Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Научные основы становления и повышения эффективности государственного контроля национальной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи актуальными становятся углубленное изучение научных и организационных проблем развития системы контроля, выявление возможностей и пределов контрольных функций, нахождение наиболее эффективных методов и форм их реализации в современных условиях. Возникают вопросы и о том, какие формы контроля должны развиваться в первую очередь в условиях многообразия форм собственности и регулируемой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико- методологические основы функционирования контроля в системе рыночного управления национальной экономикой
    • 1. 1. Концептуальные основы теории управления народным хозяйством в системе рыночных отношений
    • 1. 2. Анализ методологических основ контрольной функции управления
    • 1. 3. Государственный контроль: генезис, сущность, экономические основы
  • Глава 2. Исследование организационных основ становления и развития государственного контроля в системе рыночного управления национальной экономикой
    • 2. 1. Формы и функции государственного контроля в системе рыночных отношений российской экономики
    • 2. 2. Принципы организации государственного контроля
    • 2. 3. Механизм действия контроля (контроллинга) на уровне организации в современной системе управления
  • Глава 3. Условия и механизмы повышения эффективности государственного контроля в условиях российской экономики
    • 3. 1. Основные направления государственного контроля экономики современной России
    • 3. 2. Место и роль государственного финансового контроля в системе государственного контроля
    • 3. 3. Повышение эффективности государственного финансового контроля на основе совершенствования деятельности Счетной палаты Российской
  • Федерации

Научные основы становления и повышения эффективности государственного контроля национальной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

t.

Происходящие в последние годы социально-экономические и политические преобразования в Российской Федерации повлекли за собой качественные изменения в системе управления народным хозяйством и, особенно в направлениях деятельности и формах контроля. Переход к рыночной экономике практически ликвидировал прежнюю государственную систему контроля в управлении народным хозяйством, так как, согласно мнению «проводников» курса реформирования советской экономики, процессы рыночного «саморегулирования» автоматически обеспечат оптимальное развитие экономики. Но сегодняшняя практика показывает, что такого нет и быть не может. Иначе говоря, без соответствующей системы государственного контроля современная национальная экономика не может эффективно «функционировать. Эта идея красной строкой пронизывает все правительственные документы, обеспечивающие курс на модернизацию экономики. Поэтому неслучайно в современной России, не умаляя значимости рыночного контроля через систему конкуренции, рынков и цен, возросло значение государственного контроля. Особенно в связи с необходимостью соблюдения основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Российской Федерации: принципов народовластия, федеративного устройства, разделения властей, защиты прав и свобод человека и др. В настоящее время сформировались новые контрольные государственные органы по налогам и сборам, валютному, экспортному, антимонопольному контролю и т. д. Появились качественно новые виды контрольной деятельности, в частности, аудиторский контроль. Наряду с государственными действуют негосударственные контролирующие службы, осуществляющие свои функции на договорной основе. По заказу предприятий или организаций проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых, бухгалтерских и других операций проводят частные фирмы.

В этой связи актуальными становятся углубленное изучение научных и организационных проблем развития системы контроля, выявление возможностей и пределов контрольных функций, нахождение наиболее эффективных методов и форм их реализации в современных условиях. Возникают вопросы и о том, какие формы контроля должны развиваться в первую очередь в условиях многообразия форм собственности и регулируемой рыночной экономики, каковы условия и механизмы совершенствование системы контроля в условиях национальной рыночной экономики. Особая актуальность темы определяется тем, что государственный финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации, официально начавшей свою деятельность 11 января 1995 года, все больше приобретает практическую значимость. Возникла также необходимость совершенствования системы общегосударственного контроля над расходованием бюджетных средств. Однако данное направление развития государственного контроля пока еще не получило подробного освещения в экономической науке, что делает поставленную проблему актуальной с научной точки зрения.

Степень разработанности проблемы.

Теоретико-методологическое осмысление избранной темы базировалось на изучении комплекса работ, посвященных особенностям становления рыночной экономики в России: Абалкина Л.И.- Белолипецкого В. Г., Бузгалина А. В., Ведута Е. Н., Видяпина В. И., Глазьева С. Ю., Гонтмахера Е. Ш., Грязновой А. Г., Землякова Д. Н., Кудрина A. JL, Кудрова В. М., Князева В. Г., Львова Д. С., Любимцевой С. В., Ларионова И. К., Новичкова В. И., Осипова Ю. М., Регент Т. М., Сычева Н. В., Ясина Е. Г. и др.

Многие аспекты, связанные с ролью государства и социально-экономическими последствиями решений макроэкономических проблем, с выбором эффективных инструментов государственного управления, были исследованы в работах зарубежных ученых: Гэлбрейта Дж., Кейнса Дж., Коуза.

Р., Маршалла А., Менгера К., Мизеса Б., Мюрдаля Г., Норта Д., Сакса Дж., Стиглера Г., Стиглица Дж., Фридмена М., Шумпетера И. и др.

Особый интерес представляют работы отечественных ученых, в которых показана необходимость сохранения системы государственного финансового контроля в условиях радикального реформирования экономики страны: Андреева А. Г., Андрюшина С. А., Антиповой Т. В., Ермилова В. Г., Мезенцевой Т. А., Никольского Д. В., Погосяна Н. Д., Соменкова А. Д., Фирулина И. В., Черноморда П. В., Шохина С. О. и др. Примечательно, что, отстаивая свою позицию, авторы монографий и статей часто приводят в пример зарубежный опыт реализации политики государственного финансового контроля.

Начало контрольной деятельности Счетной палаты РФ значительно усилило интерес исследователей к проблеме защиты финансовых интересов государства, что проявилось в ряде публикаций второй половины 90-х годов XX века и начала нового столетия, свидетельствующих о значительном влиянии Счетной палаты РФ на экономическое развитие России. Это работы Абрамова С. Б., Городецкого А. Е., Жукова А. Д., Соколова B.C., Степашина С. В. и др.

В результате изучения многочисленных источников по избранной теме, нам представляется, что к настоящему времени накопился достаточный научный материал, позволяющий сделать определенные теоретические и практические выводы о тенденциях развития системы контроля, что позволяет обеспечить научную проработку выбора стратегии государственного контроля. Однако практика управления национальной экономикой показывает, что большинство рекомендаций ученых и специалистов по становлению и развитию государственного контроля в конкретных условиях остаются невостребованными. В этой связи многие аспекты исследуемой проблемы требуют дополнительной разработки. Поэтому в нашем исследовании мы попытались восполнить образовавшийся пробел в анализе малоизученных теоретических и практических аспектов государственного контроля в Российской Федерации. Мы исходим из того, что действующая система государственного контроля находится в начале качественно нового этапа ее становления, последующей реорганизации, поиска принципиально новых вариантов ее развития. В связи с этим особое внимание приобретает попытка по-новому осмыслить понятие, цели, функции государственного контроля в управлении народным хозяйством, а также разработать механизмы его совершенствования в условиях национальной рыночной экономики.

Цель диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является обоснование и разработка научнометодических основ становления и повышения эффективности государственного контроля национальной экономики.

Достижение поставленной цели потребовало решить следующие задачи:

— разработка теоретических основ контрольной функции управления народным хозяйством;

— анализ специфики макроэкономических форм, функций, принципов «организации государственного контроля, осуществляемого в различных сферах экономики;

— выявление проблем, задач и основ повышения эффективности системы контроллинга в российских организациях;

— обоснование методов организационного построения государственного финансового контроля как особой формы государственного управления;

— изучение отечественного и зарубежного опыта состояния, структуры, тенденций развития государственного финансового контроля как органической части государственного управления;

— разработка направлений и механизма государственного финансового контроля в контексте повышения эффективности рыночного управления национальной экономикой;

— определение путей совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы государственного финансового контроля на основе анализа деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Объект диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является процесс становления и повышения эффективности государственного контроля национальной экономики.

Предмет диссертационного исследования.

Предметом диссертационного исследования являются социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе становления и развития государственного контроля национальной экономики.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых и специалистов, посвященные проблемам управления, в частности становления и повышения эффективности государственного контроля национальной экономики. В основе исследования лежит совокупность методов научного познания социально-экономических явлений и процессов: диалектический, конкретно-исторический, системный, сравнительный, программно-целевой, а также инструментарий экономико-статистического анализа.

Информационная база исследования Информационной базой диссертационной работы послужили официальные справочно-статистические материалы Росстата РФ, литературные научные источники, обзоры экономической политики, подготовленные Бюро экономического анализа, материалы периодической печати, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, экспертные оценки и расчеты научных и практических работников по вопросам регламентации прав собственности, государственного и рыночного контроля в разных видах его проявления, сайт сети Internet., данные специальных обследований, проведенных отечественными специалистами, в том числе соискателем по заданию Счетной палаты Российской Федерации. Нормативно-правовую основу исследования составили законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, в частности Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ).

Научная новизна диссертационной работы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании необходимости и целесообразности рассмотрения контрольной составляющей в управлении как фактора обеспечения макроэкономической стабилизации и устойчивого развития национальной экономики и ее региональных звеньев в условиях рыночных отношений и выработке конкретных рекомендаций с целью совершенствования государственного финансового контроля на примере деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Предложены методы и механизмы макроэкономического анализа и регулирующего воздействия государственного контроля на темпы экономического роста.

Основные научные результаты, лично полученные соискателем в ходе исследования и выдвигаемые на защиту, состоят в следующем: разработаны научно-методические основы совершенствования контрольной функции управления на макроэкономическом уровнеобосновано и предложено ввести в научный оборот две категории: процесс и результат контроля как два взаимосвязанных понятия, раскрывающих механизм контрольной деятельности в системе управления народным хозяйствомпредложено рассматривать контроль как приоритетный управленческий ресурс, обеспечивающий интенсивный рост экономики на современном этапе экономического развития национальной экономикиосуществлено теоретическое обоснование экономических основ государственного контроля в контексте эффективного взаимодействия всех его форм с целью обеспечения экономического роста и динамичной интеграции российской экономики в мировой рынокдоказана необходимость взаимодействия государственного и рыночного контроля в системе управления народным хозяйствомпроизведен комплексный анализ форм, функций и принципов организации государственного контроля, обеспечивающих сочетание рыночных и государственных интересов в рамках общегосударственной стратегии экономического развитияисследован механизм действия контроля на уровне организации, по современной трактовке контроллинга, и обосновано его влияние на рост конкурентоспособности организации путем интеграции целей, задач и функций управления в единый комплекс процессов через информационную поддержку и координирование хозяйственной деятельностинаучно обоснованы методы анализа организационного построения государственного финансового контроля как особой формы государственной контрольной деятельностиобобщен наиболее ценный практический опыт по формированию и реализации государственного финансового контроля в зарубежных странахпредложены направления и разработан механизм действия государственного финансового контроля, направленные на повышение эффективности рыночного управления национальной экономикойразработан и обоснован комплекс рекомендаций по улучшению координации деятельности соответствующих контрольных органов и созданию рациональной системы государственного финансового контроля, направленной на соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины, обеспечение надлежащего исполнения федерального бюджета и защиту интересов казныразработаны предложения по повышению эффективности государственного финансового контроля на примере Счетной палаты Российской Федерации, в частности обоснована необходимость предоставления ей полномочий для реализации собственных решений, принимаемых по результатам осуществленных ею контрольных мероприятий.

Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, прикладным характером научных положений и выводов, что означает:

— рассмотрение всех видов контроля как целостной, органически взаимосвязанной системы, анализ результатов ее функционирования в сравнении с развитыми странами позволяет более правильно оценить достигнутый уровень развития контрольной деятельности и более точно обосновать направления государственного контроля национальной экономики;

— выявление и обоснование комплекса научно-организационных мер, нацеленных на сбалансированность всех форм контроля;

— оценка роли государственного контроля как фактора, способствующего повышению темпов экономического роста и разработки макроэкономических прогнозов развития национальной экономикисоздание нормативно-законодательных актов в области совершенствования контрольной деятельности органов государственного управления, в частности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и др.- щ — использование результатов исследования в процессе преподавания и изучения таких дисциплин, как «Национальная экономика», «Государственное регулирование национальной экономики», «Государственный финансовый контроль» и др. в высших учебных заведениях страны.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Отдельные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, в том числе в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ), Московской государственной академии приборостроения и информатики (МГАПИ), Российском новом университете (РосНОУ). Отдельные теоретические выводы, положения и рекомендации диссертационного исследования использовались в практической деятельности соискателя при проведении контрольных * проверок в Минпромнауке России, Минимущества России, Агентстве лесного хозяйства Архангельской области.

Результаты исследования опубликованы в 7 работах соискателя, общим объемом 2,0 п.л.

Структура и объем работы.

Структура и объем работы обусловлены поставленными целями, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 201 странице машинописного текста, содержит 4 рисунка и 2 приложения.

Выводы по 3-ей главе диссертации.

1. Основные направления государственного контроля в экономической сфере России были обусловлены:

1) реструктуризацией отраслей экономики, банкротство (нередко искусственное) многих предприятий, преднамеренное обесценивание имущества хозяйствующих субъектовэто повлекло за собой возникновение так называемой «теневой» экономики, коренное изменение финансовой и кредитной политики государства и соответственно изменение и совершенствование государственного контроля;

2) расширением объемов иностранных инвестиционных кредитовзаемными иностранными средствами распоряжайся, как правило, специально создаваемые коммерческие ли некоммерческие организации, и не секрет, что внешние заимствования используются далеко не всегда по целевому назначению;

3) предоставлением государственных гарантий под кредиты международных финансовых организаций, иностранных коммерческих банков (фирм), правительств иностранных государств, то повлекло за собой усиление контроля за использованием тих кредитов.

2.Эффективность системы государственного контроля обеспечивается тем, что само государство и его руководство базирует свою деятельность на основе законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих объем, полномочия, формы и методы государственного контроля. Тем самым реализуются интересы и цели всего общества. В этом и состоит глубинный смысл государственного контроляон наиболее эффективно реализует свою сущность тогда, когда действует как единое целое.

3. Счетной палате Российской Федерации в «единой системе» государственного финансового контроля, направленного на соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины, обеспечение надлежащего исполнения федерального бюджета и защиту интересов казны страны в целом, принадлежит конституционно-приоритетная роль.

4. Создание российской Счетной палаты Российской Федерациипроявление мировой тенденции, характерной для большинства европейских, азиатских и североамериканских стран, которая связана с усилением в последней четверти XX в. в экономической и политической жизни государств роли органов, осуществляющих внешний финансовый контроль.

В этой связи предлагается введение в Конституцию РФ новой автономной статьи, посвященной государственному финансовому контролю, и предоставление Счетной палате Российской Федерации исполнительных полномочий для реализации собственных решений, принимаемых по результатам осуществленных ею контрольных мероприятий.

