Психологические условия гармонизации переживаний ребенка: В художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников
Диссертация
Актуальность. Эмоциональная жизнь человека становится все более напряженной: нагруженной информационными потоками, насыщенной масмедийными ужасами, погруженной в постоянный выбор собственного отношения, позиции, продукта, — нормы. Поток, нараставший на протяжении всего 20-го века, обрушился ураганом информационного времени. «Голого» интеллекта, чтобы осмыслить происходящее, недостаточно. Образы… Читать ещё >
Содержание
- Гпава 1. Теоретико-методологический анализ подходов к изучению места и роли символа в творческом пространстве (сточки зрения проблемы опосредствования эмоциональных переживаний)
- Глава 2. Теоретические основания разработки модификации методики развития творческих способностей у дошкольников и коррекции негативных эмоциональных переживаний у младших школьников
- Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей символического опосредствования эмоциональных переживаний у эмоционально-неблагополучных младших школьников с неуспешностью в учении
- Глава 4. «Особенности освоения символических средств дошкольниками и эмоционально неблагополучными младшими школьниками»
- Глава 5. Экспертиза беспредметных картон младших школьников с негативными эмоциональными переживаниями 1 и 2 экспериментальной серии
- Выводы
Список литературы
- Абрамова Г. С. Графика в психологическомконсультировании.-М.: ПЕРСЭ, 2001.. ... …,
- Аксенова Ю. А, Символы мироустройства в сознании детей. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1999.
- АрслановВ.Г. История западного искусствознания XX века: Учебное пособие для ВУЗов., ., — М.: Академический проект, 2003.5.. Арт-терапия / Общ. ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001.
- Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс// Теория метафоры. М., 1990.
- Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. — М., 1999.
- Аршинов В.И., Буданов В. Г. Когнитивные основания синергетики//Синергетическая парадигма. II. — М., 2002.. .
- Аршинов В.И., Войцехович В. Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синерге- тическая парадигма. — М., 2000.
- Аршинов В., Свирский Я. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления — М., 1999.
- Бардышевская М.К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. — М.: УМК «Психология», 2003.
- Бауэр В., Дюмотц И., Головин Энциклопедия символов. — М.: КРОН-ПРЕСС, 2000.
- Белый А. Символизм как миропонимание — М.: Республика, 1994.
- Бергсон А. Творческая эволюция. — М., 1998.'
- Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. — М.: «Изд-во ACT», 2002.
- Бердяев Н.А. Творчество и объективация. — Мн.: Экономпресс, 2000.
- Бескова И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд. — М.: Изд-во «Индрик», 2002.
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Блонский П.П. Возрастная педология. М. — П., 1930.
- Бодлер Ш. Проза поэта. — М.: «Вагриус», 2001.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Этапы формирования личности в онтогенезе. М., 1995.
- Бранский В.П. Искусство и философия. — Калининград: Янтарный сказ, 1999.
- Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики/ / Петербургская социология, № 1,1997.
- Брофман В.В. // Семья и школа № 2. Что может цвет. 1995.
- Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. — М.:"Информационный центр психологической культуры", 2000.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. — М., 1989.
- Василькова В.В. Синергетика. Порядок и хаос в развитии социальных систем. — СПб.: Лань, 1999.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. МГУ, 1984.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М., 1985 .
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 1986.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Во- просы психологии № 3,1996.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. МГУ, 1976.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, МГУ, 1990.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. Воображение и его развитие в детском возрасте.- М., 1997 г.132
- Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т., т, 4,6. М., 1982.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология, М., 1996.
- Выготский Л. С, Психология искусства, М., 1968.
- Выготский Л. С «Психология развития ребенка», М., 2003.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных дейст- вий // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.
- Гегель Г. Философия духа//Энциклопедия философских наук. Т.З. М., 1977
- Генон Р. Символы священной науки. Пер. с франц. — М.: Беловодье, 2002.
- Голосовкер.Я. Э. Логика мифа. М., 1987.
- Грегг. М. Ферс Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 1999.
- Грицанов А.А., Мезяная К. М. Синергетика// Новейший философский словарь. — Мн., 1999.
- Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Посткриптум), Как избежать разговора: денегации. — Минск.: Экономпресс, 2001
- Делез Ж. Логика смысла. — М.: Раритет. Деловая книга, 1998.
- Делез Ж., Гвапари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна. — Мн.: Красико-принт, 1996.
- Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. — Санкт-Петербург: Изд-во:"Алетейя", 1999.
- Деррида Ж. Эссе об имени. -Санкт-Петербург: Изд-во: «Алетейя», 1998.
- Даниэль СМ. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. — Санкт-Петербург: «Искусство — СПБ», 2002.
- Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-: пресс, 2001.
- Дискон 0. Шаманские учения клана Ворона. — М.: Рефл-бук, 2000.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
- Запорожец А. В. Дошкольное воспитание. -1948. — № 9.
- Запорожец А.В. Избр. Психол. труды в 2-х томах М., 1986.
- Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 1985.
- Изард К. Эмоции человека. М. 1980.
- Изотова Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. — М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. New York. Межд. Лит. Сод-во., 1967.
- Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2001.
- Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / Сост. пер. с кит. и англ. В. В. Малявина. — М.:"ОАО Люкс": «Изд-во Астрель»: «Изд-во ACT», 2004.
- Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры// Проблема чело- века в западной философии. М.: 1988
- Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. Санкт-Петербург, 1997.
- Кассирер Э. Язык / /Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М.: 1998.
- КассуЖ. Энциклопедия символизма.-М.: Изд-во «Республика», 1999.
- Каттанах Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной. — М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. — М.: Изд-во Института Пси- хотерапии, 2003.
- Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии М., 1995.
- Копытин А.И. Системная арт-терапия. — СПб.: Питер, 2001.
- Кошелева А.Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональной развитие дошкольников. — М.: Изд. центр «Академия», 2003.
- Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. — М. Intrada, 2000.
- Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания// Психология эмоций. Тексты. М., 1984 .
- Лангер Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. — М.: Республика, 2000.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983. 133
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999.
- Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: «ACT», 2000.
- Лосев А.Ф. Хаос // Мифы народов мира. Т2. — М., 1982.
- Лосев. А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
- Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства — СПб.: Академический проект, 2002.
- Маврикиди Ф.И. Фракталы: постигая взаимосвязанный мир//Дельфис. № 3., 2000.
- Маккена Т. Пища богов. Поиск первоначального Древа познания. М., 1995.
- Маховер К. Проективный рисунок человека. — М.: Изд-во «Смысл», 2000.
- Менегепи А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.
- Мириманов В. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. — М.: Согласие, 1997.
- Мир по-японски. — СПб.: Изд-во «Северо-запад», 2000.
- Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: Сравнитель- ный анализ синергетической и постмодернистской парадигм. — Мн.: БГЭУ, 1999.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.
- Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школь- ному возрасту// Вестник МГУ серия 14 Психология № 1,1988.
- Никитин В.Н. Пластикодрама. Новые направления в арт-терапии. — М.:КОГИТО-ЦЕНТР, 2003.
- Николис Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение.-М., 1990.
- Ницше Ф. Соч. в 2 т. — М., 1990.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 1996.
- Обухов Я.Л. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М.: Изд-во «Эйдос», 1997.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
- Онтология и эпистемология синергетики/ под ред. Аршинова В. И., Киященко Л. П. — М., 1997.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
- Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. — М.: Логос, 2000.
- Пирс Ч. «Логические основания теории знаков», СПб, 2000.
- Платон. Пир//Платон. Собр. Соч. в 4-х томах. Т.2-М.: 1993
- Платон. Избранные диалоги. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002.
- Платон. Федон. Пир. Федр. — Санкт-Петербург: Изд-во" Азбука", 1997.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психоло- гии, 1994.
- Поливанова Н.И. О некоторых функциональных- и структурных особенностях наглядно интуи- тивных компонентов решения задач // Волросы психологии № 4,1974 .
- Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выготского о детском художественном твор- честве//Вопросы психологии, № 1,1997.' '"
- Постмодернизм. Энциклопедия. — Мн.: Интерпресс- Книжный дом, 2001.
- Потебня А. Символ и миф в народной культуре. — М.: 2000.
- Почепцов Г. Г. Русская семиотика. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001.
- Практикум по арт-терапии / / Под. ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2000. .
- Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. — М., 1985.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.
- Психология дошкольника: Хрестоматия. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.
- Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. — М.: УМК «Психология», 2003.
- Психологическийсловарь. М., 1997.
- Психотерапия детей и подростков. Пер. с нем. / Под ред. X. Ремшмидта. — М.: Мир, 2000.
- Психология художественного творчества. — Мн.: «Харвест», 1999.
- Рассел Б. История западной философии. Изд-во Новосибирского Университета, 1999, стр. 57
- Рибо Т. Творческое воображение С-Пб. 1901. 134
- Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. — М.- «Эдито- риал"УРСС, 1996.
- Романов А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. — М.: Изд-во „Плейт“, 2003.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии М., 1946.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
- Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера. — Ереван, 1989.
- Свирепо О.А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М.: Изд- во Института психотерапии, 2004.
- Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культорология, физиология. — СПб.: Речь, 2004
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб., 1996.
- Синергетика: язык междисциплинарного диалога // Философские исследования, № 1, 2000.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии № 5,1996.
- Словарь. Психология., под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 1990.
- Событие и смысл (Синергетический опыт языка) — М.: ИФ РАН, 1999.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики// http: //www.slovesnik.ru/Lang/sossur3.phtml.
- Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
- Странный ветер. Современная японская поэзия / Пер. с яп. — М.: Иностранка, 2003.
- ТанидзакиД. Похвала тени.-СПб.: Изд-во „Азбука-классика“, 2001.
- Токарев А., Мелетинский Е. М. Мифология//Мифы народов мира. Т.1. М., 1991.
- Топоров В.Н. Хаос первобытный // Мифы народов мира. Т2. — М., 1982.
- Тора (Пятикнижие Моисеево) — Иерусалим: „Шамир“, 5753- М.: „Арт-бизнес-центр“, 1993
- Тэн И. Философия искусства. — М.: Республика, 1996.
- Уайтхед А. Избранные работы по философии. — М., 1990.
- ФедерЕ. Фракталы.-М., 1991.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956.
- Флоренский П.А., Сочинения. В 4 т. Т.3(2). — М.: Мысль, 1999.
- Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. — М: Мысль, 2000.
- А. Фрейд, 3. Фрейд 1965 г., Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов, гл. 3. Норма и патология детского развития., С-П.: 1997.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.: Республика, 1995.
- Франц М-Л. Психология сказки. — СПб.: Б.С.К., 1998.
- Э. Фромм Э. Забытый язык//Душа человека. М.: Республика, 1992 б. 186−187
- Фуко М. Археология знания. — Киев, 1996.
- Хакен Г. Синергетика. — М.: Мир, 1980.
- Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройст- вах.-М.: Мир, 1985.
- Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. — СПб.: Б.С.К., 1997.
- Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. — М.: Альфа-М, 2005.
- Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. К., 1992 .
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1997.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. — М.: Изд-во „Мысль“, 1999.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. — СПб.: „Изд-во Пирожкова“, 2001.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. — М.: Изд. центр „Академия“, 2001.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, № 4,1971. 135•167. Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии в трудах А.Н. Леонтьева//А.Н. Леонтьев и совре-менная психология. М., 1983.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1995.
- Эльконин Б.Д. Л.С.Выготский -Д.Б.Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное дейст- вие// Вопросы психологии № 5,1996.
- ЮнгК.Г. Символическая жизнь.-М.:"Когито-центр», 2003.
- Юнг К. Г. Человек и его символы. — М.: Изд-во «Серебряные нити», 1997.
- Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. — М.: Изд-во «Рефл бук», 1996.
- Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. — Самара, 2000.
- Campbell J. Creative art in groupwork. — London, 1993.
- Case С Dalley T. The hand book of art therapy. — London, New York, 1992
- Cassire E. Philosophie der symbolischen Formen. — Bd.2.S 192
- Jones E. The theory of Symbolism//British Journal of Phsychology/1919. Vol 9.
- Klein M. The importance of symbol Formation in the development of ego. — London, 1968.
- Lyddiatt E. Spontaneous painting and modeling. — London, 1971.
- Milner M. The role of illusion in symbol formation. — London, 1955.
- Naumburg M. Art therapy: Its scope and function. — Springfield, 1958.
- Winnicot D.W.PIaying and reality. London, New York-Routledge, 1986.