Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Роль общественных организаций в формировании активной жизненной позиции членов трудового коллектива

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успеху активизации идейно-воспитательной деятельности по формированию активной жизненной позиции у всех членов трудового коллектива будет способствовать: а) совершенствование формирования коммунистического мировоззрения в системе политпросвещения путем соблюдения принципов добровольности, последовательности и преемственности в получении политического образования, сосредоточения внимания… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ., з
  • Глава I. Теоретические аспекты деятельности общественных организаций по формированию и развитию активной жизненной позиции
    • 1. Активная жизненная позиция личности: сущность и показатели
    • 2. Деятельность общественных организаций по формированию активной жизненной позиции членов трудового коллектива
  • Глава. 2, Опыт социологического исследования роли общественных организаций в формировании активной жизненной позиции членов трудового коллектива
    • 1. Особенности измерения показателей и уровня активной жизненной позиции социалистической личности
    • 2. Участие в работе общественных организаций как фактор повышения уровня активной жизненной позиции
    • 3. Эффективность средств, используемых общественными организациями для формирования активной жизненной позиции членов трудового коллектива

Роль общественных организаций в формировании активной жизненной позиции членов трудового коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На всех этапах строительства нового общества партия уделяет огромное внимание воцросам воспитания нового человека, преданного делу коммунизма, патриота и интернационалиста, творца материальных и духовных ценностей.

На ХХУ1 съезде КПСС, июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС отмечались немалые успехи в деле воспитания нового человека, который является не только идеалом, но и реальностью наших дней. За сравнительно короткое время удалось «повысить инициативу и ответственность кадров, их уверенность в своих делах, поднять творческую активность масс» .* Вместе с тем, подчеркивалось, что процесс формирования нового человека непрерывен и сложен и обусловлено это глубокими качественными изменениями социально-экономических условий и самого человека. I.

Соединение преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции, борьба за повышение эффективности цроизводства и качества работы требуют дальнейшего повышения уровня сознательности, инициативы, с творчества трудйщихся, их организованности и дисциплины, высоких идейных и нравственных качеств человека, его социальной зрелости. Эти качества в условиях социализма становятся реальным действенным фактором общественного прогресса, эффективного использования его достижений в интересах как общества в целом, так и каждой отдельной личности.

На современном этапе развития социалистического общества изменились социально-экономические условия труда и быта, вступили в пору зрелости новые поколения советских людей, обогащенные знания.

1 Материалы Пленума ЦК КПСС. ?6−27 декабря 1983 г. с. 7.

— М., 1983 ми, с высокими духовными запросами. Одновременно активизировалась деятельность пропагандистских центров классового противника с целью извращения марксистско-ленинской идеологии и практического опыта строительства коммунизма.

Эти изменения в политической, социально-экономической жизни, общественном сознании советских людей требуют повышенного внимания к дальнейшему совершенствованию процесса воспитания нового человека, в том числе и формирования его активной жизненной позиции. Постановка и решение этой важной задачи, обусловленной требованиями современного этапа развития социализма, подготовлены всем предшествующим ходом развития общества.

Все лучшие черты социалистической личности проявляются в активной жизненной позиции, которая выражает широту мировоззренческих взглядов, уровень сознательности, ответственности, инициативности, непримиримости к недостаткам. «Ничто так не возвышает личность, — говорилось на ХХУ съезде КПСС, — как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится нормой поведения» .*.

Классики марксизма-ленинизма убедительно доказали, что человек формируется под воздействием того опыта, который усваивается им из социальной среды, перерабатывается в сознании и проявляется в его деятельности. Вместе с тем, они указывали на активную роль самого человека как творца материальных и духовных благ. Социализм создает колоссальные возможности для раскрытия способностей человека, материальные и духовные предпосылки для всестороннего развития личностных сил. Формирование активной жизненной позиции происходит под воздействием всего жизненного уклада, всех сторон жизнедеятель.

1 Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с. 77. ности личности.

В процессе формирования и развития личность подвергается целенаправленным воздействиям со стороны ряда социальных институтов, государственных учреждений и общественных организаций.

Особенности современного этапа становления социалистического общества вьщвинули необходимость усиления всех звеньев механизма коммунистического воспитания по повышению эффективности в деле формирования и развития активной жизненной позиции советского человека.

Б условиях развитого социализма все более возрастает роль субъективного фактора целенаправленного идейно-воспитательного воздействия общественных организаций с целью выработки у каждого труженика активной жизненной позиции. Непосредственная реализация объективных и субъективных факторов формирования активной жизненной позиции осуществляется в трудовых коллективах, где раскрывается индивидуальность каждого члена коллектива, его жизненная позиция обретает действенность, активность, общественную направленность.

Б рамках трудового коллектива функционирует система общественных организаций, включающая партийную, комсомольскую, профсоюзную организации, добровольные общества и самодеятельные организации, призванная целенаправленно регулировать процесс воспитания нового человека, его активной жизненной позиции.

Высоко оценивая функцию общественных организаций как важного канала привлечения трудящихся к уцравлению делами общества, ХХУ1 съезд КПСС подчеркнул необходимость дальнейшей активизации этих объединений. Место общественных организаций в современном общест-везаконодательно закреплено в Конституции СССР 1977 года, где говорится, что в соответствии со своими уставными задачами они участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных, социально-культурных вопросов.* Как элемент политической организации социалистического об-. щества, общественные организации вносят немалый вклад в процесс формирования активной жизненной позиции личности. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» отмечается важность эффективного воздействия на личность со стороны партийной, комсомольской, црофсоюзной организации с применением всех имеющихся в их распоряжении средств и методов, направленных на воспитание ответственности, инициативности, нецримиримости к недостаткам у всех трудящихся. ХХУ1 съезд КПСС еще раз теснейшим образом связал проблему всестороннего развития личности с дальнейшей активизацией деятельности общественных организаций, направил усилия исследователей на изучение роли общественных организаций в деле формирования активной жизненной позиции личности.

Актуальность проблемы формирования активной жизненной позиции личности в условиях развитого социализма определяет важность и необходимость как теоретического анализа данного явления: определения сущности, структуры понятия жизненной позиции, разработки основных показателей активной жизненной позиции личности социалистического типа, раскрытия особенностей измерения уровня активной жизненной позиции членов трудового коллектива, так и изучения реального уровня сформированное&tradeактивной жизненной позиции различных групп трудящихся, практического опыта общественных организаций, эффективности использования ими отдельных средств с целью формирования активной жизненной позиции личности.

В последние годы в советской литературе появилось немало пуб Конституция СССР 1977 года, статья 7. ликаций, специально посвященных исследованию сущности, содержания и формирования активной жизненной позиции личности, в том.

Т 2 числе: монографии, материалы научно-практических конференций, о д статьи, диссертации и авторефераты. Вершловский С. Г. Воспитание активной позиции личности. Л., 1981; Ефимов В. Т., Косолалов С. М. Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания. М., 1977; Зарецкий М.Ф.' Социально-психологические основы формирования активной жизненной позиции у рабочей молодежи. Л., 1979; Твоя жизненная позиция. М., 1979; Титов В. Активная жизненная позиция молодого человека. М., 1979 и др. о.

Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. М., 1979; Вопросы партийного руководства нравственным воспитанием. М., 1979; Коммунистическая идейность — основа активной жизненной позиции. М., 1979 и др. о.

Афанасьева А. И. Активная позиция личности в трудовом коллективе. — В кн.: Комплексный подход к идейно-воспитательной работе в трудовом коллективе. М., 1978; Бушуев A.M., Ромашов О. В. Формирование активной жизненной позиции молодежи в комсомольско-моло-дежном коллективе. — В кн.: Социально-экономические проблемы ком-сомольско-молодежного коллектива. М., 1981; Капто А. С. Единство идейно-политического, трудового, нравственного воспитания и формирование активной жизненной позиции советского человека. — В кн.: Проблемы коммунистического воспитания и социалистической культуры. М., 1977; Шабанов В. К. Влияние некоторых факторов на развитие общественно-политической активности личности. — В кн.: Социологические исследования работы общественных организаций. М., 1981; и др. Дивитовская Н. А. Позиция личности. Кандидатская диссертация. Л., 1971; Маркин В. Н. Взаимодействие идейно-политического, трудового и нравственного воспитания в формировании активной жизненной позиции личности. Кандидатская диссертация. М., 1979; Наливайко Н. В Теоретико-методологический анализ жизненной позиции личности в условиях развитого социализма. Автореферат канд.диссертации. Новосибирск, 1981; Хобта И. П. Социальная сущность жизненной позиции личности. Автореферат канд.диссертации. Киев, 1978; Шебитченко АЛ. Роль производственного коллектива в формировании активной жизненной позиции личности. Диссертация. М., 1978; и др.

Советскими учеными: Арефьевой Г. С., Архангельским Л. М., Кру-товым Н.Н., Леонтьевым А. Н., Мансуровым Н. С., Момовым В. М., Рувин-ским Л.К., См*фновым В.А., Харчевым А. Г. и другими накоплен значительный опыт теоретического осмысления вопросов формирования личности нового типа в условиях социализма.

В течение последних лет публиковалось немало работ, в которых рассматриваются вопросы повышения роли общественных организаций в идейно-воспитательной работе, сущность их деятельности, формы и средства их воздействия на личность в условиях производственного коллектива. Эти вопросы, в частности, отражены в ряде монографий.

I 2 и статей, диссертаций и авторефератов.

Несмотря на обилие опубликованных материалов, многие стороны формирования активной жизненной позиции и роли в этом процессе общественных организаций не нашли должного освещения в теоретическом и црикладном плане и требуют как научной разработки, Вопросы развития политической системы социализма. М., 1980; Вопросы теории и практики комсомольской работы. М., 1973; Данченко Н. И. Общественные организации в СССР в условиях развитого социализма. Киев, 1968; Морозов Б. М. Повышение роли общественных организаций трудящихся в идейно-воспитательной работе в производственном коллективе. — В кн.: Проблемы повышения эффективности коммунистической пропаганды. Томск, 1976; Общественные организации, право и личность. М., 1981; Пригожин А. И. Социология организаций. М., 1980; Шутько Д. В. Социологические аспекты членства в общественных организациях — В кн.: Вопросы теории и истории общественных организаций. М., 1971; Щиглик А. И. Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР. М., 1977 и др. л.

Безруков А. В. Управление в общественной организации. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1972; Иоксте Р. К. Взаимодействие общественных организаций в идейно-воспитательной работе в производственном коллективе в условиях развитого социализма. Диссертация. М., 1978. так и обобщения практического опыта. Прежде всего, необходима научно-обоснованная система показателей активной жизненной позиции личности, позволяющая отразить существующее положение дел и сравнить уровень проявления активной жизненной позиции в различных. группах трудящихся. Представляет интерес изучение влияния ряда объективных и субъективных факторов на формирование активной жизненной позиции личности и, в частности, определение эффективности воспитательного воздействия различных общественных организаций на членов трудового коллектива.

Недостаточная разработанность указанных проблем определила поисковую направленность, цель, основные задачи и структуру диссертационной работы.

Основной целью диссертации является исследование роли общественных организаций в формировании активной жизненной позиции членов трудового коллектива.

В соответствии с целью диссертации автор решает следующие задачи:

— раскрывает сущность и содержание понятия жизненной позиции личности;

— разрабатывает показатели активной жизненной позиции и индикаторы их измерения;

— определяет влияние некоторых социально-демографических факторов на уровень активной жизненной позиции личности;

— рассматривает деятельность общественных организаций как фактор формирования активной жизненной позиции и определяет эффективность работы отдельных общественных организаций в этом процессе;

— исследует эффективность используемых общественными организациями средств с целью формирования активной жизненной позиции;

— вьфабатывает на основе изучения практического опыта общественных организаций конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию их деятельности, повышению уровня активной жизненной позиции членов трудового коллектива.

Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, в которых воспитание нового человека, формирование всесторонне и гармонически развитой личности определяется как цель коммунистического общества, рассматриваются предпосылки и факторы, способствующие реализации этой цели.

Автор руководствуется документами и материалами партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, работами руководителей партии и правительства, в которых находит дальнейшее развитие марксистско-ленинская теория личности, определяется место и роль субъективного фактора в деле формирования активной жизненной позиции членов социалистического общества.

Диссертационная работа основана на конкретном социологическом исследовании роли общественных организаций в формировании активной жизненной позиции, личности, проведенном автором на Ивановском меланжевом комбинате им. К. И. Фролова, Тамбовском заводе гальванического оборудования, Тамбовском заводе технологического оборудования, Тамбовском заводе подшипников скольжения в 1982 году.

В качестве единиц наблюдения выступали рабочие основных профессий, уровень активной жизненной позиции которых явился объектом изучения, а предметом изучения была роль общественных организаций промышленных предприятий в формировании активной жизненной позиции.

Важное значение для исследования проблемы «общественные организации — активная жизненная позиция личности» имели следующие положения:

— во-первых, автор исходил из широко распространенного в научной литературе оцределения общественной организации как объединения, которое сознательно образуется людьми, связанными между собой единством действия, целей и интересов, на основе добровольности и самоуцравляемости для решения общественно-значимых задач и реализации личностных потребностей и интересов;

— во-вторых, принималось как аксиома, что система общественных организаций активно воздействует на личность, участвует в формировании её активной жизненной позиции с помощью средств, форм и методов воспитания, имеющихся в её распоряжении;

— в-третьих, методологической посылкой исследования служило положение, что жизненная позиция социалистической личности — это сознательная, деятельная позиция, которая раскрывается в единстве слова и дела, мотива и поступка.

Все эти положения нашли дальнейшее развитие в диссертации. Научная новизна исследования состоит в том, что автор, руководствуясь решениями ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», исследовал теоретические и прикладные вопросы роли общественных организаций в формировании активной жизненной позиции личности социалистического типа.

В данной работе сделана попытка проанализировать жизненную позицию как критерий социальной зрелости личности через совокупность взаимосвязанных элементов: систему деятельности, в которую вовлечен индивид, систему результатов как меру активности его жизненной позиции, систему мотивов, которая является характеристикой истинной природы и направленности жизненной позиции человека. В диссертации исследуется активная жизненная позиция личности нового типа, которая является коммунистической по своей направленности и характеризует степень участия советского человека в решении задач коммунистического строительства.

Особое внимание в работе уделяется проблеме измерения активной жизненной позиции членов трудового коллектива. В этой связи автор рассматривает активную жизненную позицию как интегрированный показатель, включающий такие составляющие, как ответственность за порученное дело, инициативность, непримиримость к недостаткам и идейно-политическую направленность. В качестве критерия для измерения показателей активной жизненной позиции выступает соотношение мотива и результата действия, поступка. Разработанная система показателей и индикаторов позволила распределить членов трудового коллектива в зависимости от уровня проявления активной жизненной позиции по пяти типологическим группам, определить влияние некоторых факторов: возраста, образования, квалификации, трудового стажа на уровень активной жизненной позиции.

В работе показывается значимость воспитательного воздействия общественных организаций в деле формщювания и развития активной жизненной позиции личности. С этой целью определяется эффективность деятельности отдельных общественных организаций на основе выбранного критерия — высокого уровня активной жизненной позиции членов этих организаций, подробно рассматриваются средства и методы работы общественных организаций, направленные на выработку у каждого члена трудового коллектива активной жизненной позиции.

Рассмотренные в диссертации проблемы имеют непосредственный выход в црактику идеологической, политико-воспитательной работы по формированию активной жизненной позиции личности. Предлагаемая автором методика измерения активной жизненной позиции личности может помочь партийным и общественным организациям при оценке уровня социальной зрелости отдельной личности, эффективности деятельности различных общественных организаций и при определении путей дальнейшего совершенствования воспитательного процесса. В работе обобщен практический опыт общественных организаций ряда промышленных предприятий в деле формирования и развития активной жизненной позиции советских тружеников, позволяющий судить об эффективности средств их воздействия на личность и наметить пути дальнейшего улучшения деятельности этих общественных организаций.

Предложенный критерий, показатели и методика их измерения имеют также методическое значение, так как повышает достоверность и надежность социологической информации.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в цроцессе научно-исследовательской, учебно-воспитательной, пропагандистской работы, при планировании и управлении процессом коммунистического воспитания, формирования активной жизненной позиции трудящихся.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования позволили сделать следующие теоретические выводы:

I. Жизненная позиция социалистической личности — это сознательная, деятельная позиция, которая выражается одновременно и в определенной линии поведения, в результатах деятельности, и во взглядах, идеалах, потребностях, мотивах.

Степень включенности индивида в общественно полезную деятельность характеризует активность жизненной позиции, а доминирующие побуждения к действиям, направляющие и объясняющие линию поведения человека, — ее направленность.

2. Активная жизненная позиция выступает с одной стороны показателем социальной зрелости отдельной личности в социалистическом обществе, а с другой — критерием эффективности идейно-воспитательной работы, в том числе и деятельности общественных организаций.

Основными показателями активной жизненной позиции являются идейно-политическая направленность, ответственность, инициативность, непримиримость к недостаткам, которые наиболее полно и всесторонне раскрывают сущность и структуру активной жизненной позиции социалистической личности, позволяют достоверно измерить уровень активной жизненной позиции членов трудового коллектива, исследовать отдельные уровни жизненной позиции, которые существуют как разная мера приближения к идеальному типу личности в социалистическом обществе.

3. Существенное влияние на уровень активной жизненной позиции оказывают социально-демографические факторы: с увеличением уровня образования, квалификации, стажа работы на предприятии и возраста повышается уровень активной жизненной позиции членов трудового коллектива.

4. Росту уровня активной жизненной позиции в наибольшей мере способствует включенность индивидов в деятельность общественных организаций, причем чем больше степень включенности человека /количество общественных организаций, членом которых он является, количество выполняемых им поручений/, тем выше его уровень активной жизненной позиции. Партийная организация, ВОИР,.

ПДПС, ДОСААФ через систему имеющихся в их распоряжении средств: собраний, поручений, трудовых починов, соцсоревнования, политпросвещения и других активно влияют на формирование и развитие общественной и коллективистской направленности интересов личности, ответственности, инициативности, непримиримости к недостаткам, то есть на выработку у членов трудового коллектива активной жизненной позиции.

Главный вывод исследования, который вытекает из полученных эмпирических результатов заключается в том, что на обследуемых предприятиях существует несоответствие между имеющимися у общественных организаций возможностями и реальным использованием их в целях формирования активной жизненной позиции у членов трудового коллектива.

Для устранения этого несоответствия и дальнейшего повышения роли общественных организаций в формировании активной жизненной позиции необходимо:

— увеличивать число членов общественных организаций и улучшать их качественный уровень;

— совершенствовать идейно-воспитательную работу общественных организаций;

— расширить сферу деятельности всех общественных организаций за счет привлечения к работе молодежи.

Практические предложения по превращению общественных организаций в еще более действенную силу, способную решать задачу формирования активной жизненной позиции членов трудового коллектива сводятся к следующему.

I. Для обеспечения роста рядов членов общественных организаций и повышения их качественного уровня необходимо: а) все шире привлекать к участию в работе общественных организаций молодежьб) увеличивать партийную прослойку в каждой первичной общественной организации путем вовлечения коммунистов в работу других общественных организаций, а также принятия в ряды КПСС наиболее активных членов комсомольской организации, ВОИР, ПДПС, народных контролеров, членов других организацийв) повышать общеобразовательный уровень членов общественных организаций через обучение в ШРМ, техникумах, институтах вечерней и заочной формыг) повышать квалификационный уровень членов организаций цутем их обучения на производственно-технических курсах, в школах по изучению передовых методов труда, на курсах обучения вторым и совмещенным профессиям.

Успеху активизации идейно-воспитательной деятельности по формированию активной жизненной позиции у всех членов трудового коллектива будет способствовать: а) совершенствование формирования коммунистического мировоззрения в системе политпросвещения путем соблюдения принципов добровольности, последовательности и преемственности в получении политического образования, сосредоточения внимания обучающихся в системе политпросвещения на самостоятельном, творческом изучении теории и политики партии, на выработке умения применять полученные знания на практике, повышения теоретической и методической подготовленности пропагандистских кадров, распространения опыта лучших пропагандистовб) правильное распределение общественных поручений с учетом способностей, возможностей каждого члена общественной организации, своевременный контроль за их выполнением и оказание помощи со стороны руководителей и остальных членов организациив) повышение роли собраний общественных организаций путем привлечения к подготовке и участию в них более широкого круга трудящихся, обсуждения на собраниях важнейших вопросов жизни трудового коллектива, в том числе и отклонений от норм социалистической морали, нарушений трудовой дисциплинысовершенствования организации собранийг) вовлечение в социалистическое соревнование каждого работающего, совершенствование организации соцсоревнования, повышение его действенности, развитие коллективных и индивидуальных форм соревнованияд) внедрение бригадного метода организации и оплаты труда на всех участках производства, вовлечение рабочих в движение многостаночников, «Ни одного отстающего рядом!», поддержка почина по досрочному выполнению планов и обязательств всеми работающимие) эффективное использование в работе с молодежью наставничества путем повышения требовательности к подбору наставников из числа передовиков производства, проявляющих высокий уровень активной жизненной позиции, обладающих определенными знаниями и умением в области воспитательной работы.

Эти рекомендации разработаны на основе результатов локального исследования, но имеют всеобщий характер, поскольку дальнейшее совершенствование и повышение эффективности средств идейно-воспитательного воздействия общественных организаций есть непременное условие успеха процесса формирования активной жизненной позиции членов трудового коллектива любого предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный период развития социалистического общества характеризуется всемерным повышением роли и ответственности общественных организаций на всех участках строительства коммунизма. Важнейшим из них является воспитание нового человека, формирование его активной жизненной позиции.

