
  20. Дж. М. Сочинения. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике» / Фонд экономической инициативы- Гл. ред. колл. P.M. Нуреев и др. -М., 1997.-560 с.
  21. Бюджет / Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. М.: Международные отношения, 1997. — С. 258−264.
  22. X. Революция в предпринимательской культуре: Пер. с нем. М.: МАИК «Наука Интерпериодика», 1999. 367 с.
  23. В. Принципы японского управления. М., 1992. — 208 с.
  24. М. Избранные произведения. М., 1984. — 780 с.
  25. Ю., Гендель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1998.-№ 2. -С. 105−110.
  26. Р. Рационализация и техника работы аппарата управления. -М., 1969.-544 с.
  27. Н. Кибернетика и общество. М.: ИИЛ, 1958. — 200 с.
  28. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. Предпринимательство и координация в децентрализованной компании. М., 1996. — 288 с.
  29. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М., 1994. — 272 с.
  30. Ю.Н., Герасев М. И. Проблемы структурной перестройки военной промышленности // Конверсия в машиностроении. 1997. — № 1. -С. 14−19.
  31. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М.: Мысль, 1975.
  32. В.В. Важнейшие критерии результативности управления. М., 1998.-304 с.
  33. В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла.-М., 1998.-96 с.
  34. В. В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности.-М., 1998.- 176 с.
  35. В.Г., Бородин В. А. Корпоративная стратегия промышленной компании в условиях расширяющейся диверсификации Барнаул, 2001. — 180 с.
  36. В.Г. Ассортиментная политика предприятия: маркетинговый подход. Барнаул, 1999. — 36 с.
  37. В.Г. Проблемы освоения новой продукции. В монографии «Оптимизация планов производства» / Под ред. Н. Б. Мироносецкого. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 30−69.
  38. В.Г., Калташова Л. И., Маркова В. Д. Диверсификация на промышленном предприятии. Барнаул: Изд-во АГТУ, 2001. — 186 с.
  39. В.Г., Сидорова И. С. Проблемы управления предприятием в условиях конверсии // Управление промышленными предприятиями в условиях становления рынка: проблемы и пути их решения. Барнаул, 1997. -С. 23−27.
  40. В.Г. Стратегия и тактика управления диверсифицированным предприятием // Антикризисное управление корпорацией: проблемы и решения. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН, 2001. — С. 34−42.
  41. Э. Организационный анализ. -М.: Прогресс, 1965.-490 с.
  42. П.Г., Петрова С. Н. и др. Риски в современном бизнесе. М., 1994.-200 с.
  43. Дж. К. мл., О. Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Общ. ред. Б. З. Мильнера. — М., 1991. 319 с.
  44. А. Экономическая политика или преодоление трудностей. М., 1993.-240 с.
  45. Р., Хекнер Ф., Цойс А. Методы идентификации стратегических факторов успеха // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 6. — С.84−90.
  46. Р. Методы и средства стратегического планирования на фирме // Проблемы теории и практики управления. — 1993. № 3. — С. 52−58.
  47. Ф.Ж., Келли Д. Н. Преобразование организации: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. — 562 с.
  48. Дж.К. Жизнь в наше время. М., 1986. — С. 93−102.
  49. Дж.К. Новое индустриальное общество. М., 1971.-468 с.
  50. П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.-348 с.
  51. В. О научно-промышленной политике России на рубеже веков // Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 1. — С. 40−43.
  52. П. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: М.: Вильяме, 2002. -398 с.
  53. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. -351 с.
  54. П. Управление, нацеленное на результаты. М., 1992. — 200 с.
  55. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М., 1998. — 288 с.
  56. Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М., 1996. — 272 с.
  57. А.Д. Надежность систем управления. М.: Машиностроение, 1975.- 180 с.
  58. С.А. Экономические модели и методы в управлении. М., 176 с. 61.3арнадзе А. Исследование системных свойств в экономике как предпосылка преодоления кризиса // Проблемы теории и практики управления. -2000.-№ 1.-С. 72−80.
  59. В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. — 443 с.
  60. А. Россия: бизнес и политика (стратегии взаимодействия бизнеса и государства) / МЭ и МО. 1996. — № 3−4. — С. 17−27.
  61. Идеология / Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. — М.: Международные отношения, 1997. С. 44.
  62. Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — С. 81−85.
  63. C.B. Выбор направлений конверсии предприятий Сибири // Сибирь: проблемы конверсии: Материалы Всерос. конф. по экономическому развитию Сибири. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1993. — С. 64−71.
