Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С помощью методики Заполнение фигур (по методике Пьерона-Рузера) можно судить об особенностях произвольного внимания, о его объёме, устойчивости и переключаемости. Исследование проводится индивидуально. Просматривая последовательно каждую букву в строчке, испытуемый должен вычеркнуть в бланке все встреченные им буквы к, р. Для исследования переключаемости внимания, способности к длительной… Читать ещё >

Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опыт показывает, что именно недостаточная сформированность волевой сферы является наиболее частой причиной нарушения внимания у первоклассников. Психолого-педагогическая коррекция в этом случае определяется принципом целостности и направлена не столько на изменение качеств отдельного психического процесса (внимания), сколько на формирование соответствующих качеств личности. Недостаточность внимания может быть вызвана также рядом как субъективных, так и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребёнка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья (утомление, наличие хронических заболеваний, родовые травмы и т. д.). К объективным причинам можно отнести качество, степень новизны и сложности деятельности, являющейся содержанием процесса внимания. Так ребёнок может быть устойчиво и длительно внимательным при просмотре интересного фильма и отвлекаться через каждые пять — семь минут на уроке русского языка.

С помощью методики Заполнение фигур (по методике Пьерона-Рузера) можно судить об особенностях произвольного внимания, о его объёме, устойчивости и переключаемости.

Бланк с геометрическими фигурами (10 рядов по 10 фигур). (Приложение 6).

Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания.

В верхней строчке бланка образец — четыре фигуры, внутри которых ставятся различные знаки (+, -, =, *, могут быть и другие).

Испытуемому предлагается в остальных фигурах бланка расставить соответственно такие же знаки. Свои действия испытуемый может сверять с образцом.

Для исследования переключаемости внимания, способности к длительной, интеллектуальной работоспособности применяется модифицированный вариант методики.

После заполнения первого бланка ребёнку предлагается второй с изменением инструкции по его заполнению: необходимо те же значки проставить в другие геометрические фигуры.

Затем предлагается третий бланк, в котором нечётные ряды необходимо заполнить по образцу первого бланка, а чётные — по образцу второго.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Заполнение фигур» :

У детей 3 класса 44% учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33% учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16% учащихся несформированность внутренней волевой регуляции внимания.

Методика Корректурная проба (Б. Бурдон) предназначена для оценки концентрации и устойчивости внимания.

Бланк, на котором в случайном порядке напечатаны буквы русского алфавита. Всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. (Приложение 7).

Исследование проводится индивидуально. Просматривая последовательно каждую букву в строчке, испытуемый должен вычеркнуть в бланке все встреченные им буквы к, р.

По истечении 10 минут отмечается последняя просмотренная буква.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Заполнение фигур «и «Корректурная проба» :

У детей 3 класса 44% учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33% учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16% учащихся несформированность внутренней, волевой регуляции внимания.

Результаты методик до проведения коррекционной работы с неуспевающими учениками 3 класса.

Высокий уровень.

Средний уровень.

Низкий уровень.

Мышление.

25%.

50%.

25%.

Выделение существенных признаков.

33%.

42%.

25%.

Исключение понятий.

25%.

59%.

16%.

Память.

33%.

42%.

25%.

Внимание.

44%.

33%.

16%.

Результаты исследования детей 3 класса приведены в (Приложении 8).

В преодолении выявленных трудностей использовались следующие методики:

Методика развития концентрации и устойчивости внимания;

методика развития объема внимания;

методика развития осмысления на основе слухового восприятия;

методика развития темперамента;

методика развития логического и механического запоминания;

методика развития долговременной памяти;

методика «Графический диктант» ;

методика изучения переключения внимания;

методика «Незаконченные предложения» ;

методика развития самооценки.

Отставание учеников может быть обусловлено такими причинами, как:

пробелами в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;

пониженным интересом к предмету.

В основе развивающей работы с учениками был положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям.

Результаты методик после проведения коррекционной работы с неуспевающими учениками 3 класса.

Высокий уровень.

Средний уровень.

Низкий уровень.

Мышление.

33%.

52%.

15%.

Выделение существенных признаков.

40%.

48%.

15%.

Исключение понятий.

30%.

62%.

8%.

Память.

40%.

48%.

12%.

Внимание.

48%.

39%.

13%.

В результате проведенной с детьми корригирующей работы, ребята стали с должным вниманием относиться ко всем видам заданий; пишут почти без ошибок, за домашние задания получают хорошие отметки, с удовольствием выполняют все поручения учителя; стали более открытыми в общении. В классе работать стало легче, ребята выполняют творческие задания. Подогнали внимание, память и мышление. Эти показатели возросли.

Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой