По мере становления группы наряду с процессом формирования ролей и возникновения статусов идет и другой процесс — нормообразование. О социальных нормах мы уже говорили в разделе VI в связи с социальным влиянием. Групповые нормы играют в жизни группы ту же роль, что и всеобщие социальные нормы в жизни общества, причем первые в значительной степени являются отражением вторых.
Нормы группы, с одной стороны, являются правилами поведения для ее членов, а с другой — выражают их коллективное мировоззрение. Один из механизмов нормообразования в группе, обусловленный информационным влиянием, обсуждался выше, когда речь шла об эксперименте М. Шерифа, в котором изучался аутокинетический эффект. Это исследование позволило понять, как в группах возникают представления о том, что «правильно», а что «неправильно». На столь же зыбкой основе в группе могут развиваться и взгляды на то, что «хорошо» и что «плохо». Конечно, в масштабах общества эти нормы более выверены и точны, ведь от них зависят здоровье, жизнеспособность и самосохранение любого человеческого сообщества.
Отсутствие или несоблюдение норм, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия, т. е. состояние безнормности, приводит к хаосу и распаду. Выше неоднократно подчеркивалось, насколько важно для человека быть уверенным в предсказуемости всего происходящего, ведь это дает ощущение стабильности. Цель нормообразования в том и состоит, чтобы закрепить, стабилизировать состояние как группы в целом, так и каждого ее члена, поскольку социальная реальность, в которой не соблюдаются правила, сама себя уничтожает, в ней невозможно жить.
Неудивительно, что группы, как и общество в целом, сопротивляются любой попытке нарушения или изменения норм. Этим объясняются те трудности, которые сопровождают любые общественные реформы и преобразования.
Д. Картрайт и А. Зандер выделили 4 основные функции групповых норм, полагая, что в целом они способствуют самосохранению группы. По их мнению, нормы:
- 1) способствуют достижению групповой цели;
- 2) поддерживают жизнедеятельность группы, служат ее сохранению;
- 3) создают свою социальную реальность;
- 4) определяют способы взаимоотношений с социальным окружением.
Кроме того, могут существовать такие регламентные нормы, которые определяют, как допустимо и как недопустимо взаимодействовать с окружающим социальным миром. Например, у школьников, да и у студентов тоже могут существовать правила, согласно которым нельзя ябедничать, доносить, «выдавать своих» или признаваться в чем-то, скажем, в использовании шпаргалок и т. д. В целом же Уилк и Миртенс (1994) считают, что. самосохранение группы посредством норм происходит благодаря тому, что нормы устраняют, предотвращают два типа конфликтов в группе: когнитивные конфликты и конфликты интересов.