  64. М. Очерк теории роста социалистической экономики. — М., 1968.- 126 с.
  65. Каким быть плану: дискуссии 20-х годов / Г. М. Кржижановский, С. Г. Струмилин и др.- Авт.-сост. Э. Б. Корицкий. JL: Лениздат, 1989. -С. 54−77, 169−188.
  66. И. Критика чистого разума // Соч.: В 6-ти т.- М.: Мысль, 1964. -Т.3.-799 с.
  67. P.M. Рубежи менеджмента: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.-486 с.
  68. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. 285 с.
  69. А.И., Кремер Н. Ш., Савельева Т. И. Математические методы и модели в планировании. М., 1987. — 240 с.
  70. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. со швед. М.: Экономика, 1991.-312 с.
  71. В.Н. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка // Маркетинг. 1992. — № 3. — С. 42−54.
  72. A.B. Курс на диверсификацию производства продолжаем // Особенности управления предприятием в кризисных условиях. — Новосибирск, 1999.-С. 126−136.
  73. Г. Развитие и совершенствование служб управления. М., 1969.- 270 с.
  74. Д.Т., Недлер Д. А. Пророки во тьме, или рассказ о том, как «Ксерокс» восстал из пепла и дал бой японцам. СПб.: Азбука-Терра, 1996.- 352 с.
  75. Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. — М.: Экономика, 1997. 286 с.
  76. Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике // Вопросы экономики. 1999. — № 8. — С. 45−53.
  77. Т. Стратегия и структура японских предприятий. — М., 1987. 384 с.
  78. Я. Дефицит. М., 1990. — 607 с.
  79. Я. Путь к свободной экономике. М., 1990. — 150 с.
  80. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Общ. ред. М. Хесселя. М., 1996. — 240 с.
  81. Ф. Основы маркетинга. М., 1990. — 736 с.
  82. П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. М.: Изд-во МГУ, 1983. 264 с.
  83. М.И. Стратегическое управление компанией. М., 1998. — 768с.
  84. А., Фарбер В. Оборонно-промышленный потенциал России и международный рынок. СПб., 1996. — 245 с.
  85. И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1994. -192 с.
  86. С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией // Проблемы теории и практики управления. 2000.- № 2. С. 78−84.
  87. А. Экономические механизмы / Общ. ред. Н. И. Хрусталевой. -М, 1993.- 192 с.
  88. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. 698 с.
  89. В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика.-М., 1990.-415 с.
  90. A.B. ИБМ: новые подходы к стратегии развития // Маркетинг. 1992. -№ 3. — С. 55−60.
  91. Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.-408 с.
  92. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000. — 378 с.
  93. И. Б. Система маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. 1992. -№ 3.-С. 61−66.
  94. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1999.-564 с.
  95. К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1979. — 1830 с.
  96. К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, 25.
  97. К. Теории прибавочной стоимости.(1У том «Капитала»): В 3-х ч. -М., 1978.- 1853 с.
  98. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. I, II.
  99. Т.А. Потребность как социальное явление. М., 1990. — 128 с.
  100. А. Принципы экономической науки: В 3-х т. М., 1993. — 1080 с.
  101. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. -М., 1996. -256 с.
  102. Э. Послепродажное обслуживание / Общ. ред. B.C. Загашвили. -М., 1993. -160 с.
  103. К. Экономика организаций. М., 1995. — 160 с.
  104. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. -М., 1991.-456 с.
  105. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Общ. ред. Л. И. Евенко. 1992. — 702 с.
  106. Методы управления социалистическим общественным производством: Курс лекций / Под ред. Г. Х. Попова. М., 1969. — 256 с.
  107. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 1983. — 224 с.
  108. .З., Олейник И. С., Ропинко С. А. Японский парадокс: (Реальности и противоречия капиталистического управления). М., 1985. — 264 с.
  109. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. — СПб.: Питер, 2000.-336 с.
  110. Г. Структуры в кулаке. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  111. И.Н., Алов А. Н., Козлова Н. Г. Хозяйственные связи. Планирование, организация, совершенствование. — М., 1986. 127 с.
  112. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999. — 251с.
  113. Модель в менеджменте // Большой экономический словарь. М., 1997. -С. 336.
  114. Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? М., 1999. — 272 с.
  115. А. «Сделано в Японии». История фирмы «Сони» / Общ. ред. А. Ю. Юданова. М., 1993. — 413 с.
  116. Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. — 360 с.
  117. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — 451 с.
  118. Д.К. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS, Весна 1993. Т. 1, вып. 2. — С. 54−65.
  119. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. Классика менеджмента. М., 1997.-257 с.
  120. Оборонная промышленность России: конверсия или реконструкция? М.: Экспертный ин-т, Агентство Информант, 1996. — 210 с.
  121. М. Оборонная реструктуризация и диверсификация в США // Конверсия в машиностроении. — 1997. — № 1.125.0йкен В. Основные принципы экономической политики / Общ. ред. Л. И. Цедилина и К. Херрманн-Пиллата. — М., 1995. 496 с.
  122. В. Основы национальной экономии / Общ. ред. B.C. Автономова. -М., 1996.-351 с.
  123. А. Институциональная экономика. Анализ организации: прикладные аспекты. Теория контрактов. Теория фирмы // Вопросы экономики. 1999. — № 8−10.
  124. Организация управления в капиталистических фирмах / Г. Кунц- П. JIo-ранж и Р. Вансиль- Л. Кингшотт и др. М., 1978. — 160 с.
  125. А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 г.) // Вопросы экономики. 1999. -№ 12. — С. 67−79.
  126. Л.В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности. М., 1997.-324 с.
  127. Д. Завоевание пространства. СПб.: Азбука-Терра, 1997. -208 с.
  128. К. Экономическая перестройка: возможные варианты // ЭКО. 1989. -№ 3. — С. 19−26.
  129. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 454 с.
  130. A.B. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.- 152 с.
  131. С.А. Продуктово-маркетинговая стратегия. Программа как «волшебный ключ к успеху // Консультант директора. 1998. — № 12, 16−17, 22.
  132. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИН-ФРА-М, 1999.-322 с.
  133. К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М., 1986.
  134. М. Международная конкуренция. М., 1993. — 896 с.
  135. И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. -327 с.
  136. . Стратегический учет для руководителя / Под ред. В.А. Микрю-кова. М., 1998.-616 с.
  137. В.Н. Оборонная ориентация промышленного производства // Вопросы прогнозирования. 1996. — № 2. — С. 47−55.
  138. Реструктурирование предприятия. McKinsey & Со. — М.: Дело, 1996.- 564 с.
  139. Роджерс (Бак) Ф. Дж. Путь успеха: как работает корпорация IBM.- СПб.: Азбука-Терра, 1997. 256 с.
  140. Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS.- 1993.-Вып. 3.-С. 42−68.
  141. Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам / Общ. ред. Я. А. Лейманна. М., 1993. — 320 с.
  142. П.М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. — 460 с.
  143. А. Исследование о природе и причинах богатств народов.- Петрозаводск: Петроком, 1993. 320 с.
  144. Современная фирма: зарубежный и отечественный опыт / Под ред. А. А. Демина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 342 с.
  145. Р. Автомобильные войны. М., 1988. — 336 с.
  146. В.Б. Деловая Япония. М., 1991. — 252 с.
  147. И. Порядок из хаоса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 534 с.
  148. Стратегии бизнеса / Под ред. Г. Б. Кпейнера. М.: КОНСЭКО, 1998. -324 с.
  149. К. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М., 1990. — 224 с.
  150. . К. Управление технологическими инновациями. М., 1989. -360 с.
  151. Теория потребительского поведения и спроса / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Изд-во Экон. шк., 1993. — 380 с.
  152. Теория фирмы / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Изд-во Экон. шк., 1995.-534 с.
  153. Технико-экономические критерии развития структуры производства / Общ. ред. A.A. Батизи.-М., 1981.- 119 с.
  154. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации (из опыта американских корпораций). М.: Экономика, 1990. — 540 с.
  155. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ, 1998. -398 с.
  156. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. — 520 с.
  157. В.Н. и др. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт. М.: Изд-во ПРИОР, 1998. 240 с.
  158. О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. — 702 с.
  159. К. Ключевые показатели в менеджменте: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. — 345 с.
  160. Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Общ. ред. В. Т. Рысина. М., 1988. — 368 с.
  161. Управление государственной собственностью / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. М., 1997. — 496 с.
  162. Управление фирмами в Японии / Под общ. ред. С. Б. Русецкого. — М., 1969.-454 с.
  163. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М., 1992.-351 с.
  164. Уроки организации бизнеса / Сост. A.A. Демин, B.C. Катькало. СПб.: Лениздат, 1994. — 336 с.