В решении назревших проблем коммунистического воспитания трудящихся общественные организации опираются прежде всего на марксистско-ленинскую теорию, строят свою деятельность на основе анализа достигнутых результатов, накопленного опыта и помогают им в этом социологические исследования. Данное теоретико-прикладное исследование роли общественных организаций в формировании активной жизненной позиции членов трудового коллектива позволило во-первых, раскрыть сущность и структуру понятия активной жизненной позиции, разработать основные показатели, с помощью которых измерялся уровень активной жизненной позиции отдельной личности, во-вторых, определить влияние на уровень активной жизненной позиции некоторых социально-демографических показателей и фактора участия в работе общественных организацийв-третьих, получить конкретную информацию об эффективности идейно-воспитательной работы общественных организаций и использования ими отдельных средств в деле формирования активной жизненной позиции личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. Из рукописного наследства К.Маркса. Введение /из экономических рукописей 1857−1858 годов/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 709 — 738.
  3. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.269−317.
  4. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т. I, с. 125 — 346.
  5. В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. -Полн. собр. соч., т. 6, с. 212 235.
  6. В.И. Реформизм в русской социал-демократии. Полн. собр. соч., т. 20, с. 305 — 318.
  7. В.И. Все на борьбу с Деникиным! /Письмо ЦК РКП /большевиков/ к организациям партии/. Полн. собр. соч., т. 39, с. 44 — 63.
  8. В.И. Об условиях приема новых членов в партию. Письма В. М. Молотову. Полн. собр. соч., т. 45, с. 17 — 21.
  9. В.И. Политический отчет Центрального Комитета РКП/б/
  10. XI съезду РКП /б/ 27 марта 2 апреля 1922 г. — Полн собр. соч., т. 45, с. 69 — 117.
  11. Конституция /Основной Закон/ СССР. -М.: Политиздат, 1977.-63с.
  12. Материалы Пленума ЦК КПСС /22 ноября 1982 г./.-М.: Политиздат, 1982.-30 с.
  13. Материалы Пленума ЦК КПСС /14−15 июня 1983 г./.-М.: Политиздат 1983.-80 с.
  14. Материалы Пленума ЦК КПСС /26−27 декабря 1983 г./. М.: Политиздат, 1983.-30 с.
  15. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.-256 с.
  16. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978.-319 с.
  17. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. -М.: Политиздат, 1979.-15 с.
  18. О работе комсомола по повышению эффективности идейно-•""'. .-.-'iL нравственного воспитания молодежи: Постановление ЦК ВЛКСМ от 14 ноября 1979 года. — В кн.: Справочник партийного работника. — М.: Политиздат, 1980, с. 534 — 544.
  19. Типовой устав Добровольного Спортивного общества профсоюзов. Утвержден постановлением секретариата ВЦСПС от 16 июля 1982 г. В кн.: Справочник профсоюзного работника. — М.: Профиздат, 1983, с. 453 463.
  20. Устав ВЛКСМ. Принят Х1У съездом ВЛКСМ, частичные изменения внесены ХУ, ХУП, ХУШ съездами ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1979.-32 с.
  21. Устав КПСС. Утвержден XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1982.-62 с.
  22. Устав профессиональных союзов СССР. Утвержден XIII съездом профсоюзов СССР. В кн.: Справочник профсоюзного работника. — М.: Профиздат, 1983, с. 5 — 40.3. Материалы конференций
  23. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм: По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку /25−27 апреля 1979 г./. М.: Политиздат, I979.-349 с.
  24. Вопросы партийного руководства нравственным воспитанием: По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку /25−27 апреля 1979 г./. М.: Политиздат, 1979.-205 с.
  25. Коммунистическая идейность основа активной жизненной позиции: По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку /25−27 апреля 1979 г./. — М.: Политиздат, 1979−237с.
  26. Основные факторы формирования личности в условиях развитого социализма: По материалам научно-практической конференции в Звенигороде /май 1979 г./. М.: ИСИ АН СССР, I979.-77 с. Ротапринт.
  27. Проблемы коммунистического воспитания и социалистической культуры. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции.-М.: Политиздат, 1977.-272 с.
  28. Формирование активной жизненной позиции. Материалы научно-практической конференции. Пенза, 1979.-88 с.
  29. Формирование активной жизненной позиции людей развитого социализма. Таллин, 1982.-184 с.
  30. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1930.- 363 с. 1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  31. Н.Н. Расширение участия трудящихся в управлении производством. М.: Наука, 1979.-223 с.
  32. С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л.: Лениздат, I98I.-I44C.
  33. С.С. Воспитание коммунистической убежденности. -М.: Мысль, 1983.-189 с.
  34. Вопросы теории и истории общественных организаций. М.: Наука, I97I.-258 с.
  35. Н.И. Общественные организации СССР в условиях развитого социализма. Киев: Наукова думка, 1973.-235 с.
  36. А. Активная жизненная позиция. М.: Знание, 1978, № 10.-63 с.
  37. Добровольные общества при социализме. -М.: Наука, 1976.-372 с.
  38. В.Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания.-М.: Мысль, 1977.-70 с.
  39. В., Лисовский В., Макаревич Э. Гражданственность позиции. М.: Молодая гвардия, 1980.-184 с.
  40. Г. Т. Социологические исследования эффективности идеологической работы. М.: Мысль, 1980.-252 с.
  41. М.Ф. Социально-психологические основы формирования активной жизненной позиции у рабочей молодежи. Л.: Знание, 1979.-16 с.
  42. Ццейно-воспитательная работа первичной партийной организации. М.: Политиздат, 1979.-256 с.