6.Основные направления совершенствования деятельности Счетной палаты Российской Федерации могут быть реализованы в:

— расширении сферы ее контрольной деятельности;

— наделение Счетной палаты Российской Федерации реальными полномочиями по привлечению к ответственности нарушителей налогового и бюджетного процесса;

— уточнении механизма осуществления Счетной палатой Российской Федерации финансовых экспертиз проектов федеральных законов и других нормативных актов, затрагивающих вопросы федерального бюджета Российской Федерации;

— совершенствование организации контрольной работы Счетной палаты Российской Федерации.

Заключение

.

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы.

1.Контроль — одна из основных функций управления. Чаще всего, он рассматривается как заключительная стадия управленческого процесса, т. е. как процесс, связанный исключительно с проверкой исполнения управленческих решений. На наш же взгляд, контроль охватывает все стадии управления, представляя собой постоянное наблюдение за упорядоченностью управляемой системы, за ее состоянием. В этом смысле контроль дает данные для других основных функций управления, не утрачивая при этом своего самостоятельного значения. В этом аспекте «управление народным хозяйством» и «контроль» выступают как всеобщие экономические категории.

2. Сущность контроля проявляется в реализации определенных экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределении, обмена и потребления материальных благ. Конечным назначением контроля является вскрытие «провалов» в общей системе хозяйствования. В этой связи контроль следует рассматривать как управленческую инфраструктуру, которая формирует новые общие условия для управленческой деятельности. Несомненно, контроль является важным фактором развития управленческой системы, в том числе и в современной экономике России.

3) Определяя экономическую сущность контроля предлагается его новое понимание с позиции его влияния на эффективный совокупный спрос. В этой связи мы предлагаем в экономическом анализе рыночной экономике выделить категорию следующего порядка — эффективный контроль, т. е. контроль с положйтельным экономическим эффектом и неэффективный, т. е. контроль с отрицательным экономическим эффектом.

В этой связи считаем целесообразным в экономическом анализе рыночной экономики выделить два понятия: прибыльный и бесприбыльный контроль. К прибыльной контрольной информации следует отнести те сведения, которые способствуют минимизации средних издержек и максимизации прибыли. И, соответственно, те контрольные сведения, которые не только не способствуют проявлению двух вышеотмеченных положений, следует рассматривать как бесприбыльный контроль.

4. В тоже время мы предлагаем классифицировать контроль на контроль экономический и социальный. К первому контролю следует отнести те сведения, которые через совершенствование материальных условий производства непосредственно способствует росту производительности труда. К социальному контролю следует отнести те сведения, которые изменяют условия функционировании социальной сферы.

5. Целесообразно ввести два понятия: процесс контрольной деятельности и ее результат. Согласно процессному подходу, контроль следует рассматривать во времени, где он имеет отчетливо выраженные стадии прохождения. Если же делается акцент на результат деятельности контроля, то в этом случае речь идет об эффекте от использования его сведений в дальнейшем функционировании объекта. Если такого эффекта не наблюдается, то процесс требует изменений, так процесс и результат контрольной деятельности следует рассматривать как два взаимосвязанных события.

7. В организации контроль выступает в трех видах: как рыночный, административный и поведенческий. При использовании рыночного контроля при установлении плановых норм и стандартов, используемых в системе контроля, особое внимание уделяется применению внешних рыночных механизмов, таких как ценовая конкуренция и относительная доля рынка. При административном контроле основу для разработки стандартов составляют должностные полномочия, а также административные правила, инструкции, процедуры и политики. При применении поведенческого контроля поведение сотрудников регулируется общими ценностями организации, нормами, традициями, ритуалами, легендами и другими элементами организационной культуры. В целом контроль в организации важен, потому что благодаря ему управленческий персонал определяет, насколько фактический ход выполнения работ соответствует запланированному и не злоупотребляют ли сотрудники предоставленными им полномочиями.

8. Различают три типа контроля: упреждающий, текущий и основанный на обратной связи. Упреждающий контроль позволяет предотвратить возможные проблемы в будущем. Текущий контроль ведется в процессе рабочей деятельности. Контроль на основе обратной связи выполняется после завершения работы. Эффективная система контроля должна быть точной, оперативной, экономичной, гибкой и понятной. Она должна основываться на достижимых критериях, быть стратегически направленной, ' выявлять отклонения от нормы, использовать многочисленные критерии и предлагать корректирующие действия.

9. Государственный контроль является неотъемлемой частью государственного управления экономикой. Он является необходимой предпосылкой эффективной управленческой деятельности в современной России. С переходом России к рыночной экономике государственный контроль существенно изменился. При этом речь .идет не об отдельных изменениях в системе государственного контроля, а о повышении его качественного уровня в целом.

10. Исследуя вопрос об основных направлениях государственного контроля в современной экономике России, нами установлено, что в условиях формирования многоукладной экономики и разнообразных форм собственности, с появлением многочисленных негосударственных хозяйствующих субъектов, децентрализации контрольных функций возникла потребность в разработке новых государственных механизмов контроля, сочетания централизованных и децентрализованных форм его организации, методов оценки результатов, процедур контроля.

11. До сих пор актуальным направлением государственного контроля является контроль над приватизацией государственного имущества. Приватизация государственного имущества привела Россию не к экономическому процветанию, а к экономическому краху. Сейчас и еще долгое время мы будем пожинать плоды приватизации, осуществленной вне государственного контроля.

12. Исследуя роль, значение и основные направления развития государственного финансового контроля в Российской Федерации как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день на фоне кризисного состояния государственных финансов необходимо принятие федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации», который призван определить финансовый контроль в целом как общую функцию государственного управления финансами. Конституция России ограничила возможности Федерального Собрания Российской Федерации влиять на исполнительную власть только контролем Федерального бюджета Российской Федерации.

13. ГФК выступает основным инструментом, с помощью которого можно установить, насколько результативна бюджетная политика правительстваполитика доходов и расходов. Проводимый государственный финансовый контроль дифференцирован на непосредственный и опосредованный (по субъектам, осуществляющим его), а также на внешний (независимый) и внутренний (ведомственный) (по основаниям, форме и способам их проведения). В этой связи нами обоснован комплекс рекомендаций по улучшению координации деятельности соответствующих контрольных механизмов и созданию рациональной системы национального контроля: подчеркнута необходимость принятия федерального закона «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ» основными положениями которого должны быть: цели и принципы организации деятельности контрольно-счетных органовфункции, задачи и сфера их деятельностиконтрольные полномочия и форма их реализацииправа обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органовпринципы взаимодействия с другими контрольными органами. В этой связи ученые-правоведы предлагают введение в Конституцию Российской Федерации новой автономной статьи, посвященной государственному финансовому контролю.

14. Обосновывается конституционно-приоритетная роль Счетной палаты Российской Федерации в «единой системе» государственного финансового контроля, направленного на соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины, обеспечение надлежащего исполнения федерального бюджета и защиту интересов казны страны в целом.

В этой связи выработаны следующие рекомендации:

1)" разработать и утвердить Президентским указом Концепцию государственного контроля в Российской Федерации. Предлагаемая Концепция должна послужить базой при разработке и принятии Федерального закона «О государственном контроле в Российской Федерации», который должен быть принят в развитие Конституции Российской Федерации и текущего законодательства;

2) ввести отдельную норму, предусматривающую право Счетной палаты РФ на «самостоятельное» (по собственной инициативе) изучение ежегодного отчета Правительства Российской Федерации и представление Государственной Думе Российской Федерации заключения по нему;

3) предоставить Счетной палате Российской Федерации исполнительные полномочия для реализации собственных решений, принимаемых по результатам осуществленных ею контрольных мероприятий, чтобы обеспечить принцип гибкости управления государственными финансами с учетом изменяющихся социально экономических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ, 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1996. — 64 с.
  2. Бюджетный кодекс РФ: 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета.-1998.-12 августа. Собрание законодательства РФ. -1998. № 31,ст.3823.
  3. Налоговый кодекс РФ (4.1): 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Российская газета.-1998.- 6 августа.- Собрание законодательства РФ. -1998.31, ст. 3824.
  4. Уголовный кодекс РФ: 13 июня 1996 г. № 63-Ф3// Российская газета. -1996. -18−19 июня. Собрание законодательства РФ.- 1996. — № 25, ст. 2954.- (ред. 27 мая 1998 г. № 77-ФЗ).
  5. Указ Президента Российской Федерации «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998 г., № 1635 // СЗ РФ, 1998, № 52. Ст. 6393.
  6. Ст. 2 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. СЗ РФ. 1995, № 3. Ст. 167
  7. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. «Российская газета» 2004, 27 мая, с. 4.1. Монографии, брошюры, учебные издания М. Абалкин Л. И. Политическая экономия и экономическая политика. М.: Мысль, 1970
  8. И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в Российской федерации. — М.: Финансы и статистика, 2002
  9. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика. М.: ДИС, 1998.
  10. М. Экономическая мысль в ретроспективе./Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994
  11. А.П., Кармалицкий, А.А. Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  12. А.С. Задачи и методы финансового контроля. М.: Финиздат НКФ СССР.-1925
  13. Антимонопольная политика и развитие конкуренции на финансовом рынке М.:ТЕИС, 2003.
  14. Г. В. Государственное управление. М.: Экономика, 2000
  15. В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
  16. Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь. 1978.
  17. И.Л. Функции органов управления. М.: Юрид. лит. 1976
  18. Ф. Исторический очерк развития государственного контроля в России. -М. 1919
  19. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации.№ 12 (84) / 2004 год
  20. А.А. Правовое регулирование государственного бюджетного контроля в Российской Федерации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 2003
  21. Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: Деловая книга, 1998
  22. В.И., Барсукова И. В. Теория финансово-хозяйственного контроля. М. гМИНХ, 1988
  23. П.М. Финансовое право. М., 1978.
  24. Е.Ю. Правовые основы государственного финансового контроля. М., 2000.
  25. Ю.А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. М.: Финансы и статистика, 1992.
  26. В.Ф. Комплексная система ведомственного контроля.- М.: Финансы и статистика, 1985
  27. Н.М. Отраслевой экономический анализ. М.: Финансы и статистика, 1987
  28. Ю.М. Организация финансового контроля в переходный период к рыночной экономике.- М.: Финансы и статистика, 1991
  29. К. Вопросы управления: Пер. с англ. М., 1981
  30. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1995.
  31. В.Е., Улановская В. Д. Эффективность и интенсификация непроизводственной сферы. М.: Экономика, 1987. -156 с.
  32. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: И-во БЕК, 1996.-664с.
  33. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред.акад.Б. Н. Топорнина.- М.: Юристъ, 1997
  34. Контроль как функция управления. М.: Знание, 1982.
  35. А.И. Финансовый контроль в дореволюционной России. (Очерки истории). М.: Госфиниздат, 1959. -164 с.
  36. Т.В. Финансовое право: Теорет. курс. М., 1992
  37. В.В., Кузнецова Г. В. Налоговая проверка предприятия . -М.: Приор, 1996
  38. Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000
  39. Е.А. Контроль в системе управления социалистическим производством. Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1982
  40. JI.M. Ревизия и контроль. М.: Финансы и статистика, 1988
  41. Н.В. Бухгалтерский учет и его контрольные функции.-М., 1985.
  42. .М. Компетенция органов управления. М. 1982
  43. В.И. Государство и революция. Поли. собр. соч. Т. 33
  44. Ч. Политика и рынки. Пер. с анг. М., 2005.
  45. А.А. Ревизия работы местных финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. М.: Финансы и статистика, 2001
  46. Г. Д. Внутриведомственный контроль.- М.: Финансы и статистика, 2003
  47. И.С., Лакис В. И. Ревизия в системе экономического контроля.-М.: Финансы и статистика, 1988
  48. Менеджмент:Словарь-справочник.М.: Анкил, 2005
  49. Местные органы власти и формирование рыночной экономики (элементы технологии реформы) М.: НПО «Ризальт-2», 2002
  50. Микроэкономика: практический подход. Учебник./ под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М.:КНОРУС, 2004
  51. А.С., Гаджиев Н. Г. Контроль в условиях рыночной экономики. -М.: Финансы и статистика, 1994.
  52. В.М. Смешанная экономика: Проблемы управления развитием.-М.:Вост. лит., 1994бО. Новик И. Кибернетика. Философские и социологические проблемы.- М. 1963
  53. С.С. Экономический контроль: Сущность и формы проявления.- М.: Экономика, 1991 (Радикальная экономическая реформа).
  54. Р.Г., Сахарова М. О., Соколинская Н. Э. Банк и контроль. М.: Финансы и статистика, 1991
  55. Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М.: Юристъ, 1998
  56. Правовое положение коммерческой организации / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2001.
  57. Сапор А. К. Экономические аспекты управленческой деятельности и проблемы современного менеджмента. М.: доброе слово, 2004
  58. M.JL. Государственный контроль в краях и областях субъектах Российской Федерации. Хабаровск. 2001.
  59. Г. А. Экономический контроль в системе управления.- М.:
  60. Финансы и статистика, 1986
  61. А.Д. Парламентский контроль за исполнением государственного бюджета. М., 1998
  62. М. Роберт. Энциклопедия современного управления: Пер. с англ. М., 1992
  63. Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М, 2004.
  64. Финансово-бюджетная политика: принципы и механизм реализации. М.: ИЭ АН СССР, 1990
  65. П.В. Финансовый контроль и учет в условиях перехода экономики к рыночным отношениям : Учеб пособие. М.: ФИПК, 1992
  66. В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. М., 1999
  67. А.Г. Теретико-игровые модели информационного управления. М.: ЗАО «ПССОФТ», 2004.
  68. Г. Г. Территориальные системы регулирования экономики : Территория рынок — территория: Кн.1 — Новосибирск, 1994.
  69. Е.Б. Контроль в системе управления предприятием. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н., Мурманск, 2004.1. Статьи
  70. JI. Стратегия экономического роста и инфляция : Выступление на круглом столе «Инфляция и антиинфляционная политика в России «17 декабря 1996 года// Финансовый бизнес. № 2, 1997
  71. И.А. Рыночная экономика и контроль // Контроллинг. № 1, 1991
  72. А.Г., Соменков А. Д. Правовой статус аудиторов Счетной палаты Российской Федерации // Финансы. № 9, 1998.
  73. Дж. О приватизации государственной собственности.//Вопросы экономики. № 12, 2004
  74. С.А., Дадашев А. З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля // Финансы. № 4, 2002
  75. Т.В. Государственный финансовый контроль дореволюционной России //Контроллинг. № 4, 2004
  76. А. Управление государственными унитарными предприятиями. // Вопросы экономики, № 7, 2003
  77. Бак Г., Де Брюин Е. Аудиторская проверка хозяйственной деятельности //Контроллинг № 1, 2002
  78. В. Независимый финансовый контроль (аудит) во Франции // Контроллинг. № 4, 2001.
  79. Банковская тайна в Российской Федерации // Финансовый бизнес. № 5, 1997
  80. Н. Новое в уголовном законодательстве о преступлениях в финансовой сфере // Финансовый бизнес. № 4, 1997
  81. Ч.А. Составление бюджетов и отчетность: проблемы и возможности // Контроллинг. № 2, 1994
  82. В.Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России // Финансы № 4, 1998
  83. В. Организация контроля за деятельностью должностных лиц в различных странах// Президентский контроль. № 4, 1996
  84. А. Обновление системы государственного управления экономикой. //Экономист. №, 9, 2003.
  85. С.Н. Контроллинг как инструмент организации экономического пространства на региональном и местном уровне // Контроллинг. № 8, 2003
  86. Е. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов. // Вопросы экономики, № 5, 2003.
  87. Бюллетень Счетной палаты РФ. М., 2004−2005.
  88. Н. Государственный контроль // Контроллинг. № 1, 2001
  89. Д.А. Экспертные системы: цель аудита и инструмент аудитора //Контроллинг.- 1991.- № 2.- С.108−112.
  90. А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предприятий. // Вопросы экономики. № 11, 2003.
  91. А., Федорова И. Государственный сектор: границы, контроль, управление. Экономист, № 6, 2003
  92. В.Г. Система государственного контроля Японии// Контроллинг.-1991.-№ 2.- С.70−78.
  93. ЮО.Волчихин В. Г. Европейская организация высших контрольных органов/ЛСонтроллинг № 4, 2001
  94. В. За чем следит государево око. // Президентский контроль. 2002, № 6.
  95. Всемирный банк-собственность и контроль предприятий. // Вопросы экономики, № 8, 2004.
  96. Высший орган финансово-экономического контроля // Контроллинг. № 4, 2002.
  97. Е. Государственная нагрузка на экономику. // Вопросы экономики, № 9, 2004
  98. О.Н. О предмете и системе финансового права //Юридический мир. № 5, 1998
  99. Юб.Гордонский А., Марунов А. Формирование единой системы государственного финансового котроля. Вопросы экономики, № 1, 2004. Ю7. Государственный контроль в Швеции // Контроллинг. № 1, 1994
  100. Р. Функции контролеров и казначеев // Контроллинг. № 3, 1991
  101. И.Б. Нефинансовые критерии оценки деятельности предприятия в системе контроллинга. // Контроллинг. № 12, 2004.
  102. Ю.А. Проблемы становления государственного финансового контроля // Бухгалтерский учет. 1996. — № 3. — С.3−6.111 .Дементьев А. В. Оценка оптимальности управленческих решений // Контроллинг. № 10, 2004
  103. А.В. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности (теоретический аспект) // Государство и право, № 2, 2002,
  104. З.Ермилов В.Г.К теории государственного финансового контроля. //Финансы. № 2, 2005.
  105. . В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля / Бюл. Счета, пал. РФ. М., 2000, № 4 (28).
  106. Н.А. Из истории государственного контроли в России. 1892−1917 гг. // Контроллинг. № 2, 1994
  107. В. Региональные особенности федерализма. //Экономист № 1, 2005
  108. Изменяющаяся функция государства и задачи контроля с особым учетом приватизации. Доклад на II конгрессе ЕВРОСАИ // Контроллинг. № 2, 1994
  109. X. Экономическая политика и Счетная палата РФ // Российский экономический журнал. 2000, № 3-
  110. Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. Вопросы экономики, № 4, 2004.
  111. Ф. Маркетинговый контроль // Контроллинг. № 1, 1994.
  112. Е.А. Контрольная палата СССР: потенциал и % проблемы.//Контроллинг. № 4, 2001.
  113. Е.А. Децентрализация без потери контроля // Контроллинг. № 1, 2003
  114. A.JI. Федеральный бюджет важнейший инструмент реализации государственной политики. // Финансы, № 1, 2005
  115. JI. Итоги 2004 года заставляют правительство усилить государственное регулирование экономки. Общество и экономика. № 1, 2005
  116. May В. Экономическая политика в 2004 // Вопросы экономики, № 1, 2005
  117. В., Волков В. Защитить финансовые интересы государства // Президентский контроль. № 4, 1996
  118. В.А., Волков B.C. Финансовый контроль //Финансы № 7, 2002
  119. В.А. О парламентских и государственных контрольноревизионных органах ФРГ // Контроллинг. № 2, 1991
  120. Ю.Н. Государственный контроль в развитых капиталистических странах // Контроллинг. № 2, 1991.
  121. А. Нормативные акты Правительства и Центрального банка РФ и их место в системе денежно-кредитного регулирования // Финансовый бизнес. № 7, 1996
  122. Овсянников J1. Государственный финансовый контроль: кому он нужен? // Президентский контроль. № 5, 1996
  123. Г. В. Осуществление государственного контроля в сфере налогооблажения. Финансы. № 1, 2 004 133. 0 работе Главного контрольного управления Президента Российской
  124. Федерации в I полугодии 1996 года // Президентский контроль. -№ 5, 1996
  125. От Приказа Счетных дел до Сената // Президентский контроль. № 2, 1997
  126. Организация бухгалтерского дела, роль и квалификация ревизоров // Контроллинг. № 1,1992
  127. О. Проблемы отраслевого саморегулирования в российской экономике. //Вопросы экономики. № 2, 2005
  128. Основные положения концепции выхода из кризиса и реформирования экономики России на 1996−2000 гг. и на период до 2005 г.: Анализ-прогноз Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова // Финансовый бизнес. № 4, 1996.
  129. Отбор важных для контроля областей, представление результатов контроля общественности и качество работников. Семинар ЕВРОСАИ // Контроллинг. № 3, 1994
  130. В.Г. О роли Счетной палаты Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля страны. // Финансы. № 9, 2001
  131. В.Г. Основные ориентиры финансовой политики России в 1996 году // Финансовый бизнес. № 1(27), 1996
  132. В.Г. О некоторых проблемах Налогового Кодекса России // Финансы.- № 4, 1998
  133. Е.А. Специфика функционирования и организации контроля на российских предприятиях//Контроллинг. № 12, 2004
  134. Г. Н. Реформы государственного контроля // Контроллинг. № 2, 2004
  135. И. Контроллинг федеральной государственной службы:проблемы и перспективы. // Контроллинг. № 9, 2004
  136. Н.Д. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации // Юристъ. № 10, 1997
  137. Н.Д. Юрисдикция высших органов финансового контроля (зарубежный опыт) // Право и жизнь. № 11, 1997
  138. Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши // Государство и право. № 2, 1998
  139. В.И., Сотникова JI.B., Савин А. А. Организация труда в аудиторской фирме // Бухгалтерский учет. № 9, 2001
  140. Полномочия Росфиннадзора четко определены. //Финансы. № 1, 2005
  141. М. Об органах контроля в Великобритании // Контроллинг. № 3, 2003.
  142. Правила профессиональной этики аудиторов Швеции // Контроллинг. № 2,1992
  143. Проверки есть есть и результаты. О работе главного контрольного управления Президента РФ в первом полугодии 1998 года // Президентский контроль № 6, 1998
  144. А.П. Генезис русской модели управления. // ЭКО, № 1, 2005
  145. А. Управленческая реформа начала 1960-х годов. // Вопросы экономики. № 9, 2003.
  146. Рябухин С. И. Региональный аспект приватизации государственной собственности. // ЭКО, № 7, 2004.
  147. А.н. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле // Финансы № 9, 2004
  148. А. Аудиторам не разрешали войти без стука // Коммерсант № 48, 2004
  149. Е.И. Правовой статус контрольно-счетных органов, создаваемых законодательными органами субъекта Федерации. //Финансы № 2, 2005
  150. С.В. Выступление на Всероссийском совещании руководителей контрольно-счетных органов Российской Федерации. Москва, 8 декабря 2000 г. Бюллетень Счетной палаты РФ. М., 2001, № 2 —
  151. М. Совершенствование валютного регулирования и контроля // Финансовый бизнес. № 4, 1996
  152. Стюарт Тэрли: Внутренний и внешний аудит и управление // Контроллинг. № 41,2003
  153. Счетная палата Европейского Сообщества // Контроллинг. № 1, 1994
  154. И.Г. Налоговая служба в Великобритании. // Российское право. № 6, 1998
  155. С.Г. Модели контроллинга: Запад-Азия. // Контроллинг. № 7, 2003
  156. Федеральная Счетная палата Германии. // Контроллинг. № 2, 1994
  157. Х.С. Система государственного контроля в США. Контроллинг. № 1, 2000.
  158. А. Финансовая децентрализация и местное самоуправление в период реформ. // Вопросы экономики. № 10, 2003
  159. В. Финансовый контроль как функция финансового управления //Финансы. № 1,2001.
  160. Alesina A., Perotti R. The Political Economy of Budget Deficits //Staff Papers, March 1995. Vol. 42,№l, p. l-30.
  161. Balino T.J., Hoelscher D.S. Evolution of Monetary Policy Instruments in Russia. //IMF Working Paper.- WP/97/180.
  162. Barro R.J. Macroeconomic Policy. Harvard University Press.:Cambridge, Massachusetts. London, England, 1990. — 379p.
  163. Barro R. Economic Growth in Cross Section of Countries /Quarterly Journal of economics. Vol.106. 1991.
  164. Bernard L. and Piedra E.G. Coordination of Monetary and Fiscal Policies //IMF Working Paper. WP/98/25.
  165. Casbin P. Government Spending, Taxes and ECONOMIC growth. //IMF Staff Papers. Vol.32, July 1995.
  166. Darby M.R., Melvin. Intermediate Macroeconomics. -Glenview/London, 1986.
  167. Easterly W., Rebelo S. Fiscal Policy and Economic Growth / Journal of Monetary Economics. Vol.32., 1993, p.417−458.
  168. European Economy: Annual Economic Report for 1996. Brussels -Luxembourg, 1 996 283. Felderer В., Homburg S. Macroeconomics and New Macroeconomics. Berlin, Heidelberg, 1992.
  169. Havrylyshyn 0., Rooden R. Institutions Matter in Transition, but so do Policies. //IMF Working Paper. WP/00/70.
  170. H0II R.E., Taylor G.B. Macroeconomics: theory, performance, and policy. -N.Y., 2002.
  171. W.F. Willoughby, W.W. Willoyghby, S. Lindsay. The system of financial administration of Great Britain. London. 20 021У1. Ресурсы Интернет182. www.ach.dov.ru
Заполнить форму текущей работой