  165. P.A. Система менеджмента. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.-420 с.
  166. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Изд.-книготорг, центр «Маркетинг», 2002. 892 с.
  167. Н.П. Вопросы экономической теории. — М., 1994. 224 с.
  168. JI. К критике философии Гегеля // Соч.: В 2-х т. Т. 1. — С. 2356.
  169. Финансы: Пер. с англ. (Серия «Мастерство») М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1998.-560 с.
  170. Г. Моя жизнь. Мои достижения. М., 1989. — 206 с.
  171. Г. Сегодня и завтра. М., 1992. — 240 с.
  172. Функции и структура органов управления, их совершенствование / Под ред. Г. Х. Попова. М., 1973. — 255 с.
  173. М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. 447 с.
  174. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2001.-256 с.
  175. Т. Всё об упаковке: эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков / Общ. ред. И. Шаргородской. СПб.: Азбука-Терра, 1997.-288 с.
  176. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. — 419 с.
  177. . Теория социалистического хозяйства / Под ред. Д. М. Казакевича, H.A. Васильевой. Новосибирск: Наука, 1991. — 350 с.
  178. Ф. Новые идеи в области управления: руководство для управляющих. М., 1969. — 144 с.
  179. Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях. -М., 1990.-272 с.
  180. Хозяйственный бюрократизм и пути его преодоления / H.A. Волчков, Г. В. Горланов и др. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 224 с.
  181. Ценообразование и рынок / Общ. ред. Е. И. Лунина, С. Б. Рычкова. М., 1992.-320 с.
  182. Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Под ред. Ю. Я. Ольсевича. М., 1996. — 351 с.
  183. X. На пути к целостной науке о предприятии // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2. — С. 92−97.
  184. ., Лансестр А. Методы продажи / Общ. ред. B.C. Загашвили. -М., 1993.- 160 с.
  185. Дж. Стратегическое управление затратами: Пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. — 326 с.
  186. С.С. Функционирование экономики развитого социализма: теория, методы и проблемы. -М., 1982. 384 с.
  187. Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков. М., 1988. — 251 с.
  188. Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. -С. 93−98.
  189. В.Д. Новая информационная технология и маркетинг // Маркетинг. 1992. — № 4. — С. 38−43.
  190. И. Капитализм, социализм и демократия / Общ. ред. B.C. Ато-номова. М., 1995. — 540 с.
  191. И. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. -560 с.
  192. Х.О. Борьба гигантов. Экономическое соперничество Европы, США и Японии. М., 1986. — 239 с.
  193. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991−1997) / Рук. авт. колл. Е. Т. Гайдар. М., 1998.-1113 с.
  194. К. Восприятие риска в психологии и экономической науке // THESIS. 1994. — Вып. 5. — С. 68−92.
  195. К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS, Весна 1993. Т. 1, вып.2. — С. 38−67
  196. JI. Карьера менеджера. М., 1991. — 3 84 с.
  197. Ю.В., Котов А. П., Рассадин В. Н. Оборонный сектор и конверсия в бывшем Советском Союзе и Российской Федерации. — М., 1996. 542 с.
  198. Crozier М. The bureaucrac phenomenon. — Chicago, University of Chicago Press, 1964.
  199. Filley A.C. Interpersonal conflict resolution. Illinois, Glenview, Scott, Fores-man.-1975.
  200. Fisher R., Ury W. Getting to yes.- Boston, Hougton Mifflin, 1981.
  201. Gouldner A.W. Patterns of industrial bureaucracy. — N.-Y., Free Press, 1954.
  202. Johnson D.W. The use of role reversal in intergroup competition // Journal of Personality & Social Psychology. 1967.
  203. Kepner C.H., Tregoe B.B. The rational manager. N.-Y., McGraw-Hill., 1965.
  204. Levi A., Benjamin A. Focus an flexibility in a model of conflict resolution. -N.-Y., 1977.
  205. March J.G., Simon H.A. Organizations. N.-Y., Willey, 1958.
  206. Mintzberg H. The structuring of organizations. — New Jersey, 1979.
  207. Pettigrew A. Towards a political theory of organizational intervention. — London, Tavistock, 1975.
  208. Scott W.C. The skills of negotiating. Hampshire, 1981.
  209. Simon H.A. Models of man. N.-Y., 1957.
  210. Simon H.A. The new science of management decision. N.-Y., 1960.
  211. Walton R.E. Two strategies of social change & their dilemmas'. N.-Y., 1965.
  212. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. -N.Y., 1947
Заполнить форму текущей работой