  43. Исследование и построение показателей социального развития и планирования /Под ред. Г. В. Осипова и В. Г. Андреенкова.-М.: Наука, I979.-229 с.
  44. Коммунистическое воспитание трудящихся. М.: Издательство Московского университета, 1980.-223 с.
  45. Кон И. С. Социология личности.-М.: Политиздат, 1967.-383 с.
  46. Н.Н. Мораль в действии.-М.: Политиздат, 1977.-255 с.
  47. Т.С. Этика социальной активности личности. М.: Высшая школа, 1974.-117 с.
  48. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  49. В.М. Человек, мораль, воспитание /Пер. с болг. М.: Прогресс, 1975.-163 с.
  50. Нравственное воспитание в трудовом коллективе /Под ред. Ж. Т. Тощенко и В. Ф. Правоторова. М.: Профиздат, I98I.-2I6 с.
  51. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики. М.: Мысль, 1979.-304 с.
  52. Нравственная жизнь: искания, позиции, поступки. М.:Мысль, 1982.-300 с.
  53. Общественные организации, право и личность. М.: Наука, I98I.-368 с.
  54. .А. Роль трудового коллектива в формировании активной жизненной позиции молодежи. Киев: Знание, 1978.--31 с.
  55. П.В. Эффективность идейно-воспитательной работы.- М.: Мысль, 1975.-215 с.
  56. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.--256 с.
  57. И. Теория измерений. М.: Мир, 1976.-248 с.
  58. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977.-511 с.
  59. Реальный социализм в СССР и его буржуазные фальсификаторы.- М.: Мысль, 1977.-382 с.
  60. В.А. Социальная активность советских рабочих /Некоторые методологические и социологические аспекты/. М.: Политиздат, 1979.-208 с.
  61. Г. Л. Советский человек. М.: Политиздат, I97I.-376c.
  62. В.П. Формирование активной жизненной позиции.- М.: Политиздат, 1980.-63 с.
  63. Социологические исследования деятельности комсомольских организаций по повышению трудовой и общественно-политической активности молодежи. /Под ред. В. И. Мухачева и В.А. Смирнова/. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1975.-277 с.
  64. Социологические исследования работы общественных организаций. М.: ИСИ АН СССР, I93I.-I69 с. Ротапринт.
  65. Социологические проблемы коммунистического воспитания. -М.: ИСИ АН СССР, 1978.-181 с. Ротапринт.
  66. Стандартизация показателей в социологическом исследовании /Под ред. Г. В. Осипова и Э.П. Андреева/. М.: Наука, 1981.--247 с.
  67. Становление активной жизненной позиции строителя коммунизма. Магнитогорск, 1979.-146 с.
  68. Э.В. Социалистический образ жизни: теоретические и идейно-воспитательные проблемы. -М.: Мысль, 1977.-263с.
  69. Твоя активная позиция. О комплексном решении задач идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.-Донецк: Донбасс, 1976.-135 с.
  70. Твоя жизненная позиция. М.: Московский рабочий, 1979.176 с.
  71. Теория и практика коммунистического воспитания. М.:Мысль, 1980.-367 с.
  72. В.А. Активная жизненная позиция молодого человека. М.: Знание, 1979.-48 с.
  73. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова/. М.: Политиздат, 1980.-444 с.
  74. А.Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Политиздат, 1977.-143 с.
  75. Человек и его работа. М.: Мысль, 1967.-392 с.
  76. А.И. Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР. М.: Наука, 1977.-253 с.
  77. В.А. Междисциплинарный подход к изучению соответствия между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением.-М.: Варна, 1970.-II с.
  78. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.-17 с.
  79. Ц.А. Общественные организации в СССР. М.: Наука, 1972.-215 с. 5. Статьи
  80. С. Воспитание активной жизненной позиции строителя коммунизма. -Политическое самообразование, 1976, № 12, с. 35−42.
  81. С. Нравственная свобода и ответственность. Активная жизненная позиция личности. Политическое самообразование, 1979, № II, с. 95−103.
  82. А.И. Активная позиция личности в трудовом коллективе. В кн.: Комплексный подход к идейно-воспитательной работе в трудовом коллективе. — М.: АОН при ЦК КПСС, 1978, с. 21−29.
  83. В. Нравственные качества и активная жизненная позиция личности. Политическое самообразование, 1979, И, с. 53−59.
  84. М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979, с. 44−75.
  85. A.M., Ромашов О. В. Формирование активной жизненной позиции молодежи в комсомольско-молодежном коллективе. -В кн.: Социально-экономические проблемы комсомольско-мо-лодежного коллектива. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, I98I, c. I0−20.
  86. Ю. Повышение социально-политической активности масс. Политическое самообразование, 1980, № 11, с. 28−36.
  87. В.Т., Колясников И. Н. Активная жизненная позиция и система нравственных качеств личности. Вестник МГУ /философия/, 1978, № 5, с. 58−67.
  88. Жизненная позиция как интегральная социально-психологическал характеристика личности. Взаимосвязь позиций общества, коллектива и личности. В кн.: Социальная психология и педагогика в партийной работе. — М.: Мысль, 1933, с. I4I-I64.
  89. В.Н. К вопросу о системе показателей общественно-политической активности масс. Социологические исследования, 1978, № 3, с. 66−76.
  90. А.С. Активная жизненная позиция советского человека как черта социалистического образа жизни. Научный коммунизм, 197, № 4, с. 62−69.
  91. А.С. Единство идейно-политического, трудового, нравственного воспитания и формирования активной жизненной позиции советского человека. В кн.: Проблемы коммунистического воспитания и социалистической культуры. — М.: Политиздат, 1977, с. 43−62.
  92. Р.И. Пути повышения эффективности средств массовой информации и пропаганды в формировании активной жизненной позиции. В кн.: Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. — М.: Политиздат, с. 139−156.
  93. КПСС в цифрах. Партийная жизнь, 1933, № 15, с. 14−20.
  94. А.П. Активная жизненная позиция личности и художественная культура. В кн.: Духовная культура и развитие личности в современном обществе. — Кишинев, 1977, с. 93−102.
  95. Н.И. Проблема социологического анализа организационных систем. Вопросы философии, 1974, № 7, с. 38−50.
  96. .К. Возрастание социальной активности личностив условиях развитого социализма. -В кн.: Философско-со-циологические проблемы развитого социализма. Казань: Изд-во КГУ, 1976, с. 69−86.
  97. И.Д. Активная жизненная позиция личности: понятие, содержание, некоторые факторы формирования. В кн.: Творческая природа социалистического общественного сознания. — М.: Мысль, 1980, с. 152−170.
  98. М.В. Работа партийных организаций по формированию активной жизненной позиции коммунистов. В кн.: Социологические исследования работы общественных организаций. — М.: ИСИ АН СССР, 1981, с. 155−169. Ротапринт.
  99. Н.С. Теоретические предпосылки построения моделей образа жизни. Социологические исследования, 1974, № 2, с. 70−80.
  100. Н.С. Теоретические предпосылки прогнозирования развития личности и ее активности. В кн.: Активность личности в социалистическом обществе. — М.: Наука, 1976, с. 35−55.
  101. В.Н. Единство нравственного, идейно-политического и трудового воспитания в процессе выработки активной жизненной позиции личности. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. — М.: Мысль, 1979, выпуск 2, с. 39−66.
  102. .М. Партия и массовые организации. В кн.: Вопросы теории и жизнь. — М.: Правда, 1976, выпуск 3, с.33--41.
  103. .М. Повышение роли общественных организаций трудящихся в идейно-воспитательной работе в производственном коллективе. В кн.: Проблемы повышения эффективноети коммунистической пропаганды. Томск: Изд-во ИГУ, 1976, выпуск 3, с. 20−32.
  104. Н.Г. Вопросы трудового воспитания в работе партийных и общественных организаций. В кн.: Социологические исследования работы общественных организаций. -М.: ИСИ АН СССР, 1981, с. 60−70. Ротапринт.
  105. Н.Г. Участие в работе общественных организаций- фактор развития социальных резервов производства. В кн.: Социальные резервы производства. — М.: ИСИ АН СССР, 1933, часть 2, с. 5−3. Ротапринт.
  106. О.В. Роль общественных организаций в формировании у рабочей молодежи активной жизненной позиции. В кн.: Социологические исследования работы общественных организаций. — М.: ИСИ АН СССР, 1981, с. 6−49, Ротапринт.
  107. В.А. К вопросу о системе показателей эффективности работы комсомольских организаций. В кн.: Вопросы теории и практики комсомольской работы. — М.: Молодая гвардия, 1973, выпуск I, с. 28−247.
  108. Утверждение активной жизненной позиции как этическая проблема. Коммунист, 1978, № 6, с. 95−100.
  109. В. Позиция и ее формирование. В кн.: Исследование проблем молодежи в ГДР.-М.: Прогресс, 1976, с. I2I-I47.
  110. В.К. Влияние некоторых факторов на развитие общественно-политической активности личности. В кн. Социологические исследования работы общественных организаций. — М.: ИСИ АН СССР, 1931, с. 132−154. Ротапринт.
  111. В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований. В кн.: Советская социология. — М.: Наука, 1982, т. 2, с. 29−38.6. Диссертации
  112. А.Г. Мотивы социального поведения инженеров промышленного предприятия. Новосибирск, 1975.-198 с.
  113. Н.А. Позиция личности. Л., I97I.-I8I с.
  114. Р.К. Взаимодействие общественных организаций в идейно-воспитательной работе в производственном коллективе в условиях развитого социализма. М., 1978.-190с.
  115. В.Н. Взаимодействие идейно-политического, трудового и нравственного воспитания в формировании активной жизненной позиции личности. М., 1979.-167 с.
  116. В.В. Опыт разработки системы показателей нравственного развития личности. М., 1979.-155 с.
  117. Т.П. Роль партийной организации производственного коллектива в осуществлении комплексного подхода к воспитанию молодых рабочих /на материалах социологического исследования/. М., 1979.-175 с.
  118. А.П. Роль производственного коллектива в формировании активной жизненной позиции личности. М., 1978.-169 с. 7. Авторефераты
  119. Г. П. Роль общественных организаций в формировании коммунистического самоуправления: Автореф. канд. дис. Л., 1979.-18 с.
  120. А.В. Управление в общественной организации: Автореф. канд. дис. М., 1972.-23 с.
  121. С.В. Математические модели и методы социально-экономического управления в деятельности общественных организаций: Автореф. канд. дис. -Ташкент, 1979.-18с.
  122. Ю.А. Система общественных организаций СССР и ее роль в привлечении трудящихся к социальному управлению: Автореф. канд. дис. Саратов, 1970.-20 с.
  123. Н.В. Теоретико-методологический анализ жизненной позиции личности в условиях развитого социализма: Автореф. канд. дис. Новосибирск, I98I.-20 с.
  124. А.П. Общественное мнение и формирование активной жизненной позиции личности и трудового коллектива: Автореф. канд. дис. М., I98I.-24 с.
  125. Н.В. Проблемы оценки эффективности идейно-политического воспитания в трудовых коллективах: Автореф. канд. дис. М., 1980.-22 с.
  126. И.П. Социальная сущность жизненной позиции личности: Автореф. канд. дис. Киев, 1978.-22 с.
  127. Н.И. Социальная ответственность социалистического типа личности: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1983.-24 с.
  128. А.Е. Роль общественных самодеятельных организаций трудящихся в развитии социалистической демократии: Автореф. канд. дис. Минск, 1972.-19 с.
  129. А.И. Критерии эффективности идейно-воспитательной работы в производственном коллективе:Автореф. канд. дис.-М., 1975.-21 с.
Заполнить форму текущей работой