Социализация ребенка-дошкольника в семье
Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как убежище от внешнего мира или как трамплин к будущему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи… Читать ещё >
Социализация ребенка-дошкольника в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
1.1 Сущность социализации в процессе развития личности
1.2 Семья как среда социализации ребенка
1.3 Условия гармоничной социализации в семье
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
2.1 Обоснование выбора методов исследования
2.2 Ход и результаты экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования Заключение Список используемых источников
Введение
Темой нашей работы: «Социализация ребенка дошкольника в семье». На наш взгляд, эта проблема довольно-таки актуальна. Потому, что семья всегда была, есть и будет важнейшим институтом воспитания социализации личности ребенка, то, каким вырастет ребенок, зависит, прежде всего, не от детского сада и школы, а как раз от семьи, в семье ребенок воспринимает и усваивает модель своей будущей семьи, своих социальных ролей в ней. Однако семья, этот важный институт воспитания и социализации личности ребенка находится под угрозой: материальное положение современной семьи оставляет желать лучшего, снижается рождаемость, падает уровень педагогической культуры родителей, не есть ли это кризис современной семьи, и соответственно, ее влияние на ребенка?
Вопросы семейного воспитания рассматриваются многими педагогами: Н. Н. Авдеева, Т. В. Архиреева, А. Я. Варга, Т. П. Гаврилова, А. И. Захарова, А. Е. Личко, А. И. Спиваковская, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер, и др.
Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая, по мнению таких ученых, как В. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Социальная сторона тесно связывается со становлением мативационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д. И. Фельдштейн пришел к выводу, что «раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка» .
Таким образом, важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Эта проблема актуальна на современном этапе, и тема нашего исследования: «Роль семьи в социализации ребенка дошкольника» .
Объектом нашего исследования является процесс социализации ребенка дошкольника в семье.
Предметом являются взаимосвязь статуса ребенка в детском коллективе со стилем детско-родительских отношений.
Целью нашего исследования является изучение роли семьи в социализации ребенка дошкольника.
Гипотеза: мы предполагаем, что стиль воспитания в семье влияет на уровень социализации ребенка дошкольника.
Для доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть составляющие понятия «социализация», определить движущие механизмы данного процесса.
2.Раскрыть сущность семьи, изучив типы семейных взаимоотношений, влияние полной и неполной семьи на развитие и воспитание ребенка.
3.Провести эмпирические исследования условий социализации ребенка в семье.
В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; экспериментальные методы (наблюдение, опрос, тестирование, беседа, социометрический метод, проективные методы, естественный эксперимент); методы обработки полученных данных (качественные и количественные, методы математической статистики).
В качестве методологической основы изучения роли семьи в социализации ребенка дошкольника нами использовались работы: А. Я Варга, С. С. Столин, В.А. Кан-Калика и др.
Все наши исследования проводились на базе дошкольного образовательного учреждения с. Варваровка, Амурской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (43), приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
1.1 Сущность социализации в процессе развития личности Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта [23; 214].
Термин «социализация», не смотря на его широкую распространенность, по мнению Г. М. Андреева, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация», «развитие личности» и «воспитание». Содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождение индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» и т. д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс приобретения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В ходе социализации человек приобщается к нормам и правилам общественного устройства, осваивает значение разных социальных ролей, овладевает определенным уровнем культурных знаний и навыков. В результате человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, без которых невозможна полноценная жизнь в обществе [30;191].
В контексте психоанализа социализация интерпретируется как вхождение изначально враждебного социуму индивида в нормальную социальную среду, как «очеловечивание» ребенка вопреки его природной асоциальности. В школе Ж. Пиаже понимается как процесс адаптации к социальной среде. Считается, что при достижении определенного уровня развития, а именно с появлением способности отделить свою точку зрения от чужой (примерно в семилетнем возрасте), ребенок обретает возможность сотрудничать с другими людьми.
Социализация — процесс весьма длительный, расширение и обобщение социального опыта происходит на протяжении всей жизни человека. Однако начинается она очень рано, одновременно с тем моментом, когда ребенок физически отделяется от матери.
Вся история развития ребенка — это цепь последовательных разрывов: рождение, отнятие от груди, самостоятельная ходьба, поступление в ясли или детский сад, затем в школу и т. д. Чем более самостоятельным становится ребенок, тем больше у него возможностей для приобретения личного социального опыта, и тем более жесткие требования к его социальной зрелости предъявляет общество. Главная забота взрослых — правильно воспитать ребенка, т. е. научить его обходиться без нас [30; 194].
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей [2; 274].
А.А. Леонтьев пишет: «Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека» [19;188].
Вспомним известное утверждение Л. С. Выготского о том, что ребенок, родившись, уже является социальным существом. Его приняли руки врача-акушера или повивальной бабки, но приняли так, как это рекомендует делать накопленный к данному времени социальный опыт; над ним склонилось лицо матери, говорящей на определенном языке и ухаживающей за ним так, как это принято на данный момент в данной культуре; ему дают имя, являющееся своего рода «социальным значком», позволяющим отличить его от других младенцев. Иными словами, его изначально окружает взрослый, многообразный, сложно структурированный социальный мир. Мир того общества, полноправным членом которого ему еще предстоит стать, но без которого он уже не может существовать и которое уже относится к нему как к своему потенциальному будущему [3; 26].
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии социализация не может, однако, рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А поэтому разные личности могут выносить из объективных социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение является одним из оснований, лежащих в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессов — социализации и индивидуализации [39; 214].
Итак, в сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно выделить как минимум две грани.
Во-первых, процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей. Эта ориентировка становится возможной прежде всего благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит соответственно ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.
Второй гранью социального развития представляется формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.
Иными словами, процесс социального развития личности, как и вообще процесс развития, мыслится в активном взаимодействии личности с социальной средой. Именно для характеристики этого активного вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации [3; 27].
Каждый нормальный человек способен предвидеть реакции окружающих и контролировать свои собственные действия в соответствии с экспектациями, которые он им приписывает. Но младенцы не обладают этой способностью, они импульсивные создания. Как же ребенок развивается в личность, ориентированную на определенные ценности, которая, хотя и отличается от всех других, способна действовать в согласии с ними? Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Даже в обиходе приобретения таких навыков связывается с детством. Взрослый, который ведет себя не так, как требуют экспектации, оценивается как «незрелый»; человек считается «зрелым» не тогда, когда он вполне оформится биологически, но лишь после того, как он будет способен принимать на себя ответственность и контролировать собственные поступки. Личность социализирована, следовательно, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциальных норм [42; 397].
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Французский социолог Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается от исторических традиций, особенностей развития, социального и политического строя общества, но в то же время в современных условиях социализация, как считает американский социолог Т. Парсонс, — сформировать у вступающих в общество «новичков» чувства, как минимум, лояльности и, как максимум, преданности по отношению к социальной системе. Соответственно процесс социализации в различных обществах, сохраняя специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с глобальными общемировыми тенденциями.
Сделав такие уточнения, можно определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта; с другой стороны процесс активного воспроизводства ребенком (индивидом) системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
1.2 Семья как среда социализации ребенка Проблемой семьи и семейного воспитания занимались такие исследователи как: А. Адлер, А. А. Бадылев, А. Я. Варга, Р. А. Зачепицкий, П. Ф. Лесгафт, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. В. Столин и другие.
Поскольку самая близкая, значимая для ребенка среда — это семья, он прежде всего подражает родным впитывая дух внутри семейных отношений и переносит его в сои отношения со взрослыми и детьми вне семьи [16; 81].
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детьми между собой [23; 260].
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А. И. Добрович, А. И. Захарова, А. С. Макаренко, А. В. Петровского и других является межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребенку, как считает Е. М. Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
Ребенок должен чувствовать себя любимым в этом сходятся все воспитательные теории. Нелюбимые, недолюбленные дети, как известно, чаще болеют и хуже развиваются, а вырастая, становятся источником психологических и социальных проблем.
Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семь человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:
· в результате целенаправленного процесса воспитания;
· по механизму социального научения.
В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также по средством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других [39; 570].
В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты того и другого.
Как уже было сказано, семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации личности ребенка, ибо по сути своей она является микро ячейкой общества, естественной средой развития ребенка, к влиянию которой он, несомненно, достаточно восприимчив. Не случайно по результатам опроса, проведенного в 1989 — 1991 годах во Владимирской области (было опрошено 959 человек), выяснилось, что именно семья убедительно лидирует в качестве важнейшего фактора воспитания. Весьма, кстати, любопытно, что такой, безусловно, важнейший фактор воспитания, как школа, по мнению опрошенных, разделил 2 -3 место со средствами массовой информации (!), а литература и искусство по силе педагогического воздействия заняли последнее — 7 место (после товарищей, друзей, а также общественных организаций и коллективов — 4 -5 место и самовоспитания — 6 место).
Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функции ухода за детьми и их и воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [Кон, 1988].
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания (например, у детей — сирот и детей, воспитывающихся в интернатах с одной «мамой» на несколько человек) приводит к значительным затруднениям в их социализации.
Воспитательная функция семьи — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача накопленного социального опыта, выработка научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие чувства коллективизма, чувства меры, правил поведения, установленных в обществе, укрепление здоровья, помощь в физическом развитии. В семье наиболее полно раскрываются индивидуальные качества человека, его внутренний мир. Трудно переоценить роль семьи в формировании мировоззрения, навыков культуры и поведения, гражданской позиции личности в раскрытии ее интеллектуальных возможностей.
Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты разделяют на три группы. Первая — это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая — это внутри и вне-семейная деятельность, по преимуществу, это бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа — это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Вряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать утверждение по которому первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) могут быть представлены педагогикой семейных отношений — той самой, о которой с гениальной прозорливостью писал несколько десятилетий назад великий советский педагог А. С. Макаренко, «Ваше собственное поведение, — утверждал он в своей „книге для родителей“, самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы одеваетесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!» .
Нарушение семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З. Матейчика, человеческих потребностей — в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.
1.Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого развития.
2.Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
3.Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
4.Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхность контактов и чувств ребенок.
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. В процессе социального развития семья играет важную роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или отчуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся условиях [5; 22].
Наиболее велико значение этого фактора для формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. Маленький ребенок особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь ребенка к родителям, беспредельное доверие к ним, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца, определяют прочность воздействия на ребенка их примера.
Старейшим, исторически первым институтом социализации ребенка являлось материнство. В первобытные времена именно мать передавала своему ребенку те несложные и немногочисленные знания и умения, которых было достаточно для приобщения к жизни племени. Отцы не участвовали в воспитании детей, а выступали дл них лишь как носители определенной роли добытчика пищи и защитника. Полноценное освоение этой роли происходило лишь после того, как мальчик отделялся от матери и включался в жизнь мужчин этого клана. Именно племя, а не материнство или отцовство, становилось следующим институтом социализации первобытных мужчин. Девочки же овладевали всем объемом материальных и культурных знаний своего времени рядом с матерью, из ее рук, включаясь в хозяйственные заботы по мере того, как это позволял им возраст.
Современные отцы в значительно большей мере и гораздо раньше включаются в процесс социализации своих детей. Нередко в этом участвуют и представители старших поколений — бабушки и дедушки, неся ребенку свою версию социальных знаний и опыта, не всегда или не во всем совпадающую с тем, что предлагают родители. Таким образом, современная семья, являясь первым и главным институтом социализации маленького ребенка, представляют ему достаточно богатый и разнообразный круг знаний о мире, людях, обществе.
Роль семьи в процессе социализации огромна. Понимая социализацию в широком плане как приобщение ребенка ко всему богатству человеческой культуры, важно понимать, что основным условием этого является овладение им речью и, соответственно, развитие понятийного, специфически человеческого мышления.
Семья является для ребенка не только источником и условием развития его психики, расширения его знаний и представлений об окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном обществе социальных отношений, с которыми он встречается. Именно в семье ребенок знакомится со смыслом и сутью социальных ролей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, сына, дочери.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабжать ребенка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято вести себя в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой поведенческих отношений, освоение социальных норм и ролей, выражение психологических механизмов социального поведения [30;192].
Особую роль играет семья в воспитании ребенка — дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство — период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на котором строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А. Г. Харчева, семья для дошкольника — «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер ребенка вне семьи.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии ребенка, расценивая его как подготовительный к будущей, «настоящей» жизни, которая по их мнению, начинается с момента поступления в школу. Первые сколько-нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются именно в школе, поэтому родители и воспитатели не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, она прочно занимает в их сознании первостепенное место. Приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе и ее качество редко становится предметом родительского внимания и переживания. Между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека [30; 193].
В целом можно определить следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.
Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека. В первые три года жизни ребенка это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, которые содержат личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, связанные с мужественностью или женственностью. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, поскольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие (что весьма типично), делает эффективность половой социализации проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет их успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень, семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления и планы, и способы их достижения.
В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации. И это характерно для любого общества [23; 66].
Семью называют «школой чувств». В семье в общении с родителями, с братьями и сестрами у ребенка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.
Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально зрелой личности (с учетом того, что разных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминального поведения). Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосновения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь.
Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как убежище от внешнего мира или как трамплин к будущему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, каковы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы общения с детьми своих собственных родителей. Семейная социализация выделяет линии подобной семейной преемственности, но в более широком плане трансляции семейных ценностей и стереотипов поведения. Вместе с тем, под семейной социализацией понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены, матери и отца. В феминистической психологии большое внимание уделяется семейной социализации с точки зрения «принуждения» детей (якобы андрогинным по своей «природе») к гендерным ролям мальчиков и девочек [5; 295].
Таким образом, специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых — средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей семьи, они едины в одном: для своего развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей среде, представляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья. Именной в ней «дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт мускулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает взаимодействие на формирование у ребенка образа «Я» [1; 284].
Отсюда следует вывод что, именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной деятельности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношение членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка — первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.
Следовательно, логично рассмотреть вопрос о условиях гармоничной социализации ребенка дошкольника в семье.
1.3 Условия гармоничной социализации в семье Современные семьи весьма разнообразны. И от этого зависит то, какой персональной средой развития ребенка она является, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Что касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным, разброс очень велик — от 20 до 60%).
Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша [23; 266].
Итак, каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
· стать социально-экономинической и психологической защитой ребенка;
· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
· научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
· воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я» .
Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них:
· гуманность и милосердие к растущему человеку;
· вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
· открытость и доверительность отношений с детьми;
· оптимистичность взаимоотношений в семье;
· последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
· оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады [39;571].
Дети вырастают более самостоятельными, приспособленными к жизни, если отец и мать занимаются их воспитанием в одинаковой мере активно. На формировании чувства ответственности и самостоятельности ребенка сказывается пол того из родителей, кто занимает главенствующее положение в семье. Если ребенок того же пола, что и отец (мать), занимающий в семье лидирующее положение, то у него больше предпосылок для формирования чувства ответственности и самостоятельности. В семье, где лидирует мать, дети, как правило, растут лишенными инициативы, способны действовать только по указанию других. Особенно это касается мальчиков, которые в таких семьях помимо всего приобретают еще и черты инфантильности. Если семейные функции отца претерпели значительные изменения, то функции женщины-матери по-прежнему заключаются в воспитании детей, в установлении эмоционального климата в семье.
Семейная социализация понимается двояко: как с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности, — с другой. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее то социализирующее влияние, которое она оказывает на ребенка, что возможно только в том случае, когда семья, ее интересы находятся на первом месте. Но этот приоритет не должен абсолютизироваться, чтобы не сформировать конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи.
Известно что, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями), и субъективными (ценностными установками, стилем жизни, уровнем взаимоотношений членов семьи) нормами общества.
На основании этого ребенок идентифицирует себя, как гармоническая личность. Для этого необходимо общение со взрослыми.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
· характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обоих сторон;
· мотивы воспитания и родительства;
· степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
· удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
· стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
· способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
· социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
· степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предоставляет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития.
Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающая как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А.Я.Варга, А. И. Захаров, Д. И. Исаев, А. Рое, М. Сегельман), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В.Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия — антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
Родительская любовь имеет социокультурную историческую природу. Вплоть до XVIIIв. общественная ценность родительской любви была относительно невысока. В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психологического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Однако было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, конечно при условии выполнения ими родительского долга, проявление заботы, внимания и опеки в отношении ребенка.
В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открытого негативного полюса.
· Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает Дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его значимости и снижения самооценки его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.
· Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслуживать своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и страдания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.
· Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).
· Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность, материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.
· Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).
· Открытое эмоциональное отвержение ребенка.
А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия — антипатия; уважение — презрение; и близость — дальность [15; 124].
Новорожденный ребенок современного человека сохранил этологические признаки лица, которые обусловливают возникновение защищающих форм поведения у его матери. Кроме этого у младенца очень быстро вырабатывается паралингвистическая знаковая система (мимика, особенно улыбка, жесты, восклицания и т. д.).
Такие образования, значимые для общения, формируются на врожденной основе через присвоение ребенком идентифицирующегося поведения взрослого [21; 84].
В свою очередь, та элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, стимулирует определенные реакции у матери. Улыбка младенца приводит мать в гармоническое состояние радости от общения с ним, и она с торицей воздает ему за любовь. Здесь можно наблюдать отношения развивающейся взаимной идентификации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще.
Идентификационные отношения ребенка со взрослыми и взрослого с ребенком способствуют эмоциональной причастности малыша к человеческому роду. Таким образом, реально механизм идентификации на социальном уровне начинает прививаться через присвоение ребенком идентифицирующего поведения другого человека путем подражания. Развитие способности к идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, например, таких как способность к сопереживанию (сочувствию и сорадости) и активному нравственному отношению к людям, человечеству, к самому себе. Все это дает ребенку возможность распознавать эмоции и чувства другого, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением.
Идентификация как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны, идентификация может привести к растворению индивида в другом человеке выхолащиванию индивидуального.
В условиях разумного воспитания в семье, социальное развитие ребенка идет в направлении формирования личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе и группы в целом.
Идентификация обеспечивает усвоение конвенционных ролей, норм, правил поведения в обществе.
Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми и выросли хорошими людьми. Дифференциация семей по социально-экономическому положению и по наличию семейной памяти, семейных традиций ведет к дифференциации результатов социализационного поведения. Степень выраженности, по передаче детям семейного дела и собственности, по наследованию детьми их профессии — еще один аспект интереса социологии к семейной социализации. При этом надо учитывать конкретные обстоятельства времени и места, исторические изменения семьи. Рост разводов, например, отчасти связан с повторными браками, с возникновением весьма своеобразного положения, когда кровные отцы становятся приемными по отношению к детям новой жены и «приходящими» по воскресеньям отцами по отношению к собственным детям, оставшимся с первой женой.
Для развития здоровой личности, ребенку требуется воспитание в полной благополучной семье. В атмосфере постоянных сердечных эмоциональных отношений мальчик идентифицирует себя в положительной роли отца, а девочка в роли матери. При не полной семье, воспитываясь матерьюодиночкой важно чтобы ребенок идентифицировал себя положительно в отношении своего пола. Что еще сложнее для личности ребенка воспитывающегося в неблагополучной семье. В одинаковой ситуации, индивид может идентифицировать по-разному, причем это может происходить на бессознательном и сознательном уровне. Когда этот выбор для индивида не однозначен, у него возникает чувство тревоги.
Современные дети имеют возможность знакомиться с взаимоотношением мужчин и женщин не только в семье, но также в бульварной литературе и кино. Наряду с прекрасным образом рыцаря, героя, супермена, настоящего мужчины мальчик может найти образы мужского поведения в демонстративном мачо, в холодном убийце и т. д. Такой же широкий диапазон женских ролей предстает перед девочкой.
Половая идентификация обостряет в ребенке его рефлексивные способности и становление новых, более взрослых отношений с родственниками обеих полов.
Поэтому так важно, чтобы молодая семья действительно жила вместе, чтобы ребенок мог наглядно сравнивать и положительно идентифицировать себя по Гендеру.
Именно положительно развитая личность ориентируется на идеологию, мировоззрение и прогнозирует себя в будущем, формируя идеальный образ своей жизненной позиции, эмоционально и рационально идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу.
Дети, воспитывающиеся без семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов [28; 36].
Отсюда следует, что для формирования гармоничной личности необходима и отцовская и материнская любовь. Лишь наличие той и другой обеспечивает формирование духовно здоровой, гармоничной, зрелой личности.
Концепция А. Адлера содержит интересные дополнения, позволяющие яснее представить роли матери и отца в развитии личности ребенка. Отношение матери к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального принятия, мать своим образом нежности и заботы о детях, муже, людях вне семейного круга демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Мать учит ребенка любви и заботе о других людях, поощряет его к формированию товарищеских, дружеских интересов за пределами семьи. При этом она не должна замыкаться только на ребенке, она обязана реализовывать доброжелательные отношения c другими членам семьи и к более широкому социальному окружению. Желательно, чтобы мать не ограничивалась лишь воспитанием детей, но была включена в социальные виды деятельности. Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для преодоления комплекса неполноценности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей.
Итак, для гармоничной социализации ребенка необходимы эмоциональные отношения с родителями. Именно эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предоставляет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Для развития здоровой личности, ребенку требуется воспитание в полной благополучной семье. В атмосфере постоянных сердечных эмоциональных отношений.
Вывод: Таким образом, главными условиями гармоничной социализации ребенка дошкольника в семье являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовать содержательную жизнь и деятельность детей, так как именно детско-родительские отношения побуждают лучшие нравственные чувства и стремление к совершенствованию. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общений детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая трудовая деятельность — все это создает благоприятные условия для социализации в семье ребенка дошкольника, впечатлительного и склонного к подражанию. Именно в семье происходит ни с чем не сравнимая по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка дошкольника, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной деятельности